Проект Одаренные дети в начальной школе


Проект «Одаренные дети»
Пояснительная записка
Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становится одним из приоритетных направлений современного образования.
Проблема одаренности в системе образования обычно решается путем создания специальных школ для одаренных и талантливых детей или специальных классов для одаренных. Но существует возможность и другого решения- не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды, обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей.
Понятия «детская одаренность» и « одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально- творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и, соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
Способный, одаренный ученик – это высокий уровень каких-то способностей человека. Этих детей не надо заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную и творческую.
Одаренность бывает художественной ( музыкально-художественной), спортивной, академической ( умение учиться), интеллектуальной (умение анализировать, мыслить), творческой ( нестандартное мышление).
Постепенный отход системы образования от « штамповки» и понимание возможности воспитания будущего творца на образовательном « конвейере» все больше осознаются и заставляют искать новые формы работы с одаренными и талантливыми детьми.
Важнейшее направление решения данной проблемы- реализация специальных программ обучения, которые соответствуют потребностям и возможностям этой категории учащихся и обеспечивающих дальнейшее развитие их одаренности. Работу эту нужно начинать уже в начальной школе.
Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных детей, с точки зрения психологов, с годами резко снижается: если в десятилетнем возрасте их 60-70%, то к четырнадцати годам- 30-40%, а к семнадцати- только 15-20%).
Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.
Поэтому в МБОУ Найыралской НОШ создан проект «Одаренные дети» для одаренных детей младшего школьного возраста.
Тема: Организация работы с одаренными детьми в начальной школе.
Цель: выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одаренных детей в начальной школе, создание среды, способствующей формированию и максимально полной реализации интеллектуальных и творческих способностей в различных областях науки и искусства.
Задачи:
- на этапе поступления в школу выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей , личностные качества, интересы и способности ученика;
- разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей в период обучения в начальной школе;
- определить и использовать при организации образовательного процесса педагогические технологии, методы и приемы , способствующие развитию возможностей самовыражения одаренных детей;
- организовать мероприятия для повышения социального статуса талантливых и способных детей;
- проводить уроки творчества для одаренных детей (мини-конференции, олимпиады, интеллектуальные игры, викторины, марафоны, дни творчества и науки, конкурсы знатоков, предметные КВН);
- совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье ( тематические родительские собрания, круглые столы с участием детей, лектории для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники, посещение кружков и секций по способностям);
- традиционно проводить в конце учебного года слет «Юный талант».
Основные направления реализации проекта:
- создание благоприятных условий для работы с одаренными детьми ( внедрение передовых образовательных технологий, нормативно-правовое обеспечение деятельности, формирование банка данных по проблеме одаренности, укрепление материально-технической базы);
- методическое обеспечение работы с одаренными детьми (повышение уровня профессионального мастерства педагогов, организация обмена опытом учителей, работающих с одаренными детьми, научно-методическое и информационное обеспечение проекта);
- мероприятия по работе с одаренными детьми ( участие способных и одаренных детей в мероприятиях различного уровня).
Формы работы с одаренными учащимися:
- индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных уроков;
- дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;
- участие в школьных и кожуунных олимпиадах по математике, русскому языку, литературному чтению, родному языку и литературному чтению по тувинской литературе, окружающему миру;
- психологические консультации, тренинги, тестирование;
- конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования различного уровня;
- посещение предметных и творческих кружков по способностям, спортивных кружках по интересам;
- проектно- исследовательская деятельность учащихся «К науке первые шаги»;
- использование современных средств информации ( Интернет, медиатека, компьютерные игры по курсу « Окружающий мир», электронная энциклопедия);
- создание детских портфолио.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
- принцип создания комфортных условий для совместной работы учащихся и учителя;
- принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой одаренной личности;
- принцип вариативности реализации содержания, форм , методов учебно- воспитательного процесса;
- принцип свободы выбора учащимися предметных и творческих кружков, спортивных секций;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности в связи с введением ФГОС НОО.
Участники реализации проекта
Руководители:
- Творческая группа:
- учителя начальных классов;
- педагог- психолог;
- библиотекарь;
- социальный педагог ;Педагоги дополнительного образования и руководители спортивных кружков:
- музыкальный кружок «Звонкие голоса»;
- спортивные кружки «Настольный теннис», «Мини-футбол»;
- литературный кружок «Состун ураны»;
Эколого-туристический кружок «Юные туристы»
А так же:
- учащиеся ;- родители детей;
Ожидаемые результаты
В результате реализации проекта будет:
- сформирована система работы с одаренными детьми;
- создана база для развития одаренности и таланта в современных условиях;
- усовершенствованы формы работы с одаренными и способными детьми»;
- сформирован банк данных « Одаренные дети»;
- увеличится число одаренных детей;
- повысится квалификация педагогов, работающих с одаренными детьми;
Критерии оценки:
критерии показатели Методика изучения
Самореализация личности 1.Умение и стремление учащихся к познанию и проявлению своих возможностей.
2.Креативность личности ребенка, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности.
3.Наличие адекватной положительной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях.
4. Мотивационная сфера. Тест оценки потребности в достижении, папка достижений уч-ся, тест « Исследование школьной мотивации»
Удовлетворенность уч-ся, педагогов и родителей жизнедеятельностью одаренных детей в лицее. 1.Удовлетворенность содержанием, организацией и условиями деятельности в рамках проекта.
2. Комфортность, защищенность одаренных детей, их отношения к основным сторонам жизнедеятельности в лицее.
3. Удовлетворенность родителей результатами обучения, воспитания и развития своих детей. Анкетирование
Конкурентноспособность одаренных учащихся 1.Эффективность и качество подготовки одаренных уч-ся.
2.Участие уч-ся и педагогов в смотрах, конкурсах, олимпиадах , конференциях, фестивалях и т.д.
3.Социальный опыт. Содержание и характер дальнейшей деятельности одаренных выпускников. Методика статистического анализа данных, их динамика
Планирование работы по реализации проекта состоит из трех этапов :Первый этап- организационный. Он включает :1.Создание и организацию деятельности творческих групп;
2. Создание нормативно- правовой базы;
3. Обеспечение материально-технической базы;
4. Создание системы диагностики развития одаренности детей в процессе реализации проекта;
5. Изучение контингента уч-ся лицея с целью выявления типов одаренных детей, анализ информации об одаренных детях и условиях их обучения и развития;
6.Отработка отдельных форм и методов работы с одаренными детьми;
Второй этап - организационно- практический. Он включает непосредственную работу с одаренными детьми: реализация плана мероприятий.
Третий этап- рефлексивно- обобщающий. На этом этапе предполагается:
- Сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей;
- мониторинг личных достижений учащихся;
-анализ деятельности учителей по организации работы с одаренными детьми;
- создание системы работы с одаренными детьми в условиях начальной школы;
- определение проблем, возникших в ходе реализации проекта , пути их решения и разработка перспективного плана – программы дальнейшей работы в этом направлении;
Ресурсное обеспечение проекта
Материально- техническое
обеспечение 1.оснащение современным оборудованием кабинетов, информационного медиацентра, 2.Оснащение необходимыми материалами организуемых мероприятий с одаренными детьми;
3.Оснащение инвентарем и расходными материалами творческих объединений уч-ся
Научно-методическое
обеспечение 1.Проведение конференций, семинаров по проблемам в области педагогики и психологии одаренности;
2. Осуществление научных исследований и методических разработок по теме одаренности;
3.Работа творческой группы по обобщению и распространению опыта работы с одаренными детьми;
4. Создание и поддержка функционирования консультативных служб для родителей одаренных детей;
Кадровое обеспечение Разработка и реализация программ повышения квалификации учителей, педагогов дополнительного образования, педагог-психолога, работающего с одаренными детьми;
Информационное обеспечение 1.Функционирование школьного сайта , программ, мероприятий с одаренными детьми;
2.Освещение работы с одаренными детьми в
СМИ;
3.Информационное наполнение базы данных;
Нормативно-правовое Разработка документов:
-Положения о конкурсах « Ученик года»,
« Лучший спортсмен школы»
- Положение о Персональном гранте за личные достижения в олимпиадах, конкурсах»;
- Положение о поддержке педагогов, творчески работающих с одаренными детьми;
-Информационная поддержка победителей и призеров олимпиад, конкурсов, соревнований средствами школьных, муниципальных, региональных СМИ;
Перспективный план проектной деятельности

п/п направления
реализации
проекта Мероприятия Дата Ответственные
1. Изучение нормативных документов, рекомендаций и опыта работы педагогов по вопросу «Одаренные дети» 1.Семинар «Одаренность: понятие; виды одаренности» сентябрь Совет творческой группы
учителей начальных классов
2.Знакомство с новинками педагогической литературы: «Особенности работы с одаренными детьми» ноябрь библиотекарь
3. « За круглым столом». Изучение специальных исследований педагогов и психологов по вопросу одаренности. январь Педагог-психолог
4. Заседание методического совета «Природные задатки и возможности детей младшего школьного возраста» март Руководитель
методического совета
5. Практикум «Организация индивидуальной и дифференцированной работы с одаренными детьми на уроках апрель Учитель начальной школы
6.Малый педагогический «Роль школы в развитии и обучении одаренных детей» май Совет творческой группы
