Мастер – класс урока русского языка по ФГОС ООО в 8классе по теме «Словосочетание.Связь слов в словосочетаниях ». (По учебникуЕ.А.Быстровой )


Мастер – класс урока русского языка по ФГОС ООО
в 8классе по теме «Словосочетание.Связь слов в словосочетаниях ».
(По учебникуЕ.А.Быстровой )Выполнила Пузикова Марина Васильевна,
учитель русского языка и литературы
МОУСОШ №1 р.п. Мокроус
Фёдоровского района
Саратовской области
Цель урока: обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании.
Задачи урока:
Образовательные:
1) повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов в словосочетании;
2) отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;
3) закрепление навыков правописания;
обучение умению связно излагать свои мысли.
Развивающие:
1) развитие мышления и общеучебных навыков и умений;
2) развитие познавательной самостоятельности;
3) овладение нормами литературного языка.
Воспитательные:
воспитание ответственности за качество своих знаний;
Воспитание любви к родному русскому языку
Формирование духовно богатой, нравственной, эстетически развитой личности через художественные произведения и произведения искусства.
УУД:
Личностные УУД: ориентирование в системе моральных норм и ценностей.
Регулятивные УУД: целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учѐтом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.
Познавательные УУД: проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; определяют основную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать: строение словосочетаний; отношения между компонентами словосочетания; отличие словосочетаний от слова и предложения; способы выражения;
Уметь: вычленять словосочетание из предложений; выполнять разбор словосочетаний; определять способы связи слов в словосочетании; использовать в устной и письменной речи; находить в тексте цельные словосочетания, давать толкование; развитие орфографических навыков;
Личностные: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.
Метапредметные: развитие навыков монологической речи, развитие навыков парной и групповой работы, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);
Тип урока: повторительно-обобщающий, систематизация ЗУН.
Технологии урока:
Технология здоровьесбережения.
Технология коллективного обучения.
Технология дифференцированного обучения.
Формы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: индивидуальная работа, работа в паре, коллективная работа, самостоятельная работа, дифференцированное домашнее задание.
Приемы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: повторение пройденного, объяснение учителя, конструирование словосочетаний, работа со схемой-кластером, выполнение тестовых заданий из открытого банка заданийОГЭ, решение проблемной ситуации, прием целеполагания, игра«Ромашка», разминка «Веришь ли ты…», алгоритмизация, творческое домашнее задание, рефлексия.
Оборудование: материал, маршрутные листы, материалы-карточки для заполнения пропусков в схеме-кластере, сигнальные карты зеленого и желтого цветов, отпечатанный тест, компьютерная презентация.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1. Мотивация к учебной деятельности
(Слайд3)
Прием целеполагания. Сообщение темы, цели урока.
(Слайд4) (слайд 2)
Поэт Сеф в шутливой форме писал: «Кто ничего не замечает,
Тот ничего не изучает,
Кто ничего не изучает,
Тот вечно хнычет и скучает»
А мы сегодня не будем скучать и продолжим изучение интересной и важной темы, знание которой поможет сделать нашу речь грамотной и красивой.
Ребята, эпиграф нашего урока: «Язык неистощим в соединении слов» (А.С.Пушкин)
-Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
- Попробуйте сами определить тему урока, прочитав записи:
Крепкое рукопожатие, взять за руку, держать крепко
- Чем похожи и чем отличаются данные словосочетания?
- Действительно, слова соединяются друг с другом непроизвольно, а на основе строгих законов, которые называются подчинительными связями слов. С типами таких связей мы и познакомимся сегодня на уроке
Ребята, давайте запишем в тетрадь число, тему сегодняшнего урока «Словосочетание. Связь слов в словосочетании»
- А теперь предположите, каких целей мы должны достигнуть на уроке? Чему должны научиться?
Соединение слов – это есть словосочетание.
Сочетание слов. Сегодня на уроке мы будем говорить о словосочетании, типах подчинительной связи слов в словосочетании, о главном, зависимом словах в словосочетании, о наречных, глагольных, именных словосочетаниях...
