Конспект урока по русскому языку в 9-м классе на тему Комплексный анализ текста О.Н. Безымянной «Орел и воробьи»


Конспект урока по русскому языку в 9-м классе на тему "Комплексный анализ текста О.Н. Безымянной «Орел и воробьи»"
( выполнила учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Нагорьевская средняя общеобразовательная школа Ровеньского района Белгородской области»)
ЭПИГРАФ К УРОКУ
Жизнь имеет только тот смысл, который мы ей придаем.
Т.Уайлдер
Цели:
отработка навыков самостоятельного анализа текста;
развитие творческих способностей учащихся.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент. Сообщение темы и цели урока
II. Первоначальная работа с текстом
Выразительное чтение текста учителем или подготовленным учеником.
ОРЕЛ И ВОРОБЬИ
Однажды на ферму, где жила стая воробьев, залетел Орел. Воробьи слетелись посмотреть на царя птиц. И послушать, что он скажет. И стал рассказывать Орел о других мирах и иной жизни. Слушали, слушали воробьи, но ничего понять не могли. Тогда вышел вперед один воробей и сказал:– Сказываешь ты об интересном, но чуждом нам. Ты бы лучше рассказал о фермах и о том, как протекает жизнь в этих прекрасных местах, поведал бы лучше о свиньях и об их чудесной жизни – нам это близко и понятно.Окинул Орел своим зорким оком окрестность, увидел огромную ферму, в загонах которой толкались толстые, грязные, дурно пахнущие животные. Одни утаптывали грязь или валялись в ней, другие толкались у кормушек, жадно поедая корм, безобразно чавкая и толкая друг друга, ибо их было так много, а места так мало, что приходилось отвоевывать себе лучший кусок. И ужасно хрюкали эти животные, и безобразно визжали, кто от удовольствия, а кто от обиды. И было неприятным это зрелище. И сказал тогда Орел воробьям:– Я считал воробьев птицами, ибо они наделены крыльями и способны летать, потому и прилетел к вам, чтобы рассказать о других мирах и позвать с собой в неведомые дали, к непостижимым высотам. Но нашел я не птиц, а существ с крыльями, которые используют Божий дар, чтобы где-нибудь и как-нибудь безбедно перебиться в этой жизни. И летают они не на просторах необъятных, а в загонах, и видят они не миры чудесные, а свинарники, и живут они не с себе подобными, а со стадом свиней, и кормятся они не дарами природы, а объедками из чужих кормушек. И недостойны они носить гордое имя птицы, ибо нет устремления в их крыльях, в их взоре, в их сердце.Возмутились такими речами воробьи, тучей взметнулись над Орлом и давай клевать его. Расправил тогда Орел крылья, взмыл в небо и растворился в его высотах, только и донеслось до земли:– Короткое крыло – низкий полет...А воробьи вернулись к своим гнездам под крышей фермы и снова защебетали в кустах.Даны человеку глаза, но дальше желаний тела они не видят. Дан человеку разум, но дальше взгляда человеческого он не устремляется.
III. Актуализация опорных знаний по речеведению– Определите стиль и жанр этого текста. (Это текст художественного стиля, следовательно, главная задача – воздействовать на чувства и воображения читателя с целью эмоционального восприятия его. Жанр – сказка. «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».) – Автор определила жанр как сказка-притча. Вспомните определение притчи. (Притча – небольшой рассказ, содержащий мораль, поучение.)
– В каких строках, по вашему мнению, заключена мораль? Зачитайте.
IV. Самостоятельная работа учащихся в группах (cодержательный и композиционный анализ текста)
Задания для групп.
Группа А
Какова композиция притчи?
Какие микротемы можно выделить в тексте? Подтвердите цитатами.
Группа В
Что вы можете сказать о героях притчи?
Авторская характеристика Орла и воробьев.
Группа С
Какие изобразительно-выразительные средства использует автор?
Их роль в тексте.
Примерные ответы на предложенные вопросы.
Группа А.
Основной композиционный прием, использованный автором, – контраст. Обличительная речь Орла – центр притчи. Конфликт – столкновение разных жизненных позиций.
Завязка – реакция воробьев на рассказ Орла.Кульминация – полные горечи слова Орла.Развязка – ответ Орла на действия воробьев.
Условно в тексте можно выделить 5 микротем: 
1. Рассказ Орла и реакция воробьев «И стал рассказывать Орел о других мирах и иной жизни... Слушали, слушали воробьи...»
2. Осмотр Орлом фермы и его обличительная речь «Окинул Орел своим зорким оком окрестность...»«...но нашел я не птиц, а существ с крыльями...»
3. Возмущение воробьев и ответ Орла «...возмутились такими речами воробьи...»«короткое крыло – низкий полет»
4. Возвращение воробьев к прежнему существованию «...снова вернулись воробьи к своим гнездам... и снова защебетали...»
5. Мораль «Даны человеку глаза, но дальше желаний тела они не видят. Дан человеку разум, но дальше взгляда человеческого он не устремляется».
Группа ВВ притче прослеживается аллегория.Герои притчи  «Орел и воробьи» наделены человеческими свойствами. Образ Орла не соответствует первичному представлению об этой птице. Орел оказался на скотном дворе случайно. Стихия этой птицы – просторы небесные.                                
Орел Воробьи
Стремленье к жизни настоящей, наполненной высоким смыслом Летают они в загонах, нет устремления в их крыльях, в их взоре, в их сердце
Проповедник, мудрец Психология обывателя
V. Обобщение композиционно-смыслового анализа текста
– Сформулируйте тему и идею текста. (Тема – смысл жизни. Идея заключена в морали) (зачитать).– Каждому человеку дан разум, но не всякий устремляет его к высоким целям.– Соотнесите идею притчи и эпиграф к сегодняшнему уроку.               
– Как вы понимаете его смысл? (В притче слово должно быть понятным и действенным. А значит, определенную роль в стилистическом оформлении играют изобразительно-выразительные средства).Группа СТропы
Метафора: «растворился в небе» – подчеркивает органичность Орла среди облаков, в небесных высях.
Перифраза:
– «царь птиц» (Орел), «Божий дар» (жизнь) – помогает устранить однообразие;– «существа с крыльями» (воробьи), «прекрасные места» (фермы и свинарники) – передает авторскую иронию по отношению к жизненной позиции воробьев.
Эпитеты: неведомые дали, непостижимые высоты, жадно поедали, неприятное зрелище, хрюкали ужасно.
Фигуры
Притча представляет собой развернутую антитезу «Орел – воробьи». Она реализуется через систему антонимических пар: один – стая, рассказать – слушать, птицы – свиньи, просторы – загоны, дары природы – объедки, высота – низкий полет, чудесные миры – свинарники.Говоря о синтаксисе текста, следует отметить инверсию. Обратный порядок слов создает некоторую напевность: «стал рассказывать орел», «слушали воробьи», «нашел я», «летают они», «видят они», «протекает жизнь», «сказываешь ты».Для создания определенного эмоционального эффекта автор использует явление однородности: «о других мирах и иной жизни», «о неведомой дали, к непостижимым высотам», «утаптывали грязь и валялись в ней», «хрюкали и визжали», «поведал бы лучше о свиньях и об их чудесной жизни».Однородные члены образуют такую фигуру, как градация: «толстые, грязные, дурно пахнущие» (расширение отрицательных качеств), «нет устремления в их крыльях, в их взоре, и в их сердце».Многосоюзие замедляет речь с целью дать возможность задуматься о смысле (зачитать от слов «Я считал воробьев...»). Заканчивается монолог Орла афоризмом, в конце его многоточие (умолчание), т.е. автор приглашает нас к размышлению.
VI. Домашнее задание:
Напишите сочинение-рассуждение на одну из предложенных тем:
1. «Жизнь имеет только тот смысл, который мы ей придаем».2. «Короткое крыло – низкий полет».3. «В жизни по-разному можно жить».Вам нужно выразить свое отношение к поднятой проблеме, аргументировать его, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.
VII. Заключительное слово учителя
– Думаю, что у каждого из вас есть своя точка зрения. Она может совпадать или не совпадать с позицией автора, потому что …
В жизни по-разному можно жить:В горе можно и в радости.Вовремя есть, вовремя пить,Вовремя делать гадости.
А можно и так: На рассвете встатьИ, помышляя о чуде,Рукой обнаженною солнце достать,И подарить его людям.
(С. Островой)
VIII. Рефлексия