Урок по литературе. Философский и социальный смысл темы одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова. Комплексный анализ стихотворения. 9 класс.


Философский и социальный смысл темы одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова. Комплексный анализ стихотворения
« Выхожу один я на дорогу».
Тип урока: урок-практикум
Цель урока: соотнести принцип научности в анализе стихотворения с чувственно-эмоциональным восприятием; выяснить , одинаковые ли мотивы звучат в стихотворении « Выхожу один я на дорогу», что и в других произведениях поэта; вызвать интерес к творчеству М.Ю.Лермонтова.
Оформление: эпиграф, репродукция Г.Якименко « Выхожу один я на дорогу» 1914г.
Оборудование: аудиозапись романса на музыку Е.Шаниной; словари: Ожегов Р.И. Словарь русского языка.- М., 1988.; собрание сочинений М.Ю.Лермонтова.
СТРУКТУРА УРОКА
Организационный момент
Вступительное слово учителя
Запись в тетрадях темы, эпиграфа, ознакомление с целями и задачами урока.
Составление партитуры чувств. Прослушивание аудиозаписи.
Выразительное чтение стихотворения учащимися.
Анализ стихотворения.
Выступление творческих групп.
Индивидуальное домашнее задание.
Выступление творческих групп.
Итог урока.
Домашнее задание.
Оценивание учащихся.
ХОД УРОКА.
Организационный момент
Приветствие учителя.
2.Вступительное слово учителя.
По сложности и богатству своих мотивов поэзия Лермонтова занимает исключительное место в русской литературе.
Обращение к эпиграфу урока.
Миссия Лермонтова – одна из глубочайших загадок нашей культуры.
Д.Андреев. Роза мира.
Уч. Ребята, как вы думаете, почему Д.Андреев назвал творчество М.Лермонтова миссией?
М.Лермонтов – поэт-философ. Сегодня на уроке мы обратимся к итоговому стихотворению поэта – « Выхожу один я на дорогу». В нем заключены философские и эстетические принципы поэзии Лермонтова, написанное в 1841г, незадолго до гибели, оно является поэтическим завещанием поэта. Д.Е.Максимов пишет: « Уже при самом общем взгляде, обращённом нами на это стихотворение, мы отмечаем в нем сочетание двух начал, которые не всегда объединяются в поэзии: напевно – музыкальной стихии, уводящей в глубочайшие недра личности, и конструирующего интеллектуального принципа». В этом стихотворении слились все мотивы лермонтовской лирики предшествующих лет. Выявление этих мотивов, сопоставление их со стихотворением « Выхожу один я на дорогу» - одна из основных задач нашего урока.
3. Запись в тетрадях темы, эпиграфа, ознакомление с целями и задачами урока.
4. Составление партитуры чувств. Прослушивание аудиозаписи.
Звучит романс на музыку Е.Шаниной.
Предварительное задание учащимся. Сосредоточить внимание на своих внутренних переживаниях, впечатлениях от музыки т стихов, включить воображение – что-то представить, пока исполняется произведение.
После исполнения романса.
Задание: ученики должны изобразить на бумаге ассоциативно возникшие цветообразы.
Беседа: Можете ли вы назвать свои изображения пейзажами?
- Что больше всего очаровало в момент прослушивания романса – стихи или музыка?
Обращение к репродукции Г.Якименко « Выхожу один я на дорогу».
- Удалось ли художнику уловить мотив стихотворения? Как он его передаёт?
5. Выразительное чтение стихотворения учащимися.
6. Анализ стихотворения.
Уч. Стихотворение начинается с характерного для поэзии Лермонтова мотива одиночества. Состояние одиночества одновременно тягостное и привычное для поэта.
7. Выступление творческих групп.
Предварительно с учащимися был проведен инструктаж по анализу лирических стихотворений. Класс был разделен на группы. Каждая группа получила задание. Основная цель работы – проследить эволюцию темы одиночества, реминисценции в творчестве поэта, поиск смысла жизни, мотив богоборчества в поэзии поэта.
ПЛАН АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЙ.
Место и время , обстоятельство и события в жизни поэта, которые сопутствовали созданию произведения.
Тема, идея, композиция, т.е. движение поэтической мысли в произведении.
Основной мотив стихотворения. Средства выразительности и изобразительности, которые использует поэт.
Отражение чувств стихотворении, как они выражены.
Есть ли широкие поэтические обобщения, какой, какими художественными средствами выражены.Поэтические традиции, имеют ли место в данном стихотворении.
Личное отношение к стихотворению, что особенно привлекло в нем.
1 группа. Анализ стихотворения « И скучно и грустно»
Вывод. В этом стихотворении особенно трагично звучит мотив одиночества.
Беседа
- Есть ли ощущение трагизма при прочтении стих-я « Выхожу один я на дорогу»
- Почему лирический герой примирился с Богом?
2 группа исследовала мотив богоборчества в творчестве М.Лермонтова на примере поэмы « Демон».
3 группа работала на примере стих-я « Благодарность».
- Почему лирический герой примирился с Богом, в каких он с ним отношениях? ( Он смирился перед величием Создателя. Мотив смирения не нов в поэзии Лермонтова)4 группа. Анализ стихотворений « Молитва» 1837, 1839.
Вывод. Примирения лирического героя с Богом и миром меняет его мироощущение и внутреннее состояние. Он уже не тяготится свои одиночеством. Поэзия Лермонтова во многом символична. Он использует традиционные архетипы в поэзии.
Работа со словарем. Выясняем значение символ, архетип.
- Какие архетипы вводит в свое стихотворение поэт? Какую роль они выполняют? ( дорога –символ движения; выход в бесконечное пространство, которое делит мир пополам; небо, земля)
- Что чувствует лирический герой, находясь между небом и землёй? ( единство с Богом)
- Но человеку, оказавшемуся в середине мироздания, «больно» и « трудно». Почему он одинок среди звезд и миров? ( Ни земля, ни звезды этого состояния не знают, им не знакомы мысли о будущем).
- Чтобы слиться в гармонии с миром вечности , отчего должен отречься человек?
( От прошлого, от земной мечты)
Вывод. У Лермонтова пространство и время, прошлое и будущее сливаются в вечности, в бесконечности мироздания. Мы подошли к еще одному важному мотиву в творчестве Лермонтова – мотив сна. Последние 2 строфы – картина сказочного сна, являющегося метафорой, ухода от реальности в мир мечтаний. Прояснить переносный план помогает реминисцентный фон.
Работа со словарем. Понятие реминисценция.
8.Индивидуальное домашнее задание.
Ученик проводил реминисценцию с творчеством А.С.Пушкина на примере стихотворения « Пророк» по следующим вопросам:
- выяснить , в какой пустыне находится герой Лермонтова и герой Пушкина.
- какой художественный прием использует Пушкин, чтобы обрисовать богатство вселенной?
- какие чувства наполняют лирического героя Пушкина и Лермонтова
9. Выступление творческих групп.
- Как мотив сна развивается в творчестве поэта
5 группа. Анализ стих-я « Сон»
6 группа « На севере диком стоит одиноко»
Вывод: В данных стих-ях сон связан с мотивом смерти.
- Как мотив сна трансформируется в стихот-ии « Выхожу один я на дорогу»? ( Сон – это жизнь, с ним соединяется надежда на любовь).
Уч. Любовь для Лермонтова –романтика всегда связана с обманом и разочарованием.
7 группа. « Нет не тебя так пылко я люблю»
- Что значит любовь для лирического героя в стих-ии « Выхожу один я на дорогу»?
( Любовь помогает обрести состояние гармонии)
- Какой образ возникает в конце стихот-я?
(Дуб)
- Какую роль он играет в контексте стих-я?
( Это образ мироздания, он соединяет небо и землю, человека и Бога)
- В чем же видит смысл жизни лирический герой?
( Стремление к гармоничному слиянию, к достижению высшей свободы – полноты жизни)
10. Итог урока.
- Почему стих-е «Выхожу один я на дорогу» по праву называют итоговым в творчестве поэта?
- Как в стих-ии воплотилась вся творческая жизнь поэта?
Стих-е написано в последний год жизни Лермонтова. Оно завершает предыдущие творческие поиски и открывает новые грани его таланта. Поэт постигает гармонию и совершенство мира, он ощущает себя частью мироздания. Жизнь оборвалась накануне свершения новых замыслов, которые не удалось реализовать.
11. Домашнее задание.
Выучить наизусть стих-е. Творческая работа. Ответить письменно на вопрос: « Что значит для меня творчество М.Лермонтова»
Оценивание учащихся.