Повышение мотивации учащихся к обучению математики через использование ИКТ


государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области
средняя общеобразовательная школа с.Борискино-Игармуниципального района Клявлинский Самарской области
Повышение мотивации учащихся к обучению математики через использование ИКТ
Выполнила
Плохова Елена Владимировна
учитель математики
ГБОУ СОШ с.Борискино-Игар
2015г

В последнее десятилетие компьютер активно входит в школу. Без них уже невозможно представить современного человека. Всё шире используются информационные технологии и в образовательном процессе, что повышает эффективность обучения.
Мы живем в XXI веке, веке информации. Информация – это знания. Человек может делать с информацией следующее: хранить, обрабатывать и передавать – основные информационные процессы. По данным исследований, в памяти человека остается 25% услышанного материала, около 30% увиденного, 50% – увиденного и услышанного, и 75%, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения и воспитания.
  Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования социальных компетентностей, активной жизненной позиции, введением всеобщего обязательного среднего образования.
Причины обращения к проблеме:
а) неудовлетворённость организацией взаимодействия на уроке между учителем и учеником;
б) пассивность некоторой части учащихся в ходе учебных занятий, во внеурочной деятельности по математике и увеличивающуюся тенденцию потребления знаний в уже готовом виде из-за низкой сформированности исследовательских, креативных, информационно- технологических и коммуникативных умений.
в) совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса.
г) невозможность в полной мере реализовать свой творческий потенциал в связи с недостаточным использованием новых образовательных технологий в условиях модернизации образования.
Противоречия:
- между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и большим объемом теоретических сведений, получаемых на уроках математики.
- между высокими требованиями, предъявляемыми к образованию школьников и недостаточно сформированными общественными умениями и навыками;- между возрастающей практической значимостью школьного курса математики и дефицитом учебного времени;

Как «замотивировать» школьников на изучение математики? Этот вопрос особенно актуален для меня как учителя математики.
Поэтому стратегической целью представленного проекта является формирование положительных мотивов к изучению математики в условиях общеобразовательной школы.
Объект исследования: мотивация учащихся к обучению.
Предмет исследования: процесс развития позитивной мотивации к обучению учащихся математике через использование ИКТ.
Гипотеза исследования: процесс развития позитивной мотивации к обучению учащихся математике будет эффективным, если:
определены теоретические основы развития позитивной мотивации к обучению учащихся;
выявлена совокупность факторов, влияющих на развитие позитивной мотивации к обучению учащихся;
разработана методика развития позитивной мотивации к обучению математике через использование ИКТ;
обеспечено педагогическое сопровождение развития позитивной мотивации к обучению учащихся математике через использование ИКТ;
процесс развития позитивной мотивации к обучению учащихся математике через использование ИКТ является направлением и конечной целью специально организованной работы.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить необходимую психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по теме мотивации обучения математике..Используя специальные диагностические методики в тесном сотрудничестве с психологом выявить личностные особенности и имеющийся начальный уровень учебной мотивации учащихся.
Выявить дидактические средства, способствующие формированию положительных мотивов к изучению математики.
Проверить эффективность предложенных средств в реальной практике.
Провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации системы работы.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач был применён комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы и исследований по проблеме мотивации учащихся к обучению; изучение и обобщение практического опыта по теме исследования; изучение документов Российской Федерации, определяющих политику государства в области образования; педагогический эксперимент, включающий анкетирование, тестирование, прогнозирование, моделирование, независимые экспертные оценки, наблюдения, беседы, контент-анализ, тренинга, развивающие игры; статистическая обработка результатов опытно-экспериментальной работы. Научная новизна исследования состоит:
в определении теоретических основ развития позитивной мотивации к обучению учащихся математике: подходы, закономерности, содержание и его компоненты, критерии, показатели;
в выявлении совокупности факторов, влияющих на развитие позитивной мотивации к обучению (социальных, побудительных, образовательных, организационных, коммуникативных, психологических);
в разработке методики развития позитивной мотивации к обучению учащихся математики через ИКТ, позволяющей дифференцировать обучение с учётом познавательных потребностей, ближайших интересов и актуального состояния мотивации учащихся к обучению;
в разработке технологического алгоритма педагогического сопровождения развития позитивной мотивации к обучению учащихся, представленный в единстве трёх фаз: аналитической, коррекционно-развивающей и посткоррекционно-развивающей.
