Статья Одаренные дети. Какие они? (из опыта работы)


Одаренные дети. Какие они?
(из опыта работы)
Одаренные, талантливые дети и молодежь – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.
В начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одаренных. Эти дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Исходя из этого, выявление одаренных детей, развитие степени их одаренности должно начинаться уже в начальной школе.
Вместе с тем, у учителя проблем с одаренными учащимися возникает более чем достаточно. Талант похож на жемчужину, заключенную в раковине. Иногда «раковины бывают открыты», и в этом случае талант ребенка очевиден: он прекрасно рисует, поет, сочиняет стихи, музыку, складывает в уме трехзначные числа. Нужно очень постараться, чтоб не заметить очевидного — этот ребенок — талант. Таких детей очень мало. Гораздо больше детей с «закрытыми раковинами». Талант (а если не талант, то способности) есть, но нужно приложить усилия, для того, чтобы его разглядеть и развить. Прежде всего, внимательный, думающий учитель знает, что одаренных и способных детей тысячи, а к окончанию школы остаются единицы. Это значит, что средняя школа способна не только выявлять и развивать одаренных детей, но и зарывать их таланты. Видимо, по-настоящему творчески одаренная личность не может жить по запрограммированным школой правилам. История знает немало примеров, когда за неспособность к обучению отчислялись дети, впоследствии проявившие себя как талантливые деятели науки и искусства. К примеру, Пушкин ничего не понимал в математике, Бетховен за свою жизнь не смог выучить таблицу умножения, Эйнштейн в 15 лет был исключен из гимназии за неуспеваемость, а Чехов был оставлен на второй год в 3 классе за «отставание в словесности». Лев Толстой с треском провалил историю при поступлении в Казанский университет, а Федора Шаляпина не приняли в церковный хор.
Все это говорит о том, что распознать способности своих учеников, особенно впервые годы работы в школе, учителям нелегко. Задатки и способности детей могут тихо дремать до поры до времени, могут не раскрыться вовсе без поддержки и поощрения со стороны учителя. Именно его взгляду доступны некоторые внешние поведенческие признаки интеллектуальных и творческих способностей. Понять такого ребенка, по достоинству оценить его индивидуальность, положительно воспринять его и развивать лучшее в нем – задача педагога, работающего с одаренным ребенком.
Часто отсутствие интереса к тому или иному предмету, нежелание учащегося заниматься расценивается учителем как отсутствие способностей. Беда в том, что все мы подвержены влиянию ярлыков. Мы вскользь наделяем детей ярлыком «умственно отсталый» точно также как и ярлыком «одаренный», которые в одном случае могут сломать веру родителей в собственного ребенка, а в другом – породить повышенные требования к его успеху и изменить всю жизнь маленького человека. Особенно модно в последнее время стало пользоваться ярлыком «одаренный ребенок» – даже тогда, когда для этого нет достаточных оснований. Поэтому возникает проблема, какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным, что же такое одаренность? Как распознать, как диагностировать творчески одаренную личность?
Дж. Рензулли предложил такое определение: «одаренность – результат сочетания трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, творческого подхода и настойчивости». [3]
Если способности и мотивация одаренных детей идут в одном русле, то, скорее всего, они достигнут больших результатов в своей жизни, причем чаще всего такие дети становятся «трудоголиками» и интеллектуалами. Раннее определение одаренности позволит при необходимости помочь им скорректировать их физическое состояние и адаптировать в окружающей среде. У всех одаренных детей отчетливо выражена поисковая потребность. Они испытывают яркие, насыщенные эмоции при занятии определенной работой.
А. Шведел и Р. Стернберг полагают, что «одаренность взрослого человека связана с опытом раннего детства, и предлагают концепцию одаренности как постепенно возникающего свойства, тем самым и теоретически, и практически «расширяя» понятие «одаренный ребенок». Одаренность А. Шведел и Р. Стернберг понимают как «качество, которое возникает, как правило, постепенно в контексте «человек-среда». [1] В психологии до сих пор нет общего представления о природе одаренности, а есть альтернативные подходы к решению проблемы.
Первый подход - все дети талантливы. Каждый человек по-своему одарен. Такой гуманистический подход размывает специфику понятия «одаренность». Акцент смещается в сторону поиска «ключика» к способностям ребенка и методам их развития.
Второй поход понимает одаренность как дар «свыше» (Богом, родителями и т.п.), которым наделены единицы, избранные. В этом случае становится под сомнение возможность развития одаренности.
Очевидно, что широкое обсуждение проблем, связанных с выявлением и развитием одаренных детей, с возможностью построения грамотных прогнозов и эффективных способов коррекции проблем, которые возможны у одаренных детей, становится возможным только при наличии единого научно обоснованного представления о том, что представляет собой феномен одаренности. Чем, например, одаренный ребенок отличается от способного, имеющего так называемую «высокую норму»? Каковы виды одаренности, и какими методами они могут выявляться? В чем преимущества и ограничения конкретных диагностических методик? Какова природа проблем, возникающих у одаренных детей? Всегда ли они являются следствием одаренности? Как помочь ребенку их преодолеть?
Представление об одаренности, изложенное в «Рабочей концепции одаренности» под редакцией Дианы Борисовны Богоявленской (1998), расходится с привычным представлением об одаренности как высоком уровне развития конкретных (прежде всего умственных) способностей ребенка: одаренность трактуется как системное качество, характеризующее психику ребенка в целом. При этом именно личность, ее направленность, система ценностей ведут за собой развитие способностей и определяют, как будет реализован ее потенциал. Гуманистическая направленность данной концепции делает приоритетной задачу воспитание одаренного ребенка: особое внимание следует уделять бережному отношению к одаренному ребенку, предполагающему понимание не только преимуществ, но и трудностей, которые несет с собой его одаренность [2].
В педагогике выделяют следующие правила распознавания одаренных детей.
1. В изучении феномена одаренности предпочтение отдается пролонгированному – длительному наблюдению и изучению детей в различных ситуациях и видах творческой деятельности.
2. Целесообразно сочетать применение тестовых методик с обычными, но целенаправленными наблюдениями за деятельностью учащихся.
3. Трудность, сложность тестовых заданий должна быть такова, чтобы учащийся справлялся с ними на пределе мобилизации своих сил и способностей либо с небольшой помощью учителя. Только применение совокупности комплекса методик (целенаправленных длительных наблюдений, тестов, анкет, творческих задач, специальных контрольных работ, участие в конкурсах, олимпиадах, наблюдение дома, в школе, в кружковой работе и т.д.) позволяет учителю сделать правильный вывод об уровне и характере творческой одаренности и способностях ученика.
Встреча с одаренностью таит в себе всегда  нечто   новое, необычное. Учить и  воспитывать одаренных, неординарных детей – это значит меняться самим, раскрывать свои способности и таланты (и не только педагогические). Путь этот непростой, но непременно творческий, потому что сопряжен с появлением новых вопросов и проблем, требующий нестандартных решений, и в то же время дарующий радость прозрения, понимания и открытий.
А успех обязательно будет, если помнить следующее:
1. Одаренный ребенок – это всегда необычный, своеобразный, сильно отличающийся от других;
2. Это не просто умный, очень способный ученик, но главное – развивающаяся личность;
3. Одаренный ребенок тоже  имеет право на неуспех и ошибки;
4. У неординарного ребенка есть свои трудности и проблемы, и иногда без помощи других их не решить;
5. Одаренного ребенка необходимо принимать таким, каков он есть, ему тоже нужно помогать;
6. Одаренный ребенок нуждается в беспристрастной оценке и поддержке его  самостоятельной мысли и творческого поиска.
Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
·  выявление одаренных детей; 
·  развитие творческих способностей на уроках;
·  развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
·  создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
На этапе диагностики я использую:
- тест – анкету Ф.Татла, Л.Беккера;
- методику «Карта одаренности» по А.И. Савинкову, которая успешно может быть использована не только педагогами, но и родителями;
- диагностику интеллектуальной сферы; (тест А. Бине – Т.Симона (вариант Л. Термена), «Цветные матрицы» Дж. Равена);
- диагностику творческого мышления (Краткий тест творческого мышления (фигурная форма) П. Торренса)
- диагностику эмоционально – личностной сферы (анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой, методика школьной тревожности А.М.Прихожан, тест «Лесенка»).
-диагностику уровня межличностных отношений в классе методом социометрии.
Так же наблюдение, общение с родителями, олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования также позволяют выявить одаренных детей в комфортной атмосфере присущей данному ребенку. Диагностика дает наглядное представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую работу с одаренным ребенком.
На уроках русского языка детям предоставлена возможность самостоятельно делать «открытия» в результате специально организованных опытов и наблюдений над речью. Секрет успеха в том, что на уроке стараюсь использовать форму общения «ученик- ученик», которая помогает детям повысить собственную самооценку, «научив» своего сверстника. В организации такой работы проявляется коммуникативно–деятельностная направленность обучения.
На уроках математики мною ведется целенаправленная и систематическая работа по формированию у детей приемов умственной деятельности в процессе усвоения математического содержания. Такая направленность позволяет включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами.
Подбор дидактического материала к личностно-ориентированному уроку необходимо осуществлять, опираясь на знание индивидуальных предпочтений каждого ученика в работе с этим материалом. Современные учебно-методические комплексы предоставляют нам набор печатных тетрадей, дидактических карточек, позволяющих ученику работать с одним и тем же содержанием, предусмотренным программными требованиями, но передавать его словом, знаково-условным изображением, рисунком, схемой, предметным изображением, и т.п. Ученику предоставлена возможность проявить индивидуальную избирательность в работе с учебным материалом.
На различных уроках часто использую дифференцированные задания трех разных уровней сложности. Причем, предлагаю учащимся самим выбрать соответствующий уровень, создавая тем самым положительный настрой на работу, её успешное выполнение.
Работа по таким дифференцированным заданиям позволяет учитывать особенности восприятия, осмысления и запоминания учебного материала учащихся разных психофизиологических групп и способствует лучшему усвоению программы, развитию детей, формированию умения анализировать, сравнивать, делать выводы – умению учиться.
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей.
Принципиально значимым в организации учебно-воспитательного процесса с одарёнными учащимися является использование информационно-коммуникативных технологий на всех этапах процесса обучения: при изучении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Эти технологии получили распространение в начальных классах на информатике, успешно используются на других предметах.
Одним из необходимых условий в работе с одаренными детьми является принцип, учитывающий специфику интересов, склонностей учащихся. Он реализуется через занятия по собственному выбору ребенка в рамках внеурочной деятельности.
В системе внеурочной деятельности в моем классе развит спектр образовательных услуг, удовлетворяющих интересам и потребностям детей: кружки направленные на развитие интеллектуальных способностей детей «Математика за рамками учебника» и «Умники и умницы», фольклор, творческий кружок «Умелые руки» и художественный кружок «Волшебная кисточка» .
Итогом всех выше перечисленных занятий является активное участие детей в школьных и городских конкурсах, олимпиадах.
Ежегодно в марте в нашей школе проходит научно-исследовательская конференция «Я познаю мир», на которой дети с удовольствием делятся своими знаниями и открытиями по выбранной теме.
Развитие одаренного ребенка представляет собой двусторонний процесс: «дом – школа, школа – дом». Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияния целенаправленного воспитания и обучения на развитие личности и одаренности ребенка, значение семьи является решающим. Даже, казалось бы, неблагоприятные условия оказываются относительно безразличными для развития способностей. Особенно важно для становления личности одаренного ребенка, прежде всего повышенное внимание родителей. Как правило, в семьях одаренных детей, отчетливо наблюдается высокая ценность образования, при этом часто весьма образованными оказываются и сами родители. Это обстоятельство является благоприятным фактором, в значительной мере, обусловливающим развитие высоких способностей ребенка. Родители одаренных детей проявляют особое внимание к школьному обучению своего ребенка, выбирая для него учебники или дополнительную литературу и советуясь с учителем, как их лучше изучать. Задатки и способности детей могут тихо дремать до поры до времени, могут не раскрыться вовсе без поддержки и поощрения со стороны учителя. Для педагога главная задача – суметь вовремя выявить одаренных учащихся, учить их моделям преуспевающей жизни, умению максимально реализовать все отприродно заложенные способности, формированию позитивной «Я-концепции». Каждый ребенок пришел в этот мир с определенной миссией, и дело педагога – это предназначение угадать и подготовить ребенка к интересной, счастливой жизни, убедить ученика, что он успешен в каком-то направлении, и нацелить его на совершенствование этих данных.
Список литературы:
1. Аксенова Э.А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом.// Интернет- журнал «Эйдос» - 2007.
2. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности. – 2-е издание, расш. и перераб. – М., 2003
3. Лейтес Н.С.. Психология одаренности детей и подростков. – М.: Издательский центр «Академия», 1996 – 416С. (С. 81)
4.Савенков А.И. Одаренные дети: методики диагностики и стратегия обучения.// Директор школы. – 1999. - №5. – С. 55