Конспект урока по русскому языку на тему Комплексный анализ текста (6 класс)


10 Республиканский фестиваль педагогических идей учителей и преподавателей русского языка и литературы «Открытый урок»


















Номинация: «Мой лучший урок»

Тема: Комплексный анализ текста В. А. Сухомлинского «Моя мама»
















Автор
Кудряшова Валентина Андреевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Красночетайская СОШ»



с. Красные Четаи – 2015г.


6 класс
Тема: Комплексный анализ текста В. А. Сухомлинского «Моя мама»
Цели:
Общие: подвести учащихся к мысли, что с любви и от материнских рук начинается для нас Отчизна.
Частные: 1. Продолжить работу над комплексным анализом текста.
2. Познакомить с лексикой к тексту, обогатить словарный запас учащихся.
3. Обобщить и закрепить знания, умения и навыки учащихся по теме «Местоимение».
Оборудование: текст «Моя мама» В. А. Сухомлинского, компьютер, проектор, экран, раздаточный материал, фонозапись, таблицы кластеров (пишутся на уроке)
Эпиграфы к уроку:
Сердце матери – неиссякаемый источник чудес.
П.Беранже
Материнские руки – воплощение нежности;
детям хорошо спится на этих руках.
В. Гюго

Содержание урока
1 фаза - Вызов интереса
– Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости!
Ребята, я вас попрошу на время забыть о тех трудных уроках, которые у вас были сегодня, и погрузиться в прекрасный мир словесности.
1) Обратимся к строчкам Р. Рождественского: (На слайде строки Р. Рождественского под ф/з):
Все начинается с любви
Твердят:
«Вначале было слово»
А я провозглашаю снова:
Все начинается с любви!
Все начинается с любви:
И озаренье, и работа,
Глаза цветов, глаза ребенка-
Все начинается с любви-
С любви!
Я это точно знаю.
Р. Рождественский.

-Ребята, о чём этот прекрасный текст?
-А что начинается с любви?
-Какой частью речи являются выделенные слова?
Сегодня мы поговорим о материнской любви, поработаем по тексту В. А. Сухомлинского «Моя мама», повторим местоимения.
-Все начинается с любви
Ребята, а кого вы любите больше всего на свете?
Да, конечно же, маму. О маме сказано и написано очень много. Ей посвящали свои стихи поэты, ей поклонялись художники, музыканты, скульпторы. Одним из главных идеалов русской культуры является образ матери. Наша православная иконопись в образе Богоматери олицетворяет то любящее материнское сердце, которое становится центром вселенной. Поэтому на Руси поклоняются лику Божьей Матери. (На слайде образ Богоматери)
- Ребята, а что для вас есть МАТЬ? (составление кластеров)

начало жизни чистота
продолжение рода счастье
нравственность теплота
духовность любовь
верность МАТЬ свет
мудрость нежность, ласка
преданность благородство
терпеливость щедрость

- Ребята, а как вы понимаете слово «любовь»?
-В чём выражается ваша любовь к маме?

привязанность
обожание
нежность
благодарность ЛЮБОВЬ К МАМЕ
забота
уважение

2) Обращение к эпиграфам (они на слайде):
Сердце матери – неиссякаемый источник чудес.
П. Беранже.
а) словарная работа
- Как вы понимаете слово «неиссякаемый», приведите синонимы.
- Источником каких чудес является сердце матери? (составление кластера)
света добра
радости самопожертвования
сердечности ИСТОЧНИК нежности
мудрости ЧУДЕС ласки
теплоты любви
красоты


- Прочитайте второй эпиграф: «Материнские руки – воплощение нежности, детям хорошо спится на этих руках».
- Вы согласны со словами В. Гюго?
Да, какую бы грубую работу ни выполняли материнские руки, они всегда нежны. О материнских руках написал В. .А. Сухомлинский (на слайде портрет Сухомлинского, текст).
Это великий педагог, учитель, писатель, человек со светлой душой и добрым сердцем.
2-ая фаза - осмысление текста
(Карточки с текстом лежат на партах)
Может быть, мне снилось, а может, и вправду так было в годы моего раннего детства. 2) Я сплю, вижу во сне залитый солнцем луг. Бабочек много-много 3) И слышу, как (ко) мне прикасается тёплая, ласковая, нежная рука матери. 4) Я узнаю её, руку материнскую. 5) Ведь тепло, ласка и нежность материнская – единственная в мире. 6) Мама берёт меня, прижимает (к) себе, несёт куда-то, а я плыву, плыву. 7) И так мне радостно, так приятно. 8) Хочется, чтобы эта минута длилась бесконечно. 9) Наверно, от ласки и нежности материнских рук и начинается (для) нас Отчизна.

1.Чтение текста на фоне музыки (читает подготовленный ученик)
2. Словарная работа (учащиеся выписывают в тетради непонятные слова и выражения: вправду, залитый солнцем луг, длилась бесконечно, подбирают синонимы)

3-я фаза – размышление над текстом
1. Определение темы, идеи текста
- Ребята, о чём этот текст? Как бы вы его озаглавили?
(Материнские руки)
- Определите основную мысль (идею) текста.
(последнее предложение: Наверное, от ласки и нежности материнских рук и начинается для нас Отчизна).
1. Определяют стиль речи:
- Ребята, к какому стилю речи принадлежит данный текст и почему?
(Текст Сухомлинского относится к речи художественного стиля. В нём решается задача, характерная для художественной речи, - изобразить увиденное автором во сне)
- Определите черты художественной речи.
(конкретность: луг, бабочки, рука, мама, Отчизна; образность, эмоциональность (мы видим происходящее. Чувствуем теплоту, ласку, нежность, любовь, радость).
2. Определяют тип речи:
- К какому типу речи принадлежит текст?
(Текст представляет собой повествование с элементами описания. Автор рассказывает о приснившемся сне, при этом описывает свои чувства).
Анализ средств художественной выразительности.
– Вспомните средства художественной выразительности.
(На слайде определения средств художественной выразительности)
- Найдите в тексте средства художественной выразительности:
метафорический эпитет - залитый солнцем луг
эпитеты – тёплая, нежная, ласковая рука
лексический повтор – я плыву, плыву
гипербола – минута длилась бесконечно долго
метафора – от ласки, нежности материнских рук начинается Отчизна
4. Работа над грамматическим материалом
- От какого лица ведётся повествование в тексте?
- Выпишите из текста личные местоимения в 2 столбика: без предлога и с предлогом и определите падежи.
(мне - Д ко мне – Д
Её – Р для нас – Р
Я – И
Меня – Р

- Как пишутся местоимения с предлогами?
- В каких падежах после предлога к личному местоимению прибавляется буква н?
(в косвенных)
- Какие ещё местоимения употребил автор в тексте? Назовите их разряды.
(моего – притяжательное; к себе – возвратное; эта – указательное)
- Поставьте вопросы к местоимениям в тексте и определите их роль в предложении. Какими членами предложения могут быть местоимения?
Найдите предложение, в котором автор заменил существительное местоимением.
(4). – С какой целью он заменил существительное местоимением?
(Чтобы избежать повтора)
- Значит, местоимения являются средством связи предложений в тексте.

5. Подведение учащихся к выводу. Рефлексия.
а) чтение текста методом ИНСЕРТ
- Отметьте в тексте : ! – понравившееся место
+ - новые знания
? – места в тексте, над которыми хотелось бы поразмыслить
- Итак, с чего начинается Отчизна?
- Какое впечатление произвёл на вас текст?
- А как вы относитесь к своим мамам?
- Выразите свои чувства в синквейнах.
(На слайде правила написания синквейна)
б) Составление синквейнов со словом мама

Мама,
Добрая, нежная,
Любит, жертвует, оберегает.
Мама – самая лучшая на свете.
Счастье!

6. Подведение итогов урока.







15