Статья на тему : Проблема обучения детей с особыми образовательными потребностями в условиях школы-интерната


Насибуллина Р.Н.
Проблема обучения детей с особыми образовательными потребностями в условиях школы-интерната
ГБОУ «Тлянче - Тамакская школа - интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, с.Тлянче - Тамак Во всем мире есть особые дети, которые имеют различные отклонения в развитии. Таких детей принято называть – дети с особыми образовательными потребностями или дети с ограниченными возможностями здоровья. Сухомлинский В.А. говорил о здоровье человека: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Дети с особыми образовательными потребностями - новый, еще не устоявшийся термин; возникает, как правило, во всех странах мира при переходе от унитарного общества к открытому гражданскому, когда общество осознаёт потребность отразить в языке новое понимание прав детей с нарушениями в психофизическом развитии, новое отношение к ним. Данный термин призван вытеснить из широкого употребления термины "аномальные дети", "дети с нарушениями в развитии", "дети с отклонениями в развитии" и конкретизирующие их термины (дебил, идиот, даун, спастик, алалик, дизартрик и др.) как термины, указывающие на ненормальность, неполноценность человека. Подтверждая отказ общества от деления людей на полноценное большинство и неполноценное меньшинство, новый термин закрепляет смещение акцентов в характеристике этих детей с недостатков, нарушений, отклонений от нормы на фиксацию их потребностей в особых условиях и средствах образования, указывает на ответственность общества за выявление и реализацию этих потребностей.
Введение в человеческое сообщество детей с особыми образовательными потребностями является основной задачей всей системы коррекционной помощи, конечной целью которой является социальная интеграция, направленная на включение ребенка в жизнь общества. Образовательная же интеграция, являясь частью социальной интеграции, рассматривается как процесс воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья совместно с обычными.В настоящее время в России применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:
- дифференцированное обучение детей с нарушениями физического и ментального развития в школах для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях;
- инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.
К детям с ограниченными возможностями здоровья относят: детей- инвалидов; детей с диагнозом умственной отсталости; детей с нарушением слуха, зрения, недоразвитостью речи; детей с аутизмом; детей с комбинированными нарушениями в развитии.
Интеграция — не новая для Российской Федерации проблема. В детских садах и школах России находится много детей с отклонениями в развитии. Эта категория детей крайне разнородна и «интегрирована» в среду нормально развивающихся сверстников по разным причинам. Условно можно разделить на четыре группы:
1. Дети, чья «интеграция» обусловлена тем, что отклонение в развитии не было выявлено.
2. Дети, родители которых, зная об особых проблемах ребенка, по разным причинам хотят обучать его в массовом детском саду или школе.
3. Дети, которые в результате длительной коррекционной работы, проводимой родителями и специалистами, подготовлены к обучению в среде нормально развивающихся сверстников, в результате чего специалисты рекомендуют им интегрированное обучение. В дальнейшем такие дети, как правило, получают лишь эпизодическую коррекционную помощь, при этом связь между учителем-дефектологом, психологом и педагогами детского сада или школы осуществляется в основном через родителей.
4. Дети, обучающиеся в специальных дошкольных группах и классах в массовых детских садах и школах, чье обучение и воспитание осуществляется с учетом отклонений в их развитии, но специальные группы и классы часто оказываются обособленными, изолированными.
Существенная сторона процесса обучения детей с особыми образовательными потребностями – мотивы учения. Они во многом определяют направленность личности школьника, его успехи и неудачи. Мотивация учения может быть положительной, нейтральной, негативной или сложной, сочетающей в себе разные мотивы. Положительными мотивами являются стремление к знаниям, желание получить хорошую отметку, заслужить благодарность родителей и учителей, быть уважаемым среди своих сверстников, стремление к труду, к получению специальности. Задача учителя в этом случае состоит в том, чтобы развивать и укреплять эти мотивы. У учащихся с ограниченными возможностями здоровья, как правило, доминируют нейтральные или отрицательные мотивы к процессу учения. Очень часто, к сожалению, в этом бывает повинна микросреда – семья, сверстники и т.д.
Одной из особенностей школ – интернатов для детей с ограниченными возможностями здоровья является то, что часть контингента состоит из учеников, переведенных из общеобразовательных школ, в которых они проявили полную несостоятельность в обучении. Насмешки сверстников выработали у них стойкий отрицательный стереотип к школе и учебной деятельности. Перед коллективом учителей школ – интернатов для детей с ограниченными возможностями здоровья в этом случае встает трудная задача нейтрализации отрицательных мотивов, воспитания положительной мотивации учения, формирования положительных стереотипов. Моделирование проблемных ситуаций повышает интерес учащихся к учебному занятию.
Значительно способствуют развитию желания учиться интересные практические занятия, экскурсии, наблюдения, а так же активное участие школьников во внеклассной и внешкольной работе.
Чтобы научиться руководить учебной познавательной деятельностью учащихся, необходимо хорошо представлять основные этапы овладения знаниями: восприятие, осмысливание учебного материала, запоминание и закрепление, применение знаний, умений и навыков в практической деятельности. Особенно важным для детей с особыми образовательными потребностями является применение знаний, умений и навыков в практической деятельности, так как этим детям очень сложно даже имеющиеся знания и сформированные умения и навыки адекватно использовать в новых условиях, а тем более в самостоятельной работе. Здесь важна не только учебная деятельность во время общеобразовательных уроков, но и все виды трудового и профессионально – трудового обучения, общественно полезный и обслуживающий труд, работа на пришкольном участке и т.п. Большие возможности имеет в этом отношении внеклассная и внешкольная работа. Участие школьников в работе различных кружков, в спортивных, художественных секциях учит детей использованию учебных умений и навыков в различных видах практической деятельности.
Проблема социальной адаптации в школе – интернате является частью фундаментальной проблемы взаимодействия учащегося и социальной среды. Одним из условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во взрослую жизнь, для чего, прежде всего, необходимо создавать педагогические условия в образовательном учреждении и в семье. В школе – интернате учащиеся познают социум, учатся вести себя в обществе, строить отношения ошибаться и находить верные пути для исправления своих ошибок.
Такие дети нуждаются в особом подходе и особой организации обучения и воспитания. Социализация – важнейшая и первостепенная задача такого обучения и воспитания. Л.С.Выготский говорил о том, что социальное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья является единственно состоятельным научным путем его воспитания.
Для учащихся нашей школы очень важным является овладение не только учебными знаниями, умениями и навыками, но и навыками самообслуживания,
культуры общения, приспособление к ежедневной жизни людей, к жизни в обществе. Педагоги нашей школы - интернат проводят большую работу по развитию ключевых компетенций и воспитанников, создавая благоприятные условия для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для успешной социализации наших детей мы сотрудничаем с родителями воспитанников. Родители участвуют в праздничных мероприятиях, концертных программах, конкурсах, выставках. Все это позволяет им адекватно оценивать способности и возможности своего ребенка, испытывать чувство гордости за него.
В связи с переходом на новые Стандарты и качественно иную парадигму образовательного процесса, претерпевает изменения и содержательная часть профессиональной деятельности специалиста образовательного учреждения, работающего с детьми с особыми образовательными потребностями (с ограниченными возможностями здоровья) – учителя-дефектолога.
 Стандартом учитываются образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, предполагается создание специальных условий в образовательном учреждении для их обучения и развития, обеспечивающих коррекцию и преодоление (полное или частичное) нарушений в развитии ребенка.
Деятельность учителя-дефектолога в школе направлена на решение проблем обучения и воспитания детей, трудности которых носят стойкий характер и требуют пролонгированного наблюдения и специализированной помощи на разных возрастных этапах.
Дети с особыми образовательными потребностями – это особая категория людей, особая школа. Работая с ними, замечаешь одну закономерность – чем меньше у человека физических возможностей, тем больше душевного тепла. Они также способны, как и обычные дети и нуждаются лишь в том, чтобы им дали возможность проявить свой талант и оказали поддержку. Мы передаем своим подопечным знания и умения, а от них получаем способность радоваться простым вещам, здоровью, солнцу, жизни. Всему тому, чему в повседневности мы не придаём  значения. Пережив незабываемый, счастливый опыт творчества, такой ребенок не останется прежним. Эмоциональная память об этом  будет заставлять его искать новые творческие подходы, поможет преодолеть неизбежные кризисы, возникающие в их повседневной жизни.
Итак, получение детьми с особыми образовательными потребностями образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с особыми образовательными потребностями на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования.