Анализ воспитательной работы МКОУ «Малышевская СОШ» За 2015-2016 учебный год


Анализ воспитательной работы
МКОУ «Малышевская СОШ»
За 2015-2016 учебный год
Воспитательная работа в школе в 2015 – 2016 учебном году строилась в соответствии с Законом РФ       «Об образовании» и концепцией воспитательной системы школы, в которых учитывается единый  целостный процесс воспитания и обучения. Конвенция ООН о правах ребёнка. Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации”. Рекомендации “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации” (письмо Мин. образования России от 01.03.2003г. №30-51-131/1б). Методические рекомендации Мин. Образования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьёй (приложение к письму Мин. образования России от 31.01.2001г. № 90/30-1б).

Воспитательная работа проходит через все виды и формы деятельности школы. Особое внимание в реализации воспитательных задач  уделяется учебному процессу, который несёт большой воспитательный заряд (олимпиады, предметные недели и т.п.).
Другая подсистема воспитательной системы – внеклассная и внеурочная деятельность учащихся совместно  с педагогами (классные часы, различные конкурсы, внеурочные мероприятия, спортивные соревнования, вечера и т.д.)
Следующая подсистема - дополнительное образование в школе и вне её (кружки, секции).       
Четвёртая  подсистема – семья, социум.
В реализации программы задействованы следующие специалисты:
Директор школы: Федосова Наталья Евгеньевна
Заместитель директора по УВР: Чичаева Ольга Леонидовна
Вожатый школы: Галинский Константин Сергеевич
Социальный педагог: Малышева Александра Юрьевна
Музыкальный работник Дарьина Елена Александровна
Классные руководители.
От качества взаимодействия всех прямых и косвенных участников воспитательного процесса зависит его успешность.  Таким образом, создается и развивается единая образовательно-воспитательная система, где естественным продолжением учебного процесса является внеклассная и внеурочная  деятельность.
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации.
Воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника.
В условиях сегодняшнего дня, поставленная цель и задачи воспитательного процесса в школе требует особого отношения к роли классного руководителя в воспитании. Невозможно говорить о функциях, содержании деятельности классного руководителя вне конкретной воспитательной системы школы. Воспитание должно выступать не как пассивное усвоение воспитанниками передаваемого воспитателями опыта, не как активная деятельность воспитанников, организуемая воспитателями, не как активная деятельность воспитанников без воспитателей, а как общая творческая бескорыстная и самоотверженная забота членов общества о всестороннем развитии личности каждого из них в процессе познания и преобразования окружающей деятельности.
Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и воспитанников, т.е. в воспитанных отношениях. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.
Воспитательная система класса – как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива. Она относится к социальному типу систем, то есть является "живым” системным образованием. Воспитательная система класса – это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов.
В основе современной Концепции воспитания детей и учащейся молодёжи в Российской Федерации заложен принцип гуманизации и демократизации процессов обучения и воспитания. В современных условиях социальных, экономических преобразований в стране проблемы воспитания детей и молодёжи с использованием системы гуманистического воспитания приобретают первостепенное значение. В этом русле особо актуальным представляется развитие и внедрение в теорию и практику современного воспитания и образования основных идей и положений гуманистической педагогики. В центре внимания гуманистического воспитания стоит целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей.
И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость (своё Я) и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово классного руководителя, его интонация, жесты, мимика, система поощрений и награждений. Очень важно оценивать успешность развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива. Только тогда в коллективе будут добрые взаимоотношения, только тогда коллектив будет жить дружной семьёй.
В 2015-2016 учебном году коллектив школы работал над методической темой школы: «Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения» в связи с этим темой воспитательной работы стало: «Формирование всесторонне развитой личности в условиях динамично развивающегося общества» педагогический коллектив поставил перед собой следующие цели и задачи:
Цель:
- создание гуманистического воспитательного пространства класса, обусловливающего формирование конкурентоспособной, разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации, профессиональному самоопределению.
