Программа «Организация индивидуального обучения для студентов с особыми образовательными потребностями»


Программа «Организация индивидуального обучения для студентов с особыми образовательными потребностями»
Пояснительная записка
Проблема работы с одаренными студентами чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Программа индивидуального обучения в учреждениях профессионального образования является одним из средств организации работы с одаренным студентом, развития мотивации его способностей, приобщения его в процессе совместной деятельности со сверстниками и взрослыми к общечеловеческим ценностям, возведения базиса личностной культуры.
Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения студентом той или иной содержательной деятельности.
Существует несколько видов одаренности:
интеллектуальная одаренность - дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта);
творческая одаренность – дети с высоким уровнем творческих способностей;
талантливые дети – дети, достигнувшие успехов в каких-либо областях;
академическая одаренность – дети хорошо обучающиеся в школе.
Именно академическая одаренность будет рассмотрена в условиях профессионального образования при изучении иностранного языка. По сколько цель программы предполагает развитие лингвистической одаренности студентов в условиях профессионального образования, термин академическая одаренность плавно перетекает в лингвистическую.
Лингвистическая одаренность учащихся – это «повышенный уровень способностей к ускоренным процессам мышления на чужом языке, к активной познавательной деятельности в области теории и истории языка, к креативности в выборе способов общения на иностранном языке, к устойчивой мотивации в изучении языка».
Цель программы:
- Развитие лингвистической одаренности студентов в условиях профессионального образования
Задачи:
- определить наиболее эффективные приемы, методы и технологии развития у студентов лингвистической одарённости;
- повысить  интерес к иностранному языку, развивать  мотивацию учебной деятельности;
- повысить  результативность обучения;
- включить студентов в исследовательскую и проектную работу;
- активизировать творческую деятельность – желание участвовать в различных творческих конкурсах и олимпиадах;
- формировать универсальные учебные действия, в том числе ИКТ-компетентность.
Обучение иностранному языку как средству межкультурной профессионально значимой коммуникации приобретает все большую актуальность в связи с возрастающими требованиями к специалистам в различных областях профессиональной деятельности. При обучении иностранному языку возникла необходимость учитывать профессиональную ориентацию студентов, с целью подготовки специалистов на уровне мировых стандартов.
В системе работы с одаренными и талантливыми студентами заметное место занимают различного рода интеллектуальные конкурсы и состязания. Любая олимпиада выступает в роли механизма для поиска, отбора, испытания новых решений в области содержания образования, мощного стимула инновационной деятельности образовательного учреждения. Главная цель олимпиады заключена в поиске одаренных студентов, создании необходимых условий для их поддержки, в развитии лингвистической одаренности, интеллекта, личностных качеств обучающихся на базе повышенного познавательного интереса к учебным предметам, стимулировании интереса обучающихся к образованию.
 
Основная часть
Основополагающим компонентом программы организации индивидуального обучения для одаренных студентов является поэтапная диагностика и мониторинг качеств личности с последующим составлением программы развития отдельного студента. Программа развития предполагает коррекцию и может быть дополнена по мере становления качеств личности и их уверенного проявления в деятельности при переходе на новые уровни обучения и воспитания.
Направления работы с одаренными студентами при реализации программы:
1. Углубление. Практика обучения одаренных студентов с углубленным изучением иностранного языка позволяет отметить ряд положительных результатов: высокий уровень компетентности в соответствующей предметной области знания, благоприятные условия для развития студентов.
2. Обогащение. Отечественные варианты инновационного обучения могут рассматриваться как примеры обогащенных программ.
3. Проблематизация. Личностное развитие студентов. Специфика обучения состоит в использовании оригинальных объяснений, поиске новых смыслов и интерпретаций и др.
Обучение студентов в условиях профессионального образования:
- Обучение студентов в условиях профессионального образования может осуществляться на основе принципов дифференциации и индивидуализации (с помощью выделения групп обучающихся в зависимости от вида их одаренности, организации индивидуального учебного плана, обучения по индивидуальным программам по иностранному языку).
- Работа по индивидуальному плану и составление индивидуальных программ обучения предполагают использование современных информационных технологий (в том числе дистантного обучения), в рамках которых одаренный студент может получать адресную информационную поддержку в зависимости от своих потребностей.
- Существенную роль в индивидуализации обучения одаренных студентов может сыграть наставник (тьютор). Тьютором может быть высококвалифицированный специалист (ученый, поэт, художник, шахматист и т.п.), готовый взять на себя индивидуальную работу с конкретным одаренным ребенком. Основная задача наставника — на основе диалога и совместного поиска помочь своему подопечному выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального роста, опираясь на развитие его способности к самоопределению и самоорганизации. Значение работы наставника (в качестве значимого взрослого, уважаемого и авторитетного специалиста) заключается в координации индивидуального своеобразия одаренного ребенка, особенностей его образа жизни и различных вариантов содержания образования
- Занятия по свободному выбору — факультативные и особенно организация малых групп — в большей степени позволяют реализовать дифференциацию обучения, предполагающую применение разных методов работы. Это помогает учесть различные потребности и возможности одаренных детей.
- Организация исследовательских секций или объединений, предоставляющих студентам возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете. Сеть творческих объединений позволяет реализовать совместную исследовательскую деятельность педагогов и студентов.
- Распространенной формой включения в исследовательскую деятельность является проектный метод. С учетом интересов и уровней дарования конкретных студентов им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Групповая форма работы и социально значимая гражданская направленность проектов имеют немалое значение для воспитания обучающихся.
Создание условий для развития и самореализации одаренных студентов
Задачи Содержание работы
1. Способствовать получению
дополнительного образования
одаренными студентами
1. Организация студентов через факультативы, участие в проектах, олимпиадах, конкурсах в колледже и вне колледжа.
2. Подготовка информации о различных мероприятиях для одаренных студентов на муниципальном, окружном, федеральном уровне; создание условий для участия.
2. Обеспечить условия длясамореализации интеллектуальных и
творческих способностей студентов
1. Максимальная реализация в проведении предметных олимпиад.
2. Проведение научно- практическихконференций.
3. Сопровождение
1. Изучение ориентации одаренных студентов на будущую профессию.
2. Организация индивидуальной работы с одаренными студентами.
Календарный план мероприятий
Сроки и
этапы
реализации
программы Сроки реализации программы 2014-2016 гг.
I этап: Организационный (2014г.):
- Совершенствование и дополнение имеющегося нормативно- правового обеспечения;
- Определение содержания образовательных услуг и программно- методического обеспечения.
II этап: Аналитико-диагностический (ежегодно):
- Выявление направленности и степени одаренности студентов, пополнение банка данных одаренных студентов с 1 курса;
- Индивидуальная оценка творческих возможностей и способностей студентов, разработка индивидуальных образовательных траекторий;
- Сравнительный анализ результативности и степени активности участия студентов и их наставников в олимпиадах, творческих и интеллектуальных конкурсах.
III этап: Этап реализации (2013-2015 г.г.):
Выполнение мероприятий, определенных программой.
IV этап: Рефлексивно - обобщающий (2015г):
- Анализ результатов работы;
- Определение проблем, возникающих в ходе реализации программы.
Исполнитель
подпрограмм
и основных
мероприятий Иволина А.А. преподаватель иностранного языка (английский)
Ожидаемые
конечные
результаты
реализации
программы -Совершенствование системы работы с одаренными студентами;
-Разработка модели образования с качественно новым содержанием программ и методик, направленных на развитие потенциала студента и преподавателя;
-Воспитание интеллектуальной, творческой, талантливой молодежи, способной к самореализации и профессиональному самоопределению в соответствии с требованиями ФГОС;
-Создание в учебном процессе электронных средств информационно-технологической поддержки и развития учебного процесса.
-Повышение качества обучения за счет использования современных образовательных технологий;
-Качественно новый уровень оказания образовательных услуг, соответствующий требованиям ФГОС
Система
организации
контроля Контроль исполнения программы в целом осуществляет преподаватель иностранного языка Иволина А.А.
Мероприятия по реализации программы
Научно-методическое направление
№ Мероприятия Сроки Ответственные
1 Организация действующего психолого - педагогического сопровождения по проблемам:
-технология выявления одаренности;
-психолого- педагогическая поддержка одаренных студентов;
-оценка результативности работы с одаренными студентами. На протяжении всего времени Психолог, Иволина А.А. преподаватель иностранного языка
2 Подбор диагностических методик:
-по определению направленности и степени одаренности студентов;
-для изучения потенциальных возможностей педагогов и их мотивации в работе с одаренными студентами. Сентябрь 2014 г., последующие года Иволина А.А. преподаватель иностранного языка
3 Пополнение банка данных одаренных студентов ежегодно Иволина А.А. преподаватель иностранного языка
4 Подготовка материалов и выпуск методических бюллетеней с рекомендациями по работе с одаренными студентами ежегодно Иволина А.А. преподаватель иностранного языка
Создание условий для развития, поддержки одаренных студентов
1 Организация консультационных занятий с одаренными студентами
Сентябрь –
октябрь 2014 г.
и далее ежегодно в это время Преподаватель-наставник
2 Проводить мероприятия в колледже, направленные на стимулирование достижений студентов:
- недели иностранного языка;
- олимпиады по иностранному языку В течение всего
периода
Преподаватели иностранного языка
3 Активизировать участие в конкурсе
проектов, Всероссийских олимпиадах и Международных интеллектуальных поединках В течение всего
периода
Преподаватель наставник
4 Активизировать работу по совершенствованию форм взаимодействия с социальными партнерами и партнерами по образовательной сети В течение всего
периода Иволина А.А. преподаватель иностранного языка
Мониторинговая деятельность
Предмет мониторинга Критерии оценки качества
Методическая деятельность -Наличие поиска, апробированных новых видов, форм, методов, средств обучения, оценивания учебной деятельности студентов;
-рефлексия своей педагогической деятельности, выстраивание личной системы работы, индивидуального педагогического стиля в общении с одаренными студентами;
-наличие дидактических наработок.
Образовательная деятельность Качественные показатели:
-удовлетворенность одаренных студентов условиями развития, саморазвития, самовыражения;
-удовлетворенность родителей одаренных студентов уровнем успешности, психологическим самочувствием, уровнем профессионализма преподавателей
количественные показатели:
-число победителей олимпиад и конкурсов
-число обучающихся на «4» и «5»
-охват студентов сетью факультативов, формами
дополнительного образования;
- ведение портфолио студенческих достижений.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Область применения программы
Индивидуальный учебный план для студентов специальностей: 230115 Программирование в компьютерных системах, 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) на основе рабочей программы учебной дисциплины ОГСЭ. 03 Иностранный язык (период обучения семестр: 3, 4).
Разработчик программы преподаватель иностранного языка (английский) Иволина А.А.
Исполнитель программы преподаватель иностранного языка (английский) Иволина А.А.
Реализация целевой программы позволит:
-осуществить разработку психолого-педагогических основ выявления и развития одаренности, обнаружения и обучения одаренных студентов, раскрытие их природного потенциала;
- сформировать банк данных по различным направлениям работы с одарёнными студентами;
- подготовить кадры и программно-методические документы и пособия для преподавателей;
- воспитать новое поколение граждан, способных обеспечить всестороннее развитие всех сфер жизни общества с учетом новых реалий.
 
