Конспект урока по русскому языку в 7 классе. «Разряды частиц. Формообразующие частицы»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 с.Октябрьское» муниципального образования- Пригородный район Республики Северная Осетия-Алания
Конспект урока по русскому языку в 7 классе.
«Разряды частиц.
Формообразующие частицы»
Сценарий подготовила учитель русского языка и литературы Кучиева Фатима Петровна.
с.Октябрьское, 2016г.
Урок. Разряды частиц. Формообразующие частицы
Цели: 
дать понятие о разрядах частиц по значению;
показать функции формообразующих частиц;
закрепить умение отличать частицы от других частей речи.
Методические приемы: 
беседа по вопросам, объяснения учителя,
лингвистический разбор,
тренировочные упражнения,
выразительное чтение.
Ход урока
а) Синтаксическая минутка.
Звуки песни то подобно волнам взл…тают (в)высь, то низвергаются в бездну.
(Музафер Дзасохов).
(Сделать синтаксический разбор предложения).
б) - Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы, выясните роль частицы в предложении. Ответьте на вопрос: «К тексту какого стиля может относиться это предложение?»
Пр...н...мающая сторона (не)была (во)время поставлена в из..вес..ность о сокр...щени... сроков пр...бывании иностра(н, нн)ых туристов.
Комментарий. Частица не придает отрицательное значение предложению официально-делового стиля. Если ее убрать, смысл изменится, а в данной речевой ситуации потеря частицы из документа может иметь нежелательные последствия, в том числе политические и финансовые.                                                
Принимающая сторона не была вовремя поставлена в известность о сокращении сроков пребывания иностранных туристов.
П. Проверка домашнего задания
1.   Беседа по вопросам.
-  Для чего служит частица как часть речи?
-  Как отличить частицу от других частей речи?
2.    Упражнение 452: проверка по цепочке.
Изучение темы «Формообразующие частицы»
1. Эвристическая беседа.
-               У частиц всего два разряда: формообразующие и смысловые.Понятно, что формообразующие частицы служат для образования форм слов. Какие формообразующие частицы вам знакомы? Для чего они служат? (Частица бы служит для образования условного наклонения глагола, частица пусть(пускай) — для образования повелительного наклонения глагола.) - Попробуем определить значения других формообразующих частиц:
1)           Ребята, давайте жить дружно.
(Частица давайте (давай) служит для образования повелительного наклонения глагола.)
2)           В этой ситуации надо действовать более решительно.(Частица более служит для образования превосходной степени наречия.)
2. Самостоятельное изучение теоретического материала учебника- § 154,
IV. Выполнение упражнений
1.           Упражнение 458: устно: выразительное чтение, беседа по вопросам. Словообразовательный разбор, разбор слова по составу и морфологический разбор выполняем письменно на доске и в тетрадях.
Комментарий. Стиль речи -разговорный (диалог). Формообразующая частица бы служит для образования условного наклоненияглаголов.
2.           Упражнение 461: комментированное письмо; различениечастиц и союзов.
Фонетический и морфологический разбор выполняем письменно на доске и в тетрадях.
3.           Упражнение 466: комментированное письмо; различение частиц и других частей речи.
Комментарий. Каждая пара предложений начинается с частиц. В первой и второй парах предложений частица совпадает по облику с глаголом давай-ка, пускай; в третьей - с союзом да в значении но.
Домашнее задание
1.      § 154.
2.      Упражнение 465: