Комплексный подход в обучении и воспитании обучающихся начальных классов с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ.


В современной психологии личности проблема структуры и механизмов саморегуляции психической деятельности является одним из наиболее важных как теоретических, так и практически значимых вопросов,
которому посвящено немало работ .
Гиперактивность и дефицит внимания – одна из самых распространенных форм нарушений поведения в детском возрасте и одна из главных причин школьной дезадаптации, особенно в период обучения детей в начальной школе.
Проявляются эти нарушения в виде двигательной расторможенности, импульсивности поведения, расстройстве внимания, легкой недостаточности координации движений и мелкой моторики.[1, с.15]
А.Д. Гонеев выделяет комплекс клинических проявлений дефицита внимания у детей:
- беспокойные движения в кистях и стопах;
- неумение сидеть на одном месте;
- легкая отвлекаемость на посторонние раздражители;
- нетерпеливость;
- неумение доводить начатое до конца;
- очень быстрая переключаемость с одного дела на другое;
- болтливость;
- неумение играть, разговаривать тихо и спокойно;
- отсутствие умения прогнозировать последствия своих поступков;
- спонтанность и необдуманность действий;
- суетливость;
- несформированность праксиса мелкой моторики;
- малая продолжительность сна и трудности при засыпании. [2, c. 60]
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) можно рассматривать как сложное психическое состояние ребенка, характеризующееся особым профилем познавательных функций, эмоционально-личностной сферы и поведения ребенка. В практической работе в образовательном учреждении специалисты и педагоги сталкиваются с детьми, имеющими на момент поступления в дошкольное или школьное учреждение поставленный психоневрологом диагноз – СДВГ, а также с детьми, страдающими от сходных состояний. Эти сходные состояния могут проявляться как изолированные симптомы гиперактивности, импульсивности, расторможенности или дефицита внимания, которые препятствуют адаптации ученика в классе и нарушают процесс его обучения[3, с. 48].
Процесс коррекции данного синдрома достаточно длительный и должен включать комплексный подход. Необходима согласованная работа образовательной организации и семьи. Ведущую роль в коррекции синдрома гиперактивности и дефицита внимания отводят поведенческой терапии, включающей обучение детей и их окружения – родителей и педагогов. Лишь эффективное взаимодействие: «ребенок – родитель – педагог – психолог» может дать положительный результат.
В качестве основных методов воспитания ребенка с СДВГ необходимо использовать поддержку и вознаграждение, так как к негативным методам воздействия дети невосприимчивы.
Психологическая коррекция СДВГ строится в следующих направлениях: обучение навыкам саморегуляции, развитие коммуникативных навыков, развитие функций внимания.
Параллельно с психологической коррекцией в домашних условиях необходимо организовать строгий распорядок дня ребенку, не использовать в общении с ребенком многозвеньевые инструкции. Необходимо поддерживать ровный позитивный эмоциональный фон.
Также необходимо организовывать специальным образом деятельность гиперактивных детей на уроках. В учебной деятельности необходимо использовать различного рода алгоритмы. Детям будет проще усваивать учебный материал, если у каждого урока будет определенная структура, которая будет повторяться из дня в день, из урока в урок.
Коррекция синдрома дефицита внимания и гиперактивности – очень длительный и кропотливый процесс, но, только обеспечивая комплексную работу, можно добиться положительных результатов.

Список литературы:
Габдракипова В.И., Эйдемиллер Э.Г. Психологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью ( с учетом их половых различий) Программа, методические рекомендации.-М.:УЦ «Перспектива», 2009. – 44с.
Политика О.И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. – СПб.:Речь, 2008. – 208 с.
Практикум для детского психолога / Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько. – Изд.5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 314с.