СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ УФЫ КОНЦА XIX- НАЧАЛА XX ВЕКА. Разработка экскурсии по городу Уфа.














СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ УФЫ КОНЦА XIX-
НАЧАЛА XX ВЕКА.





Методическую разработку – доклад выполнила методист:
Минченко Екатерина Викторовна




















УФА 2015
СОДЕРЖАНИЕ



Введение


Глава 1.Основание города
1.1 Основание города ...VI
1.2 Уфа XVII век ........IX
1..3 Уфа XVIII век .....XI
1.4 Пожар 1759г. и его последствия ...XV

Глава 2. Уфа на рубеже XIX и XX веков
2.1 Строительство города ..XIX
2.2 Памятники архитектуры ...XX
2.3 Городское хозяйство ....XXVII
2.4 Строительство города, общая характеристика стиля ..XXVIII
2.5 Памятники архитектуры ...XXXI
2.6 План конспект экскурсии по памятникам архитектуры г.Уфы .XXXVI

Заключение

Список литературы

Приложения

Связь веков. Фотографии памятников архитектуры













Ведение


Актуальность темы: Первым городом современной Республики Башкортостан является Уфа. Уфа, основанная в 1574 году, стала административным и культурным центром края, чему во многом поспособствовала архитектурно-градостроительная история города. Уфа не только стала обладательницей крупных по величине историко-архитектурных ресурсов среди городов Урала, но и уникальной планировкой и архитектурой, не имеющей аналогов в регионах России. Многие памятники Уфы, построенные в XIX –начале ХХ вв., сохраняют и сегодня градоформирующее значение как реально функционирующие элементы современной городской среды. Но в то же время, в связи с нарастающими темпами реконструкции города, эти памятники разрушаются и утрачивают свою значимость, не учитывается исторически сложившаяся планировочная структура города, проблематичным остается сохранение археологического культурного слоя на территории города. Таким образом, возникает проблема исчезновения культурных памятников архитектуры, что и обуславливает актуальность исследования.
Актуальность темы определяет необходимость в изучении истории планировки и застройки Уфы при проведении реконструкции исторических построек, уделение пристального внимания сохранению памятников архитектуры и градостроительства. Необходимы выводы специальных научных исследований по истории градостроительства для охраны и использования их в реальной архитектурно-проектной деятельности. Эти мероприятия помогут сохранить Уфе ее статус "исторического" города России.
Цель исследования: выявить основные этапы и особенности эволюции объемно-пространственной и планировочной структур Уфы и архитектуры зданий конца XIХ – начало XX вв.
Задачи исследования: изучить материал, проследить этапы формирования и развития города, сравнить стилистические особенности архитектуры XIX и XXвв.
Объект исследования: архитектура Уфы конца 19 начала 20 века.
Предмет исследования: стилистические особенности архитектуры города Уфы конца 19 начала 20 века.
Методы исследования: общетеоретический метод исследования (изучение исторических материалов);
дуалистический метод (анализ литературы, синтез, наблюдение, эксперимент)
Структура исследуемой работы: Курсовая работа на тему " Стилистичес кие особенности архитектуры города Уфы конца XIX начала XX века" состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений. Первая глава" Основание города. " включает в себя четыре подглавка, которые содержат историческую информацию о городе с момента его зарождения и о стилях характерных разным временным эпохам. Вторая глава " Уфа на рубеже ХIХ и XX веков " состоит из шести подлавков, раскрывающих особенности архитектуры Уфы второй половины 19 века. , а так же особенности архитектуры 20 века. В конце главы Предложен план конспект экскурсии.
Теоретическая значимость работы: Работа является важным научным документом, так как содержит ценные материалы об архитектуре Уфы и их особенностях конца 19 начала 20 века. Информация и приложения (как наглядные материалы) могут быть использованы в учебном процессе учителями и студентами. А так же план конспект экскурсии, по которому можно провести экскурсию по городу.
По моей теме нашлось не много материала, но мне хочется выделить следующие источники:
Сайт Главархитектуры [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] очень красочный и интересный сайт, из материла которого я узнала много нового о своем родном городе.
А.Р Ширгазин. Православные храмы Башкирии: история и архитектура: Каталог-справочник. (Уфа, 1995). В этой книге очень красочно описаны все постройки в Уфе старой Уфы, когда, кем и для кого они строились.
Б.Г. Калимуллин Башкирское народное зодчество. (Уфа, 1978). В этой книге очень интересно написана история от строительства и до наших дней.
И.В. Нигматуллина "Старая Уфа. Историко-краеведческий очерк." - 2-е издание, переработанное (Уфа 2007). А.Зираха "Облик Уфы XIX и XX вв." открытки с видами города и коллекции фотоснимков начала XX в. В этих книгах хорошие и красочные фотографии Старой Уфы.














Глава 1. Основание города
1.1 Основание города

Территория современной Уфы имеет своеобразное и удобное для поселения людей географическое положение. Ранняя история района современной Уфы своими корнями уходит в далекое прошлое.
В XI-XIII веках, особенно в период монгольского нашествия, бассейн р. Белой становится ареной постоянных передвижений многих тюркоязычных племен.
В XIV веке в бассейне р. Демы и в низовьях р. Уфы расселяется одно из самых крупных башкирских племен – племя мин. Ярким свидетельством прочной заселенности территории являются замечательные памятники средневековой архитектуры – кэшенэ. Тура-хана (XIV-XVв., расположен близ Уфы в бассейне р. Демы) и Хусейн-бека, (XIVв., расположен близ ж/д. станции Чишмы, в 60 км от г. Уфы. Надземная часть с куполом построена в 1911г.).
В период феодальной раздробленности Золотой орды, (со 2-й пол. XIV в.) территория Башкирии неоднократно становилась ареной столкновения противоборствующих группировок. Одно из крупных сражений произошло 18 июня 1391 г. на р. Кундурче. В середине XV века Золотая Орда распалась на несколько ханств. Территория Башкирии была расчленена между
Сибирским, Казанским ханствами и Ногайской Ордой. Территория современной Уфы оказалась под властью Ногайской орды.
После разгрома Казанского ханства и взятия Казани (1552г.) войсками царя Ивана Грозного русское подданство приняли западные башкирские племена, бывшие ранее под властью казанских ханов. В 1555-1556 годах в состав Русского государства вошли земли, подчинявшиеся Ногайской орде, в том числе территория и окрестности современной Уфы. В 1556-1557 годах башкирские послы ездили в Москву, где получили царские жалованные грамоты с изложением условий их вхождения в состав Русского государства. Царь Иван Грозный "жаловал" своих новых подданных специальными грамотами, в которых признавалось вотчинное право башкир на их земли, и давались гарантии защиты от военных набегов. За это башкиры обязывались платить ясак (вначале пушниной и медом, позднее – деньгами).
Несколько позже в состав России вошли зауральские башкиры. Они приняли русское подданство в 80-90-е годы XVI в. – начале 20-х годов. В процессе борьбы и разгрома Сибирского ханства. Русское правительство гарантировало башкирам защиту от притязаний ногайских и сибирских ханов, от вторжения внешних врагов. Сохранило за башкирским народом занимаемые ими земли на условиях вотчинного права; обещало не посягать на религию башкир и не переводить их в другую веру; обязалось не вмешиваться во внутреннюю жизнь башкирского общества, оставив власть на местах в руках башкирских биев и князей. Башкиры, признав себя подданными русского царя, обязались за свой счет нести военную службу и вносить в казну поземельную подать (ясак) медом и пушниной.
Управление Башкортостаном осуществлялось московским приказом Казанского дворца. Территория края составила Уфимский уезд, который делился на четыре дороги (области): Казанскую, Сибирскую, Ногайскую и Осинскую. Такое деление происходило из былой политической раздробленности края и примерно соответствовало прежним владениям Казанского и Сибирского ханств и Ногайской Орды. Осинская дорога охватывала узкую полосу между Сибирской и Казанской дорогами. Уже в XV веке термин "даруга" имел значение не столько административной должности, сколько территориальной, т.е. даругами назывались определенные области Башкирии. Даруги делились на волости, которые распадались на роды (аймаки). Границы всех четырех дорог сходились там, где сливаются реки Белая и Уфа. Это место является естественно-географическим и административно-экономическим центром Башкирии.
В 1574 году отряд русских стрельцов под руководством воеводы Ивана Григорьевича Нагого на высоком правом берегу р. Белой недалеко от устья реки Уфы построил небольшой укрепленный пункт, который располагался исключительно выгодно с оборонной точки зрения. На юге река Белая представляла степняков почти непреодолимую преграду. Протекавшая с севера на юг река Сутолока защищала укрепление с востока. С северо-востока оно оборонялось особым земляным валом, остатки которого сохранялись до конца XIX века.
Основу будущего города первоначально составлял "кремль", заложенный в 1574- 1586 годах (рис. 1, 2).Он занимал южную оконечность высокого мыса на правом берегу р. Сутолоки, при впадении ее в р. Белую. Вид кремля представлял собой ломаный четырехугольник, общая площадь которого не превышала 1,5 гектара, длина его стен составляла примерно 440-450 метров. Стены были сооружены из поставленных вертикально огромных дубовых бревен, поэтому башкиры сначала Уфу называли Имэн кала (Дубовая крепость или Дубовый город). Кроме того, в состав укреплений входили три рубленые из дуба башни, две из которых были проезжие, а одна – пешеходная. Обе проездные башни были двухъярусными (восьмигранник на восьмиграннике) и завершались высокими шатровыми покрытиями. Северная башня называлась Михайловской, южная – Никольской (Сутолоцкой).
Относительно происхождения названия города Уфы существует несколько гипотез, однако наиболее вероятным кажется именование нового города по имени реки Уфы (вспомним, например, г. Тобольск, основанный в 1587 году на Иртыше близ устья реки Тобол).
Город Уфа, по словам П. И. Рычкова, был окружен великими горами и находился "между восьми великих и глубоких буераков, из которых в одном, кой идет поперек города, течет речка, именуемая Сутолокой". На левом берегу Сутолоки располагались посады, где жили служилые люди.
В 1579 году в Уфе "освящена каменная церковь во имя Смоленской божьей матери". Существование каменной церкви говорит о наличии значительного для того времени населения, составившего церковный приход. В 1586 году Уфа получила статус города. Уфа становится административным центром Башкирии. Управление краем осуществлялось уфимским воеводой, подчиненным казанскому наместнику.
Появление города-крепости в центре Башкирии степными соседями башкир (ногайскими мурзами, сибирским ханом и другими кочевниками) было встречено крайне враждебно. На Уфу совершались неоднократные нападения, но все они успешно отражались гарнизоном. [15, 16]


В XVII – XVIII ВЕКАХ
На протяжении XVII и первых десятилетий XVIII века Уфа оставалась пограничной крепостью, выдвинутой далеко на юго-восток от общей линии укреплений России, и служила опорным пунктом в организации защиты государственных границ от набегов соседних кочевых народов.


1.2 Уфа XVII век

Постоянное население города в первой половине XVII века было небольшим. Некоторое представление о размерах города дает переписная книга Уфы 1647 года, в которой учтено всего 66 дворов. С учетом дворов стрелецкого отряда (около 100) общее количество дворов в городе вряд ли превышало 200. Основной состав населения был русский, но в числе первых Уфимцев были и представители татар, башкир, мордвы и некоторое число иноземцев. Почти все они вскоре приняли христианскую веру ("новокрещеные").
Однако историю формирования г. Уфы невозможно представить без слобод, деревень и сел, появившихся на Уфимском полуострове и тесно связанных с городом. В самом начале XVII века в 18 км от города появляется небольшая деревня под названием Новая Слобода, которую основал Иван Кадомец (крещеный башкир). С 1613г. слободу стали называть Кадомцевой деревней. После постройки церкви в 1622 году деревня стала называться иначе – село Богородское. В дальнейшем Богородское стало весьма значительным селом, здесь находился волостной центр, была ежегодная ярмарка (ныне микрорайон ИНОРС).
С 1591-1592 годов в северной части современной Уфы в отводной книге упоминается "подгородная татарская слобода" на р. Урюзя. По имени основателя Шугур-Али Конкузова слободу начали называть Шугуровой деревней или просто Шугуровкой. Речку Урюзя тоже стали называть Шугуровкой (Шугуркой). Деревня ныне поглощена городом, а речка течет, хотя и обмелела.
В конце XVI или самом начале XVII века в числе служилых людей из Москвы приехал Иван Черников. Первый раз ему отвели земельную дачу в 1607 году. В 1615 году Черников подал царю челобитную с просьбой подтвердить ему старый отвод и заново оформить документально, записав в новую книгу. Пользуясь служебным положением (Черников служил дозорным, т.е. отводчиком и отмещиком земли), при новом оформлении он увеличил размеры владения. Деревне Черниковке суждено было в XX веке стать городом Черниковском, который впоследствии соединился с Уфой и образовал ее северную часть.
С ростом города старые кремлевские укрепления и примитивные оборонительные заграждения, возведенные вокруг слобод, стали недостаточными. К тому же дубовые укрепления кремля к середине XVII века обветшали и потеряли свою былую боеспособность. Решение о возведении новой оборонительной линии московское правительство приняло в 1664 году. Строительство новой крепости затянулось в связи с ее сравнительно большими размерами, так как стены должны были охватить все поселение, включая пригородные слободы. Новая крепость получила название "Нового" или "Большого" острога. Кремль же стал называться "старым" или "верхним городом". Стены новой крепости были рублены из дуба и достигали высоты 2 сажен (более 4-х метров). [1,7, 12.]
 


1.3 Уфа XVIII век

В начале XVIII века Уфа заняла видное место в отношениях России с казахскими жузами. В 1730 году хан Младшего жуза (с XVIв. Группа западно-казахстанских племенных объединений) Абулхаир прислал в Уфу посольство с просьбой о принятии его в русское подданство. Переговоры завершились тем, что 10 октября 1731 года хан Абулхаир и старшины Младшего жуза принесли присягу русскому правительству.
В начале XVIII века город начинает расти в западном направлении – кварталы жилых домов строятся за Ильинскими и Фроловскими воротами, плотно заселяется Шугуровская гора. Для связи ее с центром строится мост через Ногайский овраг, также получивший название Ногайского. К этому времени в Уфе насчитывалось уже свыше 650 дворов.
В связи с продвижением государственных границ далеко на юго-восток Уфа к середине XVIII века потеряла свое прежнее стратегическое значение, хотя и продолжала играть роль военного центра Башкирии. В 1736 году составляется новый план Уфимской крепости, по которому предполагалось вокруг города построить 12 земляных бастионов; овраги между горами планировалось перегородить двойной линией палисадов, в которых устроить створчатые ворота для спуска весенних вод. Но этот проект остался нереализованным, так же как и более ранний проект 1728 года, который предусматривал перенос укреплений на гору к западу от существующих. Были проведены только ремонтные работы и некоторая модернизация укреплений. Двойное кольцо оборонительных сооружений сохранялось вплоть до середины XVIII века.
 Вскоре после начала возведения Уфимского кремля в нем была построена деревянная церковь во имя иконы Казанской Божьей Матери. По данным видного уфимского историка, этнографа и археолога Руфа Гавриловича Игнатьева (1819-1886) эта церковь была построена в 1579 году. По сообщению историка Уфимской епархии XIX века Константина Петровича Херувимов Казанская церковь была освящена в 1584 году (так значилось на древнем антиминсе, который хранился в Смоленском соборе). В 1593 году по челобитью протопопа Казанской церкви Андриана царь Федор Иоаннович пожаловал грамоты на владение луговой землей около Уфы, многие годы затем, еще и в XIX веке, эти луга назывались "Протопоповыми". Деревянная Казанская церковь сгорела, но уже в начале XVII века на месте Казанской церкви была построена каменная соборная. Собор был назван Смоленским "по следующему поводу: поселенные в Уфе смоленские шляхты, видя со всех сторон угрожающие действия от волнений иноверцев, пожелали иметь у себя для заступничества копию с чудотворного образа Смоленской Божьей Матери, то посланная с дозволения царя Алексея Михайловича депутация перенесла на руках из Смоленска в Уфу желаемый образ, который был и поставлен в Уфимском соборе, отчего он и назван Смоленским"(рис.3). По данным К. П. Херувимова Смоленский собор освятили в 1616 году (так значилось на сохранившемся антиминсе). Собор был уникальным и в течение последующих почти 200 лет он оставался единственным каменным храмом в Уфимском крае. Многие работы П. Ф. Ищерикова посвящены исследованию его истории и архитектуры. По его мнению, храм, отличавшийся простотой постройки и изяществом, сооружался зодчими новгородско-псковской школы. Собор был небольшим, размеры его в плане составляли примерно 19x15м (алтарь 4x15м, центральный храм 15x15м), но сравнительно высокий (до 20 м). Стены выложены из большемерного кирпича (10x15x30 см), толщина восточных и западных стен была 1,5 м, северных и южных 1,3 м, высота до карниза 7 и 6 м. Для улучшения акустики в стены собора под сводами строители вмуровали голосники – глиняные горшки, обращенные отверстиями наружу, они служили резонаторами. Расположены голосники были на равном расстоянии друг от друга, в две линии, в шахматном порядке. На карниз стен опирался высокий каменный свод, который по углам на барабанах и в центре на кубе имел пятиглавие с коваными крестами. Барабаны и куб в центре, каждый с двух сторон обнимали объемные кокошники, повернутые наружу в два яруса, один над другим. На барабанах были барельефные бойницы. Храм расписали фресками, пол выложили каменными плитами. Алтарь, как это делали в древних храмах, состоял из трех частей: в средней находился престол, в левой, отделенной аркой, - жертвенник, а в правой, отделенной от средней капитальной стеной, в которой проделана дверь, - диаконник (ризница). Против иконостаса, под сводами были устроены хоры. Кирпичи для строительства собора изготовляли на месте. В XX веке при археологических раскопках недалеко от собора обнаружили следы напольных печей для обжига кирпича.
После сооружения собора его стены окрасили в белый цвет, а потом покрыли "червленой" (багровой) краской, что очень гармонировало с цветом черепичной кровли. Отдельно от собора с северной стороны возвели четырехъярусную колокольню, высота ее была не менее 30 метров, в нижнем ярусе ее, толщина стен составляла около 2,5 м. Собор и колокольня были построены в духе русских оборонительных церквей XVIXVII века и являлись частью крепостных укреплений, за их толстыми стенами жители укрывались от стрел неприятелей, и могли найти последнее убежище – если бы крепость была захвачена. По описанию П. Ф. Ищерикова в помещения второго этажа колокольни Смоленского собора вели две двери, в толстых каменных косяках – наружная железная, вторая (внутренняя, тепловая) деревянная. В начале 1950-х годов, когда в колокольне уже находился гараж, эту железную дверь попытались утилизировать, "на полметра ломами пробили стену. Но толку не добились, отступились. Дверь, несмотря на раны в стене, крепко держалась особо устроенными петлями, сидевшими глубоко в стене".
В 1679 году дворянами Артемьевыми к Смоленскому собору был построен придел с южной стороны во имя святых апостолов Петра и Павла, а в 1686 году сотником Курятниковым построен придел с северной стороны во имя Святителя Николая. [13]
О первоначальном православном духовенстве города Уфы сведений сохранилось очень мало. Но, видимо, два московских иеромонаха, прибывшие с отрядом стрельцов, не были первыми христианскими подвижниками в Уфимском крае, так как по сохранившимся преданиям и некоторым косвенным данным, еще задолго до основания Уфы в пещерах Уральских гор, особенно по берегам реки Белой, жили монахи-отшельники.



1.4 Пожар 1759 года и его последствия

Губительным для кремля так же, как и для всего города, стал пожар 1759 года, сыгравший большую роль в изменении планировки Уфы. Пожар возник 23 мая от молнии, попавшей в Михайловскую башню кремля. С нее огонь перекинулся на другие тесно стоявшие деревянные постройки. Бедствие не ограничилось кремлем. Оно охватило ближайшие к нему улицы Малой Репной слободы, и даже часть стен большого города. Всего сгорело 210 дворов. В делопроизводстве Уфимской провинциальной канцелярии сохранилось подробное описание этого стихийного бедствия,: " от которого (от пожара) состоявшая в кремле Михайловская башня, а от оной гоубтвахтная, караульная изба с сенями и воеводский дом, так и канцелярия с некоторыми указами, протоколами, журналами и прочими делами и несколько гербовой и простой бумаги, да в соборной церкви несколько ж церковных украшений и на колокольне боевые часы, тюрьма с острогом, девичий монастырь двумя церквами и прочее сгорело".
После пожара кремлевские укрепления уже не восстанавливались, так как в них не было необходимости. Территория бывшего кремля превращается в административный центр города; между ним и жилыми кварталами оставляется свободная от застройки зона во избежание "опасных случаев".
Постепенно восстанавливаются поврежденные огнем укрепления большого города; они существуют вплоть до Крестьянской войны 1773-1775 годов. Возрождаются и жилые кварталы города. Окончательно оформляются его улицы и переулки. Именно в третьей четверти XVIII века они получают свои названия, хотя еще и неустойчивые. Некоторые улицы имеют двойные названия. Старые названия Репных улиц (по слободам) постепенно вытесняются употреблявшимися параллельно с ними названиями по дорогам: Малая Репная – Большой Казанской (ныне ул. Октябрьской революции), Большая Репная – Сибирской (ныне ул. Мингажева). Кроме них в 50-60-х годах существовали улицы: Ильинская (ул. Фрунзе), Фроловская (ул. Тукаева), Покровская (позднее Посадская) по правому берегу р. Сутолоки. На востоке за Сутолокой – Успенская (ул. Сочинская), Будановская (ул.Е.Сазонова), Кафтанова (возле р. Белой). Ко 2-ой половине XVIII века относится возникновение новой слободы, основанной переселенцами из вотчин графов Шереметьевых, находившихся в Нижегородской губернии. Пятьдесят крепостных крестьян по разрешению владельца переехали в Уфу и поселились первоначально на левом берегу р. Сутолоки в районе Усольской (ныне ул. Сакмарская) и Будановской улиц, где занимались кожевенным и сапожным ремеслами. Позднее они перенесли свои мастерские на свободные земли у Белой, несколько западнее кремлевского холма. Возникшая здесь слобода получила название Нижегородки по месту первоначального жительства поселенцев.
 В 1802 году Уфа получила статус губернского города, что способствовало развитию градостроительства и городского хозяйства.
До XIX века строительство в городе шло стихийно, без единого плана. В связи с этим по утвержденному в 1803 году плану предполагалось перенести город на сравнительно ровную и сухую местность. Однако из-за недостатка средств намерение это осталось невыполненным.
Генерал-губернатор Г.С.Волконский представил новый проект плана, который был утвержден царским правительством 3 марта 1819 года. По этому плану предусматривалось расширение города от улицы Телеграфной (ныне ул. Цурюпы) до улицы Никольской (ныне ул. М.Гафури) и от реки Белой до ул. Богородской (ныне ул. Революционная).
Застройка города производилась главным образом на средства населения, так как на эти цели правительство отпустило лишь 200 тысяч рублей. Половина этой суммы предназначалась для выдачи горожанам ссуды на строительство домов. Другая половина – на земляные работы и сооружение мостов через рвы и овраги.
Особенно быстро город стал расти с 20-х годов XIX века. К 1860 году в новом городе насчитывалось 139 кварталов, а в старом – 41. Если для старого города характерны кривые, узенькие улицы и переулки, то в новом городе оформлялись прямые и сравнительно широкие улицы, большие площади. Город состоял из групп домов, отделенных друг от друга достаточно просторными усадьбами. Почти все они были деревянными (рис. 4) В 1824 году в Уфе было всего лишь 5 частных каменных домов, а 1857 году их насчитывалось 59. Заметно увеличилось количество домов во владении дворянства, духовенства и купечества. Это объясняется, по-видимому, тем, что ссудой на строительство домов пользовались в основном горожане этих сословий. В то же время среди домовладельцев резко уменьшилась доля казаков и солдат, часть которых была переселена на новую пограничную линию между Орской и Троицкой крепостями.  
В 20-х годах XIX века на Верхне-Торговой площади было начато строительство Торговых рядов по проекту, разработанному петербургским профессором архитектуры А.И. Мельниковым (рис. 5). Строительство Торговых рядов продолжалось около 40 лет, Торговые Ряды постоянно меняли форму, развивались. После реконструкции 1864 года здание торговых рядов было увеличено и приняло форму слегка вытянутого с юга на север прямоугольника. Ряды представляли собой десятки купеческих лавок, выстроенных по периметру внутри квартала, образованного улицами Александровской (ныне Карла Маркса), Центральной (ныне Ленина), Большой Успенской (ныне Коммунистической) и Пушкина (рис. 6). Крупных зданий в Уфе было мало. Наиболее примечательными среди них были дом губернатора (ныне поликлиническое отделение городской клинической больницы № 1, ул. Тукаева,23), здание духовной семинарии и др.
 Дом губернатора построен в начале 50-х годов XIXв. По проекту академика Академии художеств А.Д.Захарова (рис. 7). Губернский архитектор А.А.Гопиус сумел привязать проект к довольно сложному рельефу местности. Дом губернатора явился последним зданием, завершившим формирование Соборной площади, которая представляла образец развитого городского ансамбля позднего классицизма. По плану В.И.Тесте на площади разместился весь административный центр города, состоящий из здания Присутственных мест (Губернских учреждений) 1839 ныне донорский пункт НИИ вакцинации и сывороток им. И.И.Мечникова, (ул. Фрунзе, 45), Мужской гимназии (1830-е, ныне ул. Фрунзе, 47), Духовной семинарии (1827, ныне ул. К.Маркса, 3). Доминантой ансамбля стал Воскресенский кафедральный Собор.
 Памятником архитектуры первой половины XIX века является построенное в 1852 году здание губернского Дворянского собрания (ныне Уфимский институт искусств, ул. Ленина,14).
Для губернского города, с трех сторон окруженного полноводными реками, большое значение имела возможность регулярной связи с периферией. В 1795 году была предпринята неудачная попытка строительства моста через р. Белую. Поэтому весной и летом единственным средством связи горожан с внешним миром были обычные плавучие средства – паромы и лодки. В южные районы уфимцы ехали через Оренбургскую переправу, на запад – через Вавиловскую, на юго-запад – через Стрешневскую, на север – через Сафроновский перевоз (все через реку Белую). На восток путь лежал через реку Уфу через Дудкину и Каменную переправы.
Летом 1808 года на Оренбургской переправе соорудили первый в Уфе плашкоутный (на лодках) мост. (рис. 8)







Глава 2. УФА НА РУБЕЖЕ XIX – XXв.

В первые годы после отмены крепостного права (1861) Уфа оставалась резиденцией гражданского губернатора Оренбургской губернии, а с 1865 года стала главным городом выделившейся из нее Уфимской губернии в составе 6 уездов (Уфимского, Белебеевского, Бирского, Стерлитамакского, Мензелинского и Златоустовского).

2.1 Строительство города

Развитие в Уфе капиталистической промышленности, превращение ее в крупный транспортный узел, способствовало расширению территории Уфы и росту населения. Город застраивался в двух направлениях: с востока на запад и с юга на север.
Архитектура Уфы характеризуется сочетанием разных стилей и традиций, сохранилось немалое число интересных памятников старины. Город располагается на возвышенном мысу, называющемся Уфимским полуостровом. Именно здесь была заложена Уфимская крепость или кремль, который просуществовал до начала XIX в. Первоначально Уфа застраивалась в радиальном порядке улицы расходились от кремля, но после принятия регулярного плана 1803 г. получила распространение прямоугольная застройка, сориентированная по главным площадям города Базарной (на ней сохранился Гостиный двор первой трети XIX в.) и Соборной.
Памятником храмовой архитектуры Уфы является Смоленский собор, в ансамбль которого входит Троицкая церковь (конец XVI в.), «теплая церковь» или трапезная (1824) и колокольня (1779). (рис. 9) Сохранились также храмы, относящиеся к эпохе классицизма, среди которых Покровская церковь (1823) на правом берегу Сутолоки, Спасская церковь (1824), кафед- ральный собор. (1841) (рис.10) Памятником исламской архитектуры является раcположенная в южной части Уфимского полуострова у реки Белая мечеть 1830г.[14].
К памятникам гражданской архитектуры первой половины XIX века, большинство из которых выполнено в стиле классицизма, относятся Архиерейский дом над обрывом реки Белая с садом и террасой, расположенное у центрального парка трехэтажное здание семинарии с фронтоном (ныне сельскохозяйственный институт), здание мужской гимназии с боковыми флигелями (в настоящее время медицинский институт), губернаторский дом и здание дворянского собрания (ныне Публичная библиотека). К концу XIX началу XX века относятся архитектурные памятники в стиле модерн: особняки Поносовой-Молло (ныне Институт истории, языка и литературы), Костерина (ныне Министерство сельского хозяйства), Лаптева (ныне Художественный музей), здания губернской земской управы, Городской думы, Крестьянского банка.


2.2 Памятники архитектуры

Объекты строительного искусства, зодчества, являющиеся материальным свидетельством конкретной исторической эпохи, ее идеологии, архитектурно – строительной культуры и социально – экономических отношений в обществе. Памятниками архитектуры могут быть отдельно стоящие здания, относящиеся к гражданской, культовой, военно-исторической архитектуре; групповые сооружения (ансамбли, комплексы, нпп., города). На территории республики насчитывается свыше 300 зарегистрированных памятника, представляющих архитектуру республики с середины 18 в. Архитектурные сооружения предыдущих эпох почти не сохранились. В 1981 при Министерстве культуры БАССР создана специальная научно-реставрационная производственная мастерская, которой проведены реставрационные работы ряда зданий в Уфе: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Инородческой церкви в Бирске и др. В 1990 при Министерстве культуры БАССР создан научно – производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры, целью которого является выявление, изучение и регистрация памятников архитектуры республики, подготовка базы для проведения реставрационных работ.
В архитектуре Башкортостана преломились все известные архитектурные стили. Наиболее известными памятниками архитектуры являются: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], один из старейших заводов на территории республики, уникальный образец промышленной архитектуры. Завод представляет собой архитектурно – промышленный комплекс, состоящий из заводских корпусов (1759, 1867), плотины с дамбой, мельницы, школы, детского дома (более поздние постройки), кирпичной фабрики (1895), кузницы (1867), кирпично-обжиговой печи (1896) и госпиталя. На заводской территории при содействии помещицы А.И.Дурасовой в 1788 была построена каменная церковь Казанской Божьей Матери, завершившая архитектурный ансамбль завода. В основе ее объемно-планировочного решения лежит классическая схема крестово-купольного культового сооружения.
Церковь Дмитрия Солунского (с. Надеждино Белебеевского р-на). Время ее постройки по одним источникам относится к 1776-80 гг., по другим – к 1799. Построена в родовом имении Аксаковых А.В.Мустафиным – дядей писателя С.Т.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] во имя великомученицы Дарьи. В основе объемно-пространственной композиции каменной церкви лежит схема храма базиликального с примыкающей колокольней. При храме была церковно-приходская школа. В 1991 церковь отреставрирована и является действующей. В с. Надеждино открыт Музей Аксаковых.
Никольская церковь (с. Николо-Березовка Краснокамского р-на), монументальное и самое высокое культовое сооружение в республике. Архитектор неизвестен. Никольская церковь, по преданию, 4-я со времени существования села, основанного в 60-х гг. 16в. Яковом Строгановым. Ни одна из этих церквей не сохранилась. Последний каменный храм в честь Святителя и Чудотворца Николая был построен в 1810 на берегу р. Камы в стиле раннего классицизма, сохранившего некоторые черты барокко. Построена церковь на пожертвованные средства. Храм имеет 3 придела: во имя великомученицы Екатерины (освящен в 1816), Святителя Николая (освящен вторично в 1881), Живоначальной Троицы (освящен в 1882). 60-метровая многоярусная колокольня доминирует над окружающим пространством и украшает ландшафт. В 1930 церковь была закрыта.
Торговые ряды (Гостиный двор) на Верхнеторговой площади г. Уфы. Имеет региональное значение, отражающий историю градостроительства, архитектуры, экономики и культурного развития города. Построены в 1820-36 по проекту проф. Архитектуры А.И.Мельникова в стиле классицизма, в 1860-64 были расширены. В 1940-43 гл. арх. Уфы Д.И.Сметанников перепроектировал их под [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], в результате чего арочные пролеты открытой галереи из 28 пилонов слабо выраженного дорического ордера были наглухо заделаны. Верхнеторговая площадь, композиционный центр которой являлись Торговые ряды, представляла собой градообразующую ось, вокруг которой складывался весь планировочный центр города.
Климовский дворец (с. Килимово Буздякского р-на) представляет собой архитектурный ансамбль. Архитектор неизвестен. Усадьба состоит из дворца, выполненного в духе классицизма, с использованием мотивов восточной стилистики (1852), [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (1856), парков (Нижнего и Верхнего), расположенных на берегу реки. Усадьба принадлежала потомкам А.И.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. В настоящее время в здании дворца размещается средняя школа.
Здание Депутатского дворянского собрания (рис. 11) (Уфа, ул. Ленина, 14, ныне Уфимский государственный [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) построено в 1856, автор проекта А.А.Гопиус. Это первое здание, в котором наблюдается переход от уфимского ампира к стилизации, к свободному использованию традиционных классических форм. Аттик фасада здания украшал лепной герб Уфы, увенчанный короной. Богатством декоративного убранства отличался интерьер здания: парадная 3-маршевая лестница из литого чугуна, изготовленная на одном из уральских заводов, плоские крестовые своды потолка вестибюля, изразцовые печи, выложенные лазурной плиткой, лепнина, паркет.
Здание клуба Уфимского общества взаимного вспоможения частному служебному труду (Уфа, ул. Социалистическая, 38, бывшая Бекетовская, ныне Дом учителя), представляет образец типичного деревянного зодчества 2-й половины 19в. Построено в 1872-74 купцом первой гильдии Т.М.Паршиным, архитектор неизвестен. 2-этажное деревянное здание на кирпичном, оштукатуренном цоколе является ярким образцом купеческой эклектики, отразившей сильно переработанные элементы готики, напоминающие фахверковые жилые дома западной архитектуры, а также традиции востока, древнерусского зодчества и классицизма. В орнаменте фасада использована ажурная и накладная пропильная и глухая резьба. В интерьере наибольший14 0ош
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·ДЖъ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· интерес представляет высокий зал с галереей и богатой лепниной.
Усадьба купца П.А.Алексеева (Уфа, ул. Аксакова, 56). Дома, построенные династией купца Алексеева в 1878-90, представляли собой единый архитектурный комплекс, куда входили медоваренный, или медогонный завод, складские и жилые помещения, магазин по продаже пчелиного меда, воска и вощины. Архитектор неизвестен. Высоким уровнем благоустройства отличалась планировка участка с кирпичными арочными воротами, открытой верандой по типу ротонды и колодцем. Весь архитектурный ансамбль выдержан в так называемом "кирпичном стиле".
Епархиальное женское училище, учебное заведение низшего разряда для воспитания девиц духовного звания. Открыто 29 сент. 1862 в одном из домов бывшего Благовещенского женского монастыря здание аптеки -5 на углу улиц Коммунистической и К.Маркса) на средства Уфимской епархии. Попечительства по инициативе Преосвященника Филарета, епископа Уфимского. С 1866 Епархиальное женское училище размещалось в здании Удельной конторы, расположена на Воскресенской ул. (ныне ул. Тукаева), к которому в 1902 был сделан трехэтажный пристрой. Оно состояло под главным управлением Епархиального Преосвященного и Правления, в состав которого входили начальные училища, ректор семинарии, кафедры протоиерей и др.
В училище принимались дети духовенства и светских сословий 10-12 лет. Оно состояло из 6 классов с годичным курсом обучения в каждом (с 1872 по 1882 – из 3 классов с двухгодичным курсом в каждом). Учебную программу составляли предметы: Закон Божий, чтение и письмо, арифметика, география, истории (гражданская, русская., всеобщая, православная,) церкви (богослужение, изучение местного раскола, церковное пение), чистописание и рукоделие. С 1875 для желающих был введен французский язык. В училище длительное время преподавали кандидат Духовной академии К.Херувимов (церк. История), И.В.Благонравов (гражданская история),[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (география). При училище, с 1863 действовала домовая церковь в память св. Тихона, епископа Воронежского, с 1895 – начальная церковно-приходская школа для девочек. В 1919 Епархиальное женское училище закрыто.
В 1879 году границы города проходили на юге уже по правому берегу р. Белой, на склонах которого выделялись слободы Золотуха, Труниловка и Архиерейка. На западе граница застройки – по улице Никольской, отделенной от слободы Нижегородка незастроенным пространством; на севере – по ул. Богородской; на востоке – по Большой Сибирской улице (ныне ул. Мингажева); К востоку от р. Сутолоки граница шла севернее ул. Копейкина (ныне ул. Сун Ятсена) до кладбища и от него на юг до слободы Золотуха.
Дальнейший рост города связан с железнодорожным строительством. В короткий срок было застроено свободное пространство между Никольской улицей и железнодорожной линией от мусульманского кладбища до товарной станции. К северу от Богородской улицы появились Лазаретная и Сафроновская слободы, Малая Бекетовская улица (ныне ул. Белякова), на восточной окраине возникла Малая Сибирская улица (ныне ул. Ветошникова). За 40 лет, с 1864 по 1904 год, заселенная площадь города выросла в 1,7 раза.
Домовладения в Уфе сохраняли черты усадебного быта. Город был застроен небольшими деревянными одноэтажными домами, но в центре встречались двухэтажные и трехэтажные здания. По данным середины 80-х годов деревянные жилые дома составляли 93%, каменные и смешанные – 7%. В архитектурном отношении для Уфы того времени характерен деревянный особняк, в большинстве случаев с тремя окнами на улицу, с удлиненным дворовым фасадом в средней части и обязательно с мезонином. На выступах мезонина имелись крытые террасы с фронтоном. Парадные двери устраивались в виде лоджии с прочным деревянным перекрытием.
На общем фоне выделялись своими размерами и архитектурным оформлением казенные и общественные здания: здание Магометанского духовного управления (1863г.), (ныне помещение Отдела физики и математики Академии Наук, ул. Тукаева, 50), здание городского Полицейского Управления и городской пожарной охраны (ныне Управление пожарной охраны МВД РБ, ул. Октябрьской революции, 14), Железнодорожный вокзал (старое здание), Почтамт (ныне телеграф, ул. Чернышевского, 61).
Здание Магометанского духовного управления (1863г.),соединявшая старую часть города с центром его новой части. В 90-х годах большое значение стали приобретать улицы, соединявшие город с железнодорожным вокзалом и Сафроновской пристанью: Лазаретная, переименованная в Центральную (ныне ул. Ленина), Александровская, Каретная (ныне ул. Аксакова). Большое движение проходило по Большой Вавиловской улице (ныне ул. Пушкина) (рис. 12).
В центре новой части города находилась Верхнеторговая площадь, занимавшая более 15 десятин. "В площадь, - писал народник С. Я. Елпатьевский, отбывавший в первой половине 80-х годов ссылку в Уфе и Благовещенском заводе, - вливались почти все улицы, а кругом площади разместилась вся уфимская цивилизация – тянулись длинные ряды, стояли дома, даже в три этажа, тут была и почта, и аптека, и палаты, и Дворянское собрание, и "Гранд-отель" с номерами. Красовалась вывеска "Дамская портная", а обвитый сеном обруч и без вывески говорил понятливым людям, что здесь постоялый двор"


УФА В НАЧАЛЕ XX ВЕКА
В начале XX века Уфа была типичным провинциальным городом, отличаясь, однако, от многих окружающих губернских центров (Симбирска, Вятки, Оренбурга и др.) сравнительно быстрыми темпами развития. Уфа становилась важным административным, экономическим и культурным центром Южного Урала.
 

2.3 Городское хозяйство

С ростом и развитием Уфы усложнялись и задачи по обслуживанию городского хозяйства. С 1900 года до 1913 года бюджет города увеличился почти в 4 раза. Однако городская дума испытывала постоянный недостаток средств и не выходила из тяжелого финансового кризиса. Много лет дума делала попытки выкупить городскую электростанцию, но всякий раз встречала отказ владельца, получавшего от нее огромные прибыли. Наконец в 1916 году он уступил ее городу за 300 тыс. рублей.
Многие годы в думе шли разговоры о строительстве городской канализации, но изыскать средства для этого так и не удалось. По-прежнему остро стоял вопрос о водоснабжении населения.
Не смогла дума решить вопрос и о трамвае. Главным средством передвижения были частные конные экипажи и извозчики, которых, например, в 1913 году было зарегистрировано 395. В 1914 году в личном пользовании наиболее богатых дворян и буржуа имелось 15 легковых автомобилей и 8 мотоциклов. Слабо развита была телефонная сеть. Городская телефонная станция располагала всего 230 номерами. 10 октября 1914 года открылись для общего пользования 5 телефонных линий, связавших центр с селами: Надеждино, Ново-Троицкое, Охлебинино, Семеновка, Топорнино.
За 15 лет количество жителей Уфы удвоилось за счет пришлого населения, главным образом, разоряющегося крестьянства. Новым явлением был быстрый рост числа башкир, в поисках заработка покидавших родные аулы. Они занимались самой неквалифицированной работой: пилкой дров, уходом за скотом, уборкой мусора и нечистот.


Строительство города, общая характеристика стиля

Начало XX века характеризуется дальнейшим быстрым ростом территории города, уплотнением застройки старых территорий, увеличением этажности зданий, особенно в центре. Новые кварталы возникают в основном в северной части города (от улицы Богородской в сторону железнодорожного вокзала и пароходной пристани).
Основным строительным материалом оставалось дерево, однако все более широко применялся кирпич. К 1915 году в городе было 1562 каменных строения (более 20%) застройки. К 1916 году в городе было более 400 двухэтажных и 40 трехэтажных домов.
Среди вновь возведенных зданий выделялись здания Большой Сибирской гостиницы, Коммерческого училища и торговой школы (ныне Уфимский авиационный техникум) и дом Чижевой (ныне помещение Республиканского краеведческого музея РБ). 
2-я пол. 19 - начало 20в. в архитектуре характеризуются утратой стилевой чистоты классицизма, возникновением модерна, усилением стилизаторства и эклектической тенденции. Среди каменных культовых зданий этого периода обращением к средневековью, древнерусским византийским источникам отличаются Инородческая церковь в Бирске (1895-99), Богородская церковь в Уфе (1873-77), Воскресенская церковь в с. Вознесенка современного Учалинского р-на (1900-10-е), Покровская церковь близ д. Новомихайловка современная Федоровского р-на (1904). Наиболее примечательными произведения являются Скорбящая церковь в с. Андреевка современного Аургазинского р-на (1869-89), обладающая величественным масштабным строем, и узорчатые нарядные часовни: Михайло-Архангельская в Белебее (1900-е гг.) и Александровская в Уфе (1886- 89). Особым характером архитектуры, тяготеющим к раннему архитектурному романтизму рубежа 19-20 вв., выделяется Никольская церковь в с. Васильевка современного Стерлибашевского р-на (1855-73), использовавшая мотивы европейской готики. К образцам романтизма, эклектически заимствовавшего азиатские стилевые мотивы, относятся Четвертая (1906) и Пятая (1906-09) соборные мечети в Уфе. Наиболее ярким памятником стиля модерн в Уфе является дом П.И.Костерина (1908). Примером тенденции романтизма в русле модерна стала архитектура Крестьянского поземельного банка в Уфе (1906, архитектор неизвестен; пристрой 1943-45, архитектор Е.Топуз) и Покровской церкви в с. Ира современный Куюргазинского р-на (1914, арх. М.Е.Приемышев). Тяготеют к модерну по своему силуэту и объемно-пространственному решению, но декорированы в духе эклектики с мотивами Ренессанса уфимские особняки - дома Е.А.Поносовой-Молло на ул. К.Маркса (инженер - архитектор К.А.Гуськов), М.А.Лаптева на ул. Гоголя (арх. А.А.Щербачев), дом Емельянова на современной ул. Социалистической в Уфе. К эклектическим постройкам так называемого "кирпичного стиля", произвольно использующим в качестве орнамента в своем декоративном убранстве элементы классицизма, барокко, модерна, византийского и неорусского стилей, относятся Аксаковский народный дом (1908-20-е гг., арх. П.П.Рудавский), дома А.Ногарева (1899-1909), здания Учительского института (1872-74), синагоги (ныне Башкирская государственная филармония, реконструированная в 1986-87, архитектором М.П.Мазин, Ю.А.Пацков), Коммерческого училища (1908), реконструированного архитектором (В.Н.Чаплиц). К наиболее значительным каменным культовым сооружениям этого ряда можно отнести Никольскую церковь в с.Kaгa современного Белорецкого р-на (ок.1899), Казанскую церковь в с.Ермашево современного Бирского р-на (1904), Троицкую церковь в с. Красный Яр современного Уфимского р-на (1896), Дмитриевскую церковь в с.Рус. Юрмаш (1900). Наряду с каменным строительством в городской архитектуре 19в. большое развитие получает деревянное зодчество. Под влиянием русской строительной культуры распространяется устойчивый тип деревянного дома с мезонином, различные варианты которого сформировали основную массу жилой застройки дореволюционных городов. К образцам гражданского деревянного зодчества в этот период относится Летний театр (1892-93) и Крестовоздвиженская церковь (1892-93, 1902) в Уфе, а также Успенская церковь в с. Ярославка современного Дуванского р-на (1901).
В 20-е гг. 20 в. строительство носило ограниченный характер. В стилевой близости к конструктивизму возводятся Дом-коммуна (1930-е гг., арх. Г.Д.Вагин) и ЦЭС (1929, архитектор неизвестен, оба на ул. Ленина в Уфе). К этому периоду относится начало формирования нового промышленного р-на с жилым поселком близ Уфы, преобразованного впоследствии в г. Черниковск (кон. 20-х - начало 30-х гг., арх. М.Я.Гинзбург). Развитие промышленности, строительство ж/д., автомагистралей, электростанций стало основой развития всей социальной инфраструктуры. В этот период началась реорганизация и развитие проектного дела.
В 30-е гг. в архитектуре Башкортостана происходит переход от конструктивизма к неоклассике. Переходный этап так называемый пост-конструктивизма представлен значит количеством построек. Их декоративно - пластическое решение строилось на переработке элементов классического ордера в направлении его упрощения и схематизации. К ним относится здания Башпотребсоюза (1936-37, арх. Д.А.Коршунов), Главпочтамта (1935), Совнаркома БАССР (1935-37, арх. Н.Зарубин), Наркомлегирома (1936-37, арх. Б.Г.Калимуллин, Г.Д.Вагин, ул. Октябрьской революции), Башкирского медицинского института (1936-37), гостиницы "Башкирия" (1937-41, архитектор В.В.Максимов), жилые дома на ул. Ленина, 2 (1935-39, архитектор Вагин, А.И.Филонов), на пересечении ул. Пушкина и Гоголя (1936) и на ул. К.Маркса (1936-38, оба - арх. Н.Ю.Лермонтов), дом Спиртотреста на ул. Пушкина - все в Уфе. В 1935 в Башкортостане создается первое профессиональное общество объединение архитекторов, строителей и гражданских инженеров. Одной из первых построек, положивших начало поискам архитектурных тем, восходящих к местной традиции, стало здание Дворца соц. культуры (1934- 37, арх. В.Д.Кокорин, после реконструкции 1980-85 Дом профсоюзов на ул. Кирова, 1; арх. Р.И.Кирайдт, Р.Р.Авсахов).



2.5 Памятники архитектуры

Дом А.Ногарева (рис.13), уфимского миллионера, владельца чугунолитейных заводов на Южном Урале, представлял собой комплекс, включающий гостиницу и ресторан. Гостиница "Метрополь" по ул. Центральной (ныне ул. Ленина, 10) открылась в 1899 году, а ресторан и школа по подготовке поваров по ул. Пушкинской (ныне ул. Пушкина,104) - в 1909 году. Арочные ворота со стороны ул. Губернаторской (ныне ул. Советская) и ограда как бы замыкали всю архитектурную композицию. Здание отразило эстетические воззрения зодчих кон. XIX - начало XX в., когда архитектура Уфы развивалась в духе стилизаторства, отражающего народнические устремления так называемого "русского стиля".
 Дом П.И.Костерина и С.А.Черникова (рис.14) (Уфа, ул. Пушкинская, ныне ул. Пушкина,86, здание Института животноводства и кормопроизводства). Построен в 1907 по проекту самарского архитектора А.Щербачева, является образцом раннего "изобразительного модерна". Дом сдавался заезжим купцам. В 1985 году проведена реставрация.
Дом Е.А.Поносовой-Молло (рис. 15) (Уфа, ул. К.Маркса, 6, бывшая ул. Александровская, ныне здание Президентского Уфимского [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] РАН). Построен в кон. 19 в. по заказу купца С.С.Манаева, по проекту неизвестного архитектора Санкт - Петербургского общества архитекторов. С 1908 особняк принадлежал Е.А.Поносовой-Молло. Это первое здание в стиле "модерн" в архитектуре Уфы. Демонстрирует принцип формирования архитектурной формы изнутри наружу. Два боковых полукруглых крыла ограды на высоком цоколе, примыкающих к высокому и глубокому портику основы здания, сад, фонтан, подсобные помещения и сам особняк - замечательный образец усадебной культуры начало 20в., сочетающий мотивы барокко и ренессанса. В начале 1980 проведена реставрация по проекту архитектора Р.Салимова.
Особняк купца М.А.Лаптева (рис. 16) ( Уфа, ул. Гоголя, 27, ныне [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). Построен в 1913 по заказу уфимского купца, крупного лесопромышленника М.А.Лаптева, по проекту самарского архитектора А.Щербачева. Мастер создал здание, которое можно отнести к модернизирующему ренессансу. В проработке фасадов зодчий предпочел сдержанность, простоту и изящество архитектурной отделки, геометризированные формы в декоре, что свойственно более позднему модерну. План здания сформирован свободно, исходя из целесообразности помещений. Черный двор с 1-этажными службами и баней, чистый двор, сад с бассейном и сам особняк представляли собой образец усадебной архитектуры 20в. В 1988 проведена реставрация основного здания.
Крестьянский поземельный банк (рис. 17) (ул. Советская,14, ныне Национальный музей РБ) представляет собой яркий образец стилизированного модерна, связавшего элементы древнерусского и романского стилей. Использованы металл, бетон, стекло, керамическая облицовка. Здание строилось в два этапа. Часть Крестьянского поземельного банка построена в 1906 году. Вторая половина здания, выполненная в идентичном стилистическом ключе, была построена в годы Великой Отечественной войны.
 Хакимовская мечеть (рис. 18) (Уфа, ул. Бекетовская, ныне Социалистическая, 11). Единственная в республике двухминаретная мечеть, построена в 1907-08 купцом А.Хакимовым. Парные минареты мечети на высоком 3-ярусном основании состояли из 2 поставленных друг на друга цилиндров разного диаметра, декорированных в верхней части рельефным кирпичным орнаментом и завершенных пологой кровлей. Вследствие искажения пропорций и изменения внешнего облика здания после уничтожения минаретов в 1939 архитектура утратила свою выразительность. Нарушены и каноны внутренней планировки мечети, в результате чего молитвенные залы, михраб и вестибюль "потерялись" в многочисленных перегородках.
Аксаковский народный дом (рис. 19) (ныне здание Государственного театра оперы и балета Республики Башкортостан). 20 окт. 1908 в связи с 50-летием со дня кончины С.Т.Аксакова уфимский губернатор А.С.Ключарев созывает особое совещание представителей уфимского дворянства, земства и города, правительств учреждений и печати, принявшее решение о строительстве Аксаковского народного дома. Дом было решено было построить на добровольные пожертвования, сбор которых начался в Уфе, продолжился в глубинке, позже по всей России. По проекту он должен был стать самым большим зданием Уфы. В нем предполагалось устроить зрительный зал и аудиторию, бесплатную народную библиотеку, читальню, музей, состоящий из этнографического, естественного и исторического отделений, а также специального аксаковского, где должны были находиться реликвии, имеющие отношение к жизни Аксакова. В этом же здании намечалось организовать и картинную галерею М.В.Нестерова.
14 сент. 1909 состоялась торжественная закладка дома по проекту губ. Инженер П.П.Рудавского. В 1914 в построенной части А.н.д. разместили библиотеку им. С.Т.Аксакова. Однако достроить здание помешала начавшаяся первая мировая война. Вместо библиотеки в нем разместился военный госпиталь. Здание достраивали в 1928-35 гг. Аксаковский народный дом (ныне Государственный театр оперы и балета РБ) в Уфе.
В архитектуре совмещены западно-европейский и восточный архитектурный стили: мотивы ренессанса и барокко (фасад с ул.Ленина); восточно-азиатского (фасад с ул.Пушкина).
Дом является ярким образцом архитектуры XVIII века. Жилая его часть состоит из двух анфилад  большой парадной и малой. В которых воссоздан интерьер, рассказывающий о жизни уфимского общества конца XVIII  начала XIX вв., о детских годах С.Т. Аксакова, о том, как семья, быт формировали его духовный мир.
В первой комнате парадной анфилады располагалась столовая. Позже, по воспоминаниям писателя, ее переделывали на время в детскую комнату. Из окон была видна река Белая и Троицкая церковь.
В доме были две гостиные комнаты, В большой устраивались приемы и танцевальные вечера, на которые собирался цвет уфимского общества. Душою и украшением его была хозяйка дома Мария Николаевна, мать писателя.
В начале 30-х гг. А.н.д. получил название Дворца Труда и Искусства. В 1922 в нем размещался Башкирский театр драмы в 1932 – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]С 1938 Башкирский государственный оперный театр. В 1976 А.н.д. объявлен памятником.
Покровская церковь (с. Ира Куюргазинского р-на) построена в 1914-15 по проекту московского архитектора М.Е.Приемышева. Покровская церковь. является образцом национального ретроспективизма неорусского стиля. Это последнее дореволюционное культовое сооружение на территории Башкортостана. Силуэт и пропорции церкви, общая мажорность ее образного решения далеки от канонов храмового зодчества и отражают сочетание и взаимодействие архаичных форм русского зодчества с техническими достижениями 20 в. Здание с 30-метровой колокольней является объемно-силуэтной доминантой села.




















План конспект экскурсии по памятникам архитектуры г.Уфы

Тема:


Архитектура г.Уфы конец XIX начало XX века.

Задачи:
Образовательная:

Познакомить детей с архитектурными стилями
Познакомить детей с архитектурой Уфы конца XIX начало XX века



Воспитательная:


Воспитать интеллектуально,
Воспитать эстетически,
Воспитать патриотически,
Воспитать любовь к родному городу.



Развивающая:


Способствовать развитию кругозора детей,
Сформировать ЗУН по архитектуре города.




Ход экскурсии:
Организаторский момент, сбор в назначенном месте, посадка в автобусы, и проезд к Первому месту экскурсии. Дальнейшее передвижение возможно пешей прогулкой, т.к. все архитектурные памятники расположены недалеко друг от друга.
Начинаем экскурсию с краткого ознакомления детей с культурой, архитектурой и стилистическими особенностями рассматриваемого периуда.
Можно выделить: Начало XX века характеризуется дальнейшим быстрым ростом территории города, уплотнением застройки старых территорий, увеличением этажности зданий, особенно в центре. Новые кварталы возникают в основном в северной части города (от улицы Богородской в сторону железнодорожного вокзала и пароходной пристани).
Основным строительным материалом оставалось дерево, однако все более широко применялся кирпич. К 1915 году в городе было 1562 каменных строения (более 20%) застройки. К 1916 году в городе было более 400 двухэтажных и 40 трехэтажных домов. 2-я пол. 19 - начало 20в. в архитектуре характеризуются утратой стилевой чистоты классицизма, возникновением модерна, усилением стилизаторства и эклектической тенденции. Наряду с каменным строительством в городской архитектуре 19в. большое развитие получает деревянное зодчество. Под влиянием русской строительной культуры распространяется устойчивый тип деревянного дома с мезонином, различные варианты которого сформировали основную массу жилой застройки дореволюционных городов. В 30-е гг. в архитектуре Башкортостана происходит переход от конструктивизма к неоклассике.
2-я пол. 19 - начало 20в. в архитектуре характеризуются утратой стилевой чистоты классицизма, возникновением модерна, усилением стилизаторства и эклектической тенденции.
Наряду с каменным строительством в городской архитектуре 19в. большое развитие получает деревянное зодчество. Под влиянием русской строительной культуры распространяется устойчивый тип деревянного дома с мезонином, различные варианты которого сформировали основную массу жилой застройки дореволюционных городов. В 30-е гг. в архитектуре Башкортостана происходит переход от конструктивизма к неоклассике.
Первая остановка : Крестьянский поземельный банк (рис. 17) (ул. Советская,14, ныне Национальный музей РБ) представляет собой яркий образец стилизированного модерна, связавшего элементы древнерусского и романского стилей. Использованы металл, бетон, стекло, керамическая облицовка. Здание строилось в два этапа. Часть Крестьянского поземельного банка построена в 1906 году. Вторая половина здания, выполненная в идентичном стилистическом ключе, была построена в годы Великой Отечественной войны.
После рассмотрения здания снаружи, можно зайти внутрь и продолжить изучение изнутри, а так же посетить выставку.
Далее очень красивое и величественное здание Аксаковский народный дом (рис. 19) (ныне здание Государственного театра оперы и балета Республики Башкортостан). 20 окт. 1908 в связи с 50-летием со дня кончины С.Т.Аксакова уфимский губернатор А.С.Ключарев созывает особое совещание представителей уфимского дворянства, земства и города, правительств учреждений и печати, принявшее решение о строительстве Аксаковского народного дома. Дом было решено было построить на добровольные пожертвования, сбор которых начался в Уфе, продолжился в глубинке, позже по всей России. По проекту он должен был стать самым большим зданием Уфы. В нем предполагалось устроить зрительный зал и аудиторию, бесплатную народную библиотеку, читальню, музей, состоящий из этнографического, естественного и исторического отделений, а также специального аксаковского, где должны были находиться реликвии, имеющие отношение к жизни Аксакова. В этом же здании намечалось организовать и картинную галерею М.В.Нестерова.
14 сент. 1909 состоялась торжественная закладка дома по проекту губ. Инженер П.П.Рудавского. В 1914 в построенной части А.н.д. разместили библиотеку им. С.Т.Аксакова. Однако достроить здание помешала начавшаяся первая мировая война. Вместо библиотеки в нем разместился военный госпиталь. Здание достраивали в 1928-35 гг. Аксаковский народный дом (ныне Государственный театр оперы и балета РБ) в Уфе.
В архитектуре совмещены западно-европейский и восточный архитектурный стили: мотивы ренессанса и барокко (фасад с ул.Ленина); восточно-азиатского (фасад с ул.Пушкина).
Дом является ярким образцом архитектуры XVIII века. Жилая его часть состоит из двух анфилад  большой парадной и малой. В которых воссоздан интерьер, рассказывающий о жизни уфимского общества конца XVIII  начала XIX вв., о детских годах С.Т. Аксакова, о том, как семья, быт формировали его духовный мир.
В первой комнате парадной анфилады располагалась столовая. Позже, по воспоминаниям писателя, ее переделывали на время в детскую комнату. Из окон была видна река Белая и Троицкая церковь.
В доме были две гостиные комнаты, В большой устраивались приемы и танцевальные вечера, на которые собирался цвет уфимского общества. Душою и украшением его была хозяйка дома Мария Николаевна, мать писателя.
В начале 30-х гг. А.н.д. получил название Дворца Труда и Искусства. В 1922 в нем размещался Башкирский театр драмы в 1932 – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]С 1938 Башкирский государственный оперный театр. В 1976 А.н.д. объявлен памятником.
Следующая постройка Дом Е.А.Поносовой-Молло (рис. 15) (Уфа, ул. К.Маркса, 6, бывшая ул. Александровская, ныне здание Президентского Уфимского [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] РАН). Построен в кон. 19 в. по заказу купца С.С.Манаева, по проекту неизвестного архитектора Санкт - Петербургского общества архитекторов. С 1908 особняк принадлежал Е.А.Поносовой-Молло. Это первое здание в стиле "модерн" в архитектуре Уфы. Демонстрирует принцип формирования архитектурной формы изнутри наружу. Два боковых полукруглых крыла ограды на высоком цоколе, примыкающих к высокому и глубокому портику основы здания, сад, фонтан, подсобные помещения и сам особняк - замечательный образец усадебной культуры начало 20в., сочетающий мотивы барокко и ренессанса. В начале 1980 проведена реставрация по проекту архитектора Р.Салимова. Ныне это здание принадлежит Музею археологии и этнографии, так же можно посетить экспозицию музея.
Затем проходим к  Дом П.И.Костерина и С.А.Черникова (рис.14) (Уфа, ул. Пушкинская, ныне ул. Пушкина,86, здание Института животноводства и кормопроизводства). Построен в 1907 по проекту самарского архитектора А.Щербачева, является образцом раннего "изобразительного модерна". Дом сдавался заезжим купцам. В 1985 году проведена реставрация.
Завершим нашу экскурсию изучением Дом А.Ногарева (рис.13), уфимского миллионера, владельца чугунолитейных заводов на Южном Урале, представлял собой комплекс, включающий гостиницу и ресторан. Гостиница "Метрополь" по ул. Центральной (ныне ул. Ленина, 10) открылась в 1899 году, а ресторан и школа по подготовке поваров по ул. Пушкинской (ныне ул. Пушкина,104) - в 1909 году. Арочные ворота со стороны ул. Губернаторской (ныне ул. Советская) и ограда как бы замыкали всю архитектурную композицию. Здание отразило эстетические воззрения зодчих кон. XIX - начало XX в., когда архитектура Уфы развивалась в духе стилизаторства, отражающего народнические устремления так называемого "русского стиля".




Заключение

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, приложения и фотографий памятников архитектуры.
В первой главе рассматривается зарождение города, закладка будущей крепости – кремля.
Уфа в период XVII - XVIII веков, как происходила застройка города, его благоустройство. Рассказывается о деревнях, селах и слободах появившихся на Уфимском полуострове. Строительстве церквей с колокольнями и мечети. Так же о строительстве новой крепости, стены которой, должны были охватить все поселение, включая пригородные слободы. Новая крепость получила название "Нового" или "Большого" острога. Кремль же стал называться "старым" или "верхним городом". Стены новой крепости были рублены из дуба и достигали высоты 2 сажен (более 4-х метров).
Пожар 1759 года, на котором сгорела большая часть города, 210 дворов, восстановление города после пожара.
Вторая глава – рассказывает о строительстве города в XIX веке. Развитие в Уфе капиталистической промышленности, превращение ее в крупный транспортный узел, расширению территории Уфы и росту населения. Архитектуре Уфы, которая характеризуется сочетанием разных стилей и традиций. О памятниках храмовой архитектуры Уфы - Смоленском соборе и гражданской архитектуры первой половины XIX века, Архиерейский дом над обрывом реки Белая с садом и террасой, большинство из которых выполнено в стиле классицизма. Так же подробно рассмотрены следующие объекты строительного искусства:
Церковь Дмитрия Солунского (с. Надеждино Белебеевского р-на);
Никольская церковь (с. Николо-Березовка Краснокамского р-на);
Торговые ряды (Гостиный двор) на Верхнеторговой площади;
Климовский дворец (с. Килимово Буздякского р-на);
Здание Депутатского дворянского собрания (Уфа, ул. Ленина, 14, ныне Уфимский государственный [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]);
Здание клуба Уфимского общества взаимного вспоможения частному служебному труду (Уфа, ул. Социалистическая, 38, бывшая Бекетовская, ныне Дом учителя);
Усадьба купца П.А.Алексеева (Уфа, ул. Аксакова, 56). Епархиальное женское училище;
Здание Магометанского духовного управления (1863г.);
В третьей главе рассказывается о первых годах XX века, росту и развитию Уфы, строительству города. Приводится общая характеристика стиля и особенностей построек города. Как и во второй главе подробно рассмотрены следующие строения:
Дом А.Ногарева;
Дом П.И.Костерина и С.А.Черникова (Уфа, ул. Пушкинская, ныне ул. Пушкина,86, здание Института животноводства и кормопроизводства);
Дом Е.А.Поносовой-Молло (Уфа, ул. К.Маркса, 6, бывшая ул. Александровская, ныне здание Президентского Уфимского [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] РАН);
Особняк купца М.А.Лаптева ( Уфа, ул. Гоголя, 27, ныне [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]);
Крестьянский поземельный банк (ул. Советская,14, ныне Национальный музей РБ);
Хакимовская мечеть (Уфа, ул. Бекетовская, ныне Социалистическая, 11);
Аксаковский народный дом (ныне здание Государственного театра оперы и балета Республики Башкортостан);
Покровская церковь (с. Ира Куюргазинского р-на).
В результате проведенного исследования по теме "Стилистические особенности архитектуры Уфы конец XIX начала XX века " автором были сделаны следующие выводы:
Архитектурное наследие во многом уникально и Уфы представляет несомненный интерес для истории;
Современные тенденции в архитектуре направлены на то что бы сохранить исторический облик города, гармонично сочетая в себе исторические и современные постройки;
Именно такой сплав "опыта и молодости" является наиболее разумным путем развития современного города.
Актуальность темы курсовой работы, ее практическая и теоретическая значимость способствовали решению ряда задач, поставленных в начале исследования:
выявить динамику развития и строительства города;
изменения в стиле архитектуры;
подробное рассмотрение сохранившихся памятников архитектуры.
Таким образом, можно считать, что все поставленные цели и задачи в курсовой работе достигнуты и данную курсовую работу можно считать научным документом.






















Список используемой литературы:

Арсеньев "Истории Уфы и края", "Справочная книжка по Уфимской губернии" (Уфа, 1883 г.).
А.Гуляев "Иллюстрированная Уфа" (Уфа, 1914 г.). Справочник "Уфа в кармане" (Уфа, 1913 г.).
А.Р Ширгазин. Православные храмы Башкирии: история и архитектура: Каталог-справочник. (Уфа, 1995).
А.Зираха "Облик Уфы XIX и XX вв." открытки с видами города и коллекции фотоснимков начала XX в..
Б.Г. Калимуллин Архитектурные памятники Башкирии. (Уфа, 1958).
Б.Г. Калимуллин Башкирское народное зодчество. (Уфа, 1978).
В.И.Звагельской Диссертация "Гражданская архитектура Урала второй половины XIX - начала XX вв." (М., 1985).
И.В. Нигматуллина "Старая Уфа. Историко-краеведческий очерк." - 2-е издание, переработанное (Уфа 2007).
"История Уфы" (Уфа, 1981 г.), над которым работал коллектив историков Башкирского филиала Академии наук СССР П.Рычковым, Д.Касселем и Гозенфельденом.
Книга "Петербург и другие новые российиские города" (М., 1995).
М.В. Агеева "Уфа: страницы истории" (Уфа 2006 ).
М. Роднов "Уфа деловая: взгляд в прошлое" (журнал "Уфа" 2005 №2).
Н.А.Евсиной Диссертация "Прогрессивные тенденции в архитектуре русских учебных зданий эпохи классицизма" (М.,1967).
Я. Свице "Первые храмы и монастыри города Уфы конец XVI – XVII веков" (Уфа 2000).
Сайт Главархитектуры [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сайт [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

















Приложения
Рис. 1. Уфимский Кремль


Рис. 2. План Уфимского Кремля


Рис. 3. Троицкая церковь


Рис. 4. Улица Ленина.

Рис. 5. Верхнеторговая площадь Торговые ряды




Рис. 6.Улица Александровская (конец)



Рис. 7. Дом губернатора


Рис. 8. Мост через р.Белая


Рис. 9. Троицкая церковь


Рис. 10. Спасская церковь

Рис. 11. Здание Дворянского собрания


Рис. 12. Вид Уфы конец XIXвека


Рис. 13. Дом А.Ногарева


Рис. 14. Дом П.И.Костерина и С.А.Черникова

Рис. 15. Особняк Е.А. Поносовой-Молло


Рис. 16. Особняк купца М.А.Лаптева


Рис. 17. Здание Крестьянского поземельного банка в Уфе

Рис. 18. Четвертая соборная мечеть - Хакимовская


Рис. 19. Аксаковский народный дом












 Кэшенэ – иранский "Дом мертвых"
 Термин "дорога" происходит от монгольского даруга, который означал должность начальника области или города в Золотой Орде.
 По данным А. А. Пекера, приведенным в "Материалах по истории города Уфы" Д. С. Волкова
 Классицизм – (от лат. Classicus-образцовый) художественный стиль и эстетическое направление в искусстве конца 17 начало 19 века. В основе лежат идеи рационализма, идущие из философии Декарта.

 Дорический ордер – (от лат. Ордер ordo-строй порядок) совокупность архитектурных форм,придающая определенную стилевую характеристику всемусооружению и имеющая канонический характер.
 Ампир – (от фр. Empire- империя) стиль в архитектуре и искусстве трех первых десятилетий 19 века,завершающий эволюцию классицизма.
 Готический стиль – худ. Стиль явившийся завершающим этапом в развитии средних веков искусства стран Европы, пришел на смену романскому стилю.
 Кирпичный стиль – направление русской неоромантической архитектуры конца 19 века,в котором для облицовки зданий использовался неоштукатуренный кирпич. Демонстрировал практически неограниченные возможности фигурных кирпичей для создания сложных декоративных форм, но требовал высокого уровня строительного искусства.
 Мезонин – (ит.mezzanino- "промежуточный" и фр.maison дом) надстрой, вышка, полуярус, полужилье – надстройка над средней частью жилого дома, часто имеет балкон, в основном в форме креста, квадрата или шестиугольника.
 Цитата С.Я.Елпатьевского взята из лит. №7 ст.75, глава о Торговле в городе Уфе.
 Конструктивизм – стиль 1910-20гг.(преимущественно в России) рассматривается, как течение внутри функцонализма(арх.) и модернизма (изобразительное искусство)

 Неоклассицизм – возродить и утвердить ансамблевую и стилевую целостность столицы, продолжить ее развитие на уровне новейших достижений, но согласно заветам старины.
 Модерн – (фр. moderne- новейший, современный) стилевое направление в искусстве конца 19 начала 20 в.
 Минарет – с арабского "маяк", в архитектуре ислама башня около мечети, с которой муэтзин призывает верующих на молитву.
 Модерн – (фр. moderne- новейший, современный) стилевое направление в искусстве конца 19 начала 20 в.









13PAGE 15


13PAGE 14XXXVIII15