Тема выступления: «Сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в условиях дошкольного учреждения общеразвивающей направленности»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана «Детский сад комбинированного вида «Ёлочка»
Якупова Наталья Яковлевна, воспитатель группы компенсирующей направленности
Тема выступления: «Сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в условиях дошкольного учреждения общеразвивающей направленности»
Обучение, воспитание и развитие в группе ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) ставит педагога перед выбором дальнейшего пути развития профессиональной деятельности.
Один путь – продолжать следовать известным стереотипам, воспринимая присутствие в группе такого ребенка как помеху «нормальному» обучению и воспитанию других детей.
Другой путь – принять изменения. Если педагог выбирает этот путь, то ему предстоит пересмотреть не только профессиональные, но и личностные ценности и установки. При этом основой профессиональной деятельности становится уверенность в том, что каждый ребенок способен развиваться при создании тех или иных специальных условий.
Инклюзивное образование требует реализации индивидуального подхода к каждому ребенку не на словах, а на деле.
Проектирование образовательного процесса, построение индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ – достаточно сложная задача для одного воспитателя.
Инклюзивное образование может быть эффективным только в том случае, если педагог умеет работать в сотрудничестве с другими специалистами.
Привлечение к этой работе узких специалистов ДОУ: педагога-психолога, учителя-логопеда и – что очень важно – родителей является необходимым для достижения поставленной цели.
Немаловажную роль в качестве дополнительного ресурса для профессионального роста, методической и психологической поддержки педагога играет возможность тесно сотрудничать со специалистами ресурсного центра или методического центра.
Педагогу необходимо осваивать новые подходы к оценке достижений своих воспитанников.
Разрабатывая индивидуальную образовательную программу для ребенка с ОВЗ, команда специалистов определяет, какие показатели будут являться критериями его достижений. При этом используются уже разработанные показатели динамики развития и освоения образовательной программы для всех детей, обучающихся на той или иной ступени.
Например, целевые ориентиры.
А исходя из возможностей воспитанников, формулируются критерии индивидуального продвижения каждого ребенка – как в освоении основной образовательной программы, так и в формировании навыков, необходимых для успешной социализации.
Структура индивидуальной образовательной программы
Основная цель ИОП – построение образовательного процесса для ребенка с ОВЗ в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей.
Этапы и особенности работы над индивидуальной образовательной программой:
Диагностика
На данном этапе осуществляется:
1 организация диагностической работы воспитателя и специалистов психолого-педагогического сопровождения;
2 подготовка заключений о психологических особенностях ребенка, сформированности у навыков самообслуживания, специфики взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Основные задачи комплексной диагностики заключаются в определении образовательных потребностей ребенка и его возможностей, на которые можно опереться в первую очередь; а также выяснении актуальных направлений деятельности воспитателя и специалистов.
Разработка ИОП
Данный этап включает:
1 проектирование необходимых структурных составляющих программы;
2 формулирование ее цели (совместно с родителями!);
3 определение круга задач в рамках реализации программы;
4 определение содержания коррекционного, образовательного компонентов;
5 планирование форм реализации разделов программы;
6 определение временных границ реализации ИОП;
7 определение форм и критериев мониторинга учебных достижений и формирования социальной компетентности;
8 определение форм и критериев мониторинга эффективности коррекционной работы.
Реализация
Этот этап направлен на:
организацию деятельности воспитателей и специалистов психолого-педагогического сопровождения в соответствии с программой и планом;
планирование и проведение занятий с учетом задач ИОП;
адаптацию содержания учебных материалов и пособий, подбор дидактических материалов;
введение различных форм взаимодействия на занятии с использованием поддерживающих стратегий;
организацию мониторинга учебных достижений и социальной компетентности ребенка;
организацию мониторинга эффективности коррекционной работы.

Индивидуальный образовательный план для ребенка с _______________, обучающегося в МБДОУ «Д/с «__________»
Общие сведения:
Ф. И.О. ребенка:
Возраст:
МБДОУ «Д/с «___________»
Группа: «Звездочки»
Ф.И.О. родителей:
Ф.И.О. основного педагога ( воспитателя):
Ф.И.О. специалистов сопровождения:
Учитель-логопед
Учитель-дефектолог
Педагог-психолог
Социальный педагог
ТьюторИнструктор ЛФК
Заключение
и рекомендации
ПМПК Основная цель
на текущий период
в направлении
развития
и социализации
ребенка
(учебный год) Общие задачи
на период
реализации ИОП Режим пребывания
ребенка в ОУ II. Создание «безбарьерной» среды (могут быть заполнены не все графы, если ребенку не требуются специальные приспособления или дополнительное оборудование)
Потребности ребенка – компенсация способностей: контролировать свое поведение, к трудовой деятельности, к освоению образовательной программы.
Направления
деятельности
по созданию
безбарьерной среды
Задачи на период
(возможные) Ресурсы длярешения и
ответственный
Сроки
выполнения
Построение
комфортной среды:
изменения впомещениях (класснаякомната; рекреация и
т.д.) Создание сенсорно обогащенной среды Материалы длянормализации тонуса При наблюдаемой утомляемости к концу занятий возможно посещение сенсомоторной комнаты Визуальная
поддержка алгоритмы деятельности
в картинках Обеспечение
специализированным
учебным оборудованием Обеспечение
помещений ДОУ
специализированным
оборудованием и
приспособлениями Приспособления для ориентации слабовидящего
ребенка – метки-маркеры Учебные пособия,
дидактические
материалы III. Психолого-педагогическое сопровождение
Основное
направление
деятельности Конкретные задачи
на период Режим и формы
работы Необходимый
специалист Показатели
достижений Формы оценки результатов
работы (динамика развитияребенка, самоанализ
деятельности специалиста)
Развитие зритель-
ной ориентировки
в пространстве Различение лево-право,
верх-низ, над-под-за-
перед-на1 раз в неделю
индивидуально
после уроков —
развивающие игры,
работа с картинка-
ми и телом Педагог-
психолог Правильная ориентировка
на листе бумаги, правильное расположение предметов в пространстве Включенное наблюдение в ходе занятий
Беседа с другими специалистами
Проверочные задания в виде игры (расположение фигурок в пространстве, игра в прятки)
Развитие познавательных процессов Развитие концентрации
внимания, памяти 2 раза в неделю Учитель-
дефектолог Умение удерживать внимание в продолжение15 минут; запоминание 7 слов из 10 Наблюдение за ходом занятия;
срезовая диагностика («10 отличий», «Лабиринт»)
Освоение правил
Поведения в детском саду Сопровождение на занятиях ТьюторПридерживается правил
поведения в детском саду,
действует в соответствии с требованиями воспитателя
наравне с одногруппникамиНаблюдение на занятиях
Беседа с воспитателем и другими
специалистами