Рабочая программа: Математика, 1 класс

I. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе «Примерной программы по литературному чтению», «Программы «Литературное чтение» авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, учебному плану школы, учебнику «Литературное чтение. Капельки солнца», 1 класс (Е.В.Бунеева, Р.Н.Бунеев - М.: Баласс, 2013).
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.
Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1. формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
2. введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
3. развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
4. приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
Изучение литературного чтения в 1-м классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте», затем в конце учебного года начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка.
Обучение по «Букварю» и прописям ведётся с сентября до начала марта, затем уроки литературного чтения проводятся по учебнику «Литературное чтение» («Капельки солнца»), авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. В классах читающих детей переход на «Капельки солнца» возможен раньше, тогда этот учебник используется одновременно с «Букварём».
II. Общая характеристика учебного предмета
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
1. овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2. овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3. овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:
4. определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
5. приобщение к литературе как искусству слова;
6. приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по литературному чтению: учебники «Литературное чтение» (1-й класс – «Капельки солнца». В программе за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Первоклассник познает себя и мир вокруг: людей, их взаимоотношения, природу; усваивает нормы отношения к этому миру и поведения, действования
в нем – через стихи и маленькие рассказы современных детских писателей. В 1-м классе дети читают об игрушках и играх, о друзьях, родителях и детях, о животных и природе, узнают, что человек может делать интересные открытия, если научится вглядываться в окружающий его мир.
Интерес к самому процессу чтения тесно связан с его мотивированностью. Как же сделать чтение мотивированным? Как реализовать принцип идейно-художественной значимости для ребёнка того, что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? В учебниках это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы.
Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебником-хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков – индивидуальное дело учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.
Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включённые в учебники, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объём стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут учить одно из 2–3 стихотворений по собственному выбору.
На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения.
1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения.
1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Отличия данной программы от других действующих заключается в следующем:
Комбинированные уроки обучение грамоте представлены в виде отдельных уроков по предметам «Русский язык» и «Литературное чтение», так как количество часов на эти предметы различно (чтение – 3 ч; письмо – 4 ч). Это дает возможность учителю реализовать разные цели и задачи уроков чтения и письма; правильно организовать рабочее место ученика.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом школы предмет «Литературное чтение» изучается в 1 классе по 3 часа в неделю: обучение грамоте - 72 часа; литературное чтение - 27 часов. Всего 99 часов в год.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:
– оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли
(лидера исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
– осмысленно, правильно читать целыми словами;
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– подробно пересказывать текст;
– составлять устный рассказ по картинке;
– заучивать наизусть небольшие стихотворения;
– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
– различать рассказ и стихотворение.
Виды и формы контроля
Текущий.
Беседа по вопросам.
Составление плана.
Озаглавливание частей рассказа.
Выборочное чтение.
Выразительное чтение.
Чтение по ролям.
Рассказ по ключевым словам.
Рассказ от лица героя.
Чтение наизусть.
Пересказ текста по частям.
Тематический.
Чтение наизусть стихотворений
Проверка уровня начитанности
Итоговый
Комплексная проверочная работа
Проверка техники чтения без учета темпа
Проверка уровня начитанности и умения работать с книгами.
Материалы для текущего и тематического контроля используются из авторских методических пособий.
Предметная методика
- Технология проблемного диалога (структура параграфов)
- Технология оценивания (правило самооценивания)
- Технология продуктивного чтения (задания по работе с текстом)
- Задания по групповой работе.
Планируемые результаты:
Обучающиеся научатся:
– воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
– осмысленно, правильно читать целыми словами;
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– подробно пересказывать текст;
– составлять устный рассказ по картинке;
– заучивать наизусть небольшие стихотворения;
– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
– различать рассказ и стихотворение.

Обучающиеся получат возможность научиться:
воспринимать художественную литературу как вид искусства;
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;
доказывать и подтверждать фактами (из текста)собственное суждение;
творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
работать в группе, создавая инсценировки по произведению,
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор).

Контроль УУД
Контроль универсальных учебных действий осуществляется через диагностические работы, позволяющие выявить, насколько успешно идёт личностное развитие каждого ребёнка. Диагностические материалы опубликованы в пособии Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.1 класс.-М.:Баласс, 2010.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»)
Данная диагностика разработана для учащихся 1-х классов, включает в себя две итоговые проверочные работы, каждая представлена в четырёх вариантах.
Первая работа включает 11 заданий на выявление метапредметных (регулятивные и познавательные УУД) и личностных результатов.
Вторая работа носит интегрированный характер: она даёт возможность проверить все три группы результатов ( предметные, метапредметные и личностные). Работа строится на основе чтения текста, что позволяет проверить также сформированность коммуникативных УУД, и включает 15 заданий, кроме четвёртого, более лёгкого, варианта.
Варианты обеих работ одинаковы по трудности, но не идентичны по содержанию, что даёт возможность при неоднократном выполнении работ проверить сформированность разных конкретных УУД.

VI. Содержание учебного предмета
Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
1. Круг детского чтения.
2. Техника чтения.
3. Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.
4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.
5. Литературоведческая пропедевтика.
6. Творческая деятельности учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.
Обучение грамоте - 72 часа (3часа в неделю)
I. «Говорим, рассказываем » -15ч
Знакомство с «Букварем». Календарь и календарные праздники. Животные и растения вокруг нас. Природа вокруг нас. Кто помогает человеку в саду и в огороде? Звуки вокруг нас. Цирк. На рыбалке. Сказочные герои. Театр. Гласные звуки. Мои игрушки. Наши занятия.
II. Учим буквы – учимся читать и писать-57ч
Звуки и буквы русского алфавита. Чтение слогов и слов с изученными
буквами. Заглавные буквы в словах русского языка. Слова он, она, оно, они, их роль в речи. Наблюдение над однокоренными словами. Парные звонкие и глухие согласные. Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Правописание буквосочетаний ча, чу, ща, щу..

Литературное чтение – 27ч
1. Круг детского чтения
«Попрыгать, поиграть» (7 ч).
Стихи и маленькие рассказы А. Барто, Я. Акима, С. Маршака, И. Демьянова, В. Берестова, Ю. Мориц, И. Токмаковой, В. Драгунского, Э. Успенского, Е. Чарушина, Н. Носова об играх, игрушках, увлекательных занятиях.
Наш дом (6ч).
Стихи и маленькие рассказы А. Барто, Я. Акима, Г. Граубина, Б. Заходера, О. Григорьева, В. Бирюкова, М. Зощенко, В. Драгунского, М. Коршунова о детях и родителях, их взаимоотношениях, о любви и взаимопонимании, о младших сестрёнках и братишках и отношении к ним.
Ребятам о зверятах (7 ч).
Стихи и маленькие рассказы Б. Заходера, С. Михалкова, Г. Граубина, Ю. Мориц, М. Пришвина, Е. Чарушина, М. Коршунова, Ю. Коваля о дружбе людей и животных, о взгляде взрослого и ребёнка на мир природы.
Маленькие открытия (7ч).
Стихи и небольшие рассказы о мире природы, о его красоте, о маленьких открытиях, которые делает человек, умеющий вглядываться и вслушиваться. Произведения Э. Успенского, Г. Граубина, В. Бирюкова, Т. Золотухиной, И. Токмаковой, В. Лапина, В. Пескова, Н. Сладкова.
2. Техника чтения
На момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:
1. способ чтения – чтение целыми словами;
2. правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
3. скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
4. установка на постепенное увеличение скорости чтения.
Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.
Выпускник начальной школы должен также уметь читать осознанно текст про себя.
Осознанное, правильное, плавное слоговое чтение отдельных слов, предложений, маленьких текстов. Постепенный переход к чтению целыми словами.
3. Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности
Развитие умения разъяснять заглавие текста.
Обучение прогнозированию содержания текста по заглавию, иллюстрациям, ключевым словам.
Работа над пониманием значения каждого отдельного слова, словосочетания; семантизация незнакомых слов.
Развитие внимания к оттенкам лексического значения слов.
Обучение ответам на вопросы учителя по содержанию прочитанного и прослушанного текста.
Обучение озаглавливанию небольших частей текста, составлению простого плана, пересказу прочитанного с опорой на план из картинок.
4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа
1-й класс
Учитель создаёт необходимые условия для эмоционального «проживания» текста детьми, для выражения эмоций. Учитель показывает особенности авторского употребления слов, выражений; красоту, яркость и точность слова в художественном тексте (например, различные случаи употребления слов в переносном значении). Дети наблюдают, как поэты и писатели видят и рисуют словами мир.
Учитель показывает, что свои мысли и чувства писатель передаёт через героев – их характеры, поступки, чувства и переживания – и через главную мысль произведения (это то, что хотел сказать читателям автор, для чего он написал это произведение). Результатом понимания характеров и поступков героев является формулирование главной мысли с помощью учителя. Дети высказывают своё отношение к прочитанному.
5. Литературоведческая пропедевтика
На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями:
Стихотворение. Рифма, ритм и настроение в стихотворении.
Рассказ. Герои рассказа, рассказчик и автор.
6. Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений) развитие устной и письменной речи
Развитие устной речи:

· обучение ответам на вопросы по содержанию текста (формулирование ответов, подбор наиболее подходящих слов);

· обучение подробному пересказу по вопросам или картинкам, составлению устных рассказов по картинкам (комиксам);

· работа над грамматически правильным построением устного высказывания;

· показ способов заучивания наизусть стихотворений, обучение выразительному чтению с соблюдением соответствующей интонации, громкости речи, темпа речи.
Творческие работы: иллюстрации к прочитанному, инсценирование.



VII. Календарно-тематическое планирование по литературному чтению (99 ч)


п/п

Раздел, тема
Кол-во часов
Тип урока
Планируемые результаты
Виды деятельности
Виды контроля
Учебно-методическое обеспечение
Примечание





Предметные
Метапредметные и личностные (УУД)






I. «Говорим, рассказываем »
15 ч.









Знакомство с «Букварем». Календарь и календарные праздники.
1
Урок изучения нового материала(урок-сказка)
Уметь:
находить нужную страницу, иллюстрацию; ориентироваться на развороте «Букваря»;
- воспринимать звучащую речь;
- понимать на слух информацию, содержащуюся в устном высказывании; - различать времена года по признакам, объяснять и рассказывать;
- сопоставлять признаки предметов, с помощью которых они узнаются;
- обозначать слово схемой; сопоставлять схемы и слова, сравнивать и различать;
составлять схемы предложений;
- выбирать нужный знак конца предложения; определять признаки текста, смысловое единство предложений в тексте;
выбирать заглавие текста;
устанавливать последовательность предложений в тексте, последовательность частей текста; читать схему текста;
- составлять схему текста;
- определять основную мысль текста,
передавать его содержание по вопросам. Различать речевые и неречевые звуки.
Личностные:

В предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие с позиции общечеловеческих нравственных ценностей.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.




Регулятивные:

Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последо вательность действий на уроке.

Учиться высказывать свое предположение (версию).

Учиться работать по предложенному плану.




Учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные: Отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Находить ответы на вопросы,
используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Сравнивать и группировать предметы и их образы.

Подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные:

Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Учить наизусть стихотворение, прозаический фрагмент.

Слушать и понимать речь других.

Выразительно читать и пересказывать текст.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).




























Личностные:

В предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие с позиции общечеловеческих нравственных ценностей.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить

Регулятивные:

Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учиться высказывать свое предположение (версию).

Учиться работать по предложенному плану.

Учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.


Познавательные:
Отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Находить ответы на вопросы,
используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Сравнивать и группировать предметы и их образы.

Подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные:

Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Учить наизусть стихотворение, прозаический фрагмент.

Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Обозначать слово схемой.
Сопоставлять схемы и слова, сравнивать и различать.
Составлять схемы предложений. Выбирать нужный знак конца предложения.
Определять признаки текста, смысловое единство
предложений в тексте. Выбирать заглавие текста.
Устанавливать последовательность предложений в тексте, последовательность частей текста
Читать схему текста.
Составлять схему текста. Определять основную мысль текста, передавать его содержание по вопросам.
Различать речевые и неречевые звуки.
Характеризовать гласные звуки русского языка
(ударные, безударные).
Делить слово на слоги, обозначать ударный слог.
Классифицировать предложе
·ния по цели высказывания. (П)*
Выбирать нужную интонацию.
Составлять текст по серии сюжетных картинок.
Перечислять названия известных сказок, сказочных
героев, сказочных предметов.
Объяснять правила поведения в театре. Называть театральные профессии.
Рассказывать и инсценировать известные сказки по
картинкам и по памяти.
Осознавать ситуацию общения: где, с кем и
с какой целью происходит общение.
Учиться диалогической форме речи.
Определять диалог (спор, беседа). Выражать собственное мнение.
Использовать связные высказывания на определённую тему.
Слышать, выделять гласные звуки, обозначать их схемой.
Определять количество слогов в слове.
Определять, на какой слог падает ударение, обозначать ударный





слог в схеме слова. Различать ударные и безударные слоги.
Наблюдать за многозначными словами.
Определять направление движения при письме раз-
личных письменных элементов. Овладевать разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических
требований к этому виду учебной работы.
Различать и использовать разные виды штриховки.
Ориентироваться на странице прописи и на строке
прописи.
Понимать прослушанный и прочитанный текст.
Составлять рассказы по серии сюжетных картинок.
Сочинять небольшие устные рассказы повествовательного характера (по материалам собственных игр,
занятий, наблюдений).
Восстанавливать деформированный текст.
Сокращать, изменять текст повествовательного
характера из прописи или «Букваря». (П)
Определять и объяснять значение слова в тексте.
Различать однозначные и многозначные слова. (П)
Различать прямое и переносное значение слов. (П)
Сопоставлять синонимы и антонимы: наблюдать в
эталонных текстах, использовать в речи. (П)
Различать однокоренные слова. (П)
Выделять в слове корень, приставку, суффикс. (П)
Понимать и объяснять значения суффиксов и при-
ставок. Образовывать новые слова(однокоренные) с помощью суффиксов и приставок.
Разбирать доступные слова по составу. (П)
Классифицировать слова по вопросам (кто? что?
какой?... что делать?...)
Различать слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?».
Распознавать имена собственные.
Различать слова мужского, женского и среднего
рода. (П) Изменять слова по числам (один – много).
Отличать слова–местоимения от других слов. (П)
Распознавать предлоги. Запомнить наиболее употребительные предлоги.
Отличать предлоги от приставок. (П)
Различать предложения, словосочетания, слова
(понимать их сходства и различия).
Самостоятельно составлять предложения.
Осознавать ситуацию общения: где, с кем и с какой целью происходит общение.
Овладевать диалогической формой речи. Диалог
(спор, беседа).
Устанавливать последовательность предложений в тексте; последовательность частей текста (абзацев).
Работать над структурой текста: озаглавливать, кор
ректировать и редактировать порядок предложений и частей текста (абзацев).
Отвечать на вопросы автора текста. Задавать вопросы автору текста с помощью учителя.
Выборочно читать с целью нахождения необходимого материала.
Находить информацию, заданную в тексте в явном
виде.
Формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте.
Запоминать названия и последовательность букв русского алфавита
Фронталь
ная беседа

Презентация на тему



Животные и растения вокруг нас. Слова-названия.
1
Урок-путешествие



Рассматривание и описание рисунков
Презентация на тему



Природа вокруг нас. Знакомство с предложением.
1
Урок изучения нового материала



Фронтальный, индивидуаль
ный
Слайд «В лесу»



Летом в деревне (на даче). Составление предложений.
1
Урок-путешествие




Слайд «Лето в деревне»



Кто помогает человеку в саду и в огороде? Знакомство с текстом.
1
Урок-путешествие



Фронталь
ный, индивидуаль
ный
сюжетные картинки



Звуки вокруг нас. Звуки речи.
1
Урок изучения нового материала



Текущий.

сюжетные картинки



Цирк.
1
Урок-путешествие



Текущий.

Каринки по теме



На рыбалке. Предложение. Текст.
1
Урок-путешествие



Текущий.

Слайды с сюжетными картинками



Сказочные герои. Сказочные предметы.
1
Урок-сказка



Текущий.
Предметные картинки



Театр.
1
Урок-путешествие



Текущий. Графическая работа
Предметные картинки



Гласные звуки.
1
Урок изучения нового материала



Групповая работа 
Предметные картинки



Мои игрушки.
1
Урок – игра



Текущий. Графическая работа
Правила письма,



Наши занятия.

1
Урок – игра



Фронтальный

Предметные картинки



Повторение. Деление слова на слоги, ударный и безударные слоги.
1
Урок повторения



Текущий. Графическая работа
Слайд на тему: « Гласные звуки»



Повторение. О чем рассказывает текст.
1
Урок обобщения



Текущий.
учебник, пропись



II. Учим буквы – учимся читать и писать
57ч

Уметь: называть звуки, из которых состоит слово (гласные: ударные, безударные; согласные: звонкие, глухие, парные, непарные, твердые, мягкие); обозначать букву соответствующей схемой;
определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки по мягкости и твердости; обозначать мягкость согласных звуков на письме; определять количество букв и звуков в слове; читать плавным слоговым чтением; находить корень
в группе доступных однокоренных слов;
Сопоставлять слова, различающиеся одним звуком.

Воспроизводить звуковую форму слога и слова по его буквенной записи (чтение).

Соотносить прочитанные слова и картинки.

Находить слово в группе слов по его лексическому значению.

Воспринимать слово как объект изучения, материал для анализа.

Наблюдать над значением слова.

Различать слова и предложения.

Работать с предложением: выделять слова, изменять их порядок, распространять и сокращать предложения.

Понимать прослушанный и прочитанный текст.

Составлять рассказы по серии сюжетных картинок.

Сочинять небольшие устные рассказы повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений).

Восстанавливать деформированный текст.

Сокращать, изменять текст повествовательного характера из прописи или «Букваря».

Определять и объяснять значение слова в тексте. Различать однозначные и многозначные слова

Различать прямое и переносное значение слов.

Сопоставлять синонимы и антонимы: наблюдать в эталонных текстах, использовать в речи.

Различать однокоренные слова.

Выделять в слове корень, приставку, суффикс. Понимать и объяснять значения суффиксов и приставок.

Образовывать новые слова (однокоренные) с помощью суффиксов и приставок.

Разбирать доступные слова по составу. Классифицировать слова по вопросам (кто? что? какой?... что делать?...)

Различать слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?».

Распознавать имена собственные
.
Различать слова мужского, женского и среднего рода.

Изменять слова по числам (один - много).

Отличать слова-местоимения от других слов.

Распознавать предлоги.

Запомнить наиболее употребительные предлоги.

Отличать предлоги от приставок.

Различать предложения, словосочетания, слова (понимать их сходства и различия).







Звуки, обозначаемые буквами и, г, п. Гласный звук [и].
1
Урок изучения нового материала



Фронтальный.
учебник, пропись



Звуки, обозначаемые буквами т, р.
1
Урок изучения нового материала



Итоговый контроль. Составление схем слов, слого-звуковой анализ
учебник, пропись



Гласный звук [о], буква о.
1
Урок изучения нового материала




Слайды с сюжетными картинками



Чтение слогов и слов с изученными
буквами.
1
Урок изучения нового материала



Текущий

учебник, пропись



Заглавная буква О. Заглавная буква О в именах людей.
1
Урок изучения нового материала



Текущий
Предметные картинки



Гласный звук [а], буква а.
1
Урок изучения нового материала



Текущий. Фронтальная работа
Слайды с сюжетными картинками



Гласный звук [ы], буква ы.
1
Урок изучения нового материала



Текущий.
Звуко-буквенный анализ слов
Предметные картинки, учебник, пропись



Заглавные буквы Г, П, Т, Р.
1
Урок изучения нового материала



Текущий. Списывание слов с печатного образца
Слайды с сюжетными картинками



Заглавная буква И.
1
Урок изучения нового материала



Текущий
Фронтальный: словарная работа
учебник, пропись



Согласные звуки [н], [н,], буква н.
1
Урок изучения нового материала



Текущий.
Упражнения в чтении.
Слайды с сюжетными картинками



Согласные звуки [к], [к,], буква к.
1
Урок изучения нового материала



Самостоятельная запись слов по картинкам,
Предметные картинки, учебник, пропись



Упражнения в чтении. Чтение слогов и слов с изученными буквами.
1
Урок изучения нового материала



Текущий.
Упражнения в чтении.
Предметные картинки,
учебник, пропись



Слова он, она, оно, они, их роль в речи.
1
Урок изучения нового материала



Текущий.
Упражнения в чтении.
Предметные картинки



Гласный звук [у], буквы У, у.
1
Урок изучения нового материала



Текущий.
Упражнения в чтении.
Слайды с сюжетными картинками



Упражнения в чтении.
Работа над интонацией
1
Урок изучения нового материала



Текущий. Звукобуквен
ный анализ

учебник, пропись



Согласные звуки [с], [с], буква с.
1
Урок изучения нового материала



Текущий.
Словарная работа

учебник, пропись



Упражнения в чтении.
Работа над интонацией
1
Урок обобщения и систематизации ЗУН



Текущий.

