Образовательный материал


Мастер- класс.

Тема: «Игра как эффективная форма проведения уроков русского языка в 5 классе».
Цель занятия для слушателей: рассмотреть особенности игровых форм проведения уроков русского языка в 5 классе.
Задачи:
Выявить особенности игровых форм в учебной деятельности учащихся.
Показать, как можно организовать игры на различных этапах повторительно-обобщающего урока.
Поделиться педагогическим опытом.
Приветствие.
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас! Мне очень хочется , чтобы вы получили для себя полезную информацию, которую сможете использовать в своей работе и поделиться своим опытом работы.
Рада возможности показать вам игровые методы на уроке русского языка в 5 классе по теме « Морфемы».
Выделение проблемы.
Игры на уроках русского языка – одна из любимых форм работ учащихся. Почему? (ответы «учеников»)
Да, наверное, самое главное для них - это преодоление страха ошибиться, возможность почувствовать себя увереннее. Игра - это эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся. Нестандартные уроки помогают преодолеть пассивность обучающихся. Если это конкурс, то каждый ученик несет ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды. Эта форма удобна тем, что учащиеся лучше усваивают материал, она помогает развивать их творческие способности, и в конце концов игровые формы помогают сделать урок интереснее. Таким образом, используя игровые методы, мы должны исходить из ее целесообразности.

Актуализация знаний в данной проблемной плоскости.
Я часто использую игровые методы на уроке русского языка при изучении больших и сложных тем, как данная тема.
Несколько слов нужно назвать о трудностях адаптации пятиклассников.
Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Любой учитель скажет, что начало 5-го класса - сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в школе в целом и с психологической атмосферой в семье.
Трудности 5-классников:
 - возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают;
- возросший объем работы как на уроке, так и дома;
- новые требования к оформлению работ;
- необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию (литературу) и работать с ней.
Итак, мы попробуем решить проблему: систематизировать знания о морфемах с помощью игровых методов проведения урока в 5 классе по теме «Морфемы».

Объединение в группы для решения проблемы.
Сегодня мы попробуем выступить в роли учеников. У нас будут работать группы и жюри. Оптимальное количество человек 4-5. Почему? ( При таком количестве трудно не участвовать в работе, учителю удобно корректировать работу. В каждой из групп должен быть лидер. Его задача - выслушать мнение членов группы, распределить обязанности, например, он назначит того, кто будет записывать итоговый результат.
1 Конкурс « Исправь ошибку, дай совет»

·
Давайте вспомним, что такое морфемы. Назовите их. Найдите на карточках орфографические ошибки. Укажите, в каких морфемах они допущены.

И хищные звери жилеют своих детенышей. ( Ошибки в корнях слов).

Пагрузили вещи и паехали к реке. ( Ошибки в приставках).

А наблюдательные птицы всегда во время замечают опасность. (Ошибка в суффиксе.)

2 Конкурс «Найди сорняк и вырви с корнем». Работа в группах.

Давайте вспомним, что такое корень слова. (Главная значимая часть родственных слов).
Вам предстоит вырвать « сорняки», для этого разделимся на две группы и выберем капитана. Капитаны получают карточку. Они должны выполнить задание, затем передать следующему участнику. Побеждает та команда, которая быстрее всех и правильно «вырвала сорняки».


Карточка №1.

Водник, водяной, водитель, водолечебница, водоворот.
Морской, море, мореплаватель, уморился, заморский.
Заложить, ложка, положение, предложение, переложить.


Карточка №2.

Умелый, умный умнейший, умница, ум.
Ветер, безветрие, ответил, подветренный, обветриться.
Головной, головка, уголок, изголовье, подголовник.

Конкурс- Конкурс капитанов.

На карточке записаны и разобраны по составу слова. Докажите, что слова разобраны по составу верно:

Стекло ( стекл- корень, о- окончание)
Стекло ( с- приставка, тек- корень, л- суффикс, о- окончание).

Осиной ( осин- корень, ой- окончание).
Осиной (ос- корень, ин- суффикс, ой- окончание0.

конкурс «Допиши сказку».

Команда получает соответствующие тексты.



Корень.
Жил-был корень Дом. Нашли его люди и думают: «Что с ним сделать?» А корень вдруг чудесным образом заговорил: «А вы посадите меня в землю и водичкой полейте, разрастусь я в большое дерево». Посадили корень Дом, он сначала один росток дал, а затем еще и еще. Все ростки на корень похожи, но все разные. ( Допиши сказку, расскажи, какие слова «выросли из этого корня).


Приставка.
Шли по свету приставки До - и За-. Умели они дела завершать. А у глаголов неопределенной формы работы по строительству дома полно, но закончить е никак не удается Что делать. Звать приставки До- и За- . Пришли они помогать закончить и доделать работу. Глаголы строить, пилить, рубить, клеить, красить взялись за дело. Допиши, как достроили дом выделенные глаголы и приставки).

Подведение итогов. Слово жюри.


Рефлексия.

Подводя итог нашему занятию, прошу вас ответить на вопросы:
– Как я чувствовал себя на разных этапах работы?
- Моё настроение до начала занятия и сейчас.
- Что бы я пожелал учителю

Источники.

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/03/29/master-klass-po-russkomu-yazyku
http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98676297

http://lingvistik.jimdo.com/

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

«Мастер- класс учителя русского языка». Москва «Глобус»,2009.






Заголовок 1 Заголовок 4 Заголовок 515