Исследование проводилось в период с 2011 г. по 2013 г. и состояло из нескольких этапов:
Первый этап 2011год - теоретическое осмысление проблемы, определение наиболее значимых теоретических положений, уточнение и наполнение содержанием понятия "позитивная мотивация", разработка и определение задач формирующего эксперимента.
Второй этап (2011 - 2012 гг.) - практическая организация опытно-экспериментальной работы по анализу мотивации к обучению учащихся. Разработка и реализация методики развития позитивной мотивации к обучению учащихся математике через использование ИКТ.
Третий этап (2012 - 2013 гг.) - уточнение и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы.
Прогнозируемые риски и методы их коррекции:
1. Невозможность быстрой и оперативной информатизации научно- методической деятельности педагога - методы коррекции: разработка учебно-методического обеспечения по математике с целью обеспечения формирования положительных мотивов к обучению в данной предметной дисциплине.
Ресурсное обеспечение процесса обучения математике в свете мотивации, заявленное в системе работы, является достаточным для его реализации:
кабинет математики снабжен комплектами дидактических материалов, в достаточном объеме дополнительная литература (учебники, энциклопедии, учебно-познавательная, занимательная литература);
имеется компьютер, электронные пособия по предмету, накапливаются обучающие компьютерные презентации, подготовленные учителем и учащимися.
Кроме того, в школе имеется постоянный выход в Интернет.
Предполагаемый результат:
устойчивая внутренняя мотивация к изучению математике;
сознательные предметные знания и умения, усвоенные системно, на длительный срок;
способность к различным формам мышления, способность к активной умственной деятельности в течение длительного времени;
социальные компетентности, развивается социальный опыт учащихся.
Президентская инициатива «Наша Новая школа» предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей», для чего необходима целенаправленная работа учителя и педагогического коллектива школы в целом.
Совершенствование системы обучения, стимулируемое социальным заказом общества, постоянно усложняет и требования к психологическому развитию выпускников школы. Сегодня школьникам уже не достаточно овладеть суммой знаний, важное значение придается задаче научить школьников учиться, а психологически это означает - научить их хотеть учиться. Следовательно, актуальность обусловлена следующим:
мотивация выполняет важные функции в обучении: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость;
необходимость переосмысления известных методических решений по актуализации мотивационных механизмов учащихся с учетом специфики школы и личностных особенностей учащихся.
Обучение в школе включает различные виды воздействия на мотивацию учения. Очень эффективным является путь воспитания мотивации через учебную деятельность. Многочисленные психологические исследования (П.Я.Гальперин и П.Голу, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, А.К.Маркова и др.) показали, что характер мотивации можно программировать через тип учения. Так, если содержание обучения строится не как готовое задание, а как система задач для учащихся, если ученики подводятся к самостоятельному обнаружению теоретических положений учебного курса, если у них отрабатывается учебная деятельность в единстве ее компонентов, то у школьников складывается внутренняя, достаточно устойчивая, обобщенная мотивация к учению.
Проблема мотивации учения меня интересовала с самого начала педагогической деятельности. Ознакомившись с научно-методической, психолого-педагогической литературой по данной теме, убедилась, что психологическое «изучение мотивации и ее формирование – это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности ученика» (А.К.Маркова).
У  каждого  ученика  есть  как  некоторый   наличный   уровень положительной мотивации, на который  можно  опереться,  так  и  перспективы, резервы ее развития.
Итак, первое, с чего я начинаю, это анализ мотивационной сферы ученика. Предметом анализа для меня становятся такие компоненты мотивационной сферы ученика, как его мотивы, цели, эмоции, а также состояние умения учиться (знания, учебная деятельность, обучаемость), весьма сильно влияющего на мотивацию. Пользуюсь приемами изучения и диагностики мотивационной сферы учащихся, предложенных А.К. Марковой. Сводная карта состояния и хода формирования мотивации учения школьников помогает охватить всю программу изучения мотивационной сферы учащихся в целом, а также более точно определить уровень, на котором находится отдельный ученик.
