Музыка. Рабочая программа 7 класс Г.П. Сергеева Е.Д. Критская по ФГОС

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Чердаклинская средняя школа №1
имени доктора Леонида Михайловича Рошаля

Рассмотрена
На заседании методического
объединения
Протокол №__
от «26»августа 2015 г.
Руководитель методического
объединения________/Т.А. Шульпина
ФИО
Согласована
Заместитель директора по учебно- воспитательной работе
_____/Н.В. Титаренко/
ФИО
«27» августа 2015 г.
Утверждена
Приказом от «31» августа 2015 г.
№_____
Директор
_______ /О.А. Созонова/
ФИО



Рабочая программа

Наименование курса: Музыка
Класс: 7
Уровень общего образования: основная школа
Учитель музыки: Соколова Наталья Григорьевна
Срок реализации программы: 2015-2016 учебный год
Количество часов по учебному плану: всего 35 часов в год; в неделю-1 час
Планирование составлено на основе программы Музыка:5-7 классы. Составители: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, М.: Просвещение, 2011г.

Учебник: Музыка.7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, М.: Просвещение, 2013г.


Рабочую программу составила:____________ /СоколоваН.Г./
Подпись расшифровка подписи
ОГЛАВЛЕНИЕ

Пояснительная записка: с.3
Нормативные документы; с.3
Цели с учетом специфики предмета; с.3
Цели, задачи, планируемые результаты; с.3
Отличительные особенности рабочей программы от примерной программы; с.7
Используемые технологии; с.7
Формы и методы контроля; с.8
Общая характеристика предмета, образовательная область с.9
Место учебного предмета в учебном плане с.10
Описание ценностных ориентиров, содержащиеся в учебном предмете с.10
Результаты освоения учебного предмета с.11
Содержание учебного предмета с.12
Тематическое планирование с.13
Календарно-тематическое планирование с.16
Лист коррекции с.30
Список литературы с.31













1.Пояснительная записка

1.1.Нормативные документы
Рабочая программа по музыке в 7 классе составлена в соответствии с федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования; примерной программы общего образования по музыке, с учетом авторской программы «Музыка. 5-7 классы. Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская,
в соответствии с базисным учебным планом и годовым календарным учебным графиком: 35 учебных недель по 1 часу-35 часов за год.



1.2. Цели с учетом специфики предмета :развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

1.3.Цели, задачи, планируемые результаты:
развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.




Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих
закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;
формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности, при выполнении проектных заданий и проектных работ;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;
формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.

Метапредметные результаты:
Познавательные:
Учащиеся научатся:
логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей,

построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;
применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;
обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;
осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей;
использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;
пользоваться различными способами поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Учащиеся получат возможность:
научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.

Регулятивные:
Учащиеся научатся:
принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.
прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;
мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

Учащиеся получат возможность научиться:
ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;
действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.

Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;
использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий;
приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.

Учащиеся получат возможность:
совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;
создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.










1.4.Отличительные особенности рабочей программы от примерной программы

Основное содержание образования в примерной программе представлено следующими содержательными линиями: «Музыка как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкальная драматургия», «Музыка в современном мире: традиции и инновации». Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с курсом музыки в начальной школе. При этом построение программы допускает различные варианты для изложения содержания учебников, распределения учебного материала и времени его изучения.
Содержание рабочей программы построено на основе компетентностного подхода в соответствии с этим у обучающихся развиваются и совершенствуются познавательная, информационно-коммуникативная, рефлексивная деятельности. В данной программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных действий. Содержательный стержень программы-«Классика и современность». Предметом рассмотрения в 7 классе являются вечные темы классической музыки и их претворение в произведениях различных жанров; художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки; особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях крупных жанров Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным произведением всегда предполагает его рассмотрение в содружестве муз.
Отличительные особенности программы:
- во взгляде на музыку не только с точки зрения её эстетической ценности, но и с позиции её универсального значения в мире, когда музыка раскрывается во всём богатстве своих граней, врастающих в различные сферы бытия, - природу, обычаи, верования, человеческие отношения, фантазии, чувства;
- в системном погружении в проблематику музыкального содержания;
- в рассмотрении музыкального искусства с точки зрения стилевого подхода, применяемого с учётом научных достижений в области эстетики, литературоведения, музыкознания;
- в углублении идеи музыкального образования при помощи учебника ;
В данной программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных действий.

1.5.Используемые технологии

Педагогические технологии, используемые при реализации программы: сотворчество, сотрудничество, личностно-ориентированный подход, творческие проекты, дифференцированные обучающие, развивающие и диагностирующие задания. Так же предусмотрены различные сочетания инвариантных и вариативных тем и заданий, проблемные ситуации, самостоятельный информационный поиск, интеграция различных видов художественно – творческой и художественно-познавательной деятельности учащихся.
Уроки музыки, проводимые по данной программе, можно интегрировать с уроками изобразительного искусства на основе:
Выявления общего и особенного в языке разных видов искусства; общности художественно-образного содержания произведений различных видов искусства; общности духовно-нравственных смыслов произведений искусства.
1.6. Формы и методы контроля.
Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются: групповая, коллективная работа с учащимися.
Контроль осуществляется в следующих видах: текущий, тематический, итоговый.
Формы контроля: устный опрос; тесты, творческие задания по теме, проверочные работы.  
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с планируемыми результатами, требованиями к уровню подготовки учащихся 1 класса начальной школы в форме итоговых тестов в конце каждой четверти.
Методы:
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки; метод эмоциональной драматургии; метод интонационно-стилевого постижения музыки; метод художественного контекста; метод создания «композиций»; метод междисциплинарных взаимодействий; метод проблемного обучения; метод сравнения . Эти методы реализуются в учебной деятельности с применением системного подхода, который выполняет роль главного «координатора» в целостном методологическом пространстве .

Критерии оценивания. 1.Знание музыкальной терминологии, умение её применять. «5»–твердое знание терминов и понятий, умение применять это знание на практике. «4»–неточность в формулировках терминов и понятий, умение частично применять их на практике. «3»–слабое (фрагментарное) знание терминов и понятий, неумение использовать их на практике. «2»–незнание терминов и понятий, отсутствие навыков использования их на практике. 2. Теоретические знания могут быть проверены в форме тестирования. «5»-получают учащиеся, правильно выполнившие 100-90 % работы; «4»-ставится в том случае, если верные ответы составляют 80 % от общего количества; «3»-соответствуетработа, содержащая 50–70 % правильных ответов; «2»-верно выполнено менее 50% работы; 3. Слушание музыкальных произведений. «5»–соблюдает правила слушания музыки, свободно владеет приемами анализа музыкальных произведений. «4»–знает правила слушания музыки, при анализе музыкальных произведений владеет не всеми приемами. «3»–невнимательно слушает музыку, испытывает трудности при анализе музыкальных произведений. «2»–не умеет слушать музыку, не владеет приемами анализа музыкальных произведений. 4. Пение музыкальных произведений. «5»–соблюдает правила пения; пение вокальных произведений соответствует (1), (2), (3) уровням сложности. «4»–знает правила пения, иногда допускает ошибки (1), (2), (3) уровня сложности. «3»–невсегда соблюдает правила пения, часто допускает ошибки (1), (2), (3) уровня сложности.«2»–не соблюдает правила, пение не соответствует (1), (2), (3) уровню сложности 5. Творческая деятельность. 5.1.Виды: Составление кроссвордов Письменные отзывы о музыкальном произведении Музыкальные викторины Сочинения о музыке Презентации Рисунки 5.2.Критерии оценки (т.к. при организации творческой деятельности применяется дифференцированный подход–задания учитывают способности и интересы учащихся, то оценки «2» за этот вид деятельности и полученный результат не выставляются) «5»–владеет УУД, знает задачи творческой деятельности и готов творить. «4»–владеет УУД, готов творить, но не всегда осмысленно решает задачи творческой деятельности. «3»–проблемы в УУД,готов творить, но испытывает трудности в решении задач творческой деятельности


2. Общая характеристика предмета, образовательная область

Предмет «Музыка» входит в состав предметной области «Искусство». Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) в основной школе способствуют формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Общение подростков с музыкой открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения. Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в начальной школе в процессе занятий музыкой. Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Основные содержательные линии:
обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям;
усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке;
овладение способами музыкальной деятельности (умения и навыки);
обогащение опыта музыкально-творческой деятельности.
Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках учебной программы и получает последовательное многоаспектное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки оканчивающих основную школу.
Обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения к музыке и знаний музыки в период обучения в основной школе осуществляется в первую очередь за счет расширения диапазона изучаемых произведений в жанрово-стилевом отношении, более широкого представления в музыкальном репертуаре образцов народной и профессиональной (классической и современной) музыки как светской, так и духовной. При этом произведения духовной религиозной музыки рассматриваются в культурологическом аспекте. Важной составляющей изучаемого учащимися музыкального репертуара становятся образцы современной популярной музыки.
Необходимо обратить особое внимание на то, что опыт эмоционально-ценностного отношения к музыке и знание учащимися музыки происходит в первую очередь на основе личностно окрашенного эмоционально-образного общения с художественными образцами музыкального искусства в различных видов музыкальной деятельности; выявления связей музыки с другими видами искусства и жизнью; раскрытия возможностей музыки в преобразовании духовного мира человека, его душевного состояния.
Приоритетное значение в ряду знаний о музыке на второй ступени обучения имеют знания, приобретаемые в процессе музыкально-творческой деятельности и раскрывающие интонационную, жанровую, стилевую основы музыкального искусства, многогранность связей музыки с другими видами искусства. В число музыкальных знаний входят также знания о творчестве композиторов, исполнителей, способах овладения различными видами музыкальной деятельности, нотной грамоты. В программе выделяется группа музыкально-исторических знаний, а также знаний о музыкальной жизни нашей страны и других стран мира.
Необходимо предусмотреть в программе освоение учащимися музыкальных умений и навыков, приобретаемых в различных видах музыкально-творческой деятельности и способствующих личностному постижению преобразующей силы музыки. При этом музыкальные умения связаны главным образом с творческим, никогда не повторяющимся процессом. Музыкальные навыки являются базой прежде всего для музыкально-исполнительской деятельности, требующей определенной подготовки и развития психофизиологического аппарата ребенка, что является необходимым условием для достижения эстетического, подлинно художественного воплощения музыкального образа исполняемого произведения и самовыражения ребенка. Весь учебно-воспитательный процесс на уроке пронизывает опыт музыкально-творческой учебной деятельности, который приобретается учащимися в процессе слушания музыки, в вокально-хоровом и инструментальном исполнении, в музыкально-пластической деятельности, музыкальных импровизациях и сочинении музыки, в установлении связей музыки с другими видами искусства, с историей, жизнью. Тем самым удается избежать информационного изложения материала и на первый план вывести деятельностное освоение искусства. Накопление опыта музыкально-творческой деятельности в системе основного общего музыкального образования направлено на дальнейшее развитие творческого потенциала учащихся, их интереса к процессу и результату музыкальной деятельности. Такой опыт помогает ученику глубже познавать природу музыки, пути и способы ее создания, исполнения и слушания, сформировать свою личностную позицию по отношению к искусству и найти способы самовыражения в разнообразной музыкально-творческой деятельности.

3.Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «Музыка» изучается в 5-7 классах в объёме не менее 105 часов(по 35 часов в каждом классе).


4.Описание ценностных ориентиров, содержащиеся в учебном предмете

Значение музыкального образования в основной школе заключается в расширении музыкального и культурного кругозора учащихся, в углублении представлений о широте жизненного содержания музыки и силе ее влияния на человека, развитии у школьников особого чувства творческого стиля того или иного композитора. Роль курса в основной школе состоит в установлении внутренних связей музыки с литературой и изо, осмыслении зависимости между содержанием музыки и формой его воплощения на примере разных типов музыкальных образов, обобщенном понимании процессов интонационного и драматургического развития. Эмоциональное, активное восприятие музыки как основа музыкального воспитания в целом, на данном этапе обучения становится фундаментальной базой для систематизации и углубления знаний, дальнейшего разностороннего, интеллектуально- творческого и духовного развития учащихся, формирования у них основ художественного мышления и элементарных представлений о единых закономерностях развития музыки и жизни.




5.Результаты освоения учебного предмета

В результате изучения музыки в 7 классе ученик должен

Знать/понимать:
понимать роль музыки в жизни человека;
иметь представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор – исполнитель - слушатель);
понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей;
иметь представление об особенностях музыкального языка, музыкальной драматургии, средствах музыкальной выразительности;
знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации;
иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом.
Уметь:
эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;
выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации;
ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи;
использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах.




6.Содержание учебного предмета
Тема I полугодия:«Особенности драматургии сценической музыки» (17 часов)
Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора :Россия-Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов. Взаимодействие музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально- драматического спектакля. Приемы симфонического развития образов. Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении.
Тема 2 полугодия:»Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» (18часов)
Сонатная форма, симфоническая сюита, сонатно-симфонический цикл как формы воплощения и осмысления жизненных явлений и противоречий. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах. Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла. Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Использование различных форм музицирования и творческих заданий для освоения учащимися содержания музыкальных произведений.


7.Тематическое планирование (35 часов)
Содержание курса
Модуль учебника
Характеристика видов деятельности обучающихся

Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия Запад. Жанров разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко-эпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально-драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де, музыкально-хореографические сцены и др. Приемы симфонического paзвития образов.
Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Myзыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и телевидении.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных произведений.
Особенности драматургии сценической музыки (17 ч)
Определять роль музыки в жизни человека.
Совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор исполнитель слушатель).
Эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки. Обосновывать свои предпочтения в си-туации выбора.
Выявлять особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей.
Выявлять (распознавать) особенности музыкального языка, музыкальной драматургии, средства музыкальной выразительности.
Называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации.
Исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений.
Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.
Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации.
Использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования.
Решать творческие задачи.
Участвовать в исследовательских проектах.
Выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства.
Анализировать художественно- образное содержание
музыкальный язык произведений мирового музыкального ис-кусства.
Осуществлять поиск музыкально- образовательной информации в справочной литературе и Интернете в рамках изучаемой темы.
Самостоятельно исследовать творческие биографии композиторов, исполнителей, исполнительских коллективов.
Собирать коллекции классических произведений.
Проявлять творческую инициативу в подготовке и проведении музыкальных конкурсов, фестивалей в классе, школе и т.п.
Применять информационно-коммуникационные технологии для музыкального самообразования.
Заниматься музыкально-просветительской деятельностью с младшими школьниками, сверстниками, родителями, жителями микрорайона.
Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в процессе освоения содержания музыкальных произведений.


Сонатная форма, симфоническая сюита, сонатно-симфонический цикл как формы воплощения и осмысления жизненных явлений и противоречий. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах.
Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки.
Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий для освоения учащимися содержания музыкальных произведений.
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки(18 ч)
Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей, выявлять интонационные связи.
Проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.).
Совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.
Называть крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи).
Анализировать приемы взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произведениях разных форм и жанров.
Анализировать и обобщать жанро- во-стилистические особенности музыкальных произведений.
Размышлять о модификации жанров в современной музыке.
Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
Самостоятельно исследовать творческую биографию одного из популярных исполнителей, музыкальных коллективов и т.п.
Обмениваться впечатлениями о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом.
Импровизировать в одном из современных жанров популярной музыки и оценивать собственное исполнение.
Ориентироваться в джазовой музыке, называть ее отдельных выдающихся исполнителей и композиторов.
Самостоятельно исследовать жанровое разнообразие популярной музыки.
Определять специфику современной популярной отечественной и зарубежной музыки, высказывать собственное мнение о ее художественной ценности.
Осуществлять проектную деятельность.
Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны и др.
Использовать различные формы музицирования и творческих заданий для освоения содержания музыкальных произведений.
Защищать творческие исследовательские проекты












8. Календарно- тематическое- планирование


№ п/п
Тема урока
Тип урока
Планируемые результаты
Организационные формы обучения
Система контроля
Домашнее задание
Дата



Предметные
Метапредметные
Личностные













план
факт

I
2
3

3.1
3.2
4
5
6
7
8

Особенности музыкальной драматургии сценической музыки

1
Классика и современность Вводный

Знать понятия: классика, классическая музыка,классика жанра,стиль, интерпретация, обработка, разновидности стиля.
Уметь приводить примеры
Проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями
-Иметь аргументированную точку зрения в отношении музыкальных произведений отечественной и зарубежной музыкальной культуры
Совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства
Фронтальная;
групповая;
индивидуальная
Вводный
c. 6-7



2
В музыкальном театре. Опера Расширение и углубление знаний

Знать понятия: опера, виды опер, этапы сценического действия, либретто, составляющие оперы (ария, песня, каватина, речитатив, дуэт, трио, ансамбль, действие, картина, сцена). Уметь:
приводить примеры оперных жанров;
называть имена известных певцов, дирижеров, режиссеров;
определять роль оркестра в опере
Анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов
-Использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров
Фронтальная;
групповая;
индивидуальная
Текущий

c.8-10








3
Опера
М. И. Глинки «Иван Сусанин»

Расширение и углубление знаний
Знать:
драматургию развития оперы;
то, что музыкальные образы могут стать воплощением каких-либо исторических событий. Уметь:
проводить интонаци- онно-образный и сравнительный анализ музыки;
-Определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях.Проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями
Овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности.
Фронтальная;
групповая;
индивидуальная
Коррекции
С.13














45
Опера А. П. Бородина «Князь Игорь»

Сообщение и усвоение новых знаний
Уметь называть полные имена композиторов:
А. П. Бородин, М. И. Глинка. Знать их произведения
Проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями.
Использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию

Совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства
Фронтальная;
групповая;
индивидуальная
Текущий
Коррекции


С.18-20



6
В музыкальном театре. Балет

Расширение и углубление знаний
Знать:
понятия: балет, типы балетного танца;
составляющие балета: пантомима, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио. Уметь:
определять роль балетмейстера и дирижера в балетном спектакле;
приводить примеры балетов, полные имена артистов и балетмейстеров

Анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов
-Использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию
Овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности.
Фронтальная;
групповая;
индивидуальная
Текущий
c. 26-28




7-8
Балет Б. И. Тищенко «Ярославна»

Сообщение и усвоение новых знаний
Знать драматургию развития балета. Уметь:
проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;
определять тембры музыкальных инструментов;
называть полное имя композитора - Б. И. Тищенко

Размышлять о воздействии музыки на человека, о ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства.
-Определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях.
Формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира.
Фронтальная;
групповая;
индивидуальная
Текущий
Коррекции

с.30-31



9
Героическая тема в русской
музыке

Повторение и обобщение полученных знаний
Уметь:
приводить примеры музыкальных произведений, в которых отражена героическая тема;
рассуждать на поставленные проблемные вопросы; проводить сравнительный анализ музыкальных и художественных произведений;
называть полные имена композиторов, в творчестве которых отразилась тема.
Определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях.
Наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение.
Индивидуальная.
Проверочный
С.37 №3




10
11
В музыкальном театре. «Мой народ - американцы». Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс»

Сообщение и усвоение новых знаний
Знать:
жизнь и творчество Дж. Гершвина;
драматургию развития оперы;
то, что музыкальные образы могут стать воплощением каких-либо жизненных событий. Уметь проводить интонационно-образный
и сравнительный анализ музыки
Проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями.
Использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию

Овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности
Фронтальная;
групповая;
индивидуальная
Текущий
Коррекции
С.47



12- 13
Опера Ж. Бизе «Кармен»

Сообщение и усвоение новых знаний
Знать:
драматургию развития оперы;
то, что музыкальные образы могут стать воплощением каких-либо жизненных событий Уметь:
проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;
называть полное имя композитора - Ж. Бизе
.Анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов
-Использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию
Овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности.
. Фронтальная;
групповая;
индивидуальная
Текущий
Коррекции
с. 48-49
с.51




14
Балет Р. К. Щедрина «Кармен- сюита»

Сообщение и усвоение новых знаний
Знать:
драматургию развития балета;
понятие транскрипция. Уметь:
проводить интонаци- онно-образный и сравнительный анализ музыки;
называть полные имена: композитора - Р. К. Щедрин и балерины - М. М. Плисецкая;
выявлять средства музыкальной выразительности
Наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры.
Размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства.
Формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира.
Фронтальная;
групповая;
индивидуальная
Текущий
С.61



15
Сюжеты и образы духовной музыки

Расширение и углубление знаний
Знать понятия: месса,
всенощная.
Уметь:
- называть полные имена композиторов И. С. Бах, С. В. Рахманинов;
проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;
выявлять средства музыкальной выразительности.
- Использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию Определение целей и задач собственной музыкальной деятельности .
Совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства.
Фронтальная;
групповая;
индивидуальная
Проверочный
с.64-66





16
Рок-опера Э. Л. Уэббера «Иисус Христос - суперзвезда»

Расширение и углубление знаний
Знать драматургию развития рок-оперы. Уметь:
проводить интонационно-образный анализ музыки;
определять тембры музыкальных инструментов;
выявлять средства музыкальной выразительности;
называть полное имя композитора - Э. Л. Уэббер
Оценивание современной культурной и музыкальной жизни общества и видение своего предназначения в ней.
Размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства.
Совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства.
Фронтальная;
групповая;
индивидуальная
Текущий
С. 73



17
Музыка к драматическому спектаклю Д. Б. Кабалевского «Ромео и Джульетта»

Расширение и углубление знаний

Знать понятие сюита. Уметь:
- проводить интонаци- онно-образный и срав нительный анализ музыки;
- называть полное имя композитора - Д. Б. Кабалевский
Наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры.

- Формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира.
Фронтальная;
групповая;
индивидуальная
- Текущий
с.74







18
«Гоголь-сюита» из музыки А. Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка»

Сообщение и усвоение новых знаний
Знать понятия: сюита,
полистилистика.
Уметь:
проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;
определять тембры музыкальных инструментов, музыкальные жанры;
выявлять способы и приемы развития музыкальных образов;
называть полное имя композитора - А. Г. Шнитке
Наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры.
Размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства.
Развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально- ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров.
Фронтальная;
групповая;
индивидуальная
Текущий

с.78-79



Особенности драматургии камерной и симфонической музыки

19
Музыкальная драматургия - развитие музыки

Расширение и углубление знаний. Сообщение новых знаний
Знать основные принципы развития музыки: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация - Уметь приводить примеры
Проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями. Определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления
Овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности.
Фронтальная;
групповая;
индивидуальная
Коррекции

с.84-85





20
Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка

Расширение и углубление знаний
Знать:
понятия:духовная
и светская музыка; вокальная, инструментальная, камерная музыка;
что лежит в основе музыки православной
и католической церквей. Уметь приводить музыкальные примеры
Размышлять о воздействии музыки на человека, о ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства.
-Определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях.
Развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально- ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров
Фронтальная;
групповая;
индивидуальная
Текущий
с.91



21
Камерная инструментальная, музыка: этюд


Расширение и углубление знаний
Знать понятие этюд. Уметь:
проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;
называть имена композиторов: Ф. Шопен, Ф. Лист
- Использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию Определение целей и задач собственной музыкальной деятельности .
Наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение.
Фронтальная;
групповая;
индивидуальная
Коррекции
с.93





22
Транскрипция


Расширение и углубление знаний
Знать понятие транскрипция. Уметь:
выявлять средства музыкальной выразительности и определять форму музыкальных произведений;
называть полные имена композиторов: Ф.Лист, М.А.
Балакирев, Ф. Бузони
Использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию Определение целей и задач собственной музыкальной деятельности .
Наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение.
Фронтальная;
индивидуальная
Текущий

с.94-95



23
Циклические формы инструментальной музыки

Расширение и углубление знаний
Знать понятия: циклическая форма музыки, полистилистика. Уметь:
приводить музыкальные примеры;
определять тембры музыкальных инструментов
Анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов
-Использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию
Развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально- ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров.
Фронтальная;
групповая;
индивидуальная
Текущий

с.98-99



24
25
Соната


Расширение и углубление знаний
Знать понятия: соната, сонатная форма.
Уметь:
- проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; определять приемы музыкального развития;
называть полные имена композиторов: Л. ван Бетховен,
С. С. Прокофьев,
В. А. Моцарт
Проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями. Определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления
Наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение. Совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства
- Фронтальная;
групповая;
индивидуальная
Коррекции
с.102





26
30
Симфоническая музыка


Расширение и углубление знаний
Знать:
понятие симфония;
особенности строения симфонии.
Уметь:
проводить интонационно-образный и сравнительный анализ;
определять тембры музыкальных инструментов;
определять приемы музыкального развития и жанры;
называть полные имена композиторов-симфонистов;
выявлять связи в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства
Проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями

Определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления

Анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов


Наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение. Совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства
Фронтальная;
групповая;
индивидуальная
Текущий
Коррекции
с. 110



31
Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси
Знать понятия: импрессионизм, программная музыка, симфоническая картина.
Использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию Определение целей и задач собственной музыкальной деятельности
Формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира
Фронтальная;
групповая;
индивидуальная
Текущий
с. 136





Сообщение и усвоение новых знаний
Уметь:
анализировать составляющие средств выразительности;
определять форму пьесы;
проводить интонаци- онно-образный анализ музыки;
выявлять связи в средствах выразительности музыки и живописи;
называть полное имя композитора - К. Дебюсси


.





32
Инструментальный концерт

Расширение и углубление знаний
















Знать:
понятие инструментальный концерт;
строение инструментального концерта. Уметь:
проводить интонационно-образный анализ;
определять принципы музыкального развития;
называть полное имя композитора - А. И. Хачатурян
Определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления

Анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов


Формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира
Фронтальная;
групповая;

Текущий
с.139



33
Дж. Гершвин. «Рапсодия в стиле блюз» Расширение и углубление знаний
Знать понятия: джаз, симфоджаз и их отличительные черты. Уметь:
проводить интонационно-образный анализ музыки;
выявлять жанровую принадлежность
Определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления
Анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов

Совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства
Фронтальная;
групповая;
индивидуальная

с.142




34-35
Пусть музыка звучит!

Расширение и углубление знаний. По- вторительно- обобщающий урок
Знать понятия: фольклор, этномузыка, хит, мюзикл, рок-опера и их отличительные особенности. Уметь:
определять тембры музыкальных инструментов;
приводить примеры известных солистов, ансамблей, хоров народной музыки и названий известных хитов
Определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления
Анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов

Совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства
Развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально- ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров
Фронтальная;
групповая;
























9.Лист корректировки календарно-тематического планирования


№ п\п
Дата
Тема урока
Количество
часов
Причина корректировки



































































































Список литературы

Учебники и пособия:
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., «Музыка»: Учебник для учащихся 7 класса– М.: Просвещение, 2014.
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., «Музыка»: Рабочая тетрадь для учащихся 7– М.: Просвещение, 2014.
Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 7 кл.: Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, .- М.: Просвещение,2013.
Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».7 класс.
Методика работы с учебниками «Музыка».5-7,2013.



. Дополнительная литература для учащихся:

Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.
Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.
Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.
Прохорова И.А. Советская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.
Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ.
Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.
Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.
Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997.

Дополнительная литература для учителя:

1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
2. Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.
3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманитарный издательский Центр ВЛАДОС, 2000.
4. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
5. Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.
6. Гульянц Е.И. Детям о музыке: М.: «Аквариум», 1996.
7. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
8. Клёнов А. Там, где музыка живёт. М.: Педагогика, 1985.
9. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.
10. Могилевская С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра / художник Н. Мищенко. –М.: Дет. лит., 1981.














13PAGE \* MERGEFORMAT14215




13 PAGE \* MERGEFORMAT 143315