Примерные ответы: похожи тем, что одно слово главное, а другое зависимое; отличаются вопросами от главного слова к зависимому и частями речи.
Полная запись темы урока «Словосочетание. Типы связей в словосочетании».
обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетаниях
Подведение под понятие (П)
Личностные:самоопределение,смыслообразованиеРегулятивные:
Целеполагание
Познавательные: подведение под понятие,самостоятельное выделение (формулирование) познавательной цели, проблемы.
Коммуникативные:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и классом, постановка вопроса.
2.Актуализация знаний
Прием «Мозговой штурм»
(Слайд5)
(Слайд6)
(Слайд 7)
(Слайд 8)
Прием объединения в блоки.
(Слайд9)
(Слайд 10) Повторение- мать учения
1.Индивидуальная работа.
Задание. Запишите в черновиках все, что вы знаете о словосочетании. Время на выполнение – 2 минуты.
2. Работа в парах
Задание. Зачитайте однокласснику, сидящему рядом, все, что записали. Если есть разногласия – через обсуждение придите к единому мнению или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом. Время на выполнение – 2 минуты.
3. Проверка работы с одновременным заполнением таблицы «Знаю – Хочу знать – Узнал»
Каждому ученику дается таблица «Знаю – Хочу знать – Узнал».
Знаю Хочу знать Узнал
- Мы проверили знания, полученные на прошлых уроках. Теперь нужно заполнить колонку «Хочу знать». Поэтому приступим к следующему заданию.
4. Групповая работа (по 4 человека).
Задание: Обсудите в группе данные словосочетания. Вставьте орфограммы. Запишите словосочетания, объединив их в блоки. Время на выполнение – 3 минуты. (Словосочетания взяты из упр. 134,135 стр.112 учебника)
Гулять в лесу, появиться неожиданно, укрыться от дождя, осенний день, зеленеющее поле, сидеть прямо, прочитать вслух, приехать на метро, осенние сумерки
Проверка.
- Сколько блоков вы получили? По каким признакам можно было объединить словосочетания?
- Как называются эти словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова?
- Как вы думаете, над каким вариантом объединения в блоки мы будем работать? Какой вариант нам менее знаком?
- Словосочетания в блоках второго варианта – объект нашего изучения.
(На доску выписываются блоки словосочетаний, объединенные по зависимому слову (3 блока).)
- Внимательно посмотрите на группы. На какие вопросы будем искать ответы?
Сформулируем вопросы и запишем их в колонку «Хочу знать».
Ученики по очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов. Все разногласия, возникшие в парной работе, снимаются при общем обсуждении.
Положения записываются в колонку «Знаю».
Знаю
1. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.
2Словосочетание состоит из главного слова и зависимого
3В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.
4Связь в словосочетании – подчинительная.
Учащиеся, объясняя орфограммы, озвучивают свои словосочетания:
по главному слову: 1) гулять в лесу,появиться неожиданно,укрыться от дождя, сидеть прямо, прочитать вслух, приехать на метро
2) осенний день, зеленеющее поле, осенние сумерки
1-я группа-глагольные2-я группа- именные
по зависимому слову:1)гулять в лесу, укрыться от дождя, приехать на метро
2)появиться неожиданно, сидеть прямо, прочитать вслух
3)осенний день, зеленеющее поле, осенние сумерки.

(Объединение по первому варианту уже знакомо: на прошлом уроке знакомились с типами словосочетаний по главному слову. В первом варианте в первом блоке – глагольные словосочетания, во втором – именные.
Объединение по зависимому слову незнакомо.) Хочу знать
Как называется связь с зависимым словом – существительным?
Как называется связь с зависимым словом – прилагательным,причастием?
Как называется связь с зависимым словом – наречием?
Логические действия (П)
Самоопределение (Л)
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)
Личностные: самоопределение
Познавательные: выборочная работа, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждения.
Коммуникативные:
Организация в парах сменного состава,обучение детей приёмам работы в группах.иннициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
3.Формирование новых знаний
(Слайд 11,12,13,14)
(Слайд15)
(Слайд 16)
Стадия осмысления.
Работа с учебником
-А поможет нам найти ответы на эти вопросы наш учебник (стр.114,115.117)
(Класс делится на три команды, так чтобы в каждой было примерно одинаковое количество сильных и слабых учеников.)
Задание для 1 группы:
-Изучив материал на страницах 114,115,117 учебника, составьте кластер теоретического материала
Задание для 2 группы:
– Изучив материал на страницах 114,115,117 учебника, выполните упр.1 на стр.124 из раздела «Проверяем себя»
Задание для 3 группы
– Изучив материал на страницах 114,115,117 учебника, продумайте алгоритм определения типа связи слов в выявленных вами группах словосочетаний.
Три ученика по очереди выходят к доске. Один работает над блоком словосочетаний с зависимым словом – существительным (показывает графически главное слово, указывает часть речи, задает вопрос к зависимому, указывает часть речи). Делает вывод: способ связи – управление. Второй проводит такую же работу над вторым блоком, делает вывод: способ связи – примыканием. Третий работает над третьим блоком; способ связи – согласование.
Парная работа с таблицей «Знаю – хочу знать – узнал». (На основе выполненных упражнений делаем вывод и заполняем таблицу)
Запишите ответы в колонку «Узнал», обсуждая узнанное в паре. Время на выполнение – 4 минуты.
Проверка колонки «Узнал».
ФИЗМИНУТКА Составление кластера.
(после выполнения зад 1 учащиеся делают вывод)
Выполнение упрОбозначить «Х» (главное слово), задать вопрос к зависимому.
Определить часть речи зависимого слова.
Изменяется ли зависимое слово?
Если нет – примыкание.
Если да – изменить главное слово.
Изменяется зависимое слово?
Если да – согласование.
1)гулять в лесу, укрыться от дождя, приехать на метро
2)появиться неожиданно, сидеть прямо, прочитать вслух
3)осенний день, зеленеющее поле, осенние сумерки.
Узнал
1. Как называется связь с зависимым словом – существительным? Управление (такая связь, при которой зависимое слово имя существительное и все слова с признаками существительного)
2. Как называется связь с зависимым словом – прилагательным? Согласование (связь, при которой зависимое слово – имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного)
3. Как называется связь с зависимым словом – наречием?
Примыкание (связь, при которой зависимое слово – наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола)
Утром бабочка проснулась.
Потянулась, улыбнулась.
Раз- росой она умылась.
Два- изящно покрутилась.
Три –нагнулась и присела,
На четыре улетела Извлечение необходимой информации из текста (П)
Работа в паре (К)
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)
Подведение под понятие (П)
Постановка и решение проблем (П)
Целеполагание (Р)
Общение и взаимодействие с партнёром (К)Самоопределение (Л)
4.Первичное закрепление
(Слайд17.18) Работа с учебником:
1)упр.138 стр116 –(работа по цепочке)
2)упр.142 ( в данном упражнении даны словосочетания со связью примыкание, не все. Найдите словосочетания с другими видами связи и определите связь мажду словами.
3) упр. 143 (найдите «лишнее словосочетание»)
4) Игра «Ромашка»
Сейчас мы поиграем в игру «Ромашка». Работаем в группах. Задание с использованием стихотворений (отрывки из стихотворений нашего местного поэта Веры ЮсуповойКаждая пара сорвет с ромашки один лепесток с четверостишием и выпишет из него все возможные словосочетания, определите способ связи.
Проверяем задание В зимнем лесу,город зимой, гулять в лесу, езда верхом, бег трусцой, надёжный друг
Я люблю смотреть на небеса
На заре иль в час вечерний, поздний.
Закрывая изредка глаза,
Думая о чем- нибудь серьезном
(«Завещание»)
Облака.
По небу проплывают облака,
Скользя беззвучно высью голубой.
Как будто бы прозрачная река
Отображает лебