Образовательный материал


План – конспект
урока по домоводству
в 8а классе
Тема: Человек и его привычки
Урок проведен на республиканском семинаре для заместителей директоров по воспитательной работе и классных руководителей специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений по теме: «Взаимодействие школы и родительской общественности с субъектами профилактики в организации работы по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних»
г. Нижнекамск
Республика Татарстан
Цель урока: профилактика вредных привычек, формирование здорового образа жизни.
Задачи урока:
- продолжить формировать негативное отношение к вредным привычкам;
- подведение учащихся к выработке нравственной позиции по отношению к вредным привычкам;
- совершенствование аналитико-синтетических процессов мышления;
- коррекция диалогической речи через умение поддерживать беседу по обсуждению изучаемой темы;
- коррекция познавательных способностей в процессе усвоения знаний;
- воспитание бережного отношения к своему здоровью.
Оборудование и материалы: компьютерная презентация, музыкальное сопровождение; листочки бумаги, пособие «Аппарат вредных привычек», бумажные снежинки с написанными привычками; плакат «Дерево здоровья».
Ход урока:
Организационный момент. (учащиеся рассажены полукругом, образуя как бы 2 подгруппы)
Учитель: Здравствуйте, уважаемые взрослые, добрый день, ребята! Ребята, сегодня урок у нас с вами будет увлекательным, но совсем не развлекательным, а серьезным. Тему урока вы должны расшифровать: (слайд №1 - изображена зашифрованная тема урока и ключ к шифру)
10 3 6 7 1 3 5 4 3 2 7 8 9 4 1 11 10 5 4.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
В Г Е И К Л О ПРЧ ЫУчитель: Правильно. Человек и его привычки. (слайд №2 – выплывает тема урока)
Введение в тему. Упражнение-разминка "Снежинка". (листочки даются и гостям)
Учитель: Ребята, у вас на столах лежат листочки бумаги. Сверните листок пополам и оторвите верхний правый угол. Только есть условие - вы не должны смотреть на соседей и на меня. Опять сверните пополам и снова оторвите верхний правый угол. И последний раз сверните лист пополам и оторвите верхний правый угол. Затем разверните. У вас получилась "снежинка". Сравните ее со "снежинкой" соседа, и вы увидите, что они разные. Так и все люди не похожи друг на друга и привычки у всех разные.
III.Основная часть.- Давайте вспомним, какие вы знаете хорошие, полезные привычки. (слайд №3 – выплывают изображения с хорошими, полезными привычками)
(ответы детей: чистить зубы, делать зарядку, заниматься музыкой, танцами, спортом, собирать грибы, марки, почитание старших, чтение книг, привычки вовремя ложиться спать, быть вежливым, не грубить, не обижать слабых и т. п.)- А теперь назовите плохие, вредные привычки. (слайд №4 - выплывают изображения с плохими, вредными привычками)
(ответы детей: плевать на пол, материться, ковырять в носу, грубить старшим, лениться и делать все не вовремя, курить, пить алкоголь, употреблять наркотики)
Учитель: Алкоголь, курение, наркотики – эти слова, как ни печально, известны не только каждому взрослому, подростку, но и даже ребенку. В последнее время к ним привыкают очень молодые люди, которые еще не понимают, какой вред приносят здоровью эти вредные, пагубные привычки.
Самой распространенной и чрезвычайно опасной привычкой каждого пятого жителя планеты является табакокурение. Многие курильщики рассматривают свое пристрастие к табаку как «маленькую слабость». Однако они глубоко ошибаются, поскольку курение подрывает здоровье человека, снижает его работоспособность, приближает старость и смерть. И, главное, он вредит не только себе, но и окружающим. Когда человек курит, то в его организм попадает более 400 вредных веществ, а самое вредное из них – это яд никотин. И на прошлом уроке мы в этом убедились, когда мы провели опыт с «Аппаратом вредных привычек» (слайд №5 – выплывают фотографии с изображением проведения опыта). Давайте его вспомним и проведем для тех ребят, кого не было на уроке и для наших гостей. Итак, как мы проводили опыт, что для этого нужно и что у нас получилось? (ответы детей).
Далее ученики демонстрируют опыт с аппаратом вредных привычек.
Необходимо: прозрачная пластиковая бутылка, вата, сигарета, спички (аппарат изготавливается заранее).
Опыт: вставить сигарету в проделанное отверстие в крышке, сжав бутылку, выдавить из нее воздух, зажечь сигарету, медленно ослабляя давление на бутылку производить курение аппаратом.
Выводы: при осмотре ваты внутри бутылки определить ее цвет и отложение на ней табачного дегтя и какой эффект оказывает курение на внутреннюю поверхность легких. Вата демонстрируется всем присутствующим.
Учитель: В народе говорят, что курение – это деньги, выброшенные на ветер. И это действительно так. (слайд №6 – задача.)
