Статья Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в детском саду


Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью
в детском саду.
Булыгина В.В., педагог-психолог
МБДОУ «Детский сад № 1 п. Верховье»

В настоящее время возросло количество детей с проблемами в развитии, обучении, воспитании. Среди них выделяется группа детей с диагнозом «синдромом дефицита внимания с гиперактивностью» (далее - СДВГ). Поскольку противопоказаний для посещения ими детского сада нет, дети ходят в группы, в которые может быть зачислено от 22 до 28 воспитанников, а это очень осложняет воспительно-образовательную работу в детском учреждении. И, к сожалению, используемые знакомые педагогические приемы и методы воздействия воспитателя ни данных детей не дают положительного результата.
Таких проблемных детей видно сразу, практически с младшей группы. Они очень непоседливы (гиперактивны), иногда это сочетается с агрессивностью вспыльчивостью. Однако развивающая и коррекционная работа с данными детьми начинается в лучшем случае со старшей группы, а в основном с подготовительной, т.е. с 6-7 лет, когда у ребенка уже сформированы определенные привычки, навыки и умения.
Родители гиперактивного ребенка чаще всего не знают способов эффективного взаимодействия с ним. Они считают, что ребенок подрастет и все с возрастом пройдет; долго не верят, что поведение ребенка обусловлено его заболеванием, а не недисциплинированностью или дурным характером. И только при поступлении в детский сад, когда оказывается, что ребенок, возможно, не сможет его посещать в силу индивидуальных особенностей в развитии и поведении, они задумываются.
Таким образом, давно назрела проблема по оказанию квалифицированной помощи детям с диагнозом СДВГ на раннем этапе в детских садах, особенно и сельских и поселковых. Если в городе есть психологические центры, почти в каждом саду имеется психолог, то в селах или поселках этого нет. Поэтому необходима тесная связь между детскими врачами, психологами и родителями по оказанию коррекционно-развивающей помощи детям, имеющим диагноз СДВГ, а самое главное - раннее выявление таких детей.
·
Этапы коррекционно-развивающей работы с детьми с СДВГ:
этап - выявление проблемных детей уже с 1 младшей группы и беседа с родителями о возможных причинах отклонений у детей.
этап - психолого-педагогическое сопровождение детей, начиная с младшей группы до подготовительной:
а) психологическая диагностика состояния детей по «Методике определения готовности детей к обучению в школе» Л.А. Ясюкова;
б) коррекционно-развивающая работа с детьми;
и) психолого-педагогическая работа с родителями.
При составлении индивидуальной программы для таких детей психолог принимает за основу диагноз, поэтому при разработке занятий учитываются основные проблемы гиперактивных детей: 1) развитие дефицитарных функций; 2) отработки конкретных навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками; 3) коррекция агрессивного поведения.
В занятия включаются релаксационные упражнения, направленные на снятие эмоционального и мышечного напряжения. Например, игра «Запрещенное движение» развивает внимание, умение следовать инструкции. Упражнение «Дракон» позволяет снять мышечное напряжение у детей. Подвижная игра «Найди отличие» развивает умение концентрировать внимание на деталях (Лютова И.К., Монина Г.Б.).
Самое важное в работе с детьми - это изменение отношения родителей к ребенку: они должны быть эмоционально близкими друг к другу, научиться принимать четей такими, какими они есть. Поэтому проводятся тренинги для родителей, на которых родителей знакомят со способами взаимодействия с гиперактивными детьми; консультации по воспитанию и обучению детей. Обязательно даются рекомендации и советы, направленные на развитие организации среды и окружающей обстановки в семье.
Результатом данной работы с гиперактивными детьми является повышение адаптационных возможностей детей к коллективу сверстников и образовательному процессу в детском саду, а затем и в школе.