Образовательный материал

Роль и принципы учебно-исследовательской деятельности на уроках математики

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования третьего поколения определяет глобальные результаты образовательного процесса, которые лежат в основе построения «индивидуальной траектории образования» каждого выпускника современной школы [1]. Подобные результаты возможны только при сознательном отношении учащихся к обучению и формировании у них множества метапредметных навыков поисковой и учебно-исследовательской деятельности.
Учитель отдельного предмета помогает выстроить будущую образовательную траекторию для каждого учащегося. Мы считаем, что если учителю математики удалось сформировать у школьника умение видеть в изучении алгебры и геометрии не числа и формулы, пространственные и плоскостные фигуры, а скрытые механизмы и закономерности жизни, то его образовательная, развивающая и воспитательная задачи решены. Ведь математика – это не просто школьный предмет, но и метод познания мира, который лежит в основе изучения реальных явлений действительности и ее живых процессов.
Стандарт ключевыми предметными результатами освоения основной образовательной программы по математике видит следующие:
формирование и развитие представлений о математике и её понятиях – числах, числовых системах, уравнениях и неравенствах, пространственных фигурах и моделях построения математических задач,
овладение символьным языком алгебры и геометрии, овладение умениями логических обоснований и анализа статистических данных, навыками решения задач и инструментальных вычислений,
овладение навыками логических построений и доказательств, а также применения моделей и схем при моделировании реальных ситуаций, описания реальных зависимостей и учета вероятностных свойств при принятии жизненных решений [1].
Поисковая и учебно-исследовательская деятельность при изучении математики как раз поможет не ограничиваться первой частью списка, но и расширить кругозор, развить логику и аналитические способности, обогатить сознание вариациями разбора проблемных вопросов, сформировать отношение к логическим и математическим задачам как к возможностям для решения жизненных ситуаций.
В ходе разработки методики [2, 10] были определены основные принципы учебно-исследовательской деятельности при изучении математики:
исследовательский потенциал каждого ученика желательно выявлять непосредственно в ходе решения им поисковых задач;
исследовательские задания для школьников следует усложнять не только в зависимости от возраста, но и от индивидуального уровня;
самостоятельность учащихся необходимо увеличивать также индивидуально;
исследовательские умения необходимо формировать отдельно и целенаправленно в ходе обычных занятий;
обязательное условие на каждом этапе работы – создание положительной мотивации в проведении исследований.
Именно названные принципы дают возможность учащимся осознавать материал последовательно, не чувствуя отторжения к возникающим сложностям, а наоборот, формируя умения преодолевать трудности и получать удовольствие от постановки и решения сложных познавательных задач.
При этом не стоит забывать и о познавательном интересе современных детей: усложнение поисковых задач осуществляется постепенно, но нелинейно. Например, задания на смекалку и логику – для школьников 5-6 классов, рефераты на межпредметные темы – для 7-9 классов, исследовательские проекты – для 10-11 классов, однако и выпускники не прочь решить задания на смекалку и логику, а пятиклассники классов могут справиться с формулированием простейшего софизма о том, что 2+2=5 [3, 1104].
Учебно-исследовательская деятельность – это и способ, и средство развития будущей личности и множества её компетенций. Учителям-предметникам отдельно и в сотрудничестве, а также в непосредственном диалоге с учащимся необходимо выработать тот единственно короткий, но эффективный путь к индивидуальной образовательной траектории каждого выпускника.

Список литературы:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (22.06.2015)
Клещева И.В. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся при изучении математики: Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.пед.н. [Текст] / И.В. Клещева. – СПб. – 2003. – 18 с.
Скобенко Л. Д. Организация учебной исследовательской деятельности младших школьников при изучении математики [Текст] / Л.Д. Скобенко // Молодой ученый. 2014. №4. С. 1102-1105.
Погасай О.Г. Исследовательская деятельность учащихся на уроках математики – условие развития школьников [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (22.06.2015)