Конспект урока русского языка в 7 классе на тему: «Обучение написанию выборочного изложения» (на примере отрывка из рассказа Л. Н. Толстого «Прыжок»)


Конспект урока русского языка в 7 классе
на тему:
«Обучение написанию выборочного изложения»
(на примере отрывка из рассказа Л. Н. Толстого «Прыжок»)
Цели:
Образовательные:
- обучить написанию выборочного изложения, обучить видам сжатия текста;
Развивающие:
- развить навыки определения основной мысли, выделения микротем;
- развить навыки использования в работе над текстом способов и приемов компрессии;
Воспитательные:
- воспитывать познавательную активность и творческие способности учащихся.
Оборудование: учебник, презентация
Ход урока:
Организационный момент
Приветствие и проверка готовности учащихся к уроку
Здравствуйте, ребята! Проверим готовность к уроку: тетрадь, учебник, ручка, карандаш. Садитесь.
Проверка отсутствующих на уроке
Есть ли сегодня у нас отсутствующие на уроке?
Сообщение темы и целей урока. Слайд №1
Вступительное слово учителя
- Давайте посмотрим на доску, на тему нашего урока и подумаем, какие же цели стоят сегодня перед нами?
(Научиться писать выборочное изложение)
- Верно. Но это еще не все. Сегодня мы с вами не только научимся писать выборочное изложение, но и познакомимся со способами сокращения или сжатия текста.
Актуализация опорных знаний
- Вспомним, что представляет собой такая работа, как изложение?
Изложение - работа, заключающаяся в устном или кратком письменном пересказе прослушанного и проанализированного текста.
- Как вы понимаете смысл высказывания Пьера Буаста?
«Будьте кратки; верное средство заставить слушать себя - это сказать много в немногих словах»?
Для справки: Пьер Буаст (1765—1824 гг.) – лексикограф, автор универсального словаря французского языка
- Назовите способы сокращения текста.
(Удаление, обобщение, объединение)
Изложение нового материала.
Слово учителя.
Сжатие текста – это извлечение основной информации без потери связности.
Чтобы научиться пересказывать текст кратко, но понятно и выразительно, нужно понимать передаваемый текст.
Работа с памяткой: «Основные правила написания изложения»: Слайд №2-4
стараемся передать содержание каждого абзаца и всего текста в целом;
разные микротемы в один абзац не объединяются;
каждый абзац начинаем с красной строки;
сохраняем авторский стиль и типы речи;
стараемся использовать языковые средства выразительности, встречающиеся в тексте;
обязательно проверяем готовое изложение перед сдачей учителю.
Работа с текстом. Слайд № 5, 6
Прочитайте рассказ Л. Н. Толстого «Прыжок».
Выполните задания.
Слайд №7,8
Объяснить правописание выделенных орфограмм. Сгруппировать слова в соответствии с основными правилами правописания:
корабль, капитан, матрос, обезьяна, (на) палубе, минута, секунда, (посреди) народа, (изо) рта, (из) носа, обошел, возвращался, забавляются, расходилась, подпрыгнул, вынырнул, (не) отставал, (не) понимал, вытянулась, радовалась, раззадорился, выделывали, прицелился, размахнулся, показалось.Чем объясняется различие в лексическом значении и правописании сопоставляемых слов и словосочетаний:
двенадцатилетний мальчик – мальчик двенадцати лет; надеть – одеть; взобраться – забраться; оступиться – отступиться; было аршина два – было два аршина; секунд через сорок – через сорок секунд? Объяснить значение слова аршин.
Подготовка к написанию выборочного изложения.
Слайд №9,10
Фрагмент для сжатого изложения
Она подпрыгнула к 12-летнему мальчику, сыну капитана корабля, сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. Все засмеялись, а мальчик остался без шляпы и сам не знал, смеяться ли ему, или плакать. Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать её. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи. Мальчик погрозил ей и крикнул на неё, но она ещё злее рвала шляпу. Матросы громче стали смеяться, а мальчик покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной на мачту. В одну минуту он взобрался по верёвке на первую перекладину; но обезьяна ещё ловчее и быстрее его, в ту самую минуту, как он думал схватить шляпу, взобралась ещё выше.
Выполните задания и ответьте на вопросы.
Слайд №11
Определите стиль, тип, жанр текста.
Какова тема и основная мысль рассказа?
На какие части можно разделить текст?
Озаглавьте части текста и составьте план.
Найдите лексико-семантические средства, при помощи которых связываются части текста и предложения внутри них.
Объясните, почему в первом абзаце текста использованы глаголы несовершенного вида, а во втором и последующих – по преимуществу глаголы совершенного вида. Как меняется характер действий обезьяны и мальчика и чем это вызвано?
Закрепление изученного материала.
1. Написание выборочного изложения.
1. Внимательно прочитайте фрагмент произведения.
2. Составьте план.
3. Каким способом сокращения текста вы воспользуетесь?
4. Напишите выборочное изложение, сохранив авторский стиль и тип речи.
5. Внимательно проверьте свое изложение, после завершения работы.
Рефлексия
Сегодня я узнал...
Было трудно…
Я понял, что…
Я научился…
Я смог…
Было интересно узнать, что…
Меня удивило…
Мне захотелось… и т.д.
VI. Подведение итогов урока
Итак, наш урок подходит к концу.
- Что нового вы узнали на уроке?
-Какие трудности испытали?
-Какие задания вам больше понравились?
Спасибо за работу!
Приложение 1
Л. Н. Толстой
«Прыжок»
Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было — она знала, что ею забавляются, и оттого ещё больше расходилась. Она подпрыгнула к 12-летнему мальчику, сыну капитана корабля, сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. Все засмеялись, а мальчик остался без шляпы и сам не знал, смеяться ли ему, или плакать. Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать её. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи. Мальчик погрозил ей и крикнул на неё, но она ещё злее рвала шляпу. Матросы громче стали смеяться, а мальчик покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной на мачту. В одну минуту он взобрался по верёвке на первую перекладину; но обезьяна ещё ловчее и быстрее его, в ту самую минуту, как он думал схватить шляпу, взобралась ещё выше. — Так не уйдёшь же ты от меня! — закричал мальчик и полез выше. Обезьяна опять подманила его, полезла ещё выше, но мальчика уже разобрал задор, и он не отставал. Так обезьяна и мальчик в одну минуту добрались до самого верха. На самом верху обезьяна вытянулась во всю длину и, зацепившись задней рукой за верёвку, повесила шляпу на край последней перекладины, а сама взобралась на макушку мачты и оттуда корчилась, показывала зубы и радовалась. От мачты до конца перекладины, где висела шляпа, было аршина два, так что достать её нельзя было иначе, как выпустить из рук верёвку и мачту. Но мальчик очень раззадорился. Он бросил мачту и ступил на перекладину. На палубе все смотрели и смеялись тому, что выделывали обезьяна и капитанский сын; но как увидали, что он пустил верёвку и ступил на перекладину, покачивая руками, все замерли от страха. Стоило ему только оступиться — и он бы вдребезги разбился о палубу. Да если б даже он и не оступился, а дошёл до края перекладины и взял шляпу, то трудно было ему повернуться и дойти назад до мачты. Все молча смотрели на него и ждали, что будет. Вдруг в народе кто-то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался. В это время капитан корабля, отец мальчика, вышел из каюты. Он нёс ружьё, чтобы стрелять чаек. Он увидал сына на мачте, и тотчас же прицелился в сына и закричал: — В воду! прыгай сейчас в воду! застрелю! Мальчик шатался, но не понимал. «Прыгай или застрелю!.. Раз, два…» и как только отец крикнул: «три» — мальчик размахнулся головой вниз и прыгнул. Точно пушечное ядро, шлёпнуло тело мальчика в море, и не успели волны закрыть его, как уже 20 молодцов матросов спрыгнули с корабля в море. Секунд через 40 — они долги показались всем — вынырнуло тело мальчика. Его схватили и вытащили на корабль. Через несколько минут у него изо рта и из носа полилась вода, и он стал дышать. Когда капитан увидал это, он вдруг закричал, как будто его что-то душило, и убежал к себе в каюту, чтоб никто не видал, как он плачет.
Фрагмент для сжатого изложения
Она подпрыгнула к 12-летнему мальчику, сыну капитана корабля, сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. Все засмеялись, а мальчик остался без шляпы и сам не знал, смеяться ли ему, или плакать. Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать её. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи. Мальчик погрозил ей и крикнул на неё, но она ещё злее рвала шляпу. Матросы громче стали смеяться, а мальчик покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной на мачту. В одну минуту он взобрался по верёвке на первую перекладину; но обезьяна ещё ловчее и быстрее его, в ту самую минуту, как он думал схватить шляпу, взобралась ещё выше.