В соответствии со сводной картой состояния мотивации учения составляю оценочный лист уровней мотивации и умения учиться учащихся, который дает возможность представить соотношение разных уровней и компонентов мотивации у каждого ученика класса и видеть картину в целом:

Рассмотрим пути и методы формирования положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности в классах.
Существуют традиционные методы повышения мотивации: использование красочных иллюстраций, дополнительных источников информации (газеты, журналы, методические пособия, учебники разных авторов), методических карточек, аудиозаписей; проведение минуток для релаксации, тематических игр, пение, игры. Сейчас на помощь пришли информационно-коммуникационные технологии.
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Поэтому я считаю, что использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является необходимостью современного школьного образования. Общаясь с ребятами на уроках математики, я сделала для себя вывод: диалоговые и иллюстрационные возможности компьютера существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса и его деятельностную структуру.
Использование ИКТ на уроках математики позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют  орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку, делают урок более интересным.
Большим подспорьем для учителя при планировании урока является работа в программе Microsoft Power Point. Я пришла к выводу, что при помощи этой программы можно создать любой урок, и он будет ярким и насыщенным. Для себя я назвала такую работу «Конструктором». Вначале появляется общая идея урока, например, раньше при обобщении материала использовалась форма путешествия по станциям, теперь формы, полагаясь на фантазию учителя, можно легко разнообразить: можно «собирать яблоки в корзину», «оформлять букет маме», «делать необходимые покупки» и т.д. Каждое выполненное задание будет помогать учащимся выполнить все задачи урока, каждый этап урока будет четко отслеживаться, и, кроме того, учащиеся сразу смогут оценить свою деятельность. Я хотела бы рассказать о результатах одного такого урока.
Использование данной технологии позволило мне: 1.значительно сэкономить время на уроке  . 2.повысить уровень наглядности в ходе обучения. 3. внести элементы занимательности, оживить учебный процесс
4.выполнить все поставленные задачи.
В системе работы, я систематизировала, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении. Наиболее эффективно это
1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);
 2) при закреплении изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы);
3) в системе контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);
4) при самостоятельной работе учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);
5) при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов;
6) во время тренировки конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.).
В процессе работы я пришла к выводу, что компьютерные технологии помогают:
•привлекать пассивных слушателей;
•делать занятия более наглядными;
•обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, которые помогают учащимся проявлять их творческие способности;
•приучать учащихся к самостоятельной работе с материалом;
•обеспечивать моментальную обратную связь;
•повышать интенсивность учебного процесса;
•воспитывать терпимость, восприимчивость к разнообразию культур и духовного опыта других народов;
•активизировать познавательную активность учащихся, а, следовательно, желание изучать предмет;
•объективно оценивать действия учащихся;
•накапливать статистическую информацию в ходе учебного процесса;
•реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
•дисциплинировать самого учителя, формировать его интерес к работе. (Изменяется  содержание деятельности преподавателя; преподаватель перестает быть просто "репродуктором" знаний, становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой - требует высокого уровня технологической и методической подготовленности.)
Именно использование компьютерных технологий позволяет мне:
1.сделать содержание курса нестандартным и привлекательным для ученика (сюжетное построение учебника, использование интересного и познавательного материала, наличие игр, кроссвордов и.т.д).
2.обеспечить посильность усвоения учебного материала для учащихся разного уровня подготовки.
3.давать разноуровневые задания, задания для групповой работы, проекты.
4.обеспечить повторение и ротацию ранее пройденного материала на фоне новизны видов деятельности.
5.снабдить курс необходимыми справочными материалами.
Таким образом, использование ИКТ на уроках математики, сотрудничество учителей и учащихся способствуют повышению мотивации учащихся к обучению, организации атмосферы свободного развития каждого ребёнка, сопровождаемой радостью и высоким уровнем познавательной активности учащегося.
Список литературы
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года// Начальная школа. – 2002. -№ 4.
2. Президентская Инициатива «Наша нова школа».
2009 год
2. А.К.Маркова , Т.А.Маттис, А.Б.Орлов, Формирование мотивации учения: Кн. для учителя, Просвещение, 1990
3. А.К.Маркова, Формирование мотивации учения в школьном возрасте, Москва, Просвещение, 1983
4. «Компьютер на уроке», И.П.Высоцкий, Н.П.Данилова, журнал. «Информатика и образование, №7, 1999г.