Развитие двигательной активности детей трех-четырех лет.


Развитие двигательной активности детей трех-четырех лет.
В дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств. Движение является средством познания окружающего мира, удовлетворения биологических потребностей организма. Трудно переоценить роль двигательной активности в расширении функциональных возможностей развивающего организма, в совершенствовании двигательной деятельности. Следовательно, недостаток движений может привести к патологическим сдвигам в организме.
Под двигательной активностью нами понимается суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни.
Часто родителей раздражает чрезмерная активность детей, их постоянное стремление куда-то забраться, что-то взять.
Дорогие папы и мамы, не спешите с запретами, помните, что движение является биологической потребностью растущего организма. Надо не подавлять двигательную активность, а всячески поддерживать ребенка в его стремлении двигаться, быть активным, создавать условия для этого. Благодаря правильно организованной двигательной деятельности создаются благоприятные условия для обмена веществ, а это стимулирует развитие нервной системы, костно-мышечного аппарата, сердечнососудистой системы и органов дыхания, улучшает пищеварение. Правомерно выражение: «Движение — это жизнь». Именно движение делает ребенка выносливым, ловким, сообразительным. Постепенно у него развивается сила, координация, его игровая и бытовая деятельность становится более разнообразной, активной, самостоятельной.
Особое значение в плане воспитания здорового и физически развитого малыша имеют подвижные игры. С момента рождения ребенок стремится к движению. Дети познают мир, ползая, лазая, бегая и т.д. Использование в повседневной жизни подвижных игр создает условия для того, чтобы ребенок научился владеть своим телом, его движения стали красивыми и, главное, уверенными. Подвижные игры – хорошая профилактика плоскостопия, нарушений осанки и других заболеваний, которые часто встречаются в детском возрасте и вызваны недостатком физической активности.
Кроме того, подвижная игра – источник радости, одно из лучших средств общения взрослого с ребенком. Включение элементов фольклора, использование различных персонажей стимулируют детскую фантазию, способствуют формированию речи и, в конечном счете, становлению личности ребенка.
Детям очень интересны подвижные игры, которые предполагают совместное выполнение одних и тех же действий. В такие игры можно играть с 2-3 малышами дома или на прогулке. Например, встаньте с детьми в круг и предложите им попрыгать, потопать ножками, похлопать в ладошки, покружиться. Покажите малышам образец действия и задайте ритм движений, сопровождая их чтением стихотворения или пением песенки. При этом обращайте внимание детей друг на друга, называйте их по именам, хвалите за дружную игру. Подобные игры хорошо включать в воображаемые ситуации. Например, дети могут кружиться как снежинки, прыгать как зайчики, топать как медведи, тянуть ручки вверх как цветочки к солнышку и пр. Поощряйте игровую инициативу малыша, подключайтесь к его игре, если он об этом просит, старайтесь играть увлеченно.
Если к вам в гости пришли друзья с маленьким ребенком, уделите время совместной игре малышей. Поиграйте с каждым ребенком по очереди так, чтобы все дети могли наблюдать за вашей игрой. А затем организуйте хороводные игры. Даже самые маленькие дети с удовольствием будут играть в такие игры, как «Карусели», «Раздувайся пузырь», «Каравай». Атмосфера радости, веселья, смена простых движений и их направления, повторяющиеся слова стихотворений, приятные телесные ощущения – все это располагает детей к продолжению общения, обогащает их коммуникативный опыт.
Быть отцом или матерью – одно из самых важных, а иногда и самых недооцененных занятий в мире. Надеюсь, что вы будете для своего ребенка первым и самым лучшим и важным воспитателем. Помните, что малыш беззащитен перед взрослым, он безгранично верит вам и ждет от вас только хорошего.
Предложенные игры (см. приложение 1) не требуют дорогостоящих спортивных комплексов и специального оборудования. Вы можете проводить игры на отдыхе, на природе и во время семейных праздников. У вас появится дополнительная возможность по-дружески пообщаться со своим ребенком и помочь ему стать сильным, ловким и главное уверенным в том, что он вам нужен и любим!



ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ДВИЖЕНИЙ.

«ИГРА С КУКЛОЙ»
Предложите ребенку выбрать куклу, поиграть с ней. Берете себе тоже игрушку. Далее выполняете движения с куклой в соответствии с текстом, побуждая ребенка действовать также.
Куклы хлопать все умеют,
Своих ручек не жалеют.
Вот так, вот так
Своих ручек не жалеют. Хлопают руками куклы.
Куклы топать все умеют,
Своих ножек не жалеют.
Вот так, вот так
Своих ножек не жалеют. Куклы «пляшут» на коленях.
А теперь и мы пойдем,
С куклами плясать начнем.
Вот так, вот так,
Пляшет куколка вот так! Взрослый и ребенок пляшут с куклами.
«ПО ИЗВИЛИСТОЙ ДОРОЖКЕ»
Разложите на полу шнур зигзагом и предложите ребенку пройти по этой «дорожке» в гости к мишке (игрушке, которая находится на другом конце шнура).
«ИГРА С МИШКОЙ»
Изобразите медведя (ходите по комнате, переваливаясь). Малыш стоит у противоположной стены.
Мишка по лесу гулял,
Мишка (имя ребенка) искал,
Долго, долго он искал,
Сел на травку, задремал.
«Мишка» садится на стул и «засыпает». Ребенок бегает вокруг, топает ножками:
Стал (а) (имя ребенка) плясать,
Стал (а) ножками стучать.
Мишка, мишенька, вставай,
Мишка (имя ребенка) догоняй!
«Мишка» просыпается «рычит» и догоняет малыша.
«МОЙ ЛЮБИМЫЙ МЯЧ»
Ребенок сидит на корточках перед вами, а вы катите ему мяч, приговаривая:
Ты поймай мой яркий мяч
И отдай его, не прячь!
Малыш катит мяч обратно, а вы, ударяя мячом о пол, говорите:
Мячик, прыгай, не спеши.
И (имя ребенка) посмеши.
Затем ребенок прыгает в такт с мячом или взрослый катит мяч ребенку, который должен от него убежать, и т.д.
«ПОЛЕТАЕМ!»
Предложите ребенку поиграть в игру «Самолеты» и приготовиться к полету, показав, как «заводить мотор» и как «летать». («К полету приготовиться! Завести мотор!») Ребенок вместе с вами производит вращательные движения руками перед грудью и произносит звук: «р-р-р». После сигнала «Полетели!» ребенок и вы разводите руки в стороны (как «крылья» у самолета). "Летят»- бегают по комнате. По сигналу «На посадку!» приседают.
«ПЕС БАРБОС»
Возьмите в руки игрушечную собачку, которая «спит», сядьте на стул и говорите:
Вот сидит наш пес Барбос,
В лапы спрятал черный нос.
Ребенок встает с места и подходит к собачке.
Ну, Барбос, скорее вставай!
И (имя ребенка) догоняй!
Вы бежите за ребенком и говорите: «Гав-гав-гав!»
«НА ГОРКУ»
Сидя или стоя, поддерживаете ребенка, стоящего перед вами, за кисти рук. Проговариваете слова: «Взбираемся на горку», стимулируя малыша
подняться по вашей ноге (перемещая стопы). Когда ребенок поднимется высоко, прочитайте русскую народную потешку:
Ой, ребята, тара-Ра!
На горе стоит гора,
А на той горе дубок,
А на дубе воронок.
«В ПАРЕ С МАМОЮ МОЕЙ, Я ШАГАЮ ВСЕ БЫСТРЕЙ»
Вариант 1.
Приглашаете ребенка на полянку: «Дорога у нас дальняя, пойдем на весеннюю полянку, где мы весело с тобой поиграем».
1.Ребенок вместе с вами идет вперед, по сигналу поворачивается вокруг и идет в другом направлении.
2. «А теперь спрячемся в травку!» Приседаете вместе с малышом.
3. «Давай перейдем по бревнышку через речку». Поддерживайте ребенка во время прохождения по бревну.
4. «А вот и наша весенняя полянка, на которой мы сейчас весело поиграем!» (Проводятся любимые ребенком игры.)
Вариант 2.
Игры с родителями в парах:
-«Похлопай в ладоши»;
-«Посмотри на маму в окошечко» (руки сложены «окошечком»);
-«Наклонись и дотянись до маминых рук» (наклоны туловища вперед);
-«Часики» (поочередные приседания, взявшись за руки);
-«Шагай в кольцо» (сделайте кольцо из сцепленных рук, а ребенок шагает в кольцо);
-«Покатаемся на лодочке» (сидя напротив, перетягивать друг друга за руки);
-«Самолетики» (лежа на животе, малыш поднимает руки вперед-вверх, вы его поддерживаете);
-«Веселые петрушки» (стоя лицом друг другу, подпрыгивайте вместе, взявшись за руки).
Вариант 3.
Игровые упражнения с мячом.
1.Прокатывание мяча друг другу: «Один, два, три – маме мячик прокати».
2.Перебрасывание мяча друг другу в руки: «Один, два, три – мама, мяч лови!»
3.Бросание мяча в кольцо, которое вы делаете своими руками, сидя на корточках лицом к ребенку: «Мама, мама, погляди, как мой мяч к тебе летит!»
В заключение можно просто вместе поваляться на коврике, слушая расслабляющую музыку.
«СПРЫГНИ С ВЫСОТЫ»
Прочтите малышу стихотворение Агнии Барто:
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
«Вот видишь, (Имя ребенка), зайку никто не учил прыгать со скамейки, вот он под дождиком и промок. Давай научим зайку прыгать. Бери зайку на руки, забирайся с ним на диван, скажи: «Не бойся, зайка, я научу тебя прыгать, и ты больше не будешь мокнуть под дождиком». А теперь, давай согни обе ноги и, оттолкнувшись, спрыгни вниз на пол. Опа! Вот молодцы, и Света молодец, и зайка молодец, не испугался. Еще хотите прыгать? Ну, что же давайте…»
«ПОЙМАЙ ПЛАТОЧЕК»
К палочке привяжите веревочку, на конце прикрепив платок. Держите палочку так, чтобы платок находился выше поднятой руки ребенка. Подпрыгивая, малыш должен стараться хлопнуть по платку ладонями. Учите ребенка подпрыгивать на двух ногах и не только хлопать по платку, но и доставать подвешенные конфеты и игрушки.
«КАЧ-КАЧ»
Ребенок лежит или сидит на полу, ноги вытянуты. По вашему сигналу («вправо», «влево», «вверх», «вниз») сгибает или разгибает ступни. Движения сопровождаются словами «кач - кач».
Это упражнение на укрепление связочно-мышечного аппарата стопы.
«ИГРА С МЯЧОМ»
Предложите малышу соревноваться с вами, у кого лучше получится: 1.Бросать мяч вверх и поймать его двумя руками.
2.Ударить мяч о землю так, чтобы он отскочил повыше (у кого выше).
3.Ударить по мячу ногой - у кого дальше укатится.
4.Поднять руки с мячом выше головы, выпустить его и поймать на лету.
5.Бросать мяч друг другу – кто поймает.
6.Забрасывать мяч в коробку с разного расстояния.
7.Катать мяч вперед и стараться его догнать,
8.Поставить на расстоянии игрушку и по сигналу катить мяч, отталкивая от себя ладонями и пальцами, в сторону игрушки. Кто прикатит первым.
9.Бросать небольшой мяч в коробку с разного расстояния левой рукой, а затем правой.
10.Поставить стул или табуретку на определенном расстоянии. Катнуть мяч так, чтобы он прокатился между ножками.
Если вы будете соревноваться с ребенком по-настоящему, то конечно победите, но ведь игра предназначена не для вас, а для того, чтобы научить ребенка бросать, ловить и катать мяч, способствуя тем самым формированию и развитию движений. Всегда помните об этом, смело поддаваясь и проигрывая.
«ЛЯГУШОНОК»
Расскажите ребенку о лягушках и покажите, как они прыгают, квакают. После чего предложите ребенку попрыгать как лягушка. Малыш садится на корточки, опираясь на руки (на четвереньках). Обхватите его за пояс и помогите выпрямить назад согнутые ноги (сначала одну, потом другую, затем обе одновременно). На мгновение ребенок опирается только на руки (с помощью взрослого). Упражнение необходимо повторить 3 раза, чтобы ребенок отрывал ступни от земли и поднимал прямые ноги как можно выше.
«ПТИЧКА»
Пусть ребенок сядет на коврик, скрестив ноги и согнув руки в локтях, касаясь при этом пальцами плеч («крылышек»). Помогите малышу выпрямить спину, поглаживая его по лопаткам и притягивая локти назад как можно ближе к телу. Затем ребенок встает и прыгает на месте, как воробышек.
«БЕЛОЧКА»
Расскажите ребенку о белочках: как они живут, чем питаются. Вот одной белочке подарили игрушку, и она хочет показать ее другим. «Покажи и принеси игрушку, как белочка»,- говорите вы. Ребенок с вашей помощью поднимается по гимнастической лесенке (по лесенке на детской площадке). На верхней ступеньке висит любимая яркая игрушка. Взяв игрушку, ребенок должен медленно спуститься вниз. Вам необходимо страховать малыша, помогать, если нужно. Размещать игрушку нужно вначале на 4-5 ступеньках, затем поднимать повыше.
«ЕЖИК ВЫТЯНУЛСЯ-СВЕРНУЛСЯ»
В положении лежа (на спине) ребенок поднимает руки за голову и максимально вытягивается. Затем, поднимая верхнюю половину туловища к коленям, наклоняемся вперед, т.е. группируется, обхватывая ноги под коленями (ежик свернулся). Повторить 2-6 раз. Между каждым повторением полежать и расслабиться.
«С ГОРКИ ВНИЗ БЕЖИМ, ЧУТЬ ЧТО - КУБАРЕМ ЛЕТИМ»
Игра проводится на улице у горки с пологим склоном. Попросите ребенка вбежать (быстро подняться) на горку и оттуда медленно сбежать вниз в объятия взрослого. Особое внимание тому, как ребенок учится торможению.
«ИДЕТ ДОЖДИК»
В эту игру можно играть на прогулке. Взрослый рассказывает, где у нас дом (показывает «грибок» или подъезд). Необходимо по команде «Идет дождик» как можно быстрее убежать в домик. Затем игра усложняется: вы рисуете мелом «лужи», берете ребенка за руку, и вместе перепрыгиваете через «лужи». Если есть еще дети, то можно организовать соревнование.
«ВЕСЕЛЫЙ ТАНЕЦ»
Предложите потанцевать под ритм стишка. Разучите танцевальные движения вместе: делать хлопки в ладоши (перед собой, над головой, под коленками поочередно поднимаемых вверх ног). Расскажите или спойте следующий стишок:
Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду!
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу
Во серебряную.
«КТО САМЫЙ МЕТКИЙ?»
Предложите ребенку, сидя на стуле, попасть мячом в коробку. Малыш берет мячик (захватом сверху) и кидает его в коробку правой рукой, второй мячик – левой рукой. Коробка расположена на расстоянии 0,5 м.