Социализация и адаптация детей с особыми образовательными потребностями в свете компетентностного подхода к процессу обучения и воспитания


Социализация и адаптация детей с особыми образовательными потребностями в свете компетентностного подхода к процессу обучения и воспитания
Кульпина Л.И. зам директора по УВР МОУ СОШ№55

Приоритетной целью модернизации современного образования является обеспечение высокого качества российского образования, которое не сводится только к обученности учащихся, к набору знаний и навыков, но связывается с воспитанием, понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории, как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность». Соответственно, сфера ответственности системы психолого-педагогического сопровождения не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в обучении, и должна включать в себя задачи обеспечения успешной социализации, сохранение и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков.
Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация для всех категорий учащихся, что предполагает:
защиту прав личности обучающегося, обеспечение его психологической и физической безопасности, педагогическую поддержку и содействие ребенку в проблемных ситуациях;
квалифицированную комплексную диагностику возможностей и способностей ребенка;
реализацию программ преодоления трудностей в обучении, участие специалистов системы сопровождения в разработке образовательных программ, адекватных возможностям и особенностям учащихся;
участие специалистов сопровождения в психолого-педагогической экспертизе, профессиональной деятельности педагогов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно- методических пособий и иных средств обучения;
психологическую помощь семьям детей групп особого внимания и др.
Задача формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, определяет необходимость широкого использования в системе сопровождения соответствующих программ развития социальных навыков, способностей к личностному самоопределению и саморазвитию.
При таком подходе объектом сопровождения выступает образовательный процесс (учебно-воспитательный процесс), предметом деятельности является ситуация развития ребенка как система его отношений с миром, с окружающими (взрослыми и сверстниками), с самим собой.
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка может рассматриваться как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление.
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).
В современной школе педагоги все чаще сталкиваются с проблемой обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями (в частности с задержкой психического развития).
Анализ ситуации показывает, что дети, обучающиеся в специальных коррекционных классах (далее – С(К)О), зачастую оказываются вне системы сопровождения либо участие специалистов сопровождения ограничивается отбором детей в данные классы.
Приоритетным направлением работы педагогического коллектива МОУ СОШ № 55 является психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями. Наряду с общеобразовательными задачами, педагогический коллектив школы решает специфические, заключающиеся в создании наиболее благоприятных условий коррекции аномального развития ребенка, его специальной адаптации.
Педагогический коллектив рассматривает коррекцию как систему педагогических, психологических и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического или физического развития. Педагоги, педагог-психолог, дефектолог, логопед и другие специалисты осуществляют систематическую диагностику развития детей данной категории, отслеживая эффективность обучения по программам классов СКО, разрабатывают специальные индивидуально-ориентированные коррекционно-развивающие программы, индивидуальные образовательные маршруты.
Система коррекционно-развивающей работы школы выстроена на концептуальных позициях таких специалистов – практиков, как Т.А. Власова, М.С. Певзнер, В.И Лубовский, У.О. Ульенкова, которые обобщили клинические данные о детях С ЗПР и предложили общие рекомендации по организации коррекционной работы различных специалистов (психологов, дефектологов, логопедов, педагогов).
Понятие «зона ближайшего развития» отечественного психолога Л.С. Выготского легло в основу основополагающего принципа коррекционной работы с детьми с ЗПР и в основу построения коррекционно-развивающей работы нашего ОУ.
Наблюдения и психодиагностические исследования учащихся с задержкой психического развития позволили выявить у детей данной категории следующие общие особенности познавательной деятельности:
дети избегают поисковой активности,
отличаются несобранностью, невнимательностью,
частично или полностью отсутствует готовность к волевым усилиям,
крайне низкая работоспособность.
небольшая продуктивность памяти;
непрочные и бессистемные знания.
В тоже время у этих учащихся были выявлены следующие поведенческие отклонения:
не принятие школьных требований;
низкий уровень продуктивности в учебной работе;
слабокритичность к себе в учебе и поведении;
повышенная импульсивность или выраженная «тормозимость»;
несобранность во время уроков, отвлекаемость.
В настоящее время педагоги работают с неоднородным контингентом детей. Для устранения трудностей в обучении, коррекции поведенческих отклонений, оказания помощи в социальной адаптации, выборе профессии в школе создана программа «Социализация и адаптация детей с особыми образовательными потребностями в условиях современного мира»
Цель программы: создание оптимальных социально-педагогических условий, ориентированных на формирование социализированной личности с особыми образовательными потребностями, готовой к самоопределению и саморазвитию, адаптивной к современным социально-экономическим условиям с последующим профессиональным определением.
Ожидаемые результаты:
Дети будут лучше ориентироваться в окружающей жизни, лучше понимать происходящие события, уверенней чувствовать себя в общественных местах.
Снизится уровень тревожности.
При выпуске из школы имеем социализированную личность, готовую к самоопределению и саморазвитию, адаптивную к современным социально-экономическим условиям с последующим профессиональным определением.
Задачи, обеспечивающие внедрение модели компетентностного подхода:
создание системы локальных документов в соответствии с нормативно – правовой базой
выстраивание модели взаимодействия структурных единиц образовательного пространства
квалифицированная комплексная диагностика возможностей и способностей ребенка на протяжении всего курса обучения в школе;
участие специалистов социально - психолого - педагогического сопровождения в разработке и реализации образовательных программ, индивидуальных коррекционно – образовательных маршрутов
участие специалистов сопровождения в психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности педагогов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий и иных средств обучения;
решение вопросов преемственности
мониторинг динамики развития и качества усвоения учебного материала учащимися с особенностями в развитии;
психологическая помощь семьям детей групп особого внимания и др.
создание ситуации успеха путем выявления и максимального использования талантов и способностей каждого ребенка в процессе подготовки его к жизни.
Реальная практика образования испытывает потребность в педагоге-профессионале, способном к работе с различными категориями детей (детей с особенностями в развитии, одаренных детей, детей- представителей различных этнических и субкультурных общностей) в соответствии с различными типами норм развития: среднестатистической, социокультурной, индивидуально-личностной. Для этого необходима работа каждого педагога по самообразованию, по овладению минимумом знаний по коррекционной педагогике


15