Образовательный материал


Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
ГБОУ СПО СО «Ревдинский педагогический колледж»
ИТ в реализации системы контроля и мониторинга достижений обучающихся
Сборник практических работ по информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) в профессиональной деятельности.
Часть 2.
2013

Контроль и оценка : сборник практических работ по информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) в профессиональной деятельности. Часть 1. //Сост. И.Р. Нургалеева. – Ревда: ГБОУ СПО СО «РПК», 2013.
Рассмотрена и утверждена на заседании научно-методического совета ГБОУ СПО СО «Ревдинский педагогический колледж», проток №1, от 30.08.2011г.

Уважаемые обучающиеся!
Обратите внимание на планируемые результаты освоения дисциплины «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности». Обучающийся должен:
уметь:
•соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ в профессиональной деятельности;
•применять современные технические средства обучения, контроля и оценки уровня физического развития, основанные на использовании компьютерных технологий;
•создавать, редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий для обеспечения образовательного процесса;
•использовать сервисы и информационные ресурсы сети Интернет в профессиональной деятельности;
знать:
•правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств ИКТ;
•основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа (текстовых, графических, числовых и т.п.) с помощью современных программных средств;
•возможности использования ресурсов сети Интернет для совершенствования профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития;
•назначение и технологию эксплуатации аппаратного и программного обеспечения, применяемого в профессиональной деятельности

Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u Создание интерактивного кроссворда PAGEREF _Toc402560862 \h 5Создание интерактивного теста PAGEREF _Toc402560863 \h 9Создание заданий для уроков PAGEREF _Toc402560864 \h 15Обработка педагогических данных в MicrosoftExcel PAGEREF _Toc402560865 \h 22Создание электронных журналов PAGEREF _Toc402560866 \h 28
Создание интерактивного кроссвордаСоздание макета кроссворда.
Запустите электронную таблицу MS Excel: Пуск – Программы – Microsoft Office – Microsoft Excel.
Создание клеточного поля
Выделите столбцы (с нажатой левой клавишей мыши нажать на первый имя первого столбца, довести до столбца Т).
7164697423300
Подведите курсор мыши к любой границе между столбцами. Нажмите левую клавишу мыши, появится всплывающая подсказка ширины столбца. Перенесите границу столбца на 30-40 пикселей.

Остальные выделенные столбцы приняли такую же ширину
Выделите строки левой клавишей мыши по их именам. Доведите до нужного количества строк.
Подведите курсор мыши к любой границе между строками. Нажмите левую клавишу мыши, появится всплывающая подсказка ширины строки. Перенесите границу строки на 30-40 пикселей.
Оставьте сверху одну или две пустые строки для названия кроссворда. Заполните слова в сетку (лист программы). В каждую ячейку должна вводиться одна буква. Выделите ячейки для слов с помощью инструмента Таблицы и границы – вкладка Главная. Установите желаемый размер и тип шрифта.
На первой строке напечатайте заголовок и отформатируйте его по центру (команда Объединить и поместить в центр), объединив ячейки А1-S1.

Напечатайте вопросы.
8521822367148
Щелкните по ячейке, где находится первая буква слова. Вызываем контекстное меню правой клавишей мыши. Выбираем команду «вставить примечание».
Удаляем имеющиеся записи из области примечания. Набираем текст вопроса к выделенному слову. Завершаем кнопкой ввода Появляется красный треугольник в верхнем правом углу ячейки. При наведении на этот знак всплывает примечание.

Проверка правильности решения кроссворда.
Чтобы проверить, правильно ли ученик заполнил кроссворд, нужно сравнить каждое введенное слово с образцом – правильным ответом. Иначе говоря, для каждого слова мы будем сравнивать значения двух ячеек – с введенным словом и правильным ответом, и если они равны, помечать это слово как «верно».
Запишем на листе 2 Excel в ячейке А1 выражение «правильные ответы» (потом эта информация будет скрыта). В ячейку В1 – «Ответы ученика», С1 –«Вено/неверно».
В столбец А последовательно печатаем все слова.

Но если правильный ответ представляет из себя целое слово, записанное в одной ячейке, то ответ ученика – это совокупность нескольких ячеек, в каждой из которых записано по одной букве. Поэтому мы должны ответ ученика преобразовать так, чтобы его можно было сравнить с правильным ответом, то есть соединить отдельные буквы из разных ячеек в целое слово, записанное в одной ячейке. Для этого будем использовать функцию для текстовых величин СЦЕПИТЬ.
В ячейке В2 вызываем функцию СЦЕПИТЬ (напечатать «=», начинаем печатать СЦ – снизу появляется подсказа, на которую нужно нажать левой клавишей мыши) =СЦЕПИТЬ ()
Перейти на ЛИСТ1.
В данной ячейке введите формулу (наберите с клавиатуры или воспользуйтесь командой Вставить функцию на вкладке Формулы): =СЦЕПИТЬ (..). Аналогично сцепите остальные слова кроссворда.
Теперь можно сравнить правильный ответ с ответом ученика. Для этого будем использовать функцию ЕСЛИ: если слова совпадут, напишем напротив ответа «1», если нет «0». Мы используем числовые значения, а не слова «верно» - «неверно», потому что в дальнейшем проще будет подсчитать количество правильно угаданных слов.
Введите в ячейку С2: =ЕСЛИ (А2=В2;1;0).
С помощью маркера автозаполнения копируем формулу по столбцу на весь необходимый диапазон (выделите ячейку С2 и, удерживая маркер автозаполнения левой кнопкой мыши, протяните до ячейки С7 включительно).
Ниже напишите «Количество правильных ответов» и введите в соседнюю ячейку формулу: =СУММ(С2:С7)
Ниже напишите слово ОТМЕТКА.В зависимости от количества правильных ответов выставляется отметка. Для этого введите в ячейку формулу: =ЕСЛИ(С8=6;5;ЕСЛИ(С8>4;4;ЕСЛИ(C8>2;3;2)))
522859028130500Можно скрыть все строки (с 2 по 7) с ответами ученика, правильными ответами и количеством угаданных слов
Выделите строки 2-7, нажмите правую клавишу мыши, выберите команду Скрыть.
Создание кнопки очистки кроссворда.
Создадим кнопку для очистки ячеек кроссворда с использованием макроса.
Выберите вкладку «Разработчик».
На панели быстрого доступа нажмите кнопку «Элементы управления», «Вставить», «Элементы управления формы», «Кнопка».

Нарисуйте кнопку. Автоматически откроется окно «Назначить макрос объекту». Нажмите на кнопку «Записать», затем «ОК».
Выделите последовательно все клетки кроссворда и удалите из них буквы.
На вкладке Вид выберите Макросы à Остановить запись.
Теперь щелчок левой кнопкой мыши будет запускать макрос, а щелчок правой кнопкой – вызывать контекстное меню.
Чтобы изменить название кнопки, выберите в контекстном меню «Изменить текст» и введите свое название (Очистить кроссворд).
Для правильного функционирования макроса не забудьте перед работой уровень безопасности макроса выбрать Низкий: кнопка Office – Параметры Excel – Центр управления безопасности – Параметры центра – управление безопасностью – Параметры макросов – Включить макросы.
Проверьте работу кроссворда (выставление оценки и кнопку очистки кроссворда).
Создание интерактивного тестаЭтапы создание теста.
Продумывание способа оформления вопросов. Составление вопросов.
Выбор способа ввода ответа и оформление ответа.
Выбор способов оценивания и подведения итогов.
1 этап
Для оформления вопросов можно создать бланки.

Для оформления бланка используются операции:
заливки ячеек;
увеличение ширины столбца
объединение ячеек (не для ответа)
Выбирается режим - переносить по словам и оптимальный способ размещения текста в ячейке, например, выравнивание по центру.
После создания бланка его можно скопировать столько раз, сколько вопросов в тесте.

2 этап
Программа Excel позволяет создавать тесты со свободным ответом (когда обучаемому не дается варианта ответа) и с выборочным ответом (когда обучаемому предлагаются варианты ответов, из которых он выбирает правильный).
При создании теста со свободным ответом создается ячейка для ввода ответа.

При создании теста с выборочным ответом или теста на сопоставление выполняется следующая последовательность действий:
Выбирается позиция Вкладка Данные.
На панели инструментов ДАННЫЕ выбирается команда Проверка данных.
В диалоговом окне выбирается тип данных – Список
В окне Источник перечисляются варианты ответов через точку с запятой. 6858057150
Результатом выполнения операций будет список с выборочными ответами, из которых обучаемый должен будет выбрать один ответ.
-38103810
Форматируем текст: размер не меньше 16, выравнивание по центру, цвет контрастный по отношению к фону.
При создании теста с выборочным цифровым ответом выполняется следующая последовательность действий:
Выбирается позиция Вкладка РАЗРАБОТЧИК ВСТАВИТЬ.
На панели инструментов ВСТАВИТЬ выбирается инструмент Полоса прокрутки.
Рисуем ниже ячейки для ответа объект «полоса прокрутки»
Вызываем диалоговое окно ФОРМАТ ОБЪЕКТА правовой клавишей мыши.
На вкладке ЭЛЕМЕНТ УПРАВЛЕНИЕ устанавливаем нужные параметры: текущее значение – 0, минимальное максимальное – по содержанию вопроса, шаг изменения – как правило 1.
Связь с ячейкой - щелкаем на залитую ячейку, предназначенную для ответа.
В дальнейшем при передвижении курсора на линейке прокрутки в окне для ответа будут меняться значения.

Аналогичная работа с инструментом «СЧЕТЧИК» по вкладке РАЗРАБОТЧИК, команда ВСТАВИТЬ

При создании теста с выбором ответа с использованием флажка выполняется следующая последовательность действий:
Выбирается позиция Вкладка РАЗРАБОТЧИК ВСТАВИТЬ.
Выбирается инструмент Флажок.
Рисуем в отдельных ячейках объект «флажок», удаляя надпись «флажок1»
Рядом записываем варианты ответов
Вызываем диалоговое окно ФОРМАТ ОБЪЕКТА правовой клавишей мыши.
На вкладке ЭЛЕМЕНТ УПРАВЛЕНИЕ устанавливаем нужные параметры.
Связь с ячейкой - щелкаем на ячейку, лева от флажка.
В дальнейшем при нажатии на флажок в связанной ячейке появляются слова ИСТИНА/ЛОЖЬ.
Чтобы их не было видно, для текста в этих ячейках используем цвет шрифта тот же, что и заливка.
Проделываем работу для всех вариантов с флажком.
3 этап
Для подведения итогов тестирования нужно предусмотреть специальный лист, на котором будут подведены итоги ответов. Для этой цели можно использовать логическую функцию ЕСЛИ.

В строке логическое выражение представляется лист рабочей книги и номер ячейки, в которой выбирался ответ; в строке Значение_если_истина - указывается реплика на правильный ответ; в строке Значение_если_ложь – указывается реплика на неправильный ответ.
Для общего подведения итогов и подсчета количества набранных баллов можно использовать функцию СЧЕТЕСЛИ
При этом в строке диапазон указывается диапазон ячеек, где анализируются ответы на вопросы, в строке критерий – значение критерия, в нашем случае слово «верно».
Аналогично кроссворду создается обработка данных для оценки за тест.

Задание: Создать тест на 6-8 вопросов на разные типы заданий с обработкой результатов.
Критерии оценивания:
«Работоспособность» теста (формулы обработки, управляющие формы)
Разнообразие типов заданий.
Содержание в одной тематике и на конкретный возраст детей.
Количество вопросов
Дизайн (оформление листов, шрифт, рисунки)
2 балла – признак проявляется всегда.
1 балл – признак проявляется частично.
0 баллов – признак не проявляется.
«5» - 9-10 баллов
«4» - 7-8 баллов
«3» - 5-6 баллов
«2»- меньше 5

Создание заданий для уроковЗадача - потренировать учеников правильному написанию тех или иных слов.
Подбираем слова, правописанию которых желаем посвятить свой тренинг, пусть это будут следующие слова: прилагательное, приложение, предположение, вырос, вырасти, поросль, росток, коснуться, касаться, макать, разгораться, излагать, прорастать, зарница, прикосновение и т.д.Разбиваем каждое слово на три составляющие - начало слова, пропущенная буква и конец, например: прил _ гательное, прил _ жение и т.д.
прежде давайте посмотрим, что же мы получим в конце нашей работы по созданию этой программы иными словами проверим исходники, а затем начнем разбираться...
показать готовые исходникиА теперь можно и начать разбираться, как все это можно сделать. Для этого создаем новую книгу и заносим подобранные ранее слова в ячейки

Придадим нашему тесту опрятный вид, для этого, выделив столбец В. (в дальнейшем его будем называть столбцом пропущенных букв)
Для выделения наводим курсор мыши на столбец В, при этом он превратится в маленькую черную стрелку и щелкаем левой кнопкой мыши
после чего нажимаем поочередно две кнопки с буквами Ж и К, что будет выделять вставленные буквы толщиной и наклоном, и здесь же выберем и установим цвет вставляемых букв (например красный). После чего выделение можно снять, для этого достаточно щелкнуть по любому месту рабочего листа. Затем уменьшим ширину столбца с которого только что сняли выделение до величины одной буквы.
Остается только каким-то образом выделить место, куда будут вставляться пропущенные буквы, сделать это можно разными способами, например, так: выделяем все пропущенные буквы и задаем для них все границы.

или выделяя каждую ячейку по отдельности задать нижнюю границу

Остается сформулировать задание, для чего щелкнув по ячейке А1 вписываем что-то похожее на «Вставьте пропущенные буквы» и подготовительная часть по созданию теста, можно считать, завершена.
В результате проделанной работы должно получиться что-то похожее на рисунок

Вот теперь все!
Тестовая программа почти готова!
Переходим к приданию интеллектуальности своей программе.
Для этого формулируем для себя, что должна делать данная программа: после того, как ученик ввел ответ, необходимо проанализировать его, т.е. понять правильный он был или нет и если был введен правильный ответ рядом со словом, необходимо поставить «+», в противном случае - “-“.А сейчас, для дальнейшего продвижения придется остановиться на некоторых понятиях, которые нам в дальнейшем понадобятся.Но давайте по- порядку.
Выделяем ячейку D2, и вводим в нее следующую строку: =ЕСЛИ(B2="а";"+";"-").
Давайте разберем, что же мы тем самым сделали?
Знак равенства говорит Excel о том, что в данную ячейку будет введена формула, определяющая последующие действия для него.
Вообще Excel понимает очень много разнообразных формул. Они в него заложены разработчиками изначально, но вполне естественно, что они не могли предвидеть всех наших потребностей, но это и не страшно, поскольку всегда можно разработать собственную формулу или функцию, удовлетворяющую любым запросам, и Excel сумеет распознать и выполнить ее. В данном случае мы воспользовались встроенной логической функцией EСЛИ.
Итак, запомним - знак равенства говорит о том, что мы вводим формулу ЕСЛИ() – функция. Функция вводится всегда с круглыми скобками, в которых прописываются различные параметры функции. У одних функций параметров нет, а у других их может быть несколько. Все параметры отделяются друг от друга точкой с запятой.
Посмотрите на нашу функцию, написанную выше, и и скажите, сколько параметров она содержит?
Правильно – три.
Давайте разберемся, что же они означают.
Первый параметр В2=”a” это так называемое логическое выражение, высказывание, которое Excel понимает дословно так: если в ячейке по имени В2 лежит строковая величина (иными словами, если в ячейке В2 лежит буква а.)
Дело в том, что Excel может оперировать как буквами, так и числами, а для того, чтоб ему объяснить, что мы имеем дело с буквой, а не числом, знак а заключаем в кавычки, число же пишем без кавычек.
ПРИМЕР:
В2 = 7 – в ячейке В2 лежит число 7
В3 = ”o” – в ячейке В3 лежит буква о, причем обратите внимание на то, что для компьютера ”o” и ”О” – не одно и тожеВ4 = ” ” - в ячейке В4 лежит буква пробел, так уж устроено, что пробел компьютер считает за букву.
В5 = ”” в ячейке лежит пустая строка
В2, В3, В4 и В5 – имя ячеек по умолчанию, но их при желании можно и изменять.
Кстати, имена ячеек всегда вводим в латинском регистре.
Снова вернемся к нашей формуле: =ЕСЛИ(B2="а";"+";"-").
Мы уже поняли, что первым параметром функции стоит логическое выражение, которое может быть правильным – истинным или неправильным – ложью. Так вот второй параметр определяет, что Excel должен будет вставить в ту ячейку, в которой лежит данная функция в случае, если логическое выражение будет правильным, в противном случае будет вставлено то, что мы указали третьим параметром.
Таким образом записав данную формулу в ячейку D2, мы говорим – если в ячейке В2 будет стоять буква а, то значением самой ячейки D2 должен быть знак плюс, если же вместо а окажется другая буква, то ее значение D2 изменится на знак минус.
Ну вот вроде бы и все.остается скопировать данную формулу и внести ее в ячейку D3, не забыв поменять букву а на о, думаю, что вы поняли почему…
Итак, повторяем свои действия до ячейки D16
После этого сохраняем рабочую книгу под именем, скажем, «русский1» или под любым другим.
После всего, что мы сделали на предыдущих страницах, программа должна выглядеть примерно так :
В принципе, на этом можно и остановиться, это уже готовая рабочая программа, за исключением одного НО…
Думаю, что Вы уже обратили внимание на то, что, хотя еще никто и ничего не вводил вместо пропущенных букв, а Excel нам показывает везде минусы, что по нашей задумке означает «неправильный ответ». Совершенно естественно, что само собой нас не должно устраивать. В связи с этим переходим в новую фазу разработки тестовой программы, так называемую доработку.
Здесь- то и пригодятся нам знания, полученные выше. Оказывается, понятие «ничего не введено» и есть нечто иное, как «пустая строка», которую Excel и воспринимает как неправильно введенную букву.
Следовательно, нам предстоит объяснить ему примерно следующее: если мы в ячейку В2 ничего не вводили, то и он ничего не должен отображать в ячейке D2.
Попробуем сформулировать в этом случае новое высказывание, которое должен будет выполнять компьютер сначала в словесной форме, а затем уже попробуем его (высказывание) преобразовать в формулу:
Если в ячейку В2 ничего не введено (пустая строка), то и в ячейке D2 следуют отобразить пустую строку (ничего), в противном же случае посмотреть, а не буква ли «а» была введена, если окажется, что была введена эта буква, то отобразить знак плюс, в противном случае поставить минус.
Вот какое сложное высказывание мы должны были сделать для того, чтоб нас смог понять человек и выполнить то, что мы задумали.
Для Excel данное высказывание будет выглядеть более лаконично, а именно так:
=ЕСЛИ(B2="";"";ЕСЛИ(B2="а";"+";"-"))
Таким образом мы функцию вложили в саму себя. Вот мы и познакомились с еще одним понятием – вложенные функции.
Обратите внимание на то, что количество открытых и закрытых скобок должно быть равно между собой, в противном случае Excel выдаст предупреждение – «Ошибка во введенном выражении» и попросит разрешение на исправление.
Учтите, что вкладывать функции одну в другую можно не до бесконечности, используемую нами функцию ЕСЛИ(), например, можно вложить саму в себя всего семь раз, на первый взгляд может показаться , что это очень мало, но смею заверить, вряд ли Вам когда-нибудь пригодится вкладывать ее более 3-х раз.
Вот теперь наша тестовая программа готова к использованию на уроке и выглядит она примерно так :
По материалам сайта: http://s11baikal.narod.ru/it_excel.htm
По материалам Лапшева Е.Е., СарИПКиПРООбработка педагогических данных в MicrosoftExcelВычисление успеваемости и качества знаний
Создайте таблицу, подсчитывающую успеваемость и качество знаний по классам и по всей параллели в целом, используя стандартную функцию СУММ
1. Заполните ячейки A1: E5 конкретными значениями (в соответствии с рисунком).

Посчитаем количество пятерок во всей параллели. В ячейке В б напишем формулу=СУММ(B2:B5).Скопируем эту формулу на ячейки C6, D6 и E6.
Щелкнуть правой кнопкой мыши на ячейке В б. Из контекстного меню выбрать Копировать. После этого ячейка будет выделена пунктирной рамкой.
Выделите ячейки C 6, D6 и E6 и нажмите клавишу Enter.
4.Подсчитаем успеваемость в 9а классе. Успеваемость рассчитывается по формуле

где К3-5 - количество учащихся, имеющих «положительных» итоговые оценки («3», «4», «5»);
N— число всех обучающихся.В ячейку F2 запишем формулу =СУММ (B2 :D2) /СУММ (B2 :E2) 5. Подсчитаем качество знаний в 9а классе. Качество знаний рассчитывается по формуле

где К4-5 - количество учащихся, имеющих итоговые оценки «4» или «5»;
N— общее количество обучающихся.В ячейку G2 запишем формулу =СУММ (B2 : C2) /СУММ (B2:E2)Скопируем формулы из ячеек F2 и G2 в ячейки F3: G6.
Установим для ячеек F2:G6 процентный формат.
Выделить ячейки F2:G6.
Выбрать элемент главного меню Формат - Ячейки…- закладка Число
В появившемся окне выбрать формат Процентный.
Установить количество десятичных знаков - 1.
Нажать OK.
Построение диаграммы
Построить диаграмму, отображающую количество золотых и серебряных медалистов за последние четыре года.
1. Постройте таблицу в соответствии с рисунком.

Выделите числовую область таблицы (блок B2 :E3).Нажмите на панели инструментов кнопку Мастер диаграмм
В открывшемся диалоговом окне выбрать формат диаграммы -Гистограмма. Нажать кнопку Далее.
5.В шаге 2 мастера диаграмм выбрать закладку Ряд.
6.В поле Имя для ряда 1 наберите золото, а для ряда 2 - серебро.
7.В поле Подписи оси Х указать ячейки B1 :E1:
нажать на границе этого поляна кнопку
выделить ячейки B1 :E1 и нажать на кнопку

Нажать на кнопку Далее
В последнем окне указать название диаграммы и подписи под осями.
Нажать на кнопку Готово.
11.Попробуйте изменить внешний вид диаграммы, изменяя свойства различных объектов диаграммы
Попробуйте! Постройте сами круговую диаграмму распределения школьников класса по успеваемости, используя следующие данные

Подсчет степени обученностиВ соответствии с методикой В.П. Симонова различают пять показателей степеней обученности: различение, запоминание, понимание, элементарные умения и навыки, перенос1.
Различение - самый низший показатель степени обученности, характеризующийся тем, что обучаемый отличает данный объект, процесс или явление от их аналогов только тогда, когда ему предъявляют их в готовом виде.
Запоминание — второй показатель степени обученности, отражающий усвоениеопределенногоколичестваинформациибезеепонимания,результатомявляетсянеосознанное воспроизведение.
Понимание — третий показатель степени усвоения теории обучаемым, который определяется наличием у него собственного мнения, суждения относительно какого-либо объекта, процесса, явления. Осознанное воспроизведение информации.
Элементарные умения и навыки - четвертый показатель обученности, при котором обучающийся на практике применяет теорию в алгоритмизированных, стандартизированных ситуациях; выполняет практические задания по трафарету, шаблону, образцу.
Перенос - высший (пятый) показатель степени обученности, при достижении которого обучающийся способен применять полученные теоретические знания на практике творчески, в нестандартных, неалгоритмизированных ситуациях; вырабатывать новые умения и навыки на базе уже сформированных.
Для определения степени обученности учеников (СОУ), то есть фактической эффективности учебной деятельности учителя (Эф), следует пользоваться следующей методикой.
1. Если в практике учителя реализуется пятый (высший) уровень требований, то показатель степени обученности определяется по следующей формуле:

где К5 — число обучающихся, имеющих за четверть (полугодие) оценку «5»;
К4 - число обучающихся, имеющих итоговую оценку «4»;
К3 - число обучающихся с оценкой «3»;
N — общее число обучающихся, включая тех, которые имеют неудовлетворительные
оценки.
2. На третьем-четвертом уровне требований учителя степень обученности определяется по формуле:

3. Если учитель работает на первом-втором (низшем) уровне требований, то показатель степени обученности определяется по формуле:

Таким образом, сказать, какой степени обученности достигли конкретные ученики, не зная уровень требований, на котором выставлены оценки, практически невозможно. Однако, зная, например, что данный учитель работает на третьем уровне требований, мы можем конкретно сказать, каков уровень обученности в его классе.
Попробуем составить электронную таблицу, которая будет высчитывать степень обученности учащихся, предполагая поочередно, что учитель работает на первом, третьем и пятом уровнях требований. Воспользуемся данными из упражнения на стр. 1.
1. Построим таблицу исходных данных:

Подсчитаем количество оценок по всей параллели, пользуясь стандартнойфункцией СУММ. Не забудьте про копирование формул!
Подсчитаем СОУ для первого уровня требований: Для этого запишем в ячейку F2следующую формулу:
=(0,36*B2+0,16*C2+0,04*D2)/СУММ(B2:E2)Пользуясь маркером автозаполнения, «распространим» эту формулу на ячейкиF3: F6.
Выделим ячейки и зададим количество цифр, отображаемых после запятой - 2.Формат - Ячейки - закладка Число - числовой формат Числовой – Число десятичных знаков - 2.
Поступим аналогичным образом при высчитывании СОУ для третьего и пятого уровней требования.


Создание электронных журналовПроект «Дело № …» или журнал результатов обучения»
Основополагающий вопрос «Какие результаты подлежат оценке?»
Проблемные вопросы:
Каким должен быть электронный журнал успеваемости и достижений?
Какую информацию можно взять из журнала?
Какие данные можно хранить в журнале?
Самостоятельное исследование - Журнал «настоящего будущего»
Этапы исследования
Определить цель журнала
Определить основные показатели результатов обучения
Определить дополнительные показатели результатов обучения
Оформить пункт 1-3 в тетради.
Приступить к реализации модели средствами MS Excel. Использование функций для обработки горизонтальных и вертикальных записей, использование графического представления данных, представление информации в динамике, условного форматирования.
Информационным продуктом может стать журнал предметника, журнал классного руководителя, рейтинговый журнал предметника, журнал посещаемости, журнал мониторинга участия обучающихся, журнал с индивидуальными страницами школьника и т.д.
Представляемый информационный продукт должен:
Иметь четкое целевое назначение и соответствующие функциональные возможности;
Быть относительно завершенным;
Иметь возможность развития, редактирования и модернизации;
Продемонстрировать целесообразное сочетание разных информационных объектов;
Обладать логичной структурой, интуитивно понятным интерфейсом и средствами поиска и навигации (при необходимости);
Включать справочную систему;
Иметь единое стилевое решение.
Критерии оценивания проектов
полнота раскрытия темы
соответствие направлению работы
функциональная полнота
Адекватность
Завершенность
Развитие
Интерфейс
Дизайн
2 балла – признак проявляется всегда.
1 балл – признак проявляется частично.
0 баллов – признак не проявляется.
«5» - 14-16 баллов
«4» - 11-13 баллов
«3» - 7-10 баллов
«2»- меньше 7

Ведомость на стипендию
Подготовьте ведомость назначения студентов на стипендию по результатам экзаменационной сессии.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ВЕДОМОСТЬ НАЗНАЧЕНИЯ НА СТИПЕНДИЮ Группа №. _____________
Минимальный размер стипендии —
№ п/п Фамилия, имя, отчество Стипендия
Итого стипендиальный фонд по группе —
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Рис. 1. Форма стипендиальной ведомости
Ознакомьтесь с алгоритмом действий по технологии выполнения данного задания:
Загрузите экзаменационную ведомость.
Скопируйте данную ведомость и создайте еще 2 ведомости (итого 3 ведомости)
На новом листе создайте ведомость стипендии (см. рис. 1) и скопируйте в нее список группы из экзаменационной ведомости.
Вычислите средний балл по результатам сдачи экзаменов по каждому студенту.
Используя минимальное значение стипендии и учитывая, что сданы все экзамены, введите формулу начисления стипендии по условию:
если средний балл не менее 4,5, выплачивается 50%-ная надбавка к минимальной стипендии;
если средний балл от 3 (включительно) до 4,5, выплачивается минимальная стипендия;
если средний балл меньше 3, стипендия не выплачивается.
Подсчитайте сумму стипендиального фонда для всей группы.
A B C D E F
ВЕДОМОСТЬ НАЗНАЧЕНИЯ НА СТИПЕНДИЮ Группа №
Минимум стипендии 200 №п/п Фамилия, имя, отчество Средний балл Кол-во сданных экзаменов Стипендия 1 Снегирев А.П. 4,7 3 300 2 Орлов К.Н. 4,3 3 200 3 Воробьева В.Л. 2,7 3 0 4 Голубкина О.Л. 4,0 3 200 5 Дятлов В.А. 4,0 3 200 6 Кукушкин МИ. 3,0 2 0 7 . . . Итого стипендиальный фонд по группе 1100 Рис. 2. Электронная таблица Ведомость назначения на стипендию в режиме отображения значений
ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ
Откройте файл «Экзаменационная ведомость»
Добавьте в ячейку «К5» надпись «Результат экзамена». Ниже должна выходить информация о сдаче экзамена «сдал» при условии, отсутствия «2» или «н/я», иначе выходит надпись «не сдал». Подсказка:
Если в ячейках «2» и «н/я» есть единицы, то студент не сдал. Вычисляется по сумме этих двух ячеек =ЕСЛИ(СУММ(I9:J9)>=1;"";"сдал")Создайте в этой книге новый лист — Стипендия, на который из столбцов А и В листа Экзамен 1 скопируйте фамилии и порядковые номера студентов. Оформите название и шапку ведомости назначения на стипендию согласно рис. 2.
Вставьте два дополнительных столбца перед столбцом Стипендия и введите их названия — Средний балл, Кол-во сданных экзаменов. Сверьте полученное изображение электронной таблицы с рис. 2. Скорректируйте расхождение.
Введите формулу вычисления среднего балла студента в ячейку С6 для первого студента, например Снегирева. Для этого:
установите курсор в ячейке С6;
вызовите функцию Категория: Статистические Имя: СРЗНАЧ
панель ввода аргументов функции СРЗНАЧ;
установите курсор в 1-й строке (имя Число 1) панели ввода аргументов функции, щелкните на названии листа Экзамен 1 и выберите ячейку D6 с оценкой конкретного студента по первому экзамену;
установите курсор во 2-й строке (имя Число 2), щелкните на названии листа Экзамен 1(2) и выберите ячейку D6 с оценкой того же студента по второму экзамену;
установите курсор в 3-й строке (имя Число 3), щелкните на названии листа Экзамен 1(3) и выберите ячейку D6 с оценкой того же студента по второму экзамену;
щелкните по кнопке <ОК>;
в ячейке С6 появится значение, рассчитанное по формуле: =СРЗНАЧ('Экзамен 1'!D6;'Экзамен 1(2)'Ю6;'Экзамен 1(3)'Ю6).
Скопируйте формулу по всем ячейкам столбца С маркером автозаполнения.
Введите в столбец D формулу подсчета количества сданных каждым студентом экзаменов с учетом неявок. При этом технология ввода будет аналогична описанной в п.5:установите курсор в ячейке D6;
вызовите функцию Категория Статистические Имя: СЧЕТ
щелкните по кнопке <ОК>, появится панель ввода аргументов функции СЧЕТ; установите курсор в 1-й строке (имя Значение 1) панели ввода аргументов функции, щелкните на названии листа Экзамен 1 и выберите ячейку D6 с оценкой конкретного студента по первому экзамену;
установите курсор во 2-й строке (имя Значение 2), щелкните на названии листа Экзамен 1(2) и выберите ячейку D6 с оценкой того же студента по второму экзамену;
установите курсор в 3-й строке (имя Значение 3), щелкните на названии листа Экзамен 1(3) и выберите ячейку D6 с оценкой того же студента по третьему экзамену;
щелкните по кнопке <ОК>; в ячейке D6 появится значение, рассчитанное по формуле
=СЧЕТ('Экзамен 1'!D6;'Экзамен 1(2)'!D6;'Экзамен1(3)'!D6)Скопируйте формулу по всем ячейкам столбца D.
Введите формулу для вычисления размера стипендии студента в ячейку Е6. Эта формула должна иметь следующий вид:
=ЕСЛИ (И(C6>=4,5;D6=3);$D$3**1,5; ECJIИ(И(C6>=3;D6=3);$D$3;0))
Внимание!
В структуре формулы имеются вложенные функции И(...), ЕСЛИ(...). Для ввода этих функций надо воспользоваться кнопкой вызова функции, находящейся в строке ввода под панелями.
При наборе формулы автоматически расставляются круглые скобки и разделительный символ — точка с запятой.
В процессе набора формулы постоянно сравнивайте ее с выражением, которое приведено в этом пункте выше.
В числах для отделения целой части от дробной используется либо точка, либо запятая, что зависит от установок Excel.Если после ввода формулы появится синтаксическая ошибка, то следует проверить количество скобок, наличие разделителя (точки с запятой), заменить в числе точку на запятую или наоборот.
Технология ввода формулы:
установите курсор в ячейке Е6;
щелкните по кнопке <Мастер функций> на панели Стандартная и выберите в диалоговом окне параметры:
Категория: Логические
Имя: ЕСЛИ
щелкните по кнопке <ОК>, появится панель ввода аргументов функции ЕСЛИ;
курсор будет находиться в 1-й строке (имя — Логическое выражение) панели
ввода аргументов функции;
нажмите кнопку вызова функции в строке ввода, выберите категорию Другие
функции и функцию И, нажмите кнопку <ОК>;
появится второе окно ввода аргументов функции И, курсор автоматически будет
установлен в строке Логическое!;
щелкните в ячейке С6, где показан средний балл этого студента, и наберите с
клавиатуры условие >=4,5. В результате в этой строке должно быть выражение
С6>=4,5
установите курсор на второй строке Логическое выражение! и аналогично сформируйте выражение, которое указывает необходимое количество сданных экзаменов (в данном примере — это число 3)
D6=3
щелкните по кнопке <ОК>. В результате в строке ввода должно появиться выражение
=ЕСЛИ(И(С6>=4,5;06=3)
щелкните мышью на строке ввода, появится первое окно ввода аргументов для функции ЕСЛИ;
■установите курсор во 2-й строке (имя — Значение_ если истина), щелкните в ячейке D3 и нажмите клавишу <F4>. Появится символ $ перед именем столбца и номером строки. Введите выражение *1,5. В результате в этой строке будет выражение
$D$3*1,5
■установите курсор в 3-й строке (имя Значение_ если ложь) и по аналогичной технологии введите оставшуюся часть формулы
ЕСЛИ(И(C6>=3;D6=3);$D$3;0)
■после окончания формирования формулы нажмите кнопку <ОК>.
Скопируйте эту формулу в другие ячейки столбца Е.
Выполните команду Сервис, Параметры, вкладка Вид и установите флажок Формулы.
Проверьте работоспособность таблицы:
вводите другие оценки в экзаменационные ведомости;
измените минимальный размер стипендии.
Сохраните рабочую книгу.
Закройте рабочую книгу.
в с D Е
1
2 ВЕДОМОСТЬ НАЗНАЧЕНИЯ НА СТИПЕНДИЮ Группа № 3 Минимум стипендии 200 4 5 №п/п Фамилия, имя, отчество Средний балл Кол-во сданных экзаменов Стипендия
6 1 Снегирев А.П. =СРЗНАЧ('Экзамен 1MD6; 'Экзамен 1 (2)'!D6; 'Экзамен 1 (3)'!D6)=СЧЁТ('Экзамен l'!D6; 'Экзамен 1 (2)'!D6; 'Экзамен 1 (3)'!D6)=ECЛИ(И(C6>=4,5;D6=3);$D$3* 1,5; ECЛИ(И(C6>=3;D6=3);$D$3;0))
7 2 Орлов К.Н. =СРЗНАЧ('Экзамен l'!D7; 'Экзамен 1 ■ (2)'!D7; 'Экзамен 1 (3)'!D7)=СЧЁТ('Экзамен l'!D7; 'Экзамен 1 (2)'!D7; 'Экзамен1 (3)'!D7)= ECЛИ(И (C7>=4,5;D7=3);$D$3 * 1,5; ECЛИ(И (C7>=3;D7=3);$D$3;0))
8 3 Воробьева В.Л. =СРЗНАЧ('Экзамен l'!D8; 'Экзамен 1 (2)'!D8; 'Экзамен 1 (3)'!D8)=СЧЁТ('Экзамен l'!D8; 'Экзамен 1 (2)'!D8; 'Экзамен 1 (3)'!D8)= ECЛИ(И (C8>=4,5;D8=3);$D$3* 1,5; ECЛИ(И (C8>=3;D8=3);$D$3;0))
9 4 Голубкина О.Л. =СРЗНАЧ('Экзамен l'!D9; 'Экзамен 1 (2)'!D9; 'Экзамен 1 (3)'!D9)=СЧЁТ('Экзамен 1MD9; 'Экзамен 1 (2)'!D9; 'Экзамен 1 (3)'!D9)=ЕСЛИ(И(С9>=4,5;Б9=3);$Б$3* 1,5; ECЛИ(И (C9>=3;D9=3);$D$3;0))
10 5 Дятлов В.А. =СРЗНАЧ('Экзамен l'!D10; 'Экзамен 1 (2)'!D10; 'Экзамен 1 (3)'!D10)=СЧЁТ('Экзамен l'IDIO; 'Экзамен 1 (2)'!D10; 'Экзамен 1 (3)'!D10)=ЕСЛИ(И(С10>=4,5;Б10=3);$В$3* 1,5; ЕСЛИ(И(С10>=3;Ш0=3);$В$3;0))
11 6 Кукушкин М.И. =СРЗНАЧ('Экзамен 14D11; 'Экзамен 1 (2)'!D11; 'Экзамен 1 (3)'!D11)=СЧЁТ('Экзамен l'IDll; 'Экзамен 1 (2)'!D11; 'Экзамен 1 (3)'!D11)=ЕСЛИ(И(С11>=4,5;D11=3);$D$3* 1,5; ЕСЛИ(И(С 11>=3;D1 l=3);$D$3;0))
12 7 13 14 15 Итого стипендиальный фонд по группе =СУММ(Е6:Е14)Рис. 3. Электронная таблица Ведомость назначения на стипендию в режиме отображения формул