РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КЛУБА ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЙ ДРУЖБЫ «ШОХЛУКЪ»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №9» г. Черкесска

«Рассмотрено» на заседании ШМО МКОУ «Гимназия №9»
Протокол №_________
от____________________
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
____________Тамбиева М.В.
от_______________________ «Утверждаю»
Директор МКОУ «Гимназия №9»
___________________Митюкова Л.Н.
Приказ № _____ от______________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КЛУБА ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЙ ДРУЖБЫ
«ШОХЛУКЪ»
Направление - интернациональное воспитание
Класс – 5-8
Срок реализации программы______
Ф.И.О. педагога-разработчика программы Магомедова Лаура Азретовна
Занимаемая должность учитель родного языка

2016 год
г. Черкесск
Пояснительная записка
Программа КИДа «Шохлукъ» предназначена для учащихся 5-9 классов, проявляющих интерес к изучению языка, литературы, истории и культуры народов КЧР. Программа разработана на основе Типовой программы дополнительного образования детей. Структура программы соответствует необходимым требованиям, предъявляемым ФГОС ООО, предусмотренными для дополнительного образования.
Актуальность и новизна данной образовательной программы состоит в том, что в условиях реализации ФГС ООО единство урочной и внеурочной работы с учащимися приобретает особое значение. Внеурочная работа позволяет поддерживать интерес к изучению истории развития как народов КЧР, ЮФО так и России в целом, воспитывать толерантность, патриотизм и интернационализм, расширить активный словарный запас школьников. Задача учителя, педагогическая целесообразность – организовать внеклассную работу так, чтобы она заинтересовала ребят, увлекла их.
Работа КИДа «Шохлукъ» строится на принципах добровольности, активности и интереса учащихся. Вместе с тем основная роль в организации работы принадлежит учителю.
Тематика кружка отражает одну большую тему: « Мы разные, но мы едины». Так как КИД призван активно содействовать интернациональному воспитанию учащихся, одним из основных направлений клуба является общение со сверстниками разных национальностей, изучение их культуры. Молодому человеку, вступающему в жизнь, необходимо хорошо знать условия жизни и развития, круг проблем, традиции, обычаи и всех народов нашей страны. Поэтому в основе данного курса заложен принцип терпимости, направленный на раскрытие и объяснение специфических черт всех народов КЧР, ЮФО, образов жизни, истории и культуры средствами русского языка и данных, полученных со слов сверстников.
Отличительной особенностью данной образовательной программы является то, что при реализации основных целевых установок учащиеся активно будут использовать ИКТ. Для расширения кругозора и эрудиции учащихся в программе клуба заложена возможность активизировать умственную деятельность путем участия и проведения различных соревнований, викторин, конкурсов и участия в коммуникационных проектах города, республики, России.
У учащихся формируется умение участвовать в различного рода мероприятиях и видах деятельности, способствующих пониманию национально-культурных особенностей народов России и воспитывающих уважение к ним.
Отличительная особенность данной программы представлена еще и в направленности программы: содержание работы КИДа охватывает одновременно несколько направлений. Это и туристско-краеведческое, патриотическое, социальное, информационно-коммуникационное.
По функциональному предназначению — учебно-познавательной, общекультурной, прикладной (применение ИКТ).
В программе кратко описаны цели и задачи работы клуба. Определена тематика занятий, описано содержание и формы работы. Также даны некоторые методические указания по формам работы КИДа.
Содержание данной программы по реализации основных направлений КИДа объединено в отдельные блоки, каждый из которых реализует определенную задачу (отдельные блоки программы представлены ниже).
На основе определенных задач и ориентируясь на предполагаемый конечный результат, в программе определены тактические шаги по реализации представленного содержания КИДа в виде нескольких этапов:
1. Подбор материала для занятий КИДа.
2. Изучение краеведческого материала КЧР.
3. Участие в коммуникационных городских, республиканских и российских викторинах и конкурсах.
Конечный результат планируется следующий:
-Организация КИДа в школе.
-Знание школьниками краеведческого материала КЧР.
-Презентация проектов учащихся.
- Участие в районных мероприятиях.
Цели и задачи КИДа
Основной целью работы КИДа «Шохлукъ» является содействие формированию общественно-политической активности учащихся, приобщению их к патриотическим и интернациональным традициям народов Российской Федерации, а способностей формирование толерантности по отношению к жизни сверстников разных национальностей и конфессий.
В этой связи комплексная цель, направленная на воспитание, образование и развитие личности учащихся конкретизируется в данном курсе кружковой работы следующим образом:
1. Развивать познавательные интересы обучающихся в области краеведения и интереса к жизни сверстников различных национальностей.
2. Привлекать школьников к изучению всероссийского детского и юношеского движения, к участию в патриотических и интернациональных акциях солидарности.
3. Установить дружеских связей с учащимися других школ района и республики путем участия в различных мероприятиях.
4. Подготовить учащихся к участию в межкультурном общении.
5. Расширить краеведческий кругозор учащихся и их общую эрудицию.
6. Воспитывать толерантность по отношению к своим сверстникам.
Содержание и формы работы
1. КИД организует среди школьников изучение и пропаганду:
- истории нашей многонациональной Родины и КЧР;
- деятельности детских и юношеских организаций школ города и республики;
- истории, культуры и искусства народов КЧР;
2. КИД организует:
- участие учащихся в коммуникационных викторинах;
- участие школьников в различных интернациональных акциях.
Формы и методы работы
Организация кружковой работы предполагает занятия по 1 часу в неделю.
В деятельности КИДа используются следующие формы организации деятельности: индивидуально-ориентированные, групповые, кружковые, массовые.
А именно:
- проведение очных и заочных путешествий по нашей Родине, ЮФО и КЧР;
- проведение лекций, бесед, устных журналов, викторин и конкурсов по краеведческому материалу;
- работа с компьютером;
- сбор материала;
- участие в проектах, конкурсах и т.п. различного уровня;
- оформление проектных работ.
По времени реализации предполагаемых проектов и степени участия в них, можно разделить на: краткосрочные (конкурсы, викторины), годичные (проекты), длительной подготовки.
Тематическая направленность
дополнительной образовательной программы КИДа «Шохлукъ»
1. Заочные путешествия.
Их проведение предполагает разработку маршрутов, заданий с целью более глубокого изучения истории, географии, культуры и искусства нашей Родины и КЧР. Вот некоторые конкретные задания: «познакомиться с историей КЧР, с периодом гражданской и отечественной войны, с героями войны и труда, с развитием промышленности, сельского хозяйства, науки, культуры, с историческими достопримечательностями, традициями, обычаями народов КЧР.
2. Переписка по электронной почте.
Это направление предполагает знание особенностей написания личного и официального письма, правил его оформления, правильного написания адреса, обращения, выражения мыслей, умение задавать вопросы и отвечать на полученные письма и вопросы в них, умение закончить письмо. Необходимо знание компьютера, умение набирать тексты, форматировать его, сохранять, делать исправления и отправлять по электронной почте. Умение работать с полученной информацией из писем и информацией из интернета.
3. Недели родного языка.
Для лучшей подготовки недели родного языка, целесообразно создать инициативную группу из учащихся и учителей. Эта группа разрабатывает план подготовки и проведения недели, определяет задания по темам (или классам): подготовить информацию, беседы, лекции, викторины, номера художественной самодеятельности, оформить уголки, сделать подборку наглядного материала, обеспечить оформление классов, приглашение гостей и интересных людей.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
№ Название темы Количество часов всего Количество часов
Теоретическое занятие Практическое занятие
1 Вводное занятие 2 1 1
2 История КЧР 4 2 2
3 Противостоим национальному терроризму вместе 4 2 2
4 «В единстве сила наша» 4 2 2
5 История происхождения народов республики 8 4 4
6 Народы нашей республики 8 4 4
7 «Мы с одного Земного шара и шар земной у нас один» 3 1 2
9 Итоговое занятие 1 1 10 «День доброго сердца» 4 2 2
11 «Окно в мир» 4 2 2
12 «Сила России в единстве народов» 4 2 2
13 Многонациональная Карачаево-Черкесия 8 4 4
14 Игры народов Северного Кавказа 6 2 4
15 Культура и литература народов Северного Кавказа 7 3 4
16 Итоговое занятие 1 1 10 Итого: 68 33 35
Календарно-тематическое планирование
детского объединения КИД «Шохлукъ»» на 2016-17 учебный год№ Название темы Количество часов Дата
1 Сбор членов КИДа. Выборы актива 2 2.09
2 Конкурс на название. Утверждение Устава КИДа2 9.09
3 Подготовка к празднику «Къурман Байрам»
Конкурс презентаций. 2
2 16.09
23.09
4 Участие и подготовка работ к Всероссийскому конкурсу «Страна талантов».
Оформление заявки на участие во Всероссийском конкурсе научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Страна талантов», «Мир, в котором я живу – 2016». 2
2 30.09
7.10
5 Подведение итогов конкурса. Круглый стол «По итогам участия». Объявление и награждение победителей, призеров и участников 2 14.10
6 Беседа «Къарачайны бушуй кюнлери»
Подготовка и проведение открытого мероприятия, посвященного трагической дате - депортации карачаевского народа. 2
2 21.10
28.10
7 Беседа «Происхождение родов разных народов»
Сбор материала и подготовка презентации «Родовые знаки народов КЧР – Тамгъала»
Просмотр презентации и представление своего родового знака 2
2
2 11.11
18.11
25.11
8 Беседа «Я и моё происхождение»
Сбор материала и подготовка работ.
Выполнение макета «Моя родословная» 2
2
2 2.12
9.12
16.12
Изучение национальной кухни народов КЧР
Выставка и дегустация блюд 2
2 23.12
30.12
6 Терроризм и его история 2 13.01
7 Подготовка и участие в городском фестивале «Язык мой – моя душа, моя жизнь!» 2
2 20.01
27.01
8 Участие, подготовка и проведение Недели родных языков.
Мероприятие, посвященное Международному дню родного языка 2
2
2
2 3.02
10.02
17.02
24.02
9 Беседа «Мой город – ЧЕРЕКЕССК!» Подготовка работ по теме «Любимые уголки моего города, республики»
Конкурс презентаций. Фотоконкурс. 2
2
2 3.03
10.03
17.03
10 Конкурс рисунков «Карачаево-Черкесия – родина моя» 2 24.03
11 Обычаи и традиции народов КЧР, связанные с рождением и воспитанием детей в горской семье.
Подготовка и презентация проекта «Сабий бла байланнган чурумла, адетле» 2
2 7.04
14.04
12 Подготовка и проведение мероприятия, посвященного 60-летию возрождения карачаевского народа «Аллах, сен сакъла къарачайны!»
Участие в городском конкурсе чтецов 2
2
2 21.04
27.04
___.05
13 Беседа «Кавказская война» 2 19.05
14 Итоговое занятие 2 26.05
15 Посещение и участие в творческом вечере народных поэтов КЧР
Подготовка конкурсных работ в городских, региональных, всероссийских и международных конкурсах. Определение участия в номинациях в т.г.