«Инновационные технологии комплексного психолого — педагогического и медико- социального обеспечения детей с особыми образовательными потребностями»


«Инновационные технологии комплексного психолого - педагогического и медико- социального обеспечения детей с особыми образовательными потребностями»
Статья
Автор: Комарова Нина Николаевна, заместитель директора по учебной работе , КГУ «Рудненская специальная школа- интернат для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с особыми образовательными потребностями»
Одной из ведущих современных тенденций в образовании Казахстана, является рост доли детей с комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания.  Вместе с тем, наряду с «утяжелением» состава школьников с особыми образовательными потребностями, обнаруживается и противоположная тенденция. Масштабное практическое применение научных достижений в сфере медицины, техники, цифровых технологий, специальной психологии и коррекционной педагогики приводит к тому, что часть детей с особыми образовательными потребностями к семи годам достигают близкого к норме уровня психического развития, что ранее наблюдалось в единичных случаях, а потому считалось исключительным.
Названная категория детей, обучающаяся как в общеобразовательных, так и в специальных организациях образования, особенно нуждается в инновационных технологиях комплексного психолого - педагогического и медико- социального обеспечения детей с особыми образовательными потребностями».
Концептуальная часть инновационных технологий комплексного психолого - педагогического и медико - социального обеспечения детей с особыми образовательными потребностями - это научно- правовая база технологии, те нормативно- правовые акты, психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент. Данный вопрос нашел свое отражение в следующих нормативно- правовых актах Республики Казахстан:
- Закон Республики Казахстан от 11 июля 2002 года N 343 «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями». В настоящем Законе
 социальная и медико-педагогическая коррекционная поддержка детей с ограниченными возможностями определяется как деятельность организаций образования, социальной защиты населения, здравоохранения, предоставляющих специальные социальные, медицинские и образовательные услуги, обеспечивающие детям с ограниченными возможностями условия для преодоления и компенсации ограничения жизнедеятельности и направленные на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Правительство Республики Казахстан: 1) определяет стандарты социального обслуживания и социального обеспечения в области социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями; 2) утверждает бесплатный гарантированный объем медицинской помощи в сфере социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями; -«Рекомендации по организации интегрированного (инклюзивного) образованиядетей с ограниченными возможностями в развитии». Постановление Правительства Республики Казахстан от 5 февраля 2007 года № 81 «Об утверждении Плана мероприятий по социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями».Коррекционная педагогическая поддержка внутри организации образования осуществляется специальным педагогом (педагогом-дефектологом), психологом, социальным педагогом).Сопровождение процесса обучения детей с ограниченными возможностями в развитии вне организации образования осуществляется специалистами специальных коррекционных организаций образования, ПМПК, кабинета психолого-педагогической коррекции, логопедических пунктов, а также специалистами медицинских учреждений на договорной основе.- Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан № 512 от «12» декабря 2011 года «Методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями» указывают на необходимость разработки и реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы, в реализации которой бы участвовали педагог-дефектолог, педагог- психолог, педагог- логопед, учитель и воспитатель, музыкальный руководитель (педагог дополнительного образования), инструктор ЛФК. и обязанности специалистов психолого - педагогического и медико- социального сопровождения детей с особыми образовательными потребностями
Содержательную часть технологий составляют цели
- Создание специальных условий для получения образования детьми с особыми образовательным потребностями. Интегративным результатом реализации указанных требований должно быть:
-создание среды, адекватной общим и особым образовательным потребностям, физически и эмоционально комфортной для ребенка с особыми образовательными потребностями, открытой для его родителей (законных представителей); гарантирующей сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся, а также содержание комплексного психолого - педагогического и медико- социального обеспечения детей с особыми образовательными потребностями, которые обозначены как,
содержание деятельности специалистов служб сопровождения: психологов, дефектологов, логопедов, воспитателей, учителей, врачей, социальных педагогов, направленное на создание благоприятных психолого-педагогических условий для обучения и воспитания ребенка и успешной адаптации и интеграции в общество.
Педагог-дефектолог проводит углубленное обследование детей с ограниченными возможностями, определяет план коррекционно-развивающей работы с каждым ребенком, реализует его, прослеживает динамику развития воспитанников; оказывает организационно-методическую помощь педагогическим работникам по вопросам интегрированного обучения и воспитания детей.
Педагог-психолог проводит психокоррекционную работу с целью устранения выявленных отклонений, оказывает психологическую помощь семьям детей с ограниченными возможностями в развитии, способствует поддержанию благоприятного психологического климата в коллективе организации образования.
Педагог-логопед выявляет речевые нарушения детей и проводит коррекционную работу по их преодолению, участвует в работе по развитию речевых навыков в общеобразовательной среде.
Учитель и воспитатель планируют, организуют и проводят образовательную работу по обеспечению полноценного психического развития детей на основе изучения их индивидуальных особенностей, интересов и способностей, осуществляют педагогическую деятельность в тесном контакте с педагогом-дефектологом и другими специалистами, участвующими в психолого-педагогическом сопровождении.
Музыкальный руководитель организует и осуществляет работу со всеми детьми по эстетическому и музыкальному воспитанию с учетом индивидуальных особенностей детей.
Инструктор ЛФК осуществляет физическое воспитание детей с учетом их физической подготовленности, индивидуальных особенностей и состояния здоровья, приобщает детей к здоровому образу жизни, проводит с ними коррекционную работу, направленную на нормализацию дыхания, укрепление моторики, развитие зрительно-моторной координации и другие.
Процессуальная часть технологий представлена системной совокупностью следующих элементов:
-организационное обеспечение (нормативно - правовые акты, организацию питания и медицинского обслуживания, организацию взаимодействия с органами социальной защиты, организациями дополнительного образования, с ПМПК и МСЭК, информационное обеспечение);
- материально- техническое (архитектурная среда и специальное оборудование, учебное и внеучебное пространство);
- организационно - педагогическое и программно - методическое обеспечение;
- психолого - педагогическое и медико - социальное сопровождение детей с особыми образовательными потребностями;
-кадровый состав.
На сегодняшний момент инновационными технологиями профессиональной деятельности педагогов и специалистов, реализующих инклюзивную практику являются Портфолио и, входящее в его структуру, Индивидуальная образовательная программа (ИОП). Нами разработаны и внедрены в учебно - воспитательный процесс данные инновационные технологии.
Рассмотрим их подробнее.
Портфолио учащегося является одним из средств индивидуальной накопительной оценки знаний и способностей учащегося. Благодаря нему, можно судить об учебных, творческих, коммуникативных результатах школьника, т.е. иметь представление об уровне развития. Следовательно, можно целенаправленно обеспечивать психолого - педагогическое и медико- социальное сопровождение ребенка с особыми образовательными потребностями.
Портфолио является способом фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений ученика в определенный период его обучения. Это своеобразный отчет по процессу обучения и воспитания, коррекции и развития учащегося, позволяющий увидеть картину конкретных образовательных результатов, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.
Нормативно-правовым и структурно - содержательным обеспечением явились:
-Постановление Правительства РК от 23.08.2012 г. № 1080, ГОСО РК 1.4.002-2012 г.
«Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования соответствующих уровней образования», где присутствует положение о необходимости ведения портфолио обучающегося (раздел 1) и требованиях к уровню подготовки обучающихся (раздел 4), а именно - 3-х аспектный подход: системно - деятельностные личностные и предметные результаты.
- Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан № 524 от 12 декабря 2011 года «Методические рекомендации по организации психолого - педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями», где обозначено, что «для определения эффективности психолого-педагогического сопровождения возможно использование метода катамнеза» и дается примерная схема:
1)фамилия, имя ребенка;
2)возраст;
3) соматический статус;
4) психический статус;
5) приоритетные интересы в отношении к разным видам деятельности;
На основании данных документов нами разработано Портфолио ученика, включающего следующие Папки:
- «Интересы к разным видам деятельности».
- «Соматический статус».
-«Психический статус».
- «ИОП. Индивидуальная образовательная программа».
- «Мониторинг».
- «Карты развития».
Заполняют данную документацию зам. директора по АХЧ, учителя - предметники, воспитатели, классные руководители, психологи, социальный педагог, врач. Режим заполнения 1 раз в четверть (ИОП, мониторинг), 2 раза в год (Карты развития, в начале - по окончанию года), 1 раз в год (Психический, соматический статус), по мере поступления материала (Интересы к различным видам деятельности).
Следующая технология - Индивидуальная образовательная программа.
Для того чтобы можно было отследить эффективность   психолого-педагогического и медико - социального сопровождения  и  анализировать динамику обученности и развития каждого обучающегося, прохождение образовательной программы, коррекционную работу с ним; выполнение рекомендации, содержащиеся в заключениях психолого-медико-педагогической комиссии, государственных учреждений медико-социальной экспертизы (для детей-инвалидов), лечебно-профилактических учреждений здравоохранения; нами была разработана Индивидуальная образовательная программа ученика специальной школы - интернат, в которой  фиксируются качественные характеристики обучающегося.  Выполнение данных задач тесно связано с созданием конкретной системы сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями через индивидуальную образовательную программу, основанной на профессиональной комплексной интегративной работе всего коллектива специальной организации образования. Особенностью является то, что в отличие от существующих ИОП, ориентированных, как правило, на характеристики развития ребенка: например - моторика, учебная деятельность, сформированность познавательной и эмоционально - волевой деятельности, поведение и т.д., нами акцентировалась работа всех педагогов, специалистов, сотрудников задействованных в обучении, воспитании, коррекции и развитии, обслуживании ребенка данной категории на оказание специальных образовательных услуг (Статья 9. Организации, оказывающие медицинские, специальные образовательные и специальные ,социальные услуги детям с ограниченными возможностями, Закон Республики Казахстан от 11 июля 2002 года N 343 «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями»).
Следовательно, были определены необходимые виды, объем, сроки, специалисты, необходимые для коррекции отклонений и особенностей в развитии ребенка: бытовые, медицинские, психологические, педагогические, экономические, правовые. Актуальность внедрения Индивидуальной образовательной программы ребенка с особыми образовательными потребностями была продиктована необходимостью создания единой документации, отражающей динамику развития ребенка, эффективность используемых форм и методов работы, возможность вести оперативно необходимые мероприятия, выстроить соответствующую систему работы всех специалистов школы - интерната, объединить и скоординировать усилия медицинских и педагогических работников, узких специалистов, других сотрудников (работники питания, техперсонал), обеспечить единые целевые установки по обеспечению физического и духовно- нравственного становления личности каждого ребенка, реализации его потенциала, формировании. неповторимой индивидуальности.
С учетом вышеназванных целей Индивидуальная образовательная программа позволяет реализовывать следующие принципы: единство диагностики и вытекающей из этого коррекционной помощи, представления о структурно - динамической целостности развития, профессиональной компетентности, приоритетность учебно - воспитательных задач; проводить работу по следующим направлениям: осуществление мониторинга за состоянием физического, психического и духовно- нравственного развития детей, формирование позитивных отношений к неповторимой индивидуальности личности ребенка, реализация потенциала каждого ребенка; оказание психологической, социально - педагогической помощи в решении жизненно важных и трудноразрешимых вопросов; проведение учебно - воспитательных мероприятий коррекционно - развивающего и компенсирующего характера, использование индивидуальных и групповых форм работы с детьми.
Особенностью составления и заполнения индивидуальной образовательной программы является во- первых, обязательное утверждение директором, персональная ответственность каждого специалиста, определение сроков выполнения. Это позволяет детально проанализировать правильность объема услуг, качество их выполнения , причины невыполнения (объективные и необъективные, ситуационные). Во- вторых, проведение предварительной диагностической работы специалистами. Т.е. для того, чтобы составить программу коррекционно - развивающих мероприятий, соответствующих данным услугам, необходимо провести комплексное интегративное диагностическое обследование ребенка, результаты которого впоследствии будут положены в основу индивидуальной образовательной программы . Оно включает: сведения социального характера, сформированность учебных навыков (по казахскому и русскому языку, математике, чтению), состояние физического и психического здоровья учащихся, общая характеристика возрастного развития, уровень воспитанности, уровень развития индивидуально - психических особенностей познавательной сферы, уровень развития эмоционально - волевой сферы и психических свойств, уровень коммуникативного развития, уровень развития и саморазвития. Это является неотъемлемой частью социальной адаптации ребенка. Именно эти результаты позволяют в дальнейшем всем специалистам (учителям, психологу, логопеду, социальному педагогу, врачу-педиатру, врачу - психиатру, воспитателям) «от ребенка» спланировать индивидуальную и групповую работу с ним. В свою очередь, именно данная система работы позволяет, далее сопоставив две Индивидуальные образовательные программы одного ребенка, составить мониторинг, выделив положительное и отрицательное, на основе анализа внести необходимые коррективы
Условия реализации включают заполнение каждого раздела специалистом, ответственным за данное направление.
Периодичность составления индивидуальных образовательных программ может быть различна (в нашем случае - один раз в четверть), результаты могут быть рассмотрены на педагогических советах (результаты проведенной коррекционно- развивающей и реабилитационной работы), совещаниях при директоре (качество выполнения должностных обязанностей работников школы - интерната), заседаниях научно – методического совета (внедрение и эффективность коррекционно - развивающих и образовательных программ, утверждение адаптированных программ), заседаниях методических объединений (здоровьесберегающее пространство, развитие личности ребенка, динамика обученности и воспитанности, социализация и адаптация учащихся).
В заключении хотелось бы привести слова Януша Корчака «Люби ребенка любым -не талантливым, не удачливым, взрослым. Общаясь с ним -радуйся, потому что «ребенок- это праздник, который еще с тобой»