учебник, пропись



Звонкие согласные звуки [л], [л'], [м], [м'], буквы л, м.
1
Урок изучения нового материала



Текущий:
Слайды с сюжетными картинками



Упражнения в чтении. Чтение и наблюдение над смыслом слов в предложении.
1
Урок изучения нового материала



Текущий контроль:
– чтение,
– пересказ,

Предметные картинки, учебник, пропись



Заглавные буквы К, Н. Упражнения в чтении.

1
Урок изучения нового материала



Текущий контроль:
Звукобуквен
ный анализ
Слайды с сюжетными картинками



Заглавная и строчная буква С, с. Упражнения в чтении
1
Урок изучения нового материала



Текущий. Самостоятельная работа. Чтение текста, пересказ
учебник, пропись



Работа с деформированным предложением. Знакомство с новым знаком препинания
1
Урок изучения нового материала



Текущий контроль: чтение, пересказ.
учебник, пропись



Заглавная буква М. Упражнения в чтении.

1
Урок изучения нового материала



Текущий.
Упражнения в чтении.

Слайды с сюжетными картинками



Согласные звуки [ш], буква ш. Строчная буква ш.
1
Урок закрепления ЗУН



Самостоятельная работа
Предметные картинки, учебник, пропись



Заглавная буква Ш. Чтение слов с изученными буквами.
1
Урок закрепления ЗУН



Текущий
Слайды с сюжетными картинками



Чтение слов, предложений, текста, наблюдение над словами с гласными
1
Урок изучения нового материала



Текущий; фронтальная работа

учебник, пропись



Упражнения в чтении. Формирование навыка различения звуков [с] и [ш] при чтении.
1
Урок изучения нового материала



Текущий.
Выборочное списывание
Слайды на тему: «Лексическое значение слов»



Заглавная буква А. Чтение слов, предложений с заглавной буквой А.
1
Урок изучения нового материала



Текущий.
Зрительно-слуховой диктант
Слайды на тему: «Знаки препинания»



Упражнения в чтении. Проверка техники чтения.
1
Урок изучения нового материала



Тематический

учебник, пропись



Согласные звуки [д], [д'], буква д. Наблюдение над однокоренными словами.
1
Урок изучения нового материала



Текущий.
Слайды на тему: «Лексическое значение слов»



Наблюдение над словами с парными согласными звуками на конце; над однокоренными словами.
1
Урок изучения нового материала



Тематический
Упражнения в чтении.
учебник, пропись



Согласные звуки [в], [в'], буква в. Строчная буква в. Заглавная буква Д.
1
Урок изучения нового материала



Упражнения в чтении.
Слайды на тему: «Лексическое значение слов»



Заглавная буква В. Продолжение знакомства с суффиксами, корнем.















1
Урок изучения нового материала



Тематический

учебник, пропись



Буква е. Звуки буквы е. Наблюдение над однокоренными словами.
1
Урок изучения нового материала



Текущий; индивидуаль
ный

Слайды с сюжетными картинками



Буква ё. Повторение и закрепление введённых понятий
1
Урок изучения нового материала



Текущий.
Самостоятель
ная работа
Слайды с сюжетными картинками



Заглавные буквы Е, Ё. Чтение диалога, наблюдение над суффиксами в словах.
1
Урок закрепления ЗУН



Текущий.
Самостоятель
ная работа. Упражнения в чтении.
Предметные картинки, учебник, пропись



Согласные звуки [б], [б'], буква б. Строчная буква б.
1
Урок изучения нового материала



Упражнения в чтении.
Слайды с сюжетными картинками



Заглавная буква Б. Упражнения в чтении слов с буквой Б, текста.
1
Урок изучения нового материала



Текущий.

Предметные картинки, пропись



Согласные звуки [з], [з'], буква з.
Заглавная буква 3. Повторение парных звонких и глухих согласных.
1

Урок изучения нового материала




Текущий:
– чтение
текста,
– анализ,
– пересказ
учебник, пропись
Слайды с сюжетными картинками














Буква я. Звуки буквы я.
Заглавная буква Я. Обозначение мягкости согласных звуков на письме.
1
Урок изучения нового материала



Текущий. Словарная работа

Предметные картинки, учебник, пропись















Согласные звуки [х], [х'], буква х. Слова-междометия.
1
Урок изучения нового материала



Текущий: опрос, пересказ

учебник, пропись



Согласные звуки [ж], [х], буквы ж, х. Слова с буквосочетаниями -жиши.
1
Урок изучения нового материала



Текущий:

