Программа элективного курса Серебряный век в контексте русской культуры конца XIX – начала XX века


Программа элективного курса
«Серебряный век в контексте русской культуры конца XIX – начала XX века».
Элективный курс по литературе для 11 класса.
Тема курса: «Серебряный век в контексте русской культуры конца XIX – начала XX века».
Пояснительная записка.
Данный элективный курс предназначен для учащихся средней общеобразовательной школы, которые заинтересованы в изучении русской литературы конца XIX – начала XX века и которые, возможно, свяжут свою жизнь с филологией. Курс направлен как на изучение жизни творчества поэтов Серебряного века, так и на углубленное прочтение художественных произведений, анализ культурных ценностей рубежа веков. Рассматриваемые писатели показывают, как судьба каждой неординарной творческой личности связана с судьбой страны, эпохой, в которой приходится жить. Следовательно, необходимы параллели с русской историей и культурой.
Таким образом, этот элективный курс носит междисциплинарный характер. Предметом изучения является не только русская литература, но и культура и история страны конца XIX – начала XX века.
Курс имеет практико-ориентированный характер. Учащиеся закрепляют умения и навыки, обобщают опорные знания. Особое внимание уделяется самостоятельной работе, умению подготовить доклад, реферат и защитить свою точку зрения в ходе дискуссии. Знакомство с иллюстрациями, фотоматериалами, ауди- и видеозаписями способствуют осуществлению межпредметных связей и освоению социокультурного компонента программы. Навыки, приобретённые в ходе дискуссий, устных выступлений и письменных работ, формируют коммуникативную компетенцию.
Программа способствует решению важнейших целей и задач литературного и культурного образования:
Дать учащимся более полное представление о культурной эпохе конца XIX – начала XX века;
Совершенствовать и развивать умение выразительного чтения, интерпретации художественного текста;
Формировать умения и навыки по использованию литературоведческих терминов и культурологических категорий, в которых осмысляется художественная культура и литература конца XIX – начала XX века;
Совершенствование навыков самостоятельного поиска информации и работы с текстом;
Формирование художественного вкуса, эстетических потребностей, идейно-нравственной позиции учащихся;
Познакомить учащихся с общенаучными методами познания и формировать навыки научно-исследовательской деятельности;
Развивать навыки анализа поэтического текста;
Развивать творческие способности, воображение, эстетическое чувство учащихся.
Методы обучения:
Объяснительно- иллюстративный;
Проблемное изложение;
Частично-поисковый;
Исследовательский.
Формы и приёмы организации познавательной деятельности:
Фронтальная;
Индивидуальная;
Групповая;
Коллективная.
Основные виды занятий:
Лекция;
Практическое занятие;
Семинар;
Экскурсия
Требования к знаниям и умениям учащихся после изучения курса.
Учащиеся должны знать:
Модернизм как новое течение, зародившееся на рубеже 19 и 20 веков;
Литературные направления (символизм, акмеизм, футуризм);
Жизнь и творчество поэтов и писателей;
Учащиеся должны уметь:
Характеризовать основные проблемы лирического текста, определять авторскую позицию и формулировать свое отношение к ней;
Выделять черты литературных направлений при анализе произведения;
Выявлять особенности поэтической речи стихотворного произведения и давать этому произведению обоснованную оценку
Читать выразительно прозу и стихи;
Пользоваться справочниками, словарями, Интернет-ресурсами;
Составлять планы, тезисы, конспекты статей, готовить доклады, выступления на литературные темы, презентации, писать рефераты.
Курс построен на сочетании проблемно-тематического и историко-литературного принципов.
Актуальность и практическая значимость данного элективного курса. Элективный курс «Серебряный век в контексте русской культуры конца XIX – начала XX века» является дополнением к основному курсу литературы XX века в 11 классе и рассчитан на 17 часов.
Тематическое планирование элективного курса (17 часов)
№ п/п Название темы. Количество часов.
1 Культурная эпоха России рубежа веков. 1
2 Возникновение и развитие Серебряного века 2
3 Серебряный век как «русский культурный Ренессанс» 1
4 Основные течения литературной России рубежа веков 4
5 Сопоставительный анализ литературных течений 4
6 Практическая работа 1
7 Работа над проектом «Серебряный век в русской литературе» 2
8 Итоговая конференция. Защита проекта. 2
Содержание элективного курса.
Тема № 1. Культурная эпоха России рубежа веков.
Характеристика эпохи в истории России конца XIX – начала XX века. Новые явления социальной и культурной жизни рубежа веков (технический прогресс, изобретение кинематографа, демократизация искусства, усиление контактов с мировой культурой). Лекция учителя с элементами беседы с учащимися с опорой на уже имеющиеся у учащихся знания. (межпредметная связь с историей)
Тема № 2. Возникновение и развитие Серебряного века.
Античная традиция (деление истории человечества на золотой, серебряный, медный и железный века), пушкинский Золотой век и расцвет русской культуры после Пушкинского периода. Разведение понятий «культура конца XIX – начала XX века» и «культура Серебряного века». Лекционное изложение материала учителем с показом презентации «Возникновение и развитие Серебряного века».
Тема № 3. Серебряный век как «русский культурный Ренессанс».
Русский театр, поэзия, живопись. Поиски новых принципов
И форм изображения действительности и поэтического самовыражения. Лекция учителя с элементами беседы.
Тема №4. Основные течения литературной России рубежа веков.
Декаденство. Возникновение декаденства; основатели течения и терминология. Основные признаки течения. (В.Брюсов «Юному поэту», «Ассаргадон», «Хвала Человеку»; З.Гиппиус «Посвящение», «Шутка»; Д.Мережковский «Голубое небо», «И хочу, но не в силах любить я людей…»)
Символизм. Русский символизм. Ориентация на идеалистическую философию; взгляд на творчество как на культово-обрядовый акт; восприятие творчества как молитвы, обращённой к Вечной Женственности, Непостижимой, как интуитивное постижение мира.(А. Белый «Арабески»» А.Блок «Балаганчик», «Роза и крест», «Мне страшно с тобою встречаться», «В ресторане»; Ю.Лотман «Символ в системе культуры», А. Белый «Веселье на Руси», «Из окна вагона», «Отчаянье», «Родине»).
Акмеизм. Эстетика акмеизма: зримая конкретность мира; любовь к своему телу, ценность человека, природы; реальный источник поэтических ценностей. Основные принципы акмеизма: освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, стремление придать слову точное значение; предметность и чёткость образов, перекличка с минувшими литературными эпохами. Отличительные черты акмеизма. (Н.Гумилёв «Старый конквистадор», «Капитаны», «Шестое чувство», «Слово», «Заблудившийся трамвай», «Мои читатели», «Сонет»; А.Ахматова «Я пришла к поэту в гости», «Читатель», «Все души милых на высоких звёздах», «Летний сад», «Городу Пушкина»; С.Городецкий «Налегла и дышать не даёт…», В. Нарбут «Встреча»).
Футуризм. Эстетика футуризма. Основные группы: кубофутуристы (Бурлюк, Хлебников, Каменский, Маяковский); эгофутуристы (Игорь Северянин); «Мезонин поэзии»(Шершеневич, Ивнев); «Центрифуга» (Б.Пастернак, Асеев). Отличительные черты: стихийное ощущение «неизбежности крушения старья», создание через искусство грядущего переворота, «словотворчество и словоновшество», смешение стилей и жанров. (сборники и манифесты: «Дохлая луна», «Доители изнурённых жаб», «Молоко кобылиц», «Рыкающий Парнас», «Идите к чёрту», «Пощёчина общественному вкусу»)Тема №5. Сопоставительный анализ литературных течений.
На основе прочитанных произведений.
Тема № 6. Практическая работа.
Анализ стихотворений поэтов Серебряного века.
Тема № 7. Работа над проектом «Серебряный век в русской литературе».
Тема № 8. Итоговая конференция. Защита проекта.
Оценка знаний, умений, навыков.
В ходе обучения осуществляется система проверки, которая обеспечивает обратную связь учителя с учеником. Оценка результатов осуществляется в ходе промежуточного и итогового контроля, который предусматривает анализ устных выступлений и письменных работ учащихся.
Промежуточный контроль:
Оценка устных выступлений;
Анализ таблиц, опорных схем, конспектов и планов;
Редактирование письменных работ.
Итоговый контроль:
Тематическое тестирование;
Проверка рефератов;
Проверка проектов и презентаций.
Используемая литература:
Баевский В.С. История русской поэзии. М.,1994
Базин С.П., Семибратов И.В. Судьба поэтов Серебряного века. М.,1993
Балакина Т.И. История русской культуры. М.,1996
Павловский А.И. Анна Ахматова. М., «Просвещение», 1991
Поэзия Серебряного века. Том 1-2, М., 2002
Максимова Д.Е. Русские поэты начала века. Л.,1999
Тексты поэтов Серебряного века.
Интернет-сайты.