Мероприятие
   
Сроки  
Дополнительная учебная литература Инструментарий оценивания
Урочные и внеурочные мероприятия
Факультативные занятия по английскому языку еженедельно Учебники Британского издания “Essential grammar”, “Grammar way”, интернет-источникиРазноуровневые задания, тесты
Работа над докладом или презентацией на темы «Система образования в Великобритании», «Политическая система стран изучаемого языка» Сентябрь-октябрь 2014 /2015г. Интернет – источники, «Английский язык» Голубев А.П. Лексико-грамматические тесты, доклад
Консультирование по решению грамматических тестов по темам «Будущее совершенное время», «Причастие I, II», «Инфинитив», «Согласование времен» Октябрь-ноябрь 2014 /2015г. Учебники Британского издания “Essential grammar”, “Grammar way” Тесты различных уровней (в том числе из сборника внеаудиторных самостоятельных работ для студентов)
Беседа на тему «Проблемы экологии» Декабрь 2014 /2015г. Planet of English, “English vocabulary in use” Stuart Redman,
интернет-источникиУстный опрос
Викторина по теме «Выдающиеся изобретатели и их изобретения» Январь- февраль 2015/2016 г. “Solutions Pre-Intermediate”, интернет-источники Лексические тесты, устный опрос
Беседа на тему
«СМИ» Февраль 2015/2016 г. «Английский язык» Голубев А.П., “Solutions Pre-Intermediate” Устный опрос
Консультирование по решению грамматических тестов по темам
« Страдательный залог», «Прямая и косвенная речь» Февраль-март 2015/2016 г. Учебники Британского издания “Essential grammar”, “Grammar way” Тесты различных уровней (в том числе из сборника внеаудиторных самостоятельных работ для студентов)
Составление и проигрывание диалогов на тему «Поездка за границу» Апрель – май 2015/2016 г. «Английский язык» Голубев А.П., “English vocabulary in use” Stuart Redman,
интернет-источникиУстный опрос
Работа над сообщением по теме «Трудоустройство по профессии - программист (электромонтер, автомеханик) в Великобритании Май 2015/2016 г. “Professional English” Л.М. Фишман, Интернет – источники Устный опрос
Внеклассные мероприятия
Участие в интернет-тестировании по английскому языку
В течении года Интернет-источники http://iloveenglish.ru/тест
Участие во Всероссийской дистанционной олимпиаде по английскому языку «ФГОС тест»,
«Вот задачка»
«Ростконкурс»
Международные дистанционные олимпиады проекта «Инфоурок» Сентябрь-октябрь 2014/2015 г.
Ноябрь/ декабрь 2015 г.
Октябрь 2014/2015 г.
Январь 2016г. Разноуровневый тест
Программа предусматривает использование современных методов включения студентов в индивидуальное обучение, а именно:
- супервизия;
- модерация;
- консультирование.
Также содержит методический инструментарий включения студентов в процесс индивидуального обучения – банк разноуровневых заданий по английскому языку.
Список источников
Краткое руководство для учителей по работе с одаренными учащимися. – М.: «Молодая гвардия», 1997.
Лебедева В.П., Орлов В.А. Психодидактические аспекты проектирования образовательной среды, направленной на развитие творческих способностей школьников // Дополнительное образование. – 1999. - № 3-4.
О. Н. Игна. «Слагаемые» лингвистической одаренности и способностей к иностранным языкам. - Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2012. 10 (125) с.109-113.
«Программа работы с одаренными детьми» Туношёнской средней общеобразовательной школы имени Героя России Селезнёва А.А.
Учителю об одаренных детях. / Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. – М., 1997.

Выполнила:
Иволина Алла Анатольевна
Преподаватель иностранного языка (английский)
Нижневартовский политехнический колледж