Одаренные дети статья из опыта работы


В современной школе проблема выявления, развития и обучения одаренных детей вызывает большой интерес общественности и педагогов, выделяется в разряд приоритетных направлений образования. Многочисленные исследования особенностей развития одаренных детей подчеркивают актуальность этой проблемы в нашей стране. Доктор психологических наук, профессор Д.Б. Богоявленская в своих работах дает следующее определение одаренности:Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми .Ею выделены три главных вида одаренности:– академическая, которая проявляется в быстроте и легкости овладения большими объемами готовых знаний;– интеллектуальная, которая заключается в особой умственной самостоятельности, в повышенной критичности мышления, способности самостоятельно выходить на глобальное, философское осмысление сложных интеллектуальных проблем;– творческая, то есть способность к творческой самореализации в различных областях жизнедеятельности.Применительно к школьникам можно выделить ряд признаков, позволяющих судить о возможной одаренности в той или иной сфере:• легкость обучения и усвоения учебного материала;• длительная концентрация внимания, богатый словарный запас, способность к абстрактному мышлению;• склонность к дискуссии с учениками и педагогами, неприятие строгих требований дисциплины;• любознательность, изобретательность, настойчивость, цельность, высокие идеалы;• повышенное чувство юмора, острая реакция на несправедливость и т.п.
Для нашего лицея работа с одаренными детьми – одно из условий формирования образовательного имиджа школы, один из показателей результативности работы. Главная цель этой работы - активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Работа с одарёнными детьми ведется по нескольким направлениям.1. Индивидуально-дифференцированный подход на уроках.Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка. Обучение должно быть согласовано с уровнем развития ученика. На практике осуществление этого принципа требует от учителя постоянного анализа, кропотливого подбора материала, сравнения достижений своих учеников.Мы выделяем несколько этапов этой работы:
Изучение индивидуальных особенностей учащихся – физических ( здоровья), психологических, личностных. В том числе особенностей мыслительной деятельности. В этой работе задействованы учителя начальных классов, школьный психолог, логопед, родители.Используется метод личных наблюдений, анкетирование, беседы с родителями.
Выделение групп одарённых детей в каждом классном коллективе, опираясь на проведённые исследования.
Составление или подбор дифференцированных заданий, включающие различные приёмы, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием, или связанных с увеличением объёма и сложности задания.
УМК «Начальная школа XXI века» (под ред. проф. Н.Ф. Виноградовой) успешно справляется с этой задачей. Материал учебников нацелен на индивидуальный подход в обучении. Организация дифференцированного контроля предоставляет ученикам право выбора уровня сложности задания или работы, а учителю дает возможность, ориентируясь на индивидуальный темп продвижения каждого ученика, выбирать наиболее подходящую форму оценки знаний и умений учащихся. Дифференциация контроля поддерживает достаточно высокий уровень обучения, снимает искусственные препоны для развития хорошо успевающих учащихся, исключает ситуации, когда «сильным» ученикам скучно выполнять лёгкие задания. Все это создает ситуацию успешности обучения у детей с высоким темпом обучаемости.
Постоянный контроль результатов работы учащихся. В этом нам помогает педагогическая диагностика, разработанная авторами УМК «Начальная школа XXI века» (под ред. проф. Н.Ф. Виноградовой). Педагогическая диагностика проверяет не только и не столько знания, сколько процесс решения той или иной учебной задачи, способ, которым действует ученик. В данном контексте такая диагностика имеет несомненные преимущества по сравнению с обычными проверочными работами. Помимо прочего во время нее ученики чувствуют себя свободнее, так как им не выставляют за нее оценки. Если проводить данную диагностику регулярно на протяжении всех четырех лет начальной школы, можно отчетливо наблюдать динамику продвижения учеников и вовремя приходить им на помощь, если это необходимо.
Основная работа с одаренными ребятами проводится на уроке. Подготовку к уроку важно начинать с целеполагания с целеполагания, мы знаем о триединых целях образования: обучение, развитие, воспитание.Учителя нашей начальной школы используют различные формы урока, интегрированные уроки, применяют разнообразные формы работы: ролевые игры, «мозговые штурмы», интеллектуальные марафоны. Для одарённых детей специально подбираются задания повышенного уровня сложности, задания творческие. Много возможностей по развитию познавательного интереса и формированию устойчивого интереса к обучению предоставляет дифференциация домашнего задания.- прием «два уровня домашнего задания»учитель одновременно задает домашнее задание двух уровней. Пер вый уровень - обязательный для всех, второй уровень это - творческое задание. Обычно оно выполняется по желанию. Диапазон творческих заданий широк. Например, ученикам предлагается разработать кроссворд, написать отзыв, составить таблицу.- прием «особое задание».продвинутые ученики получают право на выполнение особо сложного задания. Выполняется оно чаще всего на отдельном листе, включает в себя олимпиадные и творческие задания повышенной сложности.- прием «энциклопедист»предполагает самостоятельный поиск дополнительного материала учащимся для решения сложных заданий.- Метод проектовДети с большим интересом участвуют в исследовательской работе. Для этого мы стараемся широко использовать на уроках и во внеурочное время «Метод проектов». Учащимся предлагаются творческие индивидуальные задания, что позволяет активизировать их познавательную деятельность, расширять их знания по предмету. Активное включение школьников в создание проектов даёт им возможность осваивать способы человеческой деятельности. В процессе работы над проектом учащийся «проживает» конкретные ситуации, постигает реальные процессы. Под проектом нами понимается самостоятельная творческая работа, выполненная под руководством учителя. Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и формирования личностных качеств. В нашем лицее учителя с группой учащихся в этом году осуществили следующие проекты: «Подарок первокласснику», «Масленица», «Космические исследования», «Экскурсия по странам Европы», «Необычные меры длины» и др.Большая работа по развитию творческих способностей учащихся ведется во время проведения интеллектуальных марафонов.
Школьный интеллектуальный марафон — это межпредметное (область русского языка, литературы, математики, окружающего мира) интеллектуальное соревнование школьников одной параллели, которое направлено на развитие личности каждого ученика и выявление одаренных детей. Марафон является той формой учебной деятельности, которая может повлиять на развитие личности, ведь участвуя в марафоне, ученик проявляет стремление к самореализации, формируются навыки планирования и самоконтроля, ему приходится проявлять критичность мышления.
Школьные интеллектуальные марафоны проводятся со второго по четвёртый классы. За год ребёнок участвует в трёх турах. (Сроки проведения — октябрь, декабрь, март). Для заинтересованных ребят всегда есть возможность улучшить собственные результаты, проследить индивидуальную динамику развития, сравнить свои успехи с достижениями ребят класса, параллели.
Результаты интеллектуальных марафонов помогают учителю определить группу ребят, способных участвовать в районных, городских и российских конкурсах и олимпиадах.
Одним из направлений работы с одаренными детьми мы считаем организацию детского портфолио. Достижения и результаты работы учащихся как в учебной, так и во внеклассной работе составляют основу портфолио. Несмотря на различные подходы к определению данного педагогического инструмента, можно с уверенностью отметить, что портфолио существенно дополняет традиционные контрольно-оценочные средства. Принципиальное отличие портфолио в том, что он позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной и является важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к образованию подрастающего поколения.Таким образом, портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:- постоянную поддержку высокой учебной мотивации школьников; - поощрение их активности и самостоятельности, расширение возможности обучения и самообучения; - развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности учащихся; - формирование умения учиться ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.Использование портфолио в качестве накопительной оценки даёт возможность индивидуализировать процесс оценивания с сохранением в системе образования классической 5-балльной отметки.Описанные особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика. Особое значение это имеет в работе с одарёнными детьми. Это стимулирует учащихся и является реальным показателем эффективности их труда.Следует особо подчеркнуть, что в процессе обучения одаренных детей к педагогам предъявляются особые требования. Такой учитель должен владеть целым рядом специфических знаний и умений:• что такое одаренность и одаренные дети, каковы особенности их обучения и развития;• методы выявления, обучения и развития одаренных детей в разных условиях;• формирование личностного отношения к одаренному ребенку не как к объекту педагогического воздействия, а как к субъекту совместно конструируемого педагогического взаимодействия, в ходе которого происходит обучение и развитие учащегося;• владение основными организационными формами, психологическими и дидактическими методами практической работы с одаренными детьми в различных образовательных учреждениях и образовательных средах;• практическое знакомство с работой образовательных учреждений, в которых обучаются одаренные дети.Нельзя забывать слова выдающегося психолога С.Л. Рубинштейна: "Общая одаренность является не только предпосылкой, но и результатом всестороннего развития личности". Задача педагогов и психологов при работе с одаренными детьми - не пассивное наблюдение за их ростом, а создание условий для формирования внутренней мотивации деятельности и системы ценностей, которые создают основу становления духовной личности.