Задачи:
- формирование личности, обладающей интеллектуальным и нравственным потенциалом, необходимым для любого вида деятельности, умеющей выстроить себя в современных условиях, социально адаптированной к окружающему миру через интеграцию урочной и внеурочной деятельности;
- повышение социальной активности учащихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива и социума;
- формирование активной жизненной позиции и общей культуры личности учащихся;
- развитие стремления к непрерывному самосовершенствованию, саморазвитию, к тем качествам личности, которые необходимы для последующего обучения и работы во всех возможных отраслях нашей страны;
- организация исследовательской деятельности учащихся;
- формирование системы управления в классе.
Таким образом, в центре программы стоит разработка модели воспитательного пространства с гуманистическими характеристиками и обеспечение условий её реализации.
Характеристики воспитательного пространства задаются воспитательной системой и характером воспитательной деятельности. Одним из приоритетных направлений является организация взаимодействия всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей, учителей.
Воспитательная программа рассчитана на 5 лет, период 2015- 2020 год. В процессе реализации программы в нее могут вноситься коррективы (по результатам проводимых мониторингов и анализа работы на каждом этапе), а также включаться новые.
Решению поставленных задач способствовали следующие формы работы:
·        традиционные общешкольные праздники;
·        конференции;
·        классные часы;
·        трудовые субботники;
·        экскурсии;
·        походы;
·        конкурсы;
·        работа кружков.
Воспитательная система школы выполняет управленческую функцию по следующим направлениям:
1.     Административная работа:
МО классных руководителей.
Школьный ученический совет ШУС
2.Планирование:
а) разработка различных программ, направленных на развитие учащихся,
б) подбор форм и методов в соответствии с анализом.
3.Сбор информации:
а) педагогическое наблюдение;
б) анкетирование, мониторинг;
в) анализ собранной информации.
г) отчётные по воспитательной работе классных руководителей
д) отчеты о кружковой деятельности руководителей кружков
4.Совместная работа с другими центрами: связь с общественными организациями (музеи рп. Сузуна, Дом Культуры с. Малышева, Малышевская сельская библиотека и др.).
5.Контроль и коррекция: анализ и оценка воспитательной работы (педагогические советы, МО классных руководителей, совещание при директоре).
 6. Методическая работа в рамках воспитательной системы школы:
·        МО классных руководителей;
·        Индивидуальная работа с классными руководителями.
Наличие традиций
 
Традиционными стали для школы следующие общешкольные мероприятия:
·       Праздник Первого и Последнего звонка;
·       День учителя;
·       Новогодние ёлки;
·       Вечер встречи выпускников школы;
·       Празднование 8 марта,
·       День здоровья
·       Торжественное мероприятие, посвящённое Дню Победы;
·       Выпускные и другие мероприятия.
Анализ работы классных руководителей
Самая главная работа по воспитанию учащихся в школе отводится классным руководителям. Именно они должны создавать условия для реализации способностей детей и создавать благоприятный морально-психологический климат в коллективе.
В школе в 2015 – 2016 учебном году было 11 классов.  Из них 4 класса начальной школы, 5 классов среднего звена, 2 класса старшего звена.       
Анализ и изучение работы классных руководителей с классным коллективом показал, что деятельность большинства классных коллективов направлена на реализацию общешкольных и социально значимых задач.
         Классные руководители исследуют состояние и эффективность воспитательного процесса в классе, пользуясь методиками определения уровня воспитанности классного коллектива (и отдельно каждого ученика класса) во внешне поведенческом аспекте, изучают уровень развития коллектива. С помощью различных методик классные руководители исследуют уровни сформированности потенциалов (интеллектуального, творческого, коммуникационного и т.д.) у учащихся класса, планируют индивидуальную работу с учащимися.
         Анализ выполнения планов воспитательной работы в классах за год показал, что учащиеся 1-х классов получили необходимые знания по успешному сосуществованию в коллективе, учащиеся 5 и 10 классов успешно прошли период адаптации, учащиеся 2-9 классов пополнили знания по разным сферам развития за счет правильно выбранной тематики классных часов и общешкольных мероприятий. Можно сказать, что практически все классные коллективы сформированы.
         Анализ системы внутришкольного контроля, рейтинга общественной активности классов, анкетирования учащихся показал, что наиболее эффективно в прошедшем учебном году проявили себя следующие классные руководители: Бархатова Л.В. (1 класс), Дарьина Е.А. (3 класс), Жукова Т.В. (4 класс), Долгова Н.А. (5 класс), Шакурова Т.М. (7 класс), Галинский К.С. (10 класс).
Анализ работы классного руководителя за предыдущий год – это одна из главных составляющих работы классного руководителя. Хороший, справедливый и обоснованный анализ помогает увидеть свои сильные и слабые стороны, и определить пути дальнейшего совершенствования, решить проблемы, которые есть в классе.  К сожалению, большая часть наших классных руководителей подошла к анализу своей воспитательной работы формально, ограничившись простым перечислением текущих классных и школьных событий, в которых приняли участие их воспитанники. По сути, полноценным анализом работы можно считать лишь анализ Долговой Н.А., Бархатовой Л.В. Жуковой Т.В. Не сдали отчёты по воспитательной работе классные руководители Бурмистров К.В., Пяткова Н.В.
            В 2015 – 2016 году практически все классные руководители провели открытые мероприятия для своих коллег.    Цель посещения открытых классных часов и внеклассных мероприятий членами МО классных руководителей:
1.    Знакомство с формами проведения классных часов и внеклассных мероприятий, повышающих роль органов ученического самоуправления в классе.
2.    Знакомство с формами проведения классных часов и внеклассных мероприятий и методами работы с учащимися, помогающими осуществлять принцип индивидуального подхода к учащимися в воспитании.
3.    Знакомство с формами и методами проведения личностно-ориентированного классного часа или внеклассного мероприятия.
Наиболее интересными из открытых мероприятий стали интеллектуальная игра «Орден стрижа» (Галинский К.С.), «Что имеем не храним потерявши плачем» (Шакурова Т.М.) Новогодний праздник для младшего звена (Жукова Т.В.)
Все классные руководители проводили классные часы (один раз в неделю), принимали участие в традиционных школьных делах (КТД к различным праздникам), особенно старшее звено. Однако большинство мероприятий были запланированы как общешкольные, а хотелось бы, чтобы классные руководители проявляли собственную инициативу.
Вывод:
Несмотря на все хорошее, что можно отметить в работе классных руководителей, надо более четко организовать систему проведения классных часов, изучение результативности воспитательной работы. Необходимо вести работу по накоплению опыта лучших классных руководителей. Каждому классному руководителю нужно собирать свою медиатеку лучших презентаций классных часов и внеклассных мероприятий, делиться наработанным опытом с коллегами.
Анализ внеурочных мероприятий:
Участие класса во всех общешкольных мероприятиях помогают классному руководителю заполнить досуг школьника интересными и познавательными, веселыми и развлекательными мероприятиями, тем самым, сведя к минимуму влияние улицы, что особенно важно для старшеклассников. Воспитательная работа строилась по системе коллективно-творческих дел (КТД).
Большая планомерная воспитательная работа велась в этом году в классных коллективах и в  школе в целом.
За год были проведены следующие мероприятия общешкольного масштаба:
- День знаний:
- День Учителя;
- Праздник цветов;
- Вечер встречи выпускников;
- День Защитника Отечества;
- 8 марта;
- День Победы;
         Целью всех общешкольных мероприятий является сплочение школьного коллектива, выявление, совершенствование и развитие творческих способностей учащихся, воспитание любви и интереса к культуре своего Отечества, сохранение школьных традиций.
         Ярко и интересно был организован учащимися 10-11 классов праздник «День Учителя». После традиционного Дня самоуправления школьниками был подготовлен концерт для учителей.