учителей начальной школы
2. Преемственность начальной школы 1.Алгоритм поиска и выявления одаренных детей в школе: составление списков будущих первоклассников Май
июнь учителя будущих первоклассников
2. Собеседование с воспитателями об интересах и наклонностях детей, анкетирование родителей, день открытых дверей, родительское собрание « Развитие способностей первоклассника». Апрель-сентябрь Педагог-психолог,
Совет творческой группы
учителей начальной школы
3. Создание банка данных одаренных детей начальной школы 1.Анкетно-биографические сведения по одаренным детям В течение учебного года Педагог-психолог
2.Психодиагностическое обследование среди уч-ся В течение учебного года 3.Анкетирование детей В течение учебного года Совет творческой группы учителей начальной школы
4.Диагностическая работа во время проведения интеллектуальных и художественных конкурсов В
течение учебного года Педагог-психолог
4. Психологическая помощь одаренным детям 1.Регулярные психологические консультации для одаренных детей. В
течение учебного года Педагог-психолог
2.Организация психологического сопровождения в ходе олимпиад, турниров, интеллектуальных и творческих конкурсов В
течение учебного года Педагог-психолог
3.Психологические тренинги, направленные на повышение эмоциональной устойчивости В
течение учебного года Педагог-психолог
5. Создание методической копилки по работе с одаренными детьми 1.Комплектование соответствующей учебной и научно-методической литературой В
течение учебного года 2.Создание методической копилки (тесты, карточки для дифференцированной работы, олимпиадные задания, задания повышенной трудности, разработки интеллектуальных марафонов, игр, викторин.) В
течение учебного года Руководитель методическогосовета
3.Работа библиотеки по реализации проекта: создание тематических картотек, подборка литературы по вопросу одаренности детей. В
течение учебного года Библиотекарь
6. Систематизация работы учителей начальных классов с одаренными детьми в урочной деятельности 1.Использование в урочной деятельности современные средства информации: медиатека, Интернет, компьютерные игры по курсу «Окружающий мир», электронные энциклопедии В
течение учебного года Совет творческой группы учителей начальных классов
2.Применение на уроках современных технологий: игровых, учебно-исследовательских, коммуникативных, проблемно-поисковых, здоровьесберегающихВ
течение учебного года Учителя начальной школы, участники проекта
3.Использование элементов дифференцированногообучения, направленных на творческий поиск, высокую познавательную активность, самостоятельную деятельность, учебную мотивацию одаренных детей В течение
Учебного года Учителя начальных классов, участники проекта
4. Проведение открытых уроков в нестандартной форме: урок-соревнование, урок-сказка, урок-путешествие, урок- игра, урок-творческая мастерская ( с целью обмена опытом) В течение учебного года Учителя начальных классов, участники проекта
7. Создание условий
Для работы с одаренными детьми во внеурочное время Функционирование предметных и творческих кружков
В течение года Педагоги дополнительного образования
2. Предметные олимпиады различного уровня В течение учебного года Учителя начальных классов, участники проекта
3.Интеллектуальные марафоны В течение учебного года Учителя начальных классов, участники проекта
4. Защита тематических проектов В течение учебного года Учителя нач классов, педагоги доп.образования5. Театрализованные представления «По страницам сказок!» В течение учебного года Педагоги доп. образования
6.Музыкальные конкурсы « Голос дети» В течение учебного года Педагоги доп. образования
7. Клуб любителей живописи. Выставка изобразительного искусства « Волшебная кисточка» В течение учебного года Педагоги доп. образования
8. Фестиваль знатоков английского языка март Учитель английского языка
9. «Спортивные состязания» спортивные соревнования В течение учебного года Педагоги доп. Образования, учитель физ-ры8. Проведение мероприятий с родителями одаренных детей
1.Анкетирование родителей с целью определения их основных подходов к данной проблеме май Педагог- психолог
2.Родительская конференция « Развитие творческого потенциала ребенка». В течение учебного года Педагог-психолог
3. Круглый стол « Организация досуга одаренных детей» декабрь Руководитель проекта
4. индивидуальные консультации психолога В течение учебного года Педагог-психолог
5.Совместное творчество родителей и детей. Выставки, Конкурсы, Викторины, спортивные мероприятия В течение учебного года Педагоги дополнительного образования