Анализ отрывка для чтения со сцены: монолог Иоанны из трагедии Шиллера Орлеанская дева


Гмыря Марина
Разбор монолога Иоанны
из романтической трагедии Шиллера «Орлеанская дева».
Тема: борьба души в выборе между долгом (призванием) и личной любовью (желание души). Также прослеживается тема богоборчества, когда герой, полностью преданный и подчиненный Богу, оказывается в конфликте с самим собой и естественными человеческими ценностями, осознает себя слепым орудием в руках Бога, отказывается подчиняться, ищет свой выбор в жизни и свой путь (и в финале пьесы находит этот свой путь именно согласным с путем Бога; в Иоанне в итоге побеждает не слепость подчинения приказанию Бога, не личная любовь к мужчине, а ее великая любовь к родине и своему народу).
Я считаю трагедию чрезвычайно актуальной в наш век индивидуализма, когда превыше всего ставятся личные ценности, в лучшем случае - семейные ценности. Патриотизм сейчас подается в основном в непривлекательном виде официальной идеологии, «ура-патриотизма». Живое, глубокое, страстное чувство любви к родине, к народу, ощущение единства со всем народом своей страны, и христианское чувство любви ко всем людям сейчас очень нужно людям, чтобы их жизнь обрела более высокий смысл, и цель, ценность и цельность человеческого пути. В наше время «холодной» религии, которая по большей части существует как культ или традиция, привычка, необходим пример настоящей любви к Богу, охватывающей все сердце, творящей чудеса. Необходим также пример и напоминание, что христианство приносит нам «не мир, но меч», что это не удобный домашний культ, защищающий от невзгод, но это непростой путь человека, сходный с путем Христа на земле, который может и отделить от семьи, может принести многие страдания, что это путь не готовых решений, а путь сомнений, собственного выбора, познания себя, что это всегда путь битвы, и мужества, и любви, и веры в то, что все удивительное приключение-путешествие человека в его жизни на земле закончится непременно хорошо, что человек не должен слепо подчиняться Богу, что все-таки Бог хочет того же, чего хочет и сам человек на самом деле, в лучшей своей части себя.
Идея автора: даже самый лучший и святой человек должен пройти через сомнения, испытания себя, через стыд. Святость не есть непогрешимость, святость это непрестанная борьба человека, поиск своего пути, себя самого. Святость – это настоящее желание души человека, а не слепое подчинение. И любовь к родине, к народу, к Богу – не абстрактное чувство, а огромная настоящая любовь и страсть.
Сверхзадача исполнителя: призывать к жизни в святости и борьбе
Смысловые куски:
Утихла битва
Все шумит, радуется миру, победе
Лишь я одна, которая принесла этот мир, чужда общему счастью; я люблю врага
Стыд за эту любовь, за свое предательство перед Богом
Звуки музыки вызывают видения, но это уже не видения Богоматери, а видения земной любви, любимого мужчины, которые сводят с ума
Просьба, чтоб вернулась битва, вернулось то чувство покоя в верности Богу
Звуки размягчают, печалят душу, чистота невозвратима
Могла ли я убить любимого – нет, ведь он так прекрасен!
Разве грех-жалость?
Нет, я пытаюсь обмануть Бога, это была не жалость, а земная любовь
Взгляд на мужчину с любовью – и Бог отступился от меня, я должна была слепо следовать велениям Бога
Сожаления: зачем я избрала этот путь войны?
Я совершила подвиг, я видела Богоматерь и ангелов – но души моей желание не в этом, а в земной любви.
Сомнения в своей силе, в своем призвании
Отказ-просьба: чтобы Бог отвратил от меня этот выбор
Я не понимаю, как это случилось все, я была простой пастушкой, очнулась в страхе – я вижу свою гибель
Хотела я этого или не хотела? Или я чародейка, ведьма, грешница, богоотступница? Бог меня направил спасать Францию, или я сама выбрала этот путь? Бога нет рядом, он оставил меня.
5. Событийный ряд:
1. Основное исходное событие монолога находится за пределами монолога: встреча Иоанны с Лионелем и то, что она его полюбила и пощадила. Исходным событием монолога также можно считать то, что Иоанна перед коронованием Карла бежала от всех в уединенье, осознав, что в такой момент думает не о спасенной родине, а о враге отчизны.
2. Центральное событие монолога: отказ Иоанны от своего призвания ради любви, бунт против Бога.
3. Финальное событие: осознание своей близкой гибели, страх. Очнулась в страхе.

Перспектива логики и мысли: отделение себя от всеобщей радости; осознание причины этого в своей любви к врагу отечества; обвинение себя в измене Богу; борьба с любовным наваждением; попытка разобраться в своих действиях и чувствах, виновна ли она и в чем; сожаление в том, что она избрала этот путь войны, отказ от своей миссии; предчувствие своей близкой гибели, очнулась в ужасе.