Статья на тему Формирование связной речи на занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения

Формирование связной речи
на занятиях по развитию слухового восприятия и формирования произношения

Для детей с нарушенным слухом, как для глухих, так и слабослышащих, характерно отсутствие связной речи. Задача учителя-сурдопедагога, проводящего занятия по развитию слухового восприятия и формирования произношения, добиваться у воспитанников и обучающихся достаточно грамотной речи. Формирование связной речи включает в себя следующие аспекты: правильное сочетание прилагательного и существительного, числительного и существительного, правильное употребление в предложении глаголов прошедшего и будущего времени, а также использование в речи предлогов. В своей работе на занятиях по РСВ и ФП я особое внимание уделяю употреблению предлогов, так как овладение употреблением предлогов в речи неслышащих детей считается одной из наиболее трудных сторон речевого развития.
Работу по овладению глухими и слабослышащими детьми употреблением предлогов в речи необходимо начинать с самого раннего возраста. Для того, чтобы неслышащие дети в дальнейшем правильно употребляли в своей свободной речи предлоги, требуется сформировать пространственные представления детей. Освоение пространства комнаты, улицы осуществлять совместно с ребенком, сначала держа его за руку, затем предоставлять ему свободу действий. В течении нескольких лет занятий у детей надо воспитывать представления о том, что в комнате есть верх и низ, что на улице можно пойти вправо и влево, соответственно есть правая и левая стороны. На четвертом и пятом годах обучения для закрепления понятий справа и слева проводятся различные игры. Можно выстроить детей в одну линию, выбрать одного ребенка и предлагать ему разные задания:
- Влад, встань слева от Даши.
- Влад, встань справа от Данила.
Такая работа проводится с каждым ребенком, но не на одном и том же занятии. Затем это задание можно усложнить, вводя предлог между. Сначала дети не могут выполнить данное задание, поэтому предлагается провести игру с предметами. При этом постоянно проговаривать педагогу: стул стоит между шкафом и столом, игрушка лежит между коробкой и стулом. Дети говорят с педагогом сопряженно. Только практически, без правил, из общения со взрослыми неслышащий ребенок овладевает всеми грамматическими формами и конструкциями речи. Прежде чем мы хотим услышать ту или иную грамматическую конструкцию в речи своих воспитанников или обучающихся, мы должны начать активно употреблять ее в своей речи. Сопряженно или отраженно проговаривая речевой материал за взрослыми, дети непроизвольно привыкают к данным формам. В дальнейшем взрослые побуждают ребенка использовать новые конструкции и грамматические формы в его собственной речи. Постепенно в самостоятельную речь ребенка переходят грамматические формы и конструкции с правильным употреблением предлогов.
Для того чтобы ребенок относился к слову все более внимательно, необходимо продолжать регулярно привлекать ребенка к таким видам деятельности, которые помогали бы ему более осознанно устанавливать зависимость результатов практической деятельности от грамматического оформления задания.
Все грамматические ошибки ребенка следует исправлять только в словосочетаниях исправление изолированного слова недопустимо. Например, если воспитанник или обучающийся сказал « Я пошёл улица» или «Цветок стоит окно », надо просить его сначала говорить вместе с вами «Я пошёл на улицу » (а не « на улицу» изолированно). Потом ребенок повторяет словосочетание самостоятельно, а затем снова уже правильно повторяет всю фразу целиком «Я пошёл на улицу ».




15