Слайды с сюжетными картинками



Заглавные буквы X и Ж. Наблюдение над словами с парными согласными [ж], [ш].
1
Урок закрепления знаний



Текущий

учебник, пропись



Строчная и заглавная буква й, Й.
1
Урок обобщения и систематизации ЗУН



Текущий.
учебник, пропись



Согласный звук [ч '], строчная буква ч. Правописание буквосочетаний ча, чу.
1
Урок изучения нового материала



Текущий. Выразительное чтение текста

Слайды с сюжетными картинками



Заглавная буква Ч. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?
1
Урок закрепления знаний



Текущий. Словарная работа

Предметные картинки, учебник, пропись



Согласные звуки [ц], [щ], буквы ц, щ. Строчные и заглавные буквы Ц, ц, Щ, щ. Буквосочетания ща, щу.
1
Урок обобщения и систематизации ЗУН



Текущий. Словарная работа

учебник, пропись



Согласные звуки [ф], [ф'], буква ф. Чтение слогов, слов с буквой ф.
1
Урок изучения нового материала



Текущий. Словарная работа:

Предметные картинки, учебник, пропись



Заглавная буква Ф. Употребление заглавной буквы в словах и предложениях.
1
Урок изучения нового материала



Текущий. Самостоятельная работа:
– составление слов из слогов
учебник, пропись



Гласный звук [э], строчная буква э. Чтение слогов, слов со строчной буквой э.
1
Урок изучения нового материала



Текущий. Звуко-буквенный анализ слов
Слайды с сюжетными картинками, учебник, пропись



Заглавная буква Э. Внеклассное чтение. Н. Сладков. «Лесные сказки».
1
Урок изучения нового материала



Текущий. Самостоятельная работа по выбору

учебник, пропись



Буква ю и её звуки. Заглавная буква Ю.
1
Урок изучения нового материала



Тематический.
Буквенный диктант
учебник, пропись



Буква ь. Употребление ь для обозначения мягкости согласных.
1
Урок изучения нового материала



Тематический
Выразительное чтение текста
Слайды с сюжетными картинками



Разделительный ь.
1
Урок изучения нового материала



Текущий. Звуко-буквенный анализ слов
учебник, пропись



Буква ъ. Разделительный ъ. Чтение слов с разделительным ъ.






1
Урок изучения нового материала



Текущий. Выразительное чтение текста
учебник, рабочая тетрадь



Алфавит. Проверочная работа.
1
Урок текущей проверки



Проверочная работа
учебник, пропись



Проверка техники чтения.
1
Урок текущей проверки



Проверка техники чтения
учебник, пропись


III. «Капельки солнца» (27ч)






Раздел I. «Поиграть, попрыгать»
(7ч)
Знать приемы ориентирования в учебнике;
Уметь различать элементы книги: обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация
Личностные: проявление интереса к изучаемому предмету, к родному слову; формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку;

Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно искать средства ее осуществления; способность ориентироваться на учебной задаче, на основе того, что уже известно и усвоено, того, что еще неизвестно; определение промежуточных целей с учетом

конечного результата;

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; вступать в беседу на уроке и в жизни; сотрудничество с учителем и одноклассниками;





73
Знакомство с учебником по чтению «Капельки солнца». Первый урок вежливости.
1
ОНЗ (урок
открытия нового знания)


Беседа;
работа по серии картинок;
работа с учебником;

Текущий.
учебник, рабочая тетрадь


74
А. Барто «Я выросла», Я. Аким «Мой конь», Саша Чёрный «Про девочку, которая нашла своего Мишку»
1
ОНЗ

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
Уметь: читать осознанно и выразительно стихи, заучивать наизусть

Выразительное чтение;
беседа;
работа с учебником;
чтение по ролям;
Текущий.
Самостоятельная работа
учебник, рабочая тетрадь


75
В. Драгунский «Друг детства».
Е. Чарушин «Никита-охотник»
1
ОНЗ

Знать название, основное содержание литературного произведения;
Уметь определять тему и главную мысль произведения

Комментированное чтение; работа с учебником;
диалог с автором
Текущий.
Пересказ текста
учебник, рабочая тетрадь, фрагмент видеофильма


77
Игры в слова. Стихи Г. Остер,

Ю. Мориц, А. Барто, И. Токмаковой, С. Маршака
1
ОНЗ

Уметь работать со стихотворным тек-

стом, выразительно читать, находить ответы на вопросы в тексте;

Работа с учебником; озаглавлива

ние частей;
Текущий.

учебник, рабочая тет

радь


78
Н. Носов «Приключения Незнайки» (отрывок)
1
ОНЗ

Знать содержание произведения;
Уметь читать с комментированием, отвечать на вопросы;

Работа с серией картинок и текстами Г. Остера;
игры в слова;
заучивание стихов;
Выборочное чтение по вопросам

учебник, рабочая тетрадь, фрагмент М/ф


79
Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья» (отрывок)
Обобщение материала раздела 1. Проверочная работа № 1
1
ОНЗ

Знать содержание литературного произведения;
Уметь читать и комментировать прочитанное, пересказывать, читать по ролям


Текущий.
Чтение текста, анализ, пересказ

учебник, рабочая тетрадь


80
РР. Устные рассказы детей о своих игрушках. Внеклассное чтение по теме раздела.



Обобщающий
Уметь участвовать в диалоге; слушать, высказывать свое мнение, доказывать его

Работа с учебником; ответы на вопросы;
парно-групповая работа;
Текущий. Самостоятель
ная работа
учебник, рабочая тетрадь



Раздел 2. «Наш дом» (6 ч).



Уметь формулировать и высказывать свое мнение о прочитанном по плану


Личностные: проявление любознательности, интереса к литературному чтению; развитие умения высказывать свое отношение к прочитанному с аргументацией; оценивать простые жизненные ситуации с позиции общепринятых нравственных правил человеколюбия, уважения к родным;
Регулятивные: учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать
последовательность действий на уроке; учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;
Коммуникативные: выражать в речи свои мысли и действия, понятные для партнера; совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе; планировать учебное сотрудничество

Личностные: проявление интереса к содержанию произведений по литературному чтению; Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; уметь передавать свои мысли и чувства через характеры и поступки героев;

регулятивные: учиться работать по предложенному плану; определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; проявлять мобилизацию сил и энергии, способности к волевому усилию, преодолению препятствий;

коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи; слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст; учить наизусть стихотворение
познавательные: знать о творчестве писателей и поэтов; формулировать ответы на вопросы по содержанию текста; подробно пересказывать текст по вопросам и картинкам; составлять устные рассказы по серии картинок; выразительно читать стихи;








81
Г. Цыферов «Что у нас во дворе?»
1
ОНЗ


Творческая работа;
игры в рифмы;
сочинение стихов;
чтение по ролям;
работа с учебником;
групповая работа;
Текущий.

учебник, рабочая тетрадь


82
В. Драгунский «Сестра моя Ксения», А. Барто «Две сестры глядят на братца», Я. Аким «Мой брат Миша»
1
ОНЗ
Уметь составлять план, анализировать героя, отвечать на вопросы по тексту;



Текущий.
учебник, рабочая тетрадь


83
А. Барто «Разлука», «Одиночество», Г. Граубин «Окно»,Э. Мошковская «Трудный путь»
1
ОНЗ

Знать содержание прочитанного;
Уметь читать выразительно стихи

Беседа;
Работа с серией картинок;

Текущий.

учебник, рабочая тетрадь, аудиозапись стихов


84
Четвёртый урок вежливости. Г. Остер «Вредные советы», стихи И. Демьянова
1
ОНЗ
Уметь выразительно читать стихотворный текст;

Работа с учебником;
Выполнение индивидуальных рассказов
Текущий. Словарная работа
учебник, рабочая тетрадь, книги Г.Остера


85
Стихи В. Бирюкова, О. Григорьева. Повторение по разделу 2. Проверочная работа № 2
1

Уметь выразительно читать и вести беседу о прочитанном;


Тематический.
учебник, рабочая тетрадь


86
Развитие речи. Подробный пересказ с опорой на план и ключевые слова. Внеклассное чтение по теме раздела 2.
1
Обобщающий
Знать содержание прочитанного материала по внеклассному чтению;
Уметь пересказывать с опорой на план и ключевые слова;

Беседа;
Конкурс стихов;
Работа с серией рисунков
Подробный пересказ с опорой на план
Книги по темае раздела



Раздел 3. «Ребятам о зверятах»
(7ч).
Знать о творчестве и произведениях
Б. Заходера;
Уметь выразительно читать (отработка тона, интонации), анализировать чтение;






87
Б. Заходер «Мохнатая азбука». Разные азбуки


1
ОНЗ




Тематический

учебник, рабочая тетрадь, презентация «Разные азбуки»


88
Г. Граубин «У ручья», «Беспокойные мыши», Саша Чёрный «Слоник, слоник...». Пятый урок вежливости.
1
ОНЗ

Знать содержание произведений;
Уметь выразительно наизусть читать и вести беседу о прочитанном;


Текущий. Выразительное чтение текста
учебник, рабочая тетрадь


89
Е. Чарушин «Томкины сны». Ю. Коваль «Дик и черника», А. Шибаев «Без ужина»
1
ОНЗ

Знать о творчестве Е. Чарушина;
Уметь читать по ролям, озаглавливать части текста,

Ролевая игра;
Чтение в лицах;
Выразительное чтение;
Текущий. Выразительное чтение текста
учебник, рабочая тетрадь


91
М. Коршунов «Рисунок с натуры»
1
ОНЗ

Знать о творчестве М. Коршунова;
Уметь анализировать рассказ, находить его тему

Выразительное чтение;
Чтение наизусть;
Работа с комиксами; беседа
Текущий. Выразительное чтение текста
учебник, рабочая тетрадь


92
Д. Хармс «Удивительная кошка», И. Токмакова «Котята»
1

Знать о жанре «рассказ»;
Уметь различать жанры произведений; анализировать прочитанное

Творческая работа
Беседа
Озаглавливание частей
Текущий. Выразительное чтение текста
учебник, рабочая тетрадь, презентация «Кошки»


93
Ю. Мориц «Ворона», В. Вересаев «Братишка». Шестой урок вежливости
1
ОНЗ

Знать значение понятий «выдуманный» и «невыдуманный» рассказ


Текущий. Выразительное чтение текста
учебник, рабочая тетрадь


94
Повторение по разделу 3. Проверочная работа № 3.
1
Обобщающий
Знать произведения раздела

