Статья «Гражданско-патриотическое воспитание учащихся посредством осуществления туристического маршрута «Моя Родина – Россия»».


Статья «Гражданско-патриотическое воспитание учащихся посредством осуществления туристического маршрута «Моя Родина – Россия»».
Авторы: Кожевникова Л.И.
Мелешко А.Б.
Задача гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения всегда актуальна, но особенно значимой она становится в период обострения международного положения, когда делаются попытки унизить наше государство, умалить его историю и культурные ценности.
Современное поколение обществоведов пытается разграничить гражданско-патриотическое воспитание на гражданское и патриотическое, утверждая, что можно иметь не одно гражданство и любить своё Отечество, повторяя тезис древних римлян: «Родина там, где хорошо». Мы позволим себе с этим не согласиться, процитировав строку великого русского поэта Н.А. Некрасова:
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Поэтому наша цель в туристических поездках по стране – приобщение учащихся к истории и культуре нашей необъятной Родины.
Начнём с «сердца» нашей страны – Москвы. Ранним утром, прибывая в столицу, мы, как и тысячи российских и зарубежных туристов, идём на Красную площадь, чтобы пройтись по брусчатке мимо вековых крепостных стен, послушать бой часов на Спасской башне, посмотреть смену караула. Те, кто впервые в Москве, и те, кто неоднократно бывал в столице, испытывает чувство трепета и восторга. Эта прогулка пробуждает душу, возникает чувство безудержной гордости за наших великих предков.
Москва приобщает нас к истории и современности одновременно, так как кварталы старой Москвы сменяются небоскрёбами, памятники культуры – линией МКАД, музеи и картинные галереи – современными торгово-развлекательными центрами.
Затем начинается более глубокое погружение в историю: Оружейная палата, храмы и соборы Московского Кремля, Царь-колокол и Царь-пушка, Храм Василия Блаженного, построенный русскими мастерами в честь взятия Казани и памятник Минину и Пожарскому, созданный на народные пожертвования. Где, как не здесь, зарождается чувство национальной гордости и национального самосознания. Третьяковская галерея и Музей изобразительный искусств имени А.С. Пушкина воспитывает художественный вкус и эстетику восприятия.
Именно в Москве учащиеся понимают ход российской и мировой истории, посещая Бородинскую панораму и Музей Великой Отечественной Войны на Поклонной горе. История «оживает» и учащиеся становятся не только её свидетелями, но и участниками.
Следующим этапом нашего маршрута стал город на Неве – Санкт-Петербург. Город, созданный Петром, стал отражением петровских реформ: здесь мы видим создание русского флота, барочный стиль великого Расстрелли, классический – Росси, процесс создания музеев на примере Кунсткамеры и Эрмитажа, уникальный парковые скульптуры Летнего сада и Петергофа.
На примере блокады Ленинграда ученики проникаются историей Великой Отечественной Войны, а посещение Пискарёвского мемориала показывает масштабы трагедии и героизма советского народа.
В Санкт-Петербурге на Невском каждый дом – музей, а памятник – произведение искусства. Мы ощущаем связь веков, масштабность и уникальность русской культуры в контексте мировой.
Поездка в Киев была многогранна, показала историю нашей Родины от призвания варягов до распада СССР. Ученики прочувствовали историю создания Киевской Руси, посетив Софийский собор и Киево-Печерскую Лавру, истоки славянской культуры и письменности. Мы убедились воочию в ужасах фашизма, посетив Музей Великой Отечественной Войны. Неизгладимые впечатления оставили Майдан и Крещатик, которые через месяц стали ареной украинской национальной трагедии … На примере туристических поездок у учащихся формируется историческое видение не только тех или иных событий, но и их оценка, масштабы культурных ценностей, неразрывность культуры славянских народов, уникальность России в мировой сообществе и мировой культуре, чувство национального самосознания и национальной гордости, патриотизма и гражданственности.