Доклад Регулятивные универальные учебные действия в начальной школе.


Слайд 1. Регулятивные УУД
Слайд 2.
Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности.
Слайд 3.
В составе основных видов универсальных учебных действий, определяемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:
1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.
На схеме представлена модель системы универсальных учебных действий, демонстрирующая взаимозависимость и взаимообусловленность всех видов универсальных учебных действий. Отношения УУД представлены в виде пересекающихся кругов. Можно видеть, что фактически все виды УУД имеют пересечения с одним, двумя или тремя видами УУД.
Слайд 4.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.
Слайд 5.
Функция регулятивных УУД - организация учащимся своей учебной деятельности. К регулятивным УУД относятся:
 • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
 • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
 • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
 • оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
• волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Слайд 6.
По замыслу авторов стандарта «в сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение».
Ребенок усваивает какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда у него есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения Значит, прежде всего, на начальном этапе уроке необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает, и, самое главное, захотел это узнать. Учитель на уроках должен научить учащихся самих ставить цель, составлять план для достижения этой цели. Исходя из цели и плана, ученики должны предположить, каких результатов они могут достигнуть. Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи).
Слайд 7.
Перед учителем встаёт проблема отбора методических приёмов формирования регулятивных универсальных учебных действий.
Рассмотрим подробнее приёмы формирования действий целеполагания и планирования. 
Цель урока связана с его темой, поэтому на первых уроках первого класса важно ввести понятие темы урока, дав доступное детям этого возраста определение: «У каждого урока есть тема. Тема – это то, о чём мы будем говорить на уроке». Первоначально тему урока называет учитель, добиваясь понимания темы обучающимися: «Я назову тему нашего урока, а вы скажите, о чём мы будем говорить сегодня на уроке». Тема появляется на доске.
«Тема урока математики «Задача. Условие и требование».О чём будем говорить на уроке?». Ответ на последний вопрос обеспечивает понимание цели урока. Далее учитель сообщает о том, что тема урока написана в учебнике, предлагает найти соответствующую страницу и прочитать или показать тему вверху страницы. В дальнейшем обучающиеся научатся определять тему урока, рассматривая содержание страницы учебника и читая название темы урока.
Слайд 8.
Целеполагание как осмысление предложенной цели важно для организации учебной деятельности.
Чтобы цель урока стала принадлежностью каждого, важно ответить на вопросы: «Зачем?» и «Где или для чего могут пригодиться полученные сведения?»
Перечислю приёмы организации принятия цели:
– опора на личный жизненный опыт обучающихся;
– использование занимательного игрового материала;
– создание проблемной ситуации в процессе целеполагания;
– выбор цели из предложенных учителем формулировок, обоснование выбора цели;
– моделирование цели урока, введение понятия « учебная задача»;
– постановка цели в том числе и на длительный период времени с помощью карты знаний, маршрута движения.
Слайд 9.
Формирование УУД планирования происходит с введения определения понятия «план» – это порядок, последовательность действий; со знакомства с картинным планом сказки, словесным планом произведения, планом (алгоритмом, инструкцией) известных детям действий (заправить кровать, полить цветы, рассказать сказку).Постепенно обучающиеся научатся составлять план своих действий по решению учебной задачи.
План решения учебной задачи может быть предложен учителем в устной форме: познакомимся с новым звуком; узнаем букву этого звука; научимся читать слова с новой буквой.
Слайд 10.
Для формирования УУД планирования собственной учебной деятельности эффективны следующие приёмы:
-обсуждение готового плана решения учебной задачи;
-работа с деформированным планом решения учебной задачи;
- использование плана с недостающими или избыточными пунктами;
- составление своего плана решения учебной задачи.

Для первоклассников, пока ещё не умеющих читать, уместен графический план урока из условных обозначений учебника.

Отметим, что план урока или его этапа должен быть рабочим: необходимо по ходу урока периодически возвращаться к плану, отмечать выполненное, определять цель следующего этапа и дальнейшие действия, контролировать ход решения учебной задачи, корректировать и оценивать свои действия.
Слайд 11.
Не менее важные компоненты учебной деятельности – контроль и оценка.
Наша задача — научить учеников самостоятельно оценивать свой труд. Каждый ученик должен пройти все этапы оценочной деятельности для того, чтобы осознать:
1.что нужно оценивать
2. зачем оценивать
3. какие формы оценок существуют.
Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение. Преимущество оценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои сильные и слабые стороны.
Слайд 12.
Приёмы оценочной деятельности (при безотметочном обучении)
Дети в 1 классе оценивают работу по заданным учителем критериям, используя разные знаково-символические средства.
Лесенка – ученики отмечают на ступеньках, как усвоили материал:
Нижняя – не понял, 2-я ступенька – требуется небольшая помощь, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал, может работу выполнить самостоятельно.
Светофор – оценивать  выполнение заданий с помощью цветовых сигналов:
Красный – нужна помощь!
Зелёный – я умею сам.
Жёлтый – умею, но не уверен ещё.
Смайлики – весёлый –я доволен собой (справился с заданием), простой – мне было трудно, но я справился, грустный – мне нужна помощь (трудно, задания сложные).
Можно использовать «волшебные линеечки», на которых ребёнок сам оценивает свою работу. После решения любой учебной задачи предлагается ученику на полях начертить шкалу и оценить себя по тем или иным критериям с помощью специального значка «х» (крестика), по определённым критериям: (А – аккуратность, П – правильность, С – старание, Т – трудность). После проверки такую же работу проделывает и сам учитель. Если он согласен с мнением ученика, то он обводит крестик в красный кружок. Если, не согласен, ставит на шкале свою отметку выше или ниже. Затем в беседе с учащимся выясняются причины расхождения оценок.
Слайд 13.
С 1-го класса учитель учит алгоритму самооценки , предлагая учащимся ответить на вопросы:
1 шаг. Что нужно было сделать в этой задачи (задании)? Какая была цель, что нужно было получить?
2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?
Начиная со 2-го класса могут быть добавлен новый пункт:
5 шаг. Какое умение отрабатывали при выполнении данного задания?
Начиная с 3-го класса можно предложить оценить работу с помощью цифровой отметки:
Слайд 14.
Критериями сформированности у учащегося регуляции своей деятельности может стать способность:
• выбирать средства для организации своего поведения;
• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
• планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;
• предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
• начинать и заканчивать действие в нужный момент;
• тормозить ненужные реакции.
Слайд 15.
В Образовательной системе «Школа 2100» накоплен опыт формирования универсальных учебных действий.
Средствами достижения метапредметных результатов в учебниках прежде всего являются:
– предметное содержание;
– образовательные технологии деятельностного типа;
– продуктивные задания.
Слайд 16.
 В методическом аппарате учебников, соответствующих ФГОС, такие задания маркированы точками разного цвета в зависимости от того, на какие результаты они нацелены (● личностные – красным,● регулятивные – оранжевым,● познавательные – синим,● коммуникативные – зеленым). Задания, нацеленные на предметный результат,  обозначаются точками серого цвета - ●.   
Слайд 17.
Проблемно-диалогическая технология  дает развернутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить  и решать проблемы. В соответствии с данной технологией  на уроке введения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания. Постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Эта технология прежде всего формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умения решать проблемы.
В методическом аппарате учебников предусмотрено знакомство учащихся с этой технологией (общая для всех учебников вступительная статья «Как мы будем учиться»).  Этапы технологии обозначены в учебниках  плашками оранжевого цвета («Определяем проблему урока», «Решаем проблему, открываем новые знания», «Сравниваем свой вывод с авторским»Слайд 18.
В учебниках русского языка материал параграфов на этапе открытия нового знания специально структурирован так, чтобы можно было организовать на уроке открытие нового знания с использованием проблемно-диалогической технологии .
Например, в учебнике 3-го класса:
Упр. 344. Наблюдение за ролью глаголов в речи. «Прочитай тексты. … Одинаковые ли эти картины? Сравни тексты. Чем они отличаются? …  Какие слова «оживили» картину? Почему? Чем похожи эти слова?»
Упр. 345. Актуализация знаний о глаголе. Обращение к опыту детей. «Подбери и запиши к каждому существительному как можно больше слов со значением действия».
Упр. 346. Новые знания о происхождении названия части речи. «Прочитай текст. Почему часть речи (глагол) получила такое название? … Как отличить глагол от других частей речи?».
