Повышение положительной мотивации к предмету история и качества знаний учащихся через использование ИКТ.


Повышение положительной мотивации к предмету история и качества знаний учащихся через использование ИКТ.
Виноградова Елена Евгеньевна
учитель истории и обществознания
МКОУ «Тальменская СОШ №5» Тальменского района Алтайского края
Winogradowa-elena@mail.ru Владение информационными технологиями становится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение писать и читать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. И одной из главных задач школьного образования сегодня – подготовить учащегося к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру.
Одна из задач школьной истории на современном этапе состоит в том, чтобы дать учащимся основные базовые понятия, но и научить грамотно работать с разнообразными носителями информации.      Использование ИКТ открывает новые возможности в преподавании истории. Но  история является гуманитарной наукой и требует развития навыков устной речи, формирования своего собственного отношения к описываемым событиям и приобщения к книжной работе. Поэтому в процессе обучения они должны разумно чередоваться с другими методами работы.   Самое главное, чтобы современный педагог смог рационально использовать нововведения, входящие в школьную жизнь.
Использование ИКТ позволяет сократить время на усвоение материала, научит ребенка самого делать выводы, даст возможность продемонстрировать то, что трудно описать словами, сделает процесс обучения интересным.
     К сожалению, темам по истории отводится очень мало времени, а материал объемный и, как раз уроки-презентации, позволяют показать детям за  45-минутный промежуток времени все, что хочет показать учитель, а также сами ребята могут  подготовить на урок презентацию, видеоролик.  
По созданию мультимедиа урока, я строю уроки в следующей последовательности: в первую очередь занимаюсь поиском наглядности в соответствии с этапом урока; выстраиванию материалы в нужной последовательности в программе  Power Point; вставляю текстовую информацию, таблицы, схемы; оформляю слайды.
Разного рода компьютерные презентации по истории сейчас нетрудно найти и на страницах Интернета. Но использовать предлагаемый Интернет-сайтами материал без его адаптации к конкретному уроку, классу и учителю невозможно. Подготовка и использование презентации – это процесс творческий, который, безусловно, несет на себе печать индивидуальности человека, создающего презентацию. Кроме того, любая презентация требует детальной методической разработки урока и не может быть использована без привязки к этой разработке. Использование презентаций особенно эффективно на тех уроках, когда нужно объяснить большой по объему и разнообразный по содержанию материал, например, на уроках по истории культуры или истории войн, в которых участвовала наша страна. Создание презентаций очень тесно с проектной деятельностью. На уроках истории и обществознания используются исследовательские проекты как индивидуальные, так и групповые. В любом случае проект ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которые выполняют его в течение определенного отрезка времени.
Мною часто используются задания на соотношения определения и соответствующих им понятий. Например, к теме «Рабство в древнем Риме».
Понятия Определения
Граждане Специальное сооружение для гладиаторских игр
Республика Способ управления государством (от латинского «общее дело»).
Амфитеатр Свободный человек, имеющий право на управление своим государством.
Человек, лишённый свободы, принадлежащий другим людям.
Колизей Еще один способ использование ИКТ на уроке - заполнение схемы. Учащимся первоначально дается только схема и термины к ней. Затем правильный (заполненный) вариант. Такой вид работы позволяет за короткий период времени сделать большой объем работы, т.к. экономиться время по оформлению доски. Например: к теме «Особенности объединения русских земель»
Схема русского централизованного государства ко второй половине ХVI в.



Расставьте в данной схеме следующие термины в соответствии с их статусом в государстве. Проведите связующие линии, а также обозначьте подчиненные связи: Боярская дума,Великий князь, Боярин-наместник, Дворяне, Церковь, Приказы, Народ.
Применять компьютерные программы можно на любом этапе урока: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении. Для стимулирования познавательного интереса детей провожу повторно-обобщающие уроки в виде игр, викторин или «кругосветок» после каждого изученного блока.
Начиная с пятого класса, ввожу на уроках истории такие педагогические приемы, как синквейн и ПОПС-формула, которые помогают разнообразить формы опроса домашнего задания или закрепления изученного на уроке материала. Внедрять информационные технологии стараюсь почти на каждом уроке – кроме презентаций использую кроссворды и загадки, интерактивные игры типа «Своя игра», «Пирамида» оформленные с помощью Microsoft Office (шаблонов такого рода в Интернете сейчас можно найти большое количество).
Несмотря на удобство и эффективность использования ИКТ в образовательном процессе, главное не переборщить. Я стараюсь не забывать о том, эффективным в этом случае является только деятельностный подход. При подготовке к уроку с использованием ИКТ я должна обязательно ответить на вопрос: чем эффективнее будет использование этой технологии (демонстрация, видеоряд, программа и т. д.) в сравнении с традиционным, опробованным подходом, без информационных технологий. Если использование ИКТ позволит сократить время на усвоение материала, научит ребенка самого делать выводы, даст возможность продемонстрировать то, что трудно описать словами, сделает процесс обучения интересным – это более эффективный подход, его следует использовать.
Центром внимания на уроке является не сама презентация, как бы красиво она не была выполнена и показана, а формы и методы обучения предмету с использованием той самой презентации.
Считаю, что применение ИКТ, активизировало учебно-познавательную деятельность учащихся, способствовало развитию интереса к учёбе, мотивации на достижение более высоких учебных результатов.
Использование ИКТ позволяет использовать данную технологию во внеурочной деятельности: проведение классных часов, родительских собраний, праздников.
Для создания классных часов и внеклассных мероприятий я всегда стараюсь создать презентацию (например, «Поздравляем девочек (мальчиков)», «Мы и наши фамилии», «Что в имени тебе моем?», «Новый год шагает по планете», «Правила поведения на льду» и многие другие). Одними словами, беседой, в которой мы используем воображение учеников, никогда мы добьёмся такого результата. Согласитесь, как можно говорить о войне (будь то Великая Отечественная или Афганская), и не увидеть военных фотографий: голода, разрушений, сражений или радости Победы, не услышать песни военных лет, не увидеть видеохроники со страшными кадрами войны. Как говорить о вреде курения и алкоголизма, если не показать кадры из фильмов, фотографий, которые наглядно иллюстрируют то, что происходит с нашим организмом, если употреблять наркотические вещества.
Современный образовательный процесс предполагает развитие у обучаемых творческих способностей. Подобное требование диктует необходимость работы учащихся с информацией, самостоятельно формируемой ими в виде творческой образовательной продукции. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий в изучении истории. В данном случае ИКТ, изначально предназначенные для создания информационных продуктов различного рода (текстов, презентаций, web – страниц и т.п.) и обладающие огромным творческим потенциалом, также могли бы стать эффективным инструментом в руках учащихся.
Использование ИКТ помогает мне и моим ученикам:
Приблизить  урок к мировосприятию ребёнка, который больше слушает и смотрит, чем читает и говорит;
Формировать  информационную культуру у учащихся;
Привлекать  пассивных слушателей к активной деятельности;
Овладение учащимися умения добывать информацию из разнообразных источников;
Делать занятия более наглядными и интересными;
Активизировать  познавательный интерес учащихся.
Интернет можно рассматривать как часть информационно - коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Учитель истории может использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска исторических источников, текстов монографий и курсов лекций, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, рефератов и др. В Интернете можно найти сайты различных образовательных учреждений и органов управления образованием.
Телекоммуникационные возможности Интернета можно использовать для организации дистанционного обучения и для организации общения с помощью форумов, чатов и видеоконференций. Образовательные ресурсы Интернета могут успешно использоваться учителем на уроках истории в режимах on-line или off-line.Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества знаний ученикам.
Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся в освоении исторического и обществоведческого материала, более глубокую заинтересованность предметами.
Список используемых источников:
Свириденко С.С. Современные информационные технологии. «Первое сентября». История. 2007, № 22
Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания.// Преподавание истории в школе. 2001, № 8.
Озёрнова Е.А. Использование ИКТ в урочной и внеурочной деятельности учащихся. //alekseevka.ucoz.ru›novaya/IKT.Ozjornova.doc.doc