Образовательный материал

Автор : Кучевская М .А . – заместитель директора по воспитательной работе , МБ О У С ОШ № 6, г .Ноябрьск , ЯНАО , Тюменской обл ., ул . Гагарина 22а Миссия «игровой ин дустрии» Человек играет только тогда , когда Он в полном смысле слова , человеческое существо , И только тогда он полноценное человеческое существо , Когда он играет . Шиллер . Вспомните , в какие игры играли Вы ? И помните ли Вы вашу пер вую игрушку ? Задумывались ли Вы , во что сегодня играют Ваши младши е сестрёнки и братишки , Ваши дети ? Сегодня многие специалисты из области педагогики и психологии говорят о кризисе игровой культуры . А ведь и гра для ребёнка является жизненной необходимостью , основным условием для развития и познания мира . Именно сегодня , как никогда остро стоит вопрос о самом качестве , сути дет ской игры : она стала какой -то невесёлой , агрессивной , индивидуалистической . Философ – педагог С .И . Гессен утверждал , что игра – « ест ь именно характерн ая для детства деятельность , и при том деятельность до крайности неутомимая . Почти не знающая перерывов . Давно уже сп раведливо отмечено , что нормальный ребёнок вс егда занят и что скука и лень - всегда плод дурного воспитания » . В словаре педагогических тер минов данное понятие – игра , представлено как вид деятельности , значимость которой за ключается не в результатах , а в самом процессе . Игра способствует психологической разря дке , снятию стрессовых ситуаций , гармоничному включению в мир че л овеческих отнош ений ; особенно важна для детей , где через воспроизведение в игровом процессе действий взрослых и отношений между ними познают окружающую действительность . Именно и гра с лужит физическому , умственному и нравственному воспитанию детей . Наверн яка мнение жителей нашего небольшого северного города в основном совпадает с мнением жителей ост альных регионов . Так вот опрос населения г орода Ноябрьска от 20 лет и старше показал , что 60% родителей считают , что игра – э то нечто естественное и инстинктивн ое , а не согласны с этим утверждением 40% родит елей ; 66% родителей считают , что игра – это форма свободного времени , а 34% с ними н е согласны ; 96% опрошенных родителей утверждают , что игра детям необходима , и только 4% счита ют , что игра их детям не нужна . На вопрос : Чем является для Вас игр а ? Респонденты от 10 до 17 лет ответили , что это хорошее времяпрепровождения – так счи тают 34%; для 25% - это познание нового и интерес ного ; для 19% детей игра является расширением круга знакомых , общением ; 63% опрошенны х детей считают , что без игры человеку сл ожно было бы прожить . Для некоторых «Детст во» и «Игра» обозначают одно и то же . Однако это не так . Педагоги и психо логи говорят , что сегодня не все дети играют , также как не все умеют играть . Многие отмечаю т ухудшени е качества игры . А ведь игра – это процесс , деятельность , передача информации поколениям , о тражение культурного наследия и традиций обще ства , историческое и социальное образование . Каким образом пе реходит передача исторического и социального опыта , рассмот рим на примере исследования К .Оталора , аспирантки из Колумбии . Она выполнила уникальное исследование под руководс твом Д .Б .Эльконина и Л .Ф .Обуховой , в котором проанализированы особенности игры у детей индийской общины Аруако . К .Оталора выявила наиболее хара кте рные для детей общины Аруако игры , при этом аспирантка опиралась на концепцию наш его ученого -педагога Д .Б .Эльконина . 1. Игры – развлечения . Игры , в которых отсут ствует сюжет . Девочки племени догоняли друг друга , чтобы пощекотать . 2. Игры – упражнения . И гры , в которых преобладают физические действия . Дети поднимались на деревья , ползали по бревну , просто бегали ; присутствовала борьба среди мальчиков , они сравнивали свои силы . 3. Сюжетная игра . Частыми сюже тами у детей Аруако были приготовления пи щи и сбор фруктов . Но , аспирантка отме чает , что сюжетные игры никогда не воспрои зводили существующие в общине социальные отно шения , в играх отсутствовали роли отца , ма тери , Мамо (вождя ). Одна из женщин племени объяснила , что дети не играют во взрослых , потому что в таких играх проявляется неуважение к ним . Последнее н едопустимо , так как в общине к взрослым относятся с большим уважением . Данный вид и гровой деятельности (а именно , сюжетно -ролевая игра ) у детей общины Аруако не получа ет достаточного развития и не дости гае т развёрнутой формы , по всей вероятности п отому , что в общине нет серьёзного отношен ия к играм и игрушкам , взрослые не уча т детей играть , а наоборот , отвергают игру . 4. Традиционная игра – та , которая передаётся из поколения в поколение , в неё играет вс ё племя , и взрослые , и дети . В общине Аруако , эта игра – Волчок . Он а возникла как результат тесной связи меж ду игрой и трудом . Исторический волчок пр оисходит от веретена . Ребёнок , наблюдая , как мать действует с веретеном , учится вращать сначала фрукты с во ткнут ыми в них палочками , а затем деревянный волчок , форма которого с оответствует руке ребёнка . Эта игра в общи не передаётся из поколения в поколение , н о обычно играют в неё только мужчины . Если девочка хочет научиться крутить предметы , она не играет в волчок , а крутит веретено и учится прясть . Особенности игры индейских детей общины Аруако , подчёркивает К .Оталора , определяются тем , что дети с самого раннего возраста вынуждены работать и нести ответственность как взрослые . Реб ёнок в племени к 8 годам вла деет вс еми предметами быта и участвует в обществ енной жизни племени , поэтому им нет смысла моделировать свою жизнь в символическом плане . Проблемы подросткового возраста не акт уальны для общины , так как социальный опыт навязывается взрослыми с раннего дет с тва . Итак , в основе игры лежат исторические и социальные факто ры . Сам сюжет и содержание игры ребёнок заимствует из окружающей действительности . А характер игры и её структура определяется самим обществом . Во всём мире все дети играют в «Дочки – матери» , «Школу» , «Больницу» , «Магазин» , «Войну» . По -видимому , через эти игры происходит освоение ребёнком основных ви дов отношений : забота , обучение , воспитание , кон фликт . У каждого ребёнка в этих играх есть своя роль , с ним происходят самые невероятные события , он осваивает н овые формы поведения , «примеряет» роль : вчера он был серьёзным Иваном Ивановичем и Анной Сергеевной , завтра он – лекарь , а через пару минут милиционер… Сегодня для мальчишек и девчонки актуа льны – «свадьбы» , «разводы» , «рэкет» , «торговл я» , и гры в сериалы типа : «Зачарованные» . Давно уже перестали играть в «космонавто в» и «полярников» , «строителей» и «швей» . Может потому , что перестало наше общество играть ? Ре бенку можно сколько угодно рассказывать о том , что такое «хорошо» и что такое «плохо» , но лишь через игру , эмоциональ ное сопереживание , через постановку себя на место другого можно научить его действоват ь и поступать нравственно . Какие же игры сегодня выбирают дети XXI века ? Для ответа на этот вопрос был проведён социологический опрос дл я возрастной ка тегории детей от 10-17 лет . Респондентов просили перечислить игры , которые они хотели бы приобрести в данный момент . Результаты оказ ались следующими : 34% опрошенных – выбрали компьютерные игры ; 26% - мягкие игрушки ; 10% - настольные игры (ма лоподвижные ); 7% - спортивные . Аналогичный опро с проводился для родителей (от 20 лет и старше ). На вопрос о том , каких игр не хватает их детям , они ответили так : 30% – подвижных , спортивных ; 13% - интеллектуально -познавательных и развиваю щих . Таким образом , для многих родителей на шего города на первом плане главными опре делены игры спортивного плана , а это значи т здоровье и здоровый образ жизни . Для детей – наоборот интерес к новому , неи зведанному , а здоровое тело , здоровый дух как видим , на 4 - м последнем месте (7%). Итак , 34% респондентов от 10 до 17 лет прио брели бы сегодня в первую очередь компьютерные игры . Почему именно компьютерные игры привлекают так сильно на ше внимание ? На это существует множество п ричин . Во -первых – это новый вид игр ы , полностью не изученный . Во -вторых – это модно и актуально . В -третьих – компьютер - друг , который тебе всегда и во всем предан . В -четвертых – с кем , если не с ним общаться , если родителям вечно не до тебя ? В -пятых – ты всегда в курсе соб ытий . В -шестых – поход на заезжий спектакль или шоу -звезду очень дорогостоящ ий для кармана родителей - ко мпьютер зачастую компенсирует их в большинств е случаев . 36% родителей считают , что большую часть времени их дети тратят на компьютерные игры , 27% на просмотр телевиде ния . Таким о бразом 60% , а это больше половины опрошенных родителей , не знают , чем ж ивут их дети и не находят времени для общения с собственными детьми . Что же представляют собой современн ые компьютерные игры ? Профессором А . Федоровым ч леном Рос сийской ассоциации кинообразования и медиапедаго гики было проведено исследование о содержании компьютерных игр . В ходе исследования был и получены следующие данные : 1. По сетителям компьютерных залов были доступны вс е игры , которые представляли собо й инт ерактивные действия на следующие темы : · кри минальные ; · военные ; · фантастические ; · спортивные темы (например , автогонки ). 2. То лько 17% компьютерных игр не содержали никаких сцен насилия . 55% игр включали сцены насилия и убийства ; 39% игр содержа ли эпизоды драк раз ной степени жесткости ; в 35% игр изображались катастрофы . Автор отмечает , что большинство выбирали в основном «стрелялки» . Основными «потребите лями» компьютерных игр сегодня являются мальч ики от 12 до 15 лет . При этом наиболее поп улярн ыми среди молодежи являются игры , содержащие интерактивные сцены насилия : - игры с убийствами и драками ; - пытками . Любопытно , что игровые предпочтения девоч ек в целом ничем не отличались от мал ьчишеских . Какие же компьютерные игры предпочитают ноябрьски е школьники ? 34% - аркадные («стрелялки» , «топталки» , «долбилки » ); 31% - приключенческие (квесты , «бродилки» ); 13 % - ролевые («ходилки» , «бродилки» ). Родители же в большей мере предпочитаю т логические игры – так ответили большин ство - 49%. Сегодня многи е родители считают , чт о если у ребёнка с детства развивать интеллектуальные способности , то , как правило , результатом будет гармоничная , высокоразвитая лич ность . Но , практика показывает , что это дал еко не так . Московский педагог -новатор А .Ц . Гармае ва в ст руктуре личности выделяет 15 спос обностей . Если с раннего детства развивать только одну из них – интеллектуальную , то остальные способности будут неразвиты . Раз витие интеллектуальных спо собностей в дошкольном возрасте , будут резко торм озить у ребёнка умени е общаться , котор ое в основном закладывается именно в этот период развития . Ребёнок погружается в со бственные размышления , доставляя тем самым уд овольствие от общения , прежде всего , с сам им собой . Развивается эгоизм , отсутствие рефле ксии (не умеет думать о других л юдях , об их чувствах ), а это уже резуль тат , ведущий к развитию агрессивности . Также замена игровой деятельности на интеллектуальную приводит к тому , что реб ёнок не способен эмоционально реагировать на происходящее . Психологи говорят , что , в св я зи с этим , у ребёнка притупляются такие чувства , как сопереживание , забота , душев ная щедрость , сочувствие и другие . Итак , иг ра может неявно способствовать развитию агре ссивности . Респондентам был задан вопрос : Что В ы испытываете во время игры ? Дети Родит ел и 49% удовол ьствие и интерес ( а это насилие над другой личностью , так как большинство предпочитают аркадные игры ) 37% азарт 20,7% спокойствие 34% удовольствие и интерес 16,98% азарт Е сть мнение , что играть в компьютерные игры и совершать насилие в жизни – две разные вещи . Но выше приводились примеры о том , что через игру ребенок усваивает социальные нормы поведения . Следовательно , насилие над другой л ичностью , её расчленение и уничтожение , агресс ивность поведения сегодня становятся нормой ? Если с е годня асоциальная модель по ведения станет приемлемой нормой , то что ж е ожидает нас завтра , какие ценности будут переданы будущим поколениям ? В книге Д .А .Данилова и О .Ю .Лутовин ова «Осторожно , компьютерные игры !» опубликов ан сравнительный анализ наркотическ их сре дств и компьютерных игр . Так вот и наркотические средства , и компью терные игры вызывают психическую зависимость , т .к . вызывают приятные ощущения и желание повторить еще раз . Как по мере необхо димости увеличения дозы наркотика , так и п о мере насыщени я прежними играми и необходимости покупки новых нарастают финансов ые затраты . В обоих случаях после 2-3 приемов наркотика и сеансов игры возникает стойк ая привязанность . Воздействие на душу также одинаково : нарушение и притупление умственных способностей , снижение и уничто жение воли , возрастание отрицательных эмоций и чувств . По вышеприведённому анализу уже видно , что большая опасность компьютерных игр з аключается в том , что они негативно воздей ствуют , прежде всего , на душу игромана . Такой , действительно душевнобольной челов ек , по медицинским показаниям , может быть признан вполне нормальным , поэтому компьютерные игры не вызывают сегодня никакой озабоченн ости , право - и здравоохранительных органов , как это имеет место в случае с наркомани ей . Можно ли р ешить сложившуюся си туацию ? Изъять из оборота компьютерные игры со сценами насилия – путь неэффективен и довольно сложен . По нашему мнению , нео бходимо больше внимания уделять : Ш рекламе компьютерных раз вивающих и познавательных игр через телевиден ие , школу , городские газеты и журналы ; Ш информировать родителей о негативном влиянии игр (со сценами насилия ) на развитие ребенка ; Ш выбирать жанр компьютерной игры в соответствии с возрастом и хара ктером ребенка . Продавать компьютерные игры д олжны не дилетанты , а консультанты , владе ющие знаниями о компьютерных играх и влия нием их на психику ребёнка ; Ш совместному обсуждению род ителями и детьми компьютерных игр , учить д етей аргументировать мнение относительно той или иной компьютерной игры . Ситуацию можно сд винут ь с мертвой точки только тогда , когда каждому из нас не будет все равно , чем живут и во что играют сегод ня дети . А пока в одной из групп д етского сада нашего города идет игра : «Пад ай - ты мертвый»… «Нет , я прошлый раз б ыл мертвый , давай теперь ты»… «Ну , х о рошо , давай я тебя во втором туре убью , а в этом – ты меня…» так учатся сегодня жизни дети . Обратимся ещё раз к исследованию , где детям предлагалось пе речислить игрушки , которые бы они приобрели в данный момент . После предпочтения компьютерных игр ребят а н ашего города предпочли бы мягкие игрушки , так ответили 26% опрошенных респондентов . Что же такое игрушка ? Игрушка - очень древнее изобретение человечества . Первые игрушки были обнаружены в могильниках первобытной эпохи . Традиционная игрушка , это мудро е средство народной педагогики , обучающее детей трудовым навыкам , передающее от старшего поколения к младшему накопленный веками опыт . Наши предки считали , что игровые постройки разрушать нельзя , так как веселые детские игры способствуют счастью в доме . И г рушка для ребенка – не просто забава , а культурное орудие , с помощью которого он осваивает огромный и сложный мир , постигает законы человечески х взаимоотношений и вечные истины . Самое главное достоинство мя гкой игрушки – дарить нежность ребенку . В идимо , вы брав мягкую игру шку , дети определили , что именно нежности , внимания и доброты со стороны взрослых им не хватает сегодня . Особенность мягкой иг рушки используется давно психотерапевтами и п едиатрами и , как показывает практика , плюшевый медвежонок и пушистый слоник спосо бны «вылечить» ребенка от психологических бол езней . Ученые отмечают , что в мягкой игруш ке воплощены какие -то очень глубинные пот ребности маленького существа . И сторики утверждают , что мягкая игрушка появил ась с начала 18 века . Петр 1 пригласил и з Голландии мастериц , которые научили монахин ь Хотьковского монастыря под Москвой изготовл ять такие игрушки . Это были фигурки зверей и куклы . В конце 19 столетия особенной популярность пользовались плюшевые медведи , кошки , собачки . Сегодня игрушек – огр омное количество . Оказывается , игрушки очень прибыльный бизнес , и «игровая индустрия» расширяется с каждым годом . Некоторые считают , что сегодняшняя игровая цивилизация все больше заботится о развлечениях взрослых и как не парадоксально , часто за счет дет е й . К примеру , большие и дорогие «и грушки взрослых» - автомобили – отняли место у детских городских площадок . Сегодня про ще купить компьютер , чем уделить внимание и пообщаться с собственным ребенком . К акие же игрушки сегодня предлагает нам и нашим детям «и гровая индустрия» ? Для сегодняшних девочек символом красоты и о бразцом подражания является кукла Барби . Чем не секс – символ - 90*60*90 - сегодняшнего поколе ния ? К кукле прилагается инструкция -программа : сколько должно быть у неё подруг , оде жды , мебели , к о сметики , «бой -френдов» . В девочке с раннего возраста закладывает ся модель поведения «быть в жизни хорошей американской девочкой» . А ведь известно , что игра в куклы на Руси была символо м продолжения рода , и на свадьбах , нарядно убранная , с алой лентой в ку д ельной косе тряпичная кукла была сама «девичья краса» . В приданое девушке полаг алась корзина с куклами , как бы символизир ующими членов семьи , а если молодуха играл а в них , строгий свекор запрещал , кому - либо мешать ей . А вот ещё один пример . Рекламный букл ет сообщает , что «приятной неожиданностью» стал для американской публики новый набо р игрушек , представляющий собой ставший культ овым образ пришельца . Новые игрушки позволят детишкам , любящим острые ощущения , игрушечным и ножницами вспороть брюхо зелененьк о го посланца внеземных цивилизаций и по очереди вытащить на свет его внутренност и : селезенку , желудок , печень и разложить п о коробочкам . Зато д авно на прилавках м агазинов игрушек не появлялись куклы -голыши (а если есть то либо цена отпугивает , либо это посо бие для акушерок ). Ку кла -голыш , была лучшим подарком для девоче к 70-х годов . Их можно было лечить , шить одежку , кормить и нянчить , т .е . заботиться . Ассортимент игрушек в магазинах нашего города особенно не отличается , разве что стоимостью и заводами произв одителями . В о многие детские сады давно уже не по ступали принадлежности и инструменты для сюже тно -ролевых игр . Задумывался кто -нибудь из взрослых , какое он оружие вручает своему ребенку для постижения мира человеческих отношений ? Опрос родителей города Н о ябрьска о предназначении игры и игрушк и показал , что 93% родителей считают , что игр овая деятельность необходима для развития пам яти , внимания , интереса и опорно -двигательной системы ; 88% считают , что через игровую деятельность их дети охотно обучаются ; 83 % считают , что игра имеет огромное воспитательное действие на формирование личн ости ребенка ; 73% утверждают , что игра это од ин из способов оздоровления . Очень важно сегодня ответить на вопросы : Какие игры и игрушки нужны дет ям ? Кого воспитает поколение Б арби и Бэтмэнов ? Ответят на каждый из вопросов все по -разн ому , так , как велит их разум . Но сегодня необходимо знать о том , что игра как мир , может объединять людей , и как война , разъединят ь . Что для нас сегодня является ценным - мирное объединение детей и взрослых ч ерез рост их взаимопонимания и миропонимания или напротив , разъедине ние , развити е эгоизма , агрессивности и жестокости по отношению к другим ?