Упр. 347. …  Умение находить глаголы в речи. «Найди глаголы. Как будешь действовать? …  Выпиши глаголы, напиши вопросы к ним. Сделай вывод о том, какими частями речи могут быть однокоренные слова.» «?» Обобщение знаний. «Расскажи всё, что ты уже знаешь о глаголах, по плану:
Прочитай определение в рамке. (Умение соотносить полученный результат с образцом, находить и исправлять ошибки.) «Все ли было верно в твоем рассказе?» (Дети читают правило).
Слайд 19.
Регулятивные универсальные учебные  действия на уроках литературного чтения развиваются с помощью заданий: 1) на составление плана (план текста, план устного рассказа, план сочинения); 2) на проведение самопроверки; редактирования текста.
Слайд 20.
На уроках происходит освоение технологии продуктивного чтения, которая обеспечивает ребенка алгоритмом самостоятельного освоения текста (до начала чтения, во время чтения, после чтения).
Ведущим приемом анализа текста является диалог с автором, который предусматривает: 1) нахождение в текста прямых и скрытых авторских вопросов; 2) прогнозирование ответов; 3) самопроверку по тексту.
Приготовьтесь к тому, что мы будем беседовать с текстом. Его название:
Вот беда
У.: Вы уже можете предположить, какая история произошла с Томой?
Д.: Неприятная. Страшная. Грустная.
У.: Проверим ваши предположения, читая текст.
На скамеечке у дома
Целый день рыдает Тома.
Д.: Хочется спросить: «Что произошло? Почему девочка рыдает?»
У.: Выскажите свои предположения.
Д.: Кто-то ее обидел.
Она потеряла что-то важное.
Мама ушла и оставила ее одну.
Девочку испугала собака.
У.: Проверим ваши прогнозы, читая дальше.
Как помочь беде такой –
Тома в туфлях разных:
Левый - светло-голубой,
Правый - темно-красный?!
У: Чей прогноз был наиболее точным? Что бы вы посоветовали Томе?
Д.: Поискать к туфлям пары.
Дворник, дядя с бородой,
Ей сказал: -
Сходи домой!
Тома глазки подняла: -
Дядя дворник, я была...
У.: Вы были правы. Но почему же Тома так расстроена? Что она увидела дома? Обменяйтесь своими предположениями с соседом по парте. А теперь проверим.
Дома тоже разные:
Голубой да красный!
(В. Фетисов)
У: Чьи предположения подтвердились? Молодцы!
Случилась ли у Томы беда на самом деле?
Что вы можете сказать о характере названия текста?
Д.: Оно шутливое, ироничное. Автор подсмеивается над Томой по-доброму.
У: Почему Тома попала в такую ситуацию?
Д.: Она еще маленькая.
-Тома была невнимательная.
У: А как можно назвать ситуацию, в которой оказалась Тома?
Д.: Смешная. Нелепая. Глупая.
У: Сегодня мы познакомимся с еще одной историей, которую ее автор, Михаил Зощенко, так и назвал - «Глупая история». Будем читать, беседуя с текстом.
Слайд 21.
Работа с любым учебным заданием по математике требует развития регулятивных умений.
В учебнике математики с 1 класса предлагаются проблемные вопросы для обсуждения учеников и выводы рядом со значком «!» на желтом поле, позволяющие проверить правильность собственных умозаключений. Таким образом, школьники учатся сверять свои действия с целью.
Слайд 22.
В значительную часть уроков 2 класса и во все уроки 3–4 классов в учебник включены проблемные ситуации, позволяющие школьникам вместе с учителем выбрать цель деятельности (сформулировать основную проблему (вопрос) урока), авторские версии таких вопросов дают возможность оценить правильность действий учеников. Обозначенный рамками в конце всех тем во всех без исключения учебниках главный вывод позволяет проверять и оценивать результат. Проблемные ситуации практически всего курса математики строятся на затруднении в выполнении нового задания, система подводящих диалогов позволяет при этом учащимся самостоятельно, основываясь на имеющихся у них знаниях, вывести новый алгоритм действия для нового задания, поставив при этом цель, спланировав свою деятельность, и оценить результат, проверив его.
Слайд 23.
Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена  прежде всего на формирование регулятивных  универсальных учебных действий, так как обеспечивает развитие  умения определять, достигнут ли результат деятельности.
Технология оценивания реализована в предметных УМК (тетради для проверочных и контрольных работ), в тетрадях по диагностике метапредметных результатов .Слайд 24.
Проектирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени. А мы,  должны идти в ногу со временем, чтобы дети были востребованными, так как современное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни.