Диагностика читательской грамотности и понимания текста. Работа с текстом книги Д.Лихачева «Письма о главном».


Урок: Диагностика читательской грамотности и понимания текста.
Работа с текстом книги Д.Лихачева «Письма о главном».
Учитель: Байтрак С.Т.
Цель урока:
определить уровень сформированности читательских умений, работа с текстом
выполнение заданий разного уровня:
поиск информации и понимание текста;
преобразование и интерпретация текса;
критический анализ и оценка информации.
Работа состоит из 1 варианта (текст и задания к нему).
Виды работ:
Поиск информации, работа по карточкам, работа с текстом, задания с выбором ответов, задания с кратким ответом, задания с развернутым ответом.
Шкала определения читательской грамотности
Задания устные – 2б
Задания письменные -2б
Осмысленное чтение -2б
Ответы на вопросы – по 1баллу
Задания с развернутым ответом оцениваются – 2балла
Максимальное количество баллов -26
Уровень читательской грамотности низкий средний высокий
Диапазон тестовых баллов Меньше 12 13-19 20-26
I.Поиск, получение информации
Средства выразительности, которые часто используются в тексте, делают речь яркой, образной. Еще раз вспомним и запишем определения, которые пригодятся нам для работы.
Фразеологизмы – устойчивые словосочетания, подобно пословицам, легко запоминаются.
Примеры: Игра всем пришлась по вкусу. (понравилась)
У тебя длинный язык. (болтливый). Вы понимаете, о чем идет речь.
Синонимы- близкие по значению слова, но разные по написанию.
Горе-беда-несчастье.
Дом-квартира-изба-угол-хата.
Сравнение –сравниваются два предмета, для этого используются союзы как, словно, будто. Одуванчики словно солнышко. Кусты, как живые.
1.Устное задание. 2 балла или 1 или 0
Воду толочь в ступе –заниматься бесполезной работой.
Спрятать концы в воду – скрыть следы чего-нибудь.
Водой не разольешь – очень дружны.
Как в воду кануть –бесследно исчезнуть.
Как с гуся вода –про человека, которому все безразлично.
Как две капли воды – о полном сходстве.
Воды не замутит – про тихого, скромного человека.
Вывести на чистую воду – полностью выявить виновность кого-либо.
Как в воду опущенный - про человека, имеющего растерянный, унылый вид
Дело в шляпе – все хорошо.
Держать язык за зубами –не говорить тогда, когда не нужно.
Длинный язык – о болтливом человеке.
Злые языки – о сплетниках.
Найти общий язык – взаимное понимание.
Придержать язык – помолчать.
Прикусить язык – замолчать.
Тянуть за язык – с трудом заставить говорить.
Проглотить язык – молчать.
Язык без костей – про болтливого человека.
Язык проглотишь – очень вкусно.
Язык чесать – болтать лишнее.
Язык чешется – хочется сказать что-нибудь запрещенное.
«казанская сирота» – человек, который прикидывается несчастным.
2.Задание. Формирует умение понимать смысл пословиц на основе адекватного восприятия переносного значения. (письменно)4 балла
Перепутанные пословицы.
3. Задания устные Ответы на вопросы – по 1баллу
1.На какую пословицу вы не нашли продолжение?
2.Назовите близкие по смыслу пословицы?
II. Преобразование и интерпретация информации.
4.Осмысленное чтение. Внимательно прочитать и ответить на вопросы. 3 балла
1.Кто такие библиофилы? (выписать)
2.Что предлагает автор запомнить , во-первых? Имя автора.
3. Для чего это важно? Это расширит ваши знания, поможет лучше понять произведение, авторскую позицию.
III.Критический анализ и оценка информации.5. Работа с текстом Д.Лихачева.
Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы.
1.Задания с выбором ответа. ВО. 4 балла
Выполните часть А-1, А-2, А-3, В-6
2.Задания с кратким ответом. По 1баллу
Озаглавьте текст.
Что лежит в основе хороших манер?
3.Задания с развернутым ответом оцениваются – 8балла
1.Что такое манеры?2б
2.Каким должно быть поведение человека?2б
3.С каким человеком тебе приятно общаться?2б
4.Чем нельзя утомлять людей?2б
4.Индивидуальная работа по карточке. 4б
Запишите определение слов, используя слова для справок:
активный –
оптимизм –
пассивный –
пессимист-
Подведение результатов на следующем уроке.