Образовательный материал


Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей «Троицкая детская художественная школа»
городского округа Троицк в городе Москве
План-конспект открытого урока по рисунку
Тема: «Гипсовый натюрморт с шаром»
2 класс Детской Художественной Школы
Панова Ольга Борисовна
педагог дополнительного образования
Троицк, Москва
2013
Аннотация
Преподаватель:
Панова Ольга Борисовна
Состав учебной группы
15 человек
10 девочек, 5 мальчиков
Возраст от 11 -12 лет
Тема учебного занятия
«Гипсовый натюрморт с шаром»
Степень сложности занятия – средняя
Количество часов по теме – 9 часов
Продолжительность занятия – 3 часа
Тип урока – комплексный
Методы:
словесные;
наглядно-демонстрационные;
практические
Цели урока:
Воспитательная: воспитывать у учащихся интерес к изучению формы предмета.
Развивающая: продолжение развития объемно видеть натуру и объемно изображать ее в рисунке.
Обучающая: продолжение знакомства с пропорциями гипсовых фигур на примере более сложной постановки. Научить изображать фигуры с натуры и по представлению.
Задачи:
Изобразить на одном листе три гипсовые фигуры (куб, цилиндр, конус, пирамида), одна из которых – шар. Одна из фигур стоит на кубе, третья на небольшом расстоянии.
Выполнить построение на листе трех геометрических тел; верно передать пропорции и уход в перспективу.
Поэтапное рисование постановки с учетом определенной последовательности.
Оборудование для учащихся:
мольберты, бумага (формат А3), кнопки;
карандаши различной мягкости, ластик;
работы из методического фонда ДХШ;
наглядные пособия.
Оборудование для преподавателя:
методические наглядные пособия;
доска, мел.
Структура урока:
I – Организационный момент – 10мин.
Приветствие; проверка готовности учащихся и кабинета к занятиям,
проверка присутствующих, заполнение журнала.
II – Изучение нового материала - 40 мин.
Введение в тему урока -  5 мин.
Тестирование знаний учащихся - 10 мин.
Объяснение новой темы и презентация нового учебного материала- 10-15 мин.
Практическая демонстрация педагогом последовательности действий учащихся -  10 мин.
III – Практическое выполнение работы – 65 мин.
(динамическая пауза 10 мин);
IV – Подведение итогов. Просмотр. Выявление ошибок и пути исправления 10-15 мин.
V –Домашнее задание - 5 мин.
Список используемой литературы.
Пояснительная записка
Рисование гипсовых фигур включены в программу по рисунку второго класса по ряду причин:
Детская художественная школа является начальным звеном в профессиональном обучении изобразительному искусству, многие выпускники поступают в высшие художественные заведения. На занятиях по рисунку в постановках обязательно вводится гипсовый натюрморт, и учащийся должен профессионально справиться с поставленной перед ним задачей.
Это задание дает хорошую возможность закрепить знания о пропорциях, постановку руки, развить пространственное восприятие.
Цели разработки
систематизировать и упорядочить наработки по данному заданию,
облегчить понимание задания учащимися несложными наглядными объяснениями.
Данное задание появляется в начале первого полугодия 2 класса.
На него отводится 9 часов.
На первом уроке выполняем анализ формы ,1 этап (точное построение формы, перспектива) и начало 2 этапа (тональная и линейная проработка деталей), на втором занятии завершаем 2 этап и начинаем 3 этап (развитие понятия тона и его связи с формой, передача глубины пространства).
Предмет «Рисунок» в учебном плане школы является профилирующим. Основная задача – научить правдивому изображению действительности. Учащиеся должны пройти путь от изучения простых геометрических тел, как основы всех существующих форм, к живой природе и человеку.
Постепенно усложняющиеся задания и повышение требований к качеству рисунка, приводят к накоплению учащимися профессиональных знаний и навыков.
Цель учебной дисциплины: воспитать у учащихся сознательного отношения к изображению натуры. Учащийся должен понять строение формы и суметь изобразить ее посредством линии, светотени и тона.
Основными задачами обучения являются:
обучающие: развитие способности видеть и изображать форму в пространстве.
воспитательные: воспитание способности «видеть», художественная «постановка глаза»;
развивающие: развитие таких черт как зрительная память. Это дает возможность рисовать по представлению и воображению, что значительно облегчает работу учащихся над композицией;
общепедагогические: воспитание чувства дисциплины, умения анализировать и работать поэтапно.
Основной формой учебной и воспитательной работы является урок, который предусматривает использование фронтальной, индивидуальной формы учебной работы обучающихся. Каждая тема реализуется через две основные формы работы – студийные (классные) и домашние.
Ход урока
I – Организационный момент – 10мин.
Приветствие: Здравствуйте ребята, уважаемые коллеги. Размещайтесь удобнее. Проверим готовность к занятию. Вам для работы понадобятся: лист формата А3, карандаши разной мягкости, ластик. Сегодня состоится первое занятие в теме: «Гипсовый натюрморт с шаром».
II – Изучение нового материала
Преподаватель: Ребята, какие фигуры в постановке вам знакомы?
Учащиеся: Шар, куб, цилиндр.
Преподаватель: Правильно. В прошлом году мы изучали их по отдельности. Сейчас перед нами стоит задача и
Учащиеся: Слово композиция в переводе означает сочинение, составление. Композиция это сложение, соединение частей в единое целое в определенном порядке. Композиция - это построение художественного произведения по законам жанра. Жанр-понятие объединяющее произведения по признакам сходства тематики.
Преподаватель: Какие жанры вам знакомы ? В каких Вы работали сами?
Учащиеся: Натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет, исторический жанр.
Преподаватель: Назовите какие темы изображения объединяют жанры натюрморта, пейзажа, анималистики, исторической картины?
Преподаватель: Какие виды искусств вы знаете? Будьте внимательны при ответе на вопрос.
Учащиеся: В пейзаже основной темой изображении является изображение какой-либо местности, природы. Изображение сюжетов из повседневной жизни относится к бытовому жанру. Анималистический жанр связан с изображением животных. Натюрморт изображает предметы, мертвую натуру (цветы, плоды, охотничьи трофеи, бытовые предметы) .Картины в которых отражены исторические события относят к историческому жанру. В портрете (личность, особа) изображается внешний облик и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека».Преподаватель: Сегодня мы познакомимся с батальным жанром. Батальный жанр в переводе с французского – битва – это жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Основными сюжетами в батальном жанре являются сцены сражений (в том числе морских ) и военных походов современности или прошлого; батальному жанру присуще стремление запечатлеть особо важный или характерный момент битвы предать героику войны и раскрыть исторический смысл военных событий, что сближает батальный жанр с историческим. Художники – баталисты расширили рамки батального жанра, дополняемого сценами военного быта в походах казармах, лагерях, которые одновременно относятся к бытовому жанру, а так же обобщёнными образами воинов фронтовыми зарисовками. Изображения битв в искусстве известны с древнейших времен рельефы Древнего Востока изображали царя или полководца, истребляющего врагов, осады городов, шествия воинов. В средние века сражения изображали на тканях, например: «Ковер в Байе» со сценами завоевания нормандцами Англии в книжных миниатюрах иногда на иконах. Батальный жанр формировался в 16-17 веках. Русский патриотический батальный жанр родился в 18 веке. Батальные сцены изображали кавалерийские стычки, морские и сухопутные сражения, батально-исторические композиции. Художники В.В.Верещагин, П.Гесс с правдивостью отражали в картинах суровые будни войны и солдатского быта. Величественную эпопеею мужества и богатырского подвига русского народа изображали художники И.М.Прянишников, А.Д.Кившенко, В. И. Суриков. С каким новым жанром вы познакомились?
Ученики: С батальным жанром.
Итак, повторим, какой общей тематикой объединены картины батального жанра?
Ученики: Картины батального жанра объединяет тема изображения войны, военных действий, где участвуют большие армии, в картине кавалерийские отряды, эскадры кораблей.
Преподаватель:
Практическое задание.
Преподаватель: Вам предстоит выполнить практическое задание. Вы должны определить какие из представленных иллюстраций относятся к батальному жанру, какие не являются таковыми и обосновать это. Практическое задание мы выполним в два этапа. Сначала в группе затем индивидуально. Рассмотрим иллюстрации картин художников.
(В.И.Сурикова) «Переход Суворова через Альпы», В.Верещагина «Перед атакой», Ф.А.Рубо Бородинская битва, 1911г. Ивана Константиновича Айвазовского «Чесменское сражение» 1886г. П.Гесс «Переправа через Березину», И.Прянишникова «В 1812году.» 1874г.
Опишите, что вы видите на картинах?
Учащиеся: В картине «Переход Суворова через Альпы» изображен спуск русского войска с гор, а впереди Суворов. В картине «Чесменское сражение» битва на море, в картине Верещагина «Перед атакой» видим равнину и много солдат с винтовками, которые лежат на земле, а их полководцы стоят смотрят в бинокль. В работе П.Гесса мы видим, как войско переправляется через замерзшую реку пешком, на конях и телегах.
Преподаватель: Можем ли мы сказать, что эти картины относятся к батальному жанру?
Учащиеся: Да так как все эти работы посвящены войне, изображают походы, сражения, военные операции, суровые будни солдатской жизни.
Преподаватель: Проверьте себя самостоятельно сможете ли вы безошибочно определить какая из двух картин на слайдах относится к батальному жанру? Преподаватель демонстрирует тестовые задания в форме презентации. На каждом из слайдов демонстрируется по 2 иллюстрации картин под номерами. Учащиеся на листочках должны поставить «+» напротив Катины в батальном жанре и «-» напротив картины в другом жанре.
Учащиеся: Выполняют задания и проверяют друг друга.
Преподаватель: Кто из вас дал неверный ответ на задания теста? Где именно вы ошиблись. Давайте проанализируем, что ввело Вас в заблуждение?
Учащиеся: Учащиеся пытаются выяснить, по какой причине сделана ошибка.
Преподаватель: Проверим себя еще раз. Будьте внимательны.
- Каждому из вас выдано по две иллюстрации. Вы должны определить жанр в котором выполнена композиция и обосновать свой ответ.
Учащиеся: Рассматривают иллюстрации.
Преподаватель: Предоставляет слово тем, кто готов.
- Здесь добавлять ничего не надо. Так как работа закончена и чётко поясняет текстовое содержание.
Преподаватель: Сделаем небольшой просмотр работ.
Ученики:
Рефлексия.
Вопросы: Ответы:
Ребята что сегодня удалось? Познакомиться с батальным
жанром, картинами художников- баталистов, и художниками, работавшими в батальном жанре.
Назовите художников –баталистов и художников, работавшим в батальном жанре. Ф.А. Рубо, В.В. Верещагин, П.Гесс, И.Прянишников, И.Суриков.
Где могут пригодиться вам эти знания и умения? На занятии по истории изобразительного искусства, литературе, в викторине.
- Я теперь смогу… Точно, безошибочно определить в каком жанре написана картина. Рассказать о происходящем на картине.
Что нового для себя вы узнали после просмотра картин? Мы узнали какая форма и вооружение были у военных разных армий 200 лет назад.
Морские суда были из дерева и имели паруса.
Было интересно? Было интересно рассматривать сцены сражений, пушки, форму солдат.
С какими впечатлениями вы уйдете с урока? .
Список используемой литературы.
Методические рекомендации
Наша задача - научить детей понимать красоту, творить, поддерживать их порыв созданию нового.
Для более полного раскрытия и понимания темы рекомендую посетить с учащимися выставку графических работ, архитектурную фотовыставку. Побывать на экскурсии по исторической части города. Сделать на экскурсии архитектурные зарисовки и фотографии.
Изучить особенности построения шрифтов.
Такая интеграция поможет учащимся более глубоко изучить тему и выразить её в правильном композиционном решении.
Для создания ситуации успеха из выполненных работ сделать экспозиционную выставку.
Black, light grey, dark grey, brown, dark blue
Работы учащихся