Методическая разработка по литературе на тему Экология культуры (по работе Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном»)(8 класс)


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняяобщеобразовательная школа № 13 п. Глубокого муниципального
образования Новокубанский район
Конспект
урока по литературе в 8 классе
Тема: «Экология культуры» (по работе Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном»)

Учитель русского языка
и литературы: Шумкова Е.В.
Тема: «Экология культуры» (по работе Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном»).
Цели урока: познакомить учащихся с личностью и взглядами академика Д.С. Лихачева; привлечь внимание учеников к проблемам, поднятым в работе; воспитывать стремление к активной жизненной позиции, развивать речи учащихся, их эстетический вкус.
Подготовительная работа: из учащихся 8 класса сформировать группы по 4 человека, каждая из которых получает задание прочитать «Письма о добром и прекрасном» и подобрать иллюстрации произведений русского искусства (живописи, скульптуры, архитектуры), которые на их взгляд представляют собой мировые шедевры. Изготовить плакаты с текстом эпиграфов. Подготовить тематические слайды для мультимедийной презентации. Задание ученикам – составить краткое сообщение о Д.С. Лихачеве.
Рабочие материалы, оборудование:
Тексты из работы Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном» для каждого ученика («Экология культуры», «Любовь, уважение, знание…»).
Телевизор.
Компьютер, проектор.
Чистые листы бумаги для творческой работы, ручки, фломастеры.
Оформление доски: на левой части поместить лист ватмана со строками из стихотворения Н. Спириной:
Культура не была ли ты гонима
Из страны в страну,
Из века в век.
От того ли так неотвратимо
Обнищал и гибнет человек?
Справа лист ватмана со строками из стихотворения того же автора:
Победа Света – как восход –
Неотвратима, непреложна,
Пусть ночь глухая безнадежна,
Наступит час – она пройдет.
Ход урока.
На экране слайд первый – портрет академика Д.С. Лихачева с датами жизни.
Учитель:
- Имя этого человека широко известно мировой общественности. Всмотритесь в благородные черты спокойного лица. Вы узнали, кто это? Конечно, это Д.С. Лихачев.
(на слайде ФИО писателя)
- наш урок сегодня посвящен памяти этого замечательного человека, поэтому вначале послушаем сообщение о нем, подготовленное (имя ученика).
Сообщение ученика:
- Имя Дмитрия Сергеевича Лихачева известно не только людям, связанным с литературой, знакомо оно и школьникам, ведь один из лучших переводов «Слова о полку Игореве», изучаемого в школе, принадлежит именно Лихачеву. (Слайд №2 – страница из «Слова о полку Игореве» со вступительным словом академика Лихачева).
- Дмитрий Сергеевич был виднейшим ученым нашей страны, академиком, автором многочисленных работ, за которые он не раз был удостоен правительственных наград. Глубоко разбираясь в искусстве, он был чуток к проблемам общества, его искренне беспокоило родной культуры. Талантливый публицист всю жизнь боролся за сохранение и развитие великого культурного наследия нашей страны (на экране слайд №3 с названием работы Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном»).
Учитель:
- Наш сегодняшний урок пройдет в форме творческой мастерской. Вам предстоит разобраться в проблемах, затронутых академиком Лихачевым в его работе «Письма о добром и прекрасном», ответить на непростые вопросы и написать небольшую творческую работу.
Итак, работаем с первым текстом. Он у вас на столе. Я читаю вслух, а вы следите и отмечаете ключевые, на ваш взгляд, мысли.
(чтение текста №1)
- Выпишите отмеченные вами предложения или словосочетание на свой лист (работа учащихся с текстом).
- Сверьте свои записи с товарищами по группе, отметьте, какое слово встречается у всех (на экране появляется слово «культура»).
- А что же такое культура? Давайте посмотрим, какое значение этому слову дает С.И. Ожегов в «Толковом словаре русского языка» (работа по словарю). Это слово многозначное, но первое значение звучит так: (зачитывает).
«Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей».
- Давайте прочитаем, какие словосочетания с этим словом вы выписали (ответы учащихся: культурное наследие, памятники культуры, родная культура, состояние культуры и т.д.).
- Выполняя задание к этому уроку, вы подбирали иллюстрации, рассмотрите их. Каждая группа должна представить, посоветовавшись, одну из них как символ русской культуры, поместить её на доску, коротко аргументировать свой выбор (группы выполняют задание).
- Какие мысли возникли у вас, когда вы слушали текст Лихачева? Какие чувства вы испытываете, глядя на иллюстрации, на доске? Запишите свои мысли и чувства на ваши листки. Обсудите в группе, запишите, что получилось на общий лист. (Должно получиться, примерно, следующее:)- Как относиться к культурному наследию? Оберегать.
- Факты вандализма.
- «Запас» памятников культуры ограничен.
- О патриотизме не нужно пустословить, его нужно воспитывать с детства.
- Любовь к родине и родной культуре начинается с уважения к семье, школе, людям.
Учитель:- Обратимся ко второму тексту (чтение текста №2).
- Выпишите ключевые мысли (работа с текстом «Экология культуры»).
- Обсудите, запишите на общем листе.
(Примерная запись)
- Для человека не менее биологической важна среда культурная.
- Сохранение культурной среды – задача не менее актуальная, чем сохранение окружающей природы.
- Если человек равнодушен к памятникам культуры своей страны, он, как правило, равнодушен и к своей стране.
- Убить человека нравственно может несоблюдение законов экологии культуры.
Учитель:
- Проблемы экологии культуры, поднятые академиком Лихачевым, очень важны, а что вы знаете о том, как на государственном уровне решаются вопросы сохранения культурных ценностей?
(Ответы учеников)
-Приняты законы об охране памятников культуры.
- Существуют государственные программы по охране и сохранению культурного наследия.
- За совершение актов вандализма предусмотрена условная ответственность. (слайд №4 – изображение памятника Екатерине Великой в г. Краснодаре)
Учитель:
- Что это за скульптурное изображение? Что вам о нем известно?
(ответы учащихся)
- Как эта история связана с темой нашего разговора?
Учитель:
- А теперь вам предстоит небольшая творческая работа (10-12 минут) – сочинение-рассуждение на тему «Каким предстает перед нами автор «Писем о добром и прекрасном» (работа учеников над сочинением-рассуждением).
Примерное сочинение.
Дмитрий Сергеевич Лихачев предстает перед нами человеком глубоко обеспокоенным судьбой родной культуры. Он с болью и горечью пишет о разрушении памятников прошлого. Бездумно и безответственно сносятся архитектурные и скульптурные сооружения, обедняется родной язык. Д.С. Лихачев был культурнейшим человеком, одним из виднейших ученых нашей страны. Он глубоко разбирался в искусстве и являлся настоящим патриотом нашей родины.
Или :Дмитрий Сергеевич Лихачев всю жизнь боролся за сохранение и развитие родной культуры, великого наследия нашей страны. В своих работах он призывал не быть равнодушными, уважать и беречь память о наших предках, хранить то, что сделано предыдущими поколениями.
Учитель:
- А теперь обращаю ваше внимание на два небольших стихотворения на доске (читает их). Предлагаю вам полюбоваться прекрасными памятниками мировой культуры, а затем выбрать одно из стихотворений в качестве эпиграфа к нашему уроку.
(На экране под музыку «Аве Мария» появляются изображения памятников мировой культуры, например, здание Эрмитажа, Лувра, картины Леонардо да Винчи, Рафаэля и т.д.)
- Если вы считаете, что проблема экологии культуры не имеет решения, распишитесь на левом листе, а те, кто верит в победу Света, в правом. (Появляется слайд с общим видом всех показанных памятников культуры). Ученики, выходя по одному, расписываются под выбранным эпиграфом.
Учитель:
- Подведем итог нашего урока, где же больше подписей?
Итак, чтение эпиграфа.
Домашнее задание: прочитать статью Д.С. Лихачева «Учимся говорить и писать».
ТЕКСТ №1
Любовь, уважение, знание…
Если спросить, как надо относиться к историческому и культурному наследию своей страны, каждый ответит, что его надо беречь. Но мой жизненный опыт вызывает в памяти грустные, даже горестные картины.
Как-то я был на Бородинском поле вместе с реставратором Николаем Ивановичем Ивановым. Этот замечательный человек и дня не мог прожить без Бородинского поля, даже в отпуск не уходил. Мы обнажили головы перед памятниками, которые воздвигли благородные потомки.
И вот на этом святом месте, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Это преступление против благородного чувства признательности герою, защитнику свободы России. Примерно в то же время было совершенно другое надругательство: кто-то намалевал на стене монастыря, построенного на месте гибели героя Отечественной войны Тучкова: «Довольно хранить остатки рабского прошлого!»
Большую часть жизни я прожил в Ленинграде. Архитектура города связана с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина. Когда-то по пути с аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли. Он был в плохом состоянии, потому что пострадал в войну. Он был недалеко от линии фронта, но наши бойцы сделали все возможное, чтобы сохранить его. Нужно было реставрировать дворец, а его снесли. Снесли в конце шестидесятых годов. На этом месте теперь пустота. Пусто и в душе, когда проезжаешь мимо. Горько, потому что утрата любого памятника невосстановима. Ведь памятники культуры связаны с эпохой, с именами мастеров.
«Запас» памятников культуры в мире не так уж велик. Он все быстрее истощается. Дело в том, что у нас часто призывали к патриотизму, но не воспитывали его по-настоящему.
Любовь к родному краю, к родной культуре начинается с малого – с любви к своей семье, к своей школе, с уважения к чувствам других людей. Эти важнейшие человеческие качества помогает открыть история: любовь, уважение, знание.

ТЕКСТ №2
Экология культуры.
Воспитание любви к родному краю, к родному селу или городу, родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь?
Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, это любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре.
Человек живет в определенной окружающей среде. Загрязнение среды делает его больным, угрожает его жизни, грозит гибелью человечеству. Человечество тратит миллиарды и миллионы не только на то, чтобы не погибнуть, но чтобы сохранить также окружающую нас природу, которая дает людям возможность эстетического и нравственного отдыха. Целительная сила природы хорошо известна.
Наука, которая занимается охраной восстановлением природы, называется экологией и как дисциплина начинает уже сейчас преподаваться в университетах.
Но экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды – задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной нравственной жизни.
Человек воспитывается в определенной, сложившейся на протяжении многих веков культурной среде, незаметно вбирая в себя не только современность, но и прошлое своих предков.
Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, бывшие «участниками» его юности, свидетелями исторических событий, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как правило, равнодушен и к своей стране.
Итак, в экологии есть два раздела: экология биологическая и экология культурная, или нравственная. Убить человека биологически может несоблюдение законов биологической экологии, убить человека нравственно может несоблюдение законов биологической экологии культурной. И нет между ними пропасти, как нет четко обозначенной границы между природой и культурой. Разве не влияло, например, на среднерусскую природу присутствие человеческого труда? Избы и церкви деревенский зодчий ставил как подарки русской природе на пригорке над рекой или озером, чтобы любовались своим отражением. Деревянные стены долго сохраняли тепло рук их строителей: Золотая маковка не только издали светилась, как яркая веселая игрушка, но и была ориентиром для путника. Не само здание как таковое было нужно человеку, а здание, поставленное в определенном месте, украшающее его, служащее гармоническим завершением ландшафта. Поэтому и хранить памятник и ландшафт нужно вместе, а не раздельно. Вместе, в гармоническом их сочетании, они входят в душу человека, обогащая его представление о прекрасном.