В октябре впервые прошёл творческий конкурс «Праздник цветов». В «Празднике цветов» приняли участие коллективы 5-11 классов. По результатам 5 туров победителем стал 10 класс.
         Традиционным для нашей школы стало участие в конкурсе «Мисс школьница». В этом году конкурс прошёл уже в восьмой раз. Благодаря профессиональному коллективу педагогов и учащихся, мы смогли подготовить отличную программу для районной сцены, которую представляла Железнова Влада учащаяся 10 класса с группой поддержки. Также в этом году впервые ми приняли участие в районном конкурсе «Старшеклассник года» в котором принял участие ученик 10 класса Бачурин Кирилл. Хорошие результаты учащиеся школы показали на таких районных мероприятиях как «Журналина, Хрустальная звезда, Зеленая волна, Праздник детских организаций, и т.д.
         Такая структура воспитательной работы позволяет охватить всех учащихся школы, исходя из их склонностей и интересов, способствует всестороннему развитию личности каждого ребенка. Все мероприятия, проводимые в учреждении, работали на расширение кругозора и сплочение детского коллектива.
Развитие ученического самоуправления
К сожалению, в школе слабо развита работа ученического самоуправления. Проект «ШУС», который начал действовать в 2015 – 2016 году, не принёс должных результатов. В течение года дважды выбирался Президент Школьного ученического совета, но ни в первом, ни во втором случае изменений не наблюдалось. Дети пассивны, инициативу не проявляют. В связи с этим вожатому школы необходимо активизировать работу по самоуправлению, тщательно продумав формы и методы для большей заинтересованности детей.
Дополнительное образование
В прошлом учебном году в МКОУ «Малышевская СОШ» действовали следующие кружки:
Волшебное перо Бархатова Л.В.
Весёлые нотки Бархатова Л.В.
Если хочешь, будь здоров! Бессонов С.И.
Умелые ручки Дарьина Е.А
Фольклорный Дарьина Е.А
Мой друг компьютер Жукова Т.В.
Мы все разные, но мы все вместе Долгова Н.А.
Хочу всё знать Долгова Н.А.
Тимуровец Малышева А.Ю.
Военно-патриотический клуб Галинский К.С.
Я- исследователь! Бабкина Е.В.
Баскетбольный Бессонов С.И.
 
В 2015 – 2016 году было проведено 6 заседаний МО классных руководителей. На каждом из них обсуждались вопросы и доклады, содержащиеся в плане. Большое внимание уделялось творческому развитию детей, здоровье сберегающим технологиям, ноаучно-познавательной деятельности.
Анализ программ дополнительного образования и отчёты дополнительных объединений показали, что педагоги использовали разные формы занятий: экскурсии, конкурсы, выставки, спортивные праздники, концерты.
Так, например, на занятиях «Если хочешь быть здоров» (рук. Бессонов С.И.) учащиеся осваивали элементы спортивных игр: баскетбола, волейбола. Много внимания уделялось индивидуальной работе с учащимися и развитию основных физических качеств: быстрота, выносливость, ловкость. Воспитанники объединения принимали участие в общешкольных и районных соревнованиях.
Военно-патриотический клуб «Слобода» (рук. Галинский К.С.) – одно из самых интересных детских объединений в нашей школе. Ребята не только упражняются в силе и ловкости, но и знакомятся с культурой Руси.
Система дополнительного образования в МКОУ «Малышевская СОШ» в 2015 – 2016 учебном году охватила 100% учащихся, что на 4% больше, чем в прошлом и на 12 больше чем в 2013-2014 учебном году.
Вывод: Условия, созданные в школе для внеурочной деятельности и организации дополнительного образования, способствуют развитию творческих способностей учащихся, их личному развитию и социализации.
Повышение уровня самооценки, проявление инициативы – это тот результат, к которому мы стремимся. К тому же у ребенка меньше остается свободного времени, значит, меньше времени он будет бесцельно слоняться по улицам, снижается риск попадания в неблагоприятные компании.
Создание безопасных условий жизнедеятельности учащихся
         Одним из определяющих факторов успешного функционирования являлось обеспечение безопасности жизнедеятельности учащихся. Создание безопасных условий труда и учебы, проблема охраны здоровья и жизни учащихся, профилактики травматизма находили место в повседневной деятельности образовательного учреждения. К началу учебного года был разработан план организационно-технических мероприятий по улучшению условий безопасности жизнедеятельности, издан приказ о назначении ответственных лиц за организацию безопасной работы. Со всеми вновь поступившими на работу лицами, а также с учащимися в начале учебного года проводились вводные инструктажи. В школе действовала нормативная документация, осуществлялся систематический контроль деятельности работников и учащихся по соблюдению законодательных актов, выполнению санитарно-гигиенических правил, предупреждению травматизма и других несчастных случаев. Оказывалась методическая помощь классным руководителям, учителям, руководителям походов, экскурсий по вопросам безопасности, организованы их инструктажи. Подготовка учащихся осуществлялась учителями и классными руководителями в форме инструктажей перед началом всех видов деятельности: проведении экскурсий, спортивных, кружковых занятий. Осуществлялись меры по поддержанию противопожарного состояния на должном уровне. На стенах коридоров вывешены схемы эвакуации, определен и изучен порядок действий в случае возникновения пожара. В рекреации оформлен уголок по ПДД.
Развитие социальной работы
Закон Российской Федерации “Об образовании” законодательно закрепил приоритет личности в процессе воспитания и обучения человека в условиях образовательного учреждения. Такой подход требует большого внимания к личности обучаемого, его социальным проблемам, которые в условиях образовательного учреждения носят многоплановый характер. Среди них выделяют необходимость решения социальных и педагогических проблем человека, обусловленных индивидуальными возможностями его обучения и воспитания; взаимоотношениями с учителем, классом, отдельными группами и личностями класса, школы; обстановкой и взаимоотношениями в семье, среде непосредственного общения. В современных условиях решение социальных проблем детей рассматривается, прежде всего, в аспекте охраны и защиты их прав. Такие права предусмотрены Конвенцией ООН “О правах ребенка”, принятой Генеральной Ассамблеей ООН. Именно на обеспечение и защиту прав ребенка была направлена работа общественного инспектора по охране прав детства и уполномоченного по правам человека.
В исполнении Федеральной целевой программы “Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” в сентябре была проведена операция “Всеобуч” по учету детей в возрасте 7-16 лет, не обучающихся в общеобразовательных учреждениях, и детей, не имеющих постоянного места жительства, главной целью которой являлось выявление неблагополучных семей.
На протяжении всего года учащиеся из малообеспеченных семей получали дотацию на горячее питание.
Социальным педагогам школы (Малышевой А.Ю.) были посещены семьи учащихся, находящихся под опекой (Малышев Виктор Юрьевич 1 класс, Колонины Ксения и Валентина 7, 9, классы, Блиновой Алины и Владислава 10 и 7 классы.). Классными руководителями было посещено 36 % семей. Ежедневно ведется в школе контроль за посещаемостью учащимися учебных занятий.
В школе проводится кропотливая работа с подростками, пропускающими уроки: индивидуальные беседы с детьми и их родителями; поведение учащихся данной категории рассматривается на родительских собраниях класса; проводятся рейды в семьи подростков совместно с инспекторами по охране прав детства и КДН; школа ведёт совместную работу с комиссией КДН, по необходимости обращаемся за помощью в органы милиции, к участковому.
Конвенция о правах ребенка гласит: “Ребенок имеет право на отдых и одинаковые возможности заниматься культурной и творческой деятельностью”. С этой целью была разработана программа летнего отдыха. Более 40 уч-ся отдохнули в школьном лагере с дневным пребыванием.
Особое внимание в прошедшем году уделялось профилактическим мероприятиям в сфере экстремизма и терроризма: проведены классные часы с обучающимися, классные родительские собрания, рейдовые мероприятия с участием педагогов, тренировочные учения.
Диагностика воспитанности школьников
По опросам родителей, по нашим собственным наблюдениям, количественным и качественным диагностикам можно сделать вывод о том, что наши учащиеся отличаются достаточно высоким уровнем воспитанности и мотивации к обучению. В октябре была проведена диагностика уровня воспитанности учащихся 6 – 11 классов, целью которой было изучение личности ребенка и определение уровня воспитанности учащихся общеобразовательного учреждения. В рамках исследования были протестированы учащиеся 6, 7, 8, 10 и 11 классов, всего 23 человека.
Для учащихся 6 – 8 классов и 9 – 11 классов были предложены несколько методик диагностики, позволяющих выявить уровень воспитанности школьников, характер их отношений к различным нравственным качествам.
Работа с родителями учащихся
В настоящее время в школе сложилась система мероприятий, направленных на сотрудничество с родителями – это традиционные родительские собрания, приглашение их на школьные праздники, спортивные мероприятия. Родители учащихся начальной школы активно участвовали в школьной жизнедеятельности.
Анализ показывает, что в работе с родителями были и есть трудности: не все родители понимают значимость совместной работы с педагогическим коллективом, некоторые сознательно уклоняются от воспитания детей, многие остаются сторонними наблюдателями.  Есть в школе и проблемные семьи, которые находятся на постоянном контроле администрации школы, классных руководителей, инспектора по делам несовершеннолетних. Хотелось бы, чтобы родители чаще приходили в школу, чтобы совместно с детьми участвовали в мероприятиях. В будущем учебном году планируем расширить работу в данном направлении.
За истекший год было сделано немало, но остаются вопросы, над которыми необходимо работать:
·        уровень посещаемости родительских собраний в некоторых классах остается по-прежнему низким, что негативно влияет на поведение учащихся, успеваемость, отсутствие интереса к школьной жизни в целом,
·        нежелание учащихся развиваться творчески, физически, интеллектуально, что в свою очередь влияет на рост правонарушений среди них.
В этом случае необходимо активнее привлекать родителей к планированию воспитательной деятельности, разнообразить формы работы с родителями.
            В 2015-2016 учебном году особое внимание нужно уделить работе родительского комитета, администрации школы поставить на контроль организацию работы с родителями, эффективность которой помогает решить ряд проблем, связанных с обучением и воспитанием детей.
 
Выводы
В целом, можно сказать, что задачи, поставленные на 2015-2016 учебный год, выполнены: организация и проведение воспитательных мероприятий осуществлялись, исходя из интересов, интеллектуальных и физических возможностей учащихся, что обеспечивало реализацию личностно-ориентированного подхода при одновременном обеспечении массовости мероприятий. Все аспекты воспитательной работы позволяли учащимся ярко и неординарно проявлять свои творческие способности. Воспитательная работа школы основывалась на принципах сохранения и укрепления здоровья учащихся. Исходя из вышесказанного, учитывая потребности учащихся и их родителей в необходимости развития воспитательной системы школы в 2016-2017 учебном году, необходимо решать следующие воспитательные задачи:
совершенствовать работу детского самоуправления;
развивать у учащихся потребность в здоровом образе жизни;
совершенствовать методическое мастерство классного руководителя;
активно участвовать во внутришкольных и внешкольных мероприятиях;
активно вовлекать учащихся в систему дополнительного образования школы;
продолжить формирование положительных качеств и уважительных отношений между взрослыми и детьми;
усилить роль семьи в воспитании детей и активнее привлекать родителей к организации учебно-воспитательного процесса;
повысить эффективность работы по воспитанию гражданственности, патриотизма, духовности;
усилить работу с трудными подростками, состоящими на внутришкольном учете, на учете в КДН.
 
 
Вожатый школы____________________________ (Галинский К.С.)
«___»__________20___г.