Конфликты и противоречия в душе Алеко и Земфиры.


Тема: Конфликты и противоречия в душе Алеко и Земфиры.
Цели:
продолжить знакомство с поэмой А.С.Пушкина "Цыганы",
приобщить учащихся к великим творениям поэта,
вызвать искреннее желание читать и перечитывать произведения А.С. Пушкина.
Тип урока : урок- исследование
Оборудование: иллюстрации к уроку
Ход урока
1.Орг.момент
Постановка целей урока. Оформление записей в тетрадях.
Начинаем урок Пушкина! И все мы волнуемся, ощущаем торжественность, приподнятость, радость. Это потому, что урок Пушкина-один из самых ответственных уроков. Ведь его имя святое для всех нас имя, это наша гордость, солнце русской поэзии. И я хочу, чтобы в этот день каждому захотелось раскрыть книгу, на которой начертано имя "Пушкин". Вот это и является целью нашего урока.
2.Актуализация знаний
Итак, природа Кавказа и Крыма, ощущение себя изгнанником усиливают романтический настрой в поэзии Пушкина. Пушкин начал писать "Цыганы" на юге, в конце 1823года, закончена она была в 1824 году в Михайловском. Пребывание поэта в Бессарабии, знакомство с бытом цыган, кочевавших там, дало ему материал для поэмы. По уверению поэта, какое- то время он бродил вместе с цыган. 
3.Формирование умений и навыков.
Какие слова являются ключевыми в поэме?
Какова жизнь цыган ?
В чём её привлекательность?
Что заставляет Алеко присоединиться к цыганскому табору?
Найдите в тексте слова это подтверждающие.
Как Алеко оказался в цыганском таборе?
Чтение по ролям отрывка "О чем жалеть?"
Как намечается конфликт между Алеко и Земфирой?
Можно ли сказать что это конфликт между цыганским табором и европейским обществом?
4.Работа в группах.
Образ Алеко
(Алеко- главный герой поэмы.Пушкин стремился создать обобщенный характер молодого человека начала 19 века, к которому Пушкин причислял и себя самого. Этот герой все законы цивилизованного мира воспринимает как насилие над человеком.
Алеко бросает городов, надоевший шум веселой столицы. Он удален в "дикую" свободу. Превыше всего герой ценит свободу и надеется обрести ее в естественной вольной жизни цыганского табора. Алеко изучает быт и нравы чужих племен.
Но не мог он долго здесь жить. Героя преследует закон. Он восстал против власти. Алеко- протестант, вольнодумец. Он гневно рассказывает о жизни города.)
- Чтение отрывка "Подобно птичке беззаботной :"
Что за страсти кипели в душе молодого человека?
В это время в России кипели политические страсти. Декабристы призывали молодое поколение на борьбу за свободу человека.
Алеко нет дела до судьбы отчизны. Они заняты собой, хлопочут о личной свободе. Эгоистические побуждения- вот источник их страстей. Пушкин тревожно нас предупреждает: "Погоди!" Его сердцем играет роковая страсть и эта страсть- эгоизм. Такие натуры в центре всего ставят свое "я".
Исследование
- Почему старик рассказывает Алеко о своей жизни?
Чтение в лицах отрывка "Однажды близ кагульских вод:."
Жизненное кредо Алеко проясняет в повести старый отец Земфиры. Если Алеко защищает права отдельного лица, то старик цыган, покорно принимающий естественный порядок бытия, выступает от имени родовой жизни. Он понял закон жизни как закон свободы. В непредсказуемом поведении женщины-цыганки, в стихийности ее любви он видит только выплеск природных сил, не подлежащих человеческому суду. Старик, когда-то в молодости тоже испытавший муки любви, теперь хочет предостеречь Алеко, передать ему свой опыт. Рассказ о бегстве Мариулы с возлюбленным- это внушение старого цыгана Алеко: "Хочешь быть свободным и счастливым, подавляй в себе эгоизм, уважай и цени свободу других". Образованный Алеко понял смысл притчи цыгана и тут же отверг его гуманистическую проповедь:
Я не таков. Нет,
Зависть,злоба, ревность- вот те страсти, которые дремали в "измученной груди" Алеко. Они проснулись, когда Земфира полюбила цыгана. Поборник свободы Алеко становится убийцей. Он не подкрепляет делом свои слова, его поступки
- Что привлекает и что отталкивает в личности Алеко?
- Каково значение образа цыгана в раскрытии идеи поэмы?
противоречат тем принципам, которые он сам провозглашает.
Имел ли Алеко право убивать?
2 группа ( образ Земфиры и старика )
Герою противопоставлены герои из народной среды: Земфира, старик.
Каково понятие свободы у Земфиры?
Земфира - легкомысленная, изменчивая, но искренняя, храбрая.
Чтение отрывка "Умру любя".
Старик темный, невежественный. Его чувства глубоко человечны. В нем есть приветливость, гостеприимство, доброжелательность. Старик цыган понял причину злодеяния "Для себя лишь хочешь воли". Это идея произведения.
Таково отношение автора к Алеко?
Чтение отрывка "Оставь нас,гордый человек".
Устами старого цыгана Пушкин выносит герою приговор: "Оставь нас:" Автор осуждает героя- индивидуалиста. Это было новое слово в художественной литературе тех лет.
Но позиция Пушкина гораздо сложнее, чем разоблачение героя. Присутствие в нем автобиографических черт (А.- цыганская форма имени Александр) указывает на лирическую трактовку не только некоторых воззрений героя, но и на общую тональность авторского сострадания к его судьбе. В выразительном портрете героя времени, обреченного идти путями зла и оплачивающего жизнью свои заблуждения, Пушкин показал несовершенство самой природы человека, объективный трагизм путей развития человеческой культуры.
5.Применение умений и навыков
6.Развитие речи
Словарная работа.
Эгоизм - (др.-греч. Εγώ , лат. ego — «я») — поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, когда индивид ставит свои интересы выше интересов других.
Обладаете ли вы эгоизмом?
7.Рефлексия урока
Он был и остается поэтом, политическим писателем, подарил нам высокую прозу. ("Дубровский", "Капитанская дочка"). Он драматург, критик, историк, детский писатель, он был другом декабристов, их учеником и учителем, он был просто здоровым и веселым, смелым и сильным человеком; умел создавать прекрасное, радоваться от души, умел любить, был храбр, он незаменимый собеседник, бескорыстный друг. Пушкин - самое дорогое, самое близкое и родное для каждого из нас. Он всегда с нами.)
сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… 
8.Этапы информации о домашнее задание
сочинение: "Каким я представляю себе Алеко?"