Давайте все вместе подсчитаем, какая сумма денег из семейного бюджета “улетит” вместе с дымом сигарет только за один год. Допустим, что курильщик выкуривает 1 пачку сигарет в день. 1 пачка сигарет стоит 40 рублей. В месяце в среднем 30 дней. В году – 12 месяцев. Как будем решать? Надо стоимость сигарет умножить на 30 дней и умножить на 12 месяцев. Стоимость 1 пачки = 40 рублей. 1) 40x30 = 1.200 рублей потратит человек на 1 пачку сигарет в месяц.
1200 x 12=14.400 рублей – 1 пачка обходится в год.
- А если одной пачки сигарет в день мало? Представьте только, чтобы Вы смогли приобрести на эти «сэкономленные» деньги? (выслушиваются ответы учащихся).
Учитель: Ребята, а государство, правительство как-то борется с курильщиками, курением и вообще с пагубными привычками? Принят Федеральный закон от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»  - введен запрет курения во всех закрытых общественных местах. (Россия запретила любую рекламу алкогольной и табачной продукции; запрещено продавать табачные изделия лицам, не достигшим 18 лет; 31 мая и 21 ноября установлены Всемирный день отказа от курения и Международный день отказа от курения, принят Закон о запрете курения в общественных местах, печатается предупреждение о вреде курения на табачных изделиях, запрещено продавать алкогольную продукцию после 22 и до 10 часов утра наркотики – вообще вне Закона и др.). Все это делается для того, чтобы в стране стало больше активных, здоровых людей, чтобы, вас, подрастающее поколение уберечь от этой пагубной привычки – курение!
- Теперь поиграем в игру «Верю - не верю» (слайд №7 – выплывают высказывания) (если согласны с утверждением, вы поднимаете две руки, если нет – хлопните себя по коленям 2 раза)
Согласны ли вы, что зарядка - это источник бодрости и здоровья? (да)
Верно ли, что жвачка, если ее долго жевать, сохраняет зубы? (нет)
Верно ли, что алкоголь в маленьких дозах полезен для организма? (нет)
Согласны ли вы с пословицей: «Кто курит табак, тот сам себе враг»? (да)
Правда ли, что есть безвредные наркотики? (нет)
Верно ли, что никотин разрушает не только зубы? (да)
Чтобы сохранить зубы здоровыми, нужно чистить их два раза в день? (да)
Правда ли, что полезно для закаливания в жаркий день пить ледяную воду? (нет)
Верно ли, что курение помогает человеку выглядеть взрослее, привлекательнее и красивее? (нет)
- Молодцы!
Учитель: (слайд №8 – выплывают картинки с изображением негативного влияния курения на организм человека) А вы можете описать, как влияет курение на внешность человека? Как изменяется кожа у курящего человека? Что происходит с волосами? Как выглядят глаза курильщика? Что происходит с зубами? Как пахнет одежда курящих? - Хочет ли кто-нибудь стать похожим на этих людей? (Ответы детей)
Вы должны знать, что курение сокращает жизнь на 5—10 лет, пьянство сокращает жизнь на 10—15 лет, наркомания сокращает жизнь на 20—25 лет.
Учитель:  Здоровье — неоценимое счастье в жизни любого человека. Каждый из нас хочет быть сильным и здоровым, счастливым и красивым, а будучи больным, вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты не сможете полностью реализоваться в современном мире.  Надеюсь, что сегодняшний разговор не пройдет даром, и у каждого из вас хватит силы воли и желания сказать: «Нет!» вредным привычкам, ведь жизнь – прекрасна!
III. Заключительная часть.
Учитель: (слайд №9 – выплывает название урока) Совсем скоро наступит новый год. И в завершении нашего урока мы украсим с вами «Новогоднее дерево Елочку». У меня на столе лежат снежинки, на которых написано много интересных и полезных занятий, но среди них есть и вредные привычки. (Заниматься спортом, есть много сладкого, делать утреннюю гимнастику, много смотреть телевизор, следить за одеждой, закаляться, долго играть в компьютерные игры, много времени проводить на воздухе, курить, умываться, чистить зубы, употреблять спиртные напитки, правильно питаться, соблюдать режим дня, вовремя учить уроки, заниматься музыкой, рисовать, читать книги, помогать маме)Каждый из вас должен выбрать на моем столе понравившуюся снежинку и, прочитав, решить, прикреплять ли ее к «дереву» или же выбросить в корзину.
(Дети под музыку по очереди выходят к столу и, сделав выбор, прикрепляют листочки на изображение дерева).
Молодцы! Вы все сделали правильный выбор, поэтому у нас получилось такое яркое, крепкое, здоровое и праздничное дерево.
27940728980Учитель:  Ребята, сегодня за урок я ставлю вам… Домашнее задание - раскрасить курильщика и посмотреть, как он выглядит. (слайд №10 – выплывает иллюстрация курильщика) Покажите рисунок родителям и расскажите им о том, что узнали на уроке. Попробуйте убедить родителей, что курить вредно. И помните: здоровье, радость жизни и счастье в ваших руках!
- (слайд №11) - А я желаю всем силы воли и стойкости духа в борьбе с плохими, вредными привычками и здоровья. По тому что…
Человек рождается на свет
Чтоб оставить в жизни добрый след
И решить все трудные задачи.
И дай Бог в делах ему удачи!
Человек рождается на свет…
Для чего? Ищите свой ответ!