Выразительное чтение
Проверочная работа
учебник, рабочая тетрадь



Раздел 4. «Маленькие открытия».
(7 ч).
Знать о творчестве авторов и содержание произведений;
Уметь создавать словесную картину, читать стихотворение по строфам, выбирать и обосновывать нужную информацию;







95
Г. Граубин «Сон» и «Шишкопад», В. Бирюков «Сентябрь», Т. Золотухина «Лужи-зеваки»
1
ОНЗ



Анализ рассказа;
Выразительное чтение; словесное рисование
Текущий. Выразительное чтение текста
учебник, рабочая тетрадь


96
В. Песков «Листья падают с клёнов», И. Токмакова «Туман», «Осень»
1
ОНЗ




Текущий. Выразительное чтение текста
учебник, рабочая тетрадь


97
Н. Сладкое «Почему ноябрь пегий?». Е. Благинина «Улетают, улетели...», Т. Золотухина «Метель»
1
ОНЗ


Знать о творчестве Н. Сладкова и его произведения;
Уметь озаглавливать части текста, выразительно читать

Выразительное чтение;
диалог
беседа
ответы на вопросы
Текущий. Выразительное чтение текста
учебник, рабочая тетрадь


98
И. Токмакова «Медведь». Н. Сладков «Шапки долой!»,
И. Токмакова «Весна»
1
ОНЗ

Знать понятия «жанр», «декламация»; Уметь определять темп, тон, громкость речи


Текущий. Выразительное чтение текста
учебник, рабочая тетрадь


100
К. Паустовский «Приточная трава».
М. Пришвин «Берестяная трубочка».
1
ОНЗ

Знать о творчестве К. Паустовского;
Уметь читать рассказ про себя с целью выбора необходимого тона, темпа, интонации

Творческая работа;
Выразительное чтение;
Беседа;

Текущий. Выразительное чтение текста
аудиозапись, портреты авторов, рабочая тетрадь


102
Ю. Мориц «Что над чем». Проверочная работа № 4.
1
ОНЗ

Знать о творчестве
Ю. Мориц;
Уметь выполнять проверочную работу

Работа в тетрадях

Проверочная работа № 4
Портрет Ю.Мориц, рабочая тетрадь


103
РР. Выразительное чтение любимых произведений (стихов, прозы).
1
Обобщающий
Знать пройденный материал 1 класса;
Уметь обобщать материал

Монолог;
Выразительное чтение
Текущий. Выразительное чтение текста
































VIII. Материально-техническое и информационное обеспечение курса
Обучение грамоте и пропедевтический курс русского языка обеспечиваются:
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. Учебник для первоклассников «Букварь».- М: Баллас, 2013
О.В. Пронина. Комплект прописей в 5-ти тетрадях «Мои волшебные пальчики» - М: Баллас, 2014г.
О.В. Пронина, Е.П. Лебедева, О.Ю. Мальцева. Тетрадь для печатания.
Е.В. Бунеева Методическое пособие для учителя «Уроки обучения грамоте по учебнику «Моя любимая Азбука» и прописям «Мои волшебные пальчики» - М: Баллас, 2013 г.
Обучение литературному чтению обеспечивается учебниками и пособиями:
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Капельки солнца», - М: Баллас, 2013 г.;
Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева «Рабочая тетрадь к учебнику «Капельки солнца» - М: Баллас, 2013 г.
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О. В. Пронина, О. В. Чиндилова. Методические рекомендации для учителя. - М: Баллас, 2013 г.
Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2011. – 400 с.
Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.1 класс.-М.: Баласс, 2014.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»)
10. Литературное чтение. Тесты. 1- 4 класс. О.В.КубасоваМ., 2006
11. «Чтение» 1-4 классы. Сборник текстов для проверки техники чтения. М., «Издат-школа
Технические средства обучения
персональный компьютер с принтером;
ксерокс (по возможности);
- проектор для демонстрации слайдов;
экспозиционный экран размером 150x150 см;
Для полноценной реализации курса литературного чтения в начальном общем образовании и достижения планируемых результатов необходима соответствующая материальная база:
портреты писателей;
репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием программы;
иллюстрации к литературным произведениям;
детская периодика;
настольные развивающие игры (литературное лото), викторина.
Электронно-программное обеспечение (при возможности)
компьютер; презентационное оборудование;
выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети Интернет только для учителя начальной школы, для учащихся - на уровне ознакомления);
целевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учителя с использованием диалога с классом при обучении и ИКТ на компакт-дисках;
цифровые зоны: коммуникационная (веб-камера на рабочем месте учителя, доступ через скайп), алгоритмическая (решение логических задач, компьютерное моделирование в учебных средах на сайте Единой коллекции ЦОР: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Онлайн ресурсы сайта «Аудиохрестоматия.рф» - 1пКр://аудиохрестоматия.рф/
Онлайн ресурсы сайта «Диафильмы» - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Ж.  «Начальная школа:+ и до»
Сайт www.openclass.ru/wiki-pages
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сайт: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Оборудование кабинета
доска аудиторская
столы ученические -10 шт.,
стулья ученические -20 шт.,
стол учительский -1шт.,
стул учительский -2шт.
Заголовок 1 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915