Образовательный материал

Влияние условий организации учебно-воспитательного режима работы и традиций на формирование личности учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Бердова Нелли Федоровна
Заседание круглого стола (курсы)
Чтобы добиться успехов в формировании личности учащихся имеющих физические и психические недостатки. Мой большой опыт работы с такими детьми позволяет сделать следующий вывод, несмотря на основные направления воспитания в условиях школы-интерната (такие как патриотическое, эстетическое, нравственное и так далее), что немаловажное значение прежде всего для детей имеет уют, домашняя обстановка, располагающая к успешному обучению и воспитанию дружного детского коллектива. С этой целью педагогами нашего класса совместно с родителями созданы специальные условия,занимальсь перепланировкой учебного блока, в следствии чего была организована игровая комната для начального звена. Эти условия ориентированы на личностные качества учащихся, которым способствуют игры, спортивные праздники: «Папа, мама, я, учитель – наша дружная семья», дни здоровья, походы, экскурсии (экологический центр, Музей народной культуры, Музей изобразительного искусства, храм в Холках и др.).
Ведем фотоальбом «Жизнь нашего класса», который стимулирует их к порядку, развивает интерес у учащихся к проводимым мероприятиям.
Уже вошло в традицию в полдник проводить чаепитие, где дежурный накрывает на стол и убирает уже самостоятельно, за исключением работы с электрочайником. Стало традицией отмечать день знаний (школьная линейка), дни рождения, на которые дети приглашают не только педагогов нашего класса, что подчеркивает их доброту, подельчивость. Это имеет не маловажное значение в наше время. А также эти мероприятия воспитывают культуру поведения в гостях, за столом, культуру обслуживания дежурным или именинником и позволяет естественному развитию речевого общения учащихся.
Важным фактором в формировании ребенка является правильная организация времени ребенка, т.е. наличие строгого, постоянного режима, так как соблюдение режима укрепляет здоровья ребенка – обеспечивает нормальную работу в развитие его нервной системы и всех других органов, а также создает привычку не тратить время зря, быть собранным, деловым, аккуратным, ответственным.в нашей школле за каждым классом закреплена определенная территория. Дети регулярно и добросовестно выполняют ратобы на этом участке (фото - уборка листьев). Еще я считаю, что единая форма учащихся дисциплинирует, поэтому малыши в наших классах стараются ходить на занятия в единой форме (фото в классе). Соблюдение режима важно для всех детей, имеющих физические недостатки и с ослабленной нервной системой. Для этих детей соблюдение режима является не только профилактическим, но и лечебным мероприятием, поэтому мы стараемся строго соблюдать все режимные моменты дня, как во внеурочное время, так и на уроках (проветривание класса, чистота класса, достаточное освещение).
Чтобы применять к учащимся индивидуальный и дифференцированный подход, который необходим для формирования личности, нужно хорошо знать психофизические особенности каждого учащегося. Что это дает? На самоподготовке, при выполнения задания по математике, при решении примеров, допустили ошибки Лера и Вася. Лере я зачеркиваю неправильный ответ и говорю: «Подумай хорошо». Она перечитывает и записывает правильный ответ. А Васе этот вариант не пойдет, т.к. он сразу расстроится и будет говорить: «Я не знаю, я не умею». Может даже и расплакаться. Его я спрашиваю с необходимой интонацией: «Вася, ты правильно решил примеры?», а он спрашивает: «И Что у меня есть ошибка?». Отвечаю: «Не знаю, давай проверим вместе, только считай внимательно». Я наклоняюсь к нему и наблюдаю молча, а он пересчитывает и находит ошибку, и такой довольный и гордый, что он справился сам. В следующий раз достаточно Лере только показать на ответ и попросить подумать, а Васю – пересчитать внимательно. И дети справились с ошибками самостоятельно. С Ирой же надо все сначала и совместно пересчитывать, объясняя ей как в первый раз, так и во второй.
Часто видя, что ребенок не справляется с заданием, стараюсь ему помочь наводящими вопросами, направляя его мысли на правильный путь.
На самоподготовке использую ситуацию успеха, учу учащихся помогать друг другу. Например: «Вася, помоги Максиму найти страницу. Лере - помоги Ване, научи его». Так же учу оценивать результаты труда, как свои, так и товарищей, формируем аккуратность при выполнении работы, воспитываем внимательность.
Наши дети, имеющие психическое недоразвитие, легко теряют терпение при неудаче или неумении сосредоточить внимание на работе, они приходят в раздраженное состояние, бросают тетради, книги, перестают заниматься. Я стараюсь не допускать у детей таких вспышек, для этого применяю проверенные на практике способы:
При появлении чувства усталости, даю детям съесть кусочек сахара, конфету или ложечку меда, положительное действие оказывает при этом так же раздражение вкусового чувства, сам процесс жевания (яблоко, пирожок, печенье).
При появления чувства усталости – обтирания лица и шеи комнатной водой (или намочить полотенце и протереть лицо и шею).
Этим способом пользуются многие коллеги. Это проведение физкультурных пауз.
Реже использую четвертый способ – усиленное дыхание (около восьми глубоких вдохов и выдохов в минуту), это делаю совместно с детьми. Глубокие вдохи улучшают кровообращение в мозгу, удерживат от поспешной реакции и приводят к самообладанию.
Так как мы работаем в дружном тандеме с учителем, домашнее задание учитель старается задавать доступное для каждого учащегося, соответственно их возможностям, чтобы не перегружать ребенка, т.к. при большом непосильном объеме ребенок теряет интерес к учебе ик данному заданию.
В нашем классе существует тесная связь с руководителями кружков, с другими учителями (рисования, труда, физкультуры), которая помогает не только в проведении классных и общешкольных мероприятий, таких как выставки, конкурсы, праздники (фото – Новый год, отец Виктор), но и играет важную роль в формировании личности учащихся, развивает такие качества, как чувства коллективизма, ответственности, воспитывает настойчивость в достижении цели, творческое отношение к делу, доброжелательное отношение друг к другу. При выполнении задания, умение распределять обязанности между собой, воспитывается самостоятельность, творчество, что явно прослеживалось при подготовке к празднику Осени (фото – осенние праздники), где дети совершенно самостоятельно изготовляли поделки на выставку и занимали призовые места в школе и в областном центре народного творчества.
При таком подходе в формировании личности учащихся, можем видеть динамику роста. Например, если Ваня раньше не мог самостоятельно вести диалог, то теперь он пытается вступить в диалог не только с учащимися своего класса, но и другими педагогами. Раньше он выступал на празднике с одной фразой, а теперь зачитывает четырехстишья (фото – 8 Марта)
Воспитывая в своих учащихся дисциплину, правдивость и честность, правильное отношение к коллективу, к окружающим людям, тем самым мы формируем у детей такие личностные качества, которые помогут им в дальнейшем успешно адаптироваться в современном мире и верно решать вопросы личной жизни.

15