Повышение уровня обученности, мотивации учащихся к предмету через применение творческих заданий на уроках истории


Тема: «Повышение уровня обученности, мотивации учащихся к изучению предмета при использовании творческих заданий на уроках истории».
Автор: учитель истории и обществознания МОУ «Изегольская ООШ» (первая квалификационная категория) Серышева Светлана Николаевна
«Ученик - это не кувшин, который надо наполнить знаниями, а факел, который надо зажечь».
Задача современной школы в условиях требований ФГОС - научить ребёнка ориентироваться в информационном обществе, самостоятельно добывать, анализировать и систематизировать информацию.
Как сделать учебу результативной в любом классе? Для этого нужен мотив.
Мотив – это говоря простым языком отношение человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. Ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов.
У многих учащихся в подростковом возрасте возникают проблемы с успеваемостью. Зачастую это связано не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной мотивации.
Несформированность учебной мотивации является одной из причин слабой успеваемости учащихся. Задача учителя – создать у школьников устойчивую мотивацию к предмету, тем самым повысить качество обученности.
Для повышения мотивации учащихся применяются следующие методы и приемы: смена видов деятельности в ходе урока, привлечение учащихся к аналитической и оценочной деятельности, создание проблемных ситуаций, ситуаций успеха, использование заданий для развития творческих способностей учеников, использование игровых моментов, наглядного материала.
Мотив не может возникнуть сам по себе – необходим внешний толчок (стимул). К числу стимулов познавательного интереса можно отнести:
Использование творческих заданий на уроках истории и обществознания.
Уроки истории и обществознания обладают большими возможностями для формирования образовательной компетентности, универсальных учебных действий, развития активности мыслительной деятельности учащихся. Развитие таких качеств возможно с помощью творческих заданий.
На уроках истории применяю игры простые, доступные и понятные для учащихся.
Использую следующие виды творческих заданий для уроков истории в 5–9 классах
Решение и составление исторических кроссвордов;
Заполнение «дырявых» текстов, то есть текстов с пропущенными словами. Для выполнения данного задания можно использовать слова для справок.
«Найди лишнее». Это задание можно выполнять с терминами, именами, датами.          
Вопросы «Да — нет». Вопросы, требующие однозначных ответов «да-нет».
Игра «Снежный ком»;
Игра «Только одна битва» и другие.
Предлагаю некоторые варианты творческих заданий.
Приложение 1
Воспитание детей в Спарте
Одним из греческих полисов была Спарта. Она находилась в Лаконике. На рубеже 9-8 веков до н.э. спартанский законодатель Ликург создал новый свод законов. По законам Ликурга все дети принадлежали государству и только оно имело право их воспитывать. Хотите узнать больше о жизни детей в Спарте? Прочтите отрывок из сочинений греческого историка Плутарха о жизни мальчиков – спартанцев. Но при переписке слова в предложениях перепутались. Если вы проявите усердие, то сумеете восстановить текст Плутарха.
Желаем удачи!
1. Своего, отец, к, приносил, старейшинам, ребенка.
2. Ребенок, и здоровым, старейшины, если, крепким, разрешали, оказывался,
его, отцу, воспитывать.
3. Кидали, же, пропасть, ребенок, и уродлив, если, слаб, его, в.
4. Собирали, которым, на, семь, отряды, лет, всех, мальчиков, исполнилось, и
делили.
5. Условиях, и ели, жили, они, на, вместе, равных.
6. Тот, среди, и смелостью, других, начальником, в, отличался, кто, отряда,
понятливостью, состязаниях, становился, военных.
7. Обойтись, чтению, лишь, в мере, в, этого, нельзя, и письму, той, какой, было, они, учились, без.
8. Сводилось, чтобы, к, воспитание, слушаться, их, борьбе, лишения,
беспрекословно, тому, и, побеждать, переносить, в, стойко.
9. Они, 12 лет, плащу, по, получали, исполнялось, одному, им, на, когда, год.10. Который, для, голыми, спали, из, себя, руками, они, тростника, на,
ломали, подстилках.
11. Кратко, о, если, спрашивали, отвечать, подростков, чём-либо, и
четко, следовало.
12. Отряд, воином, его, 20 лет, в небольшой, мужчин, в, становился,
юноша, принимали.
13. Полноправным, он, 30 лет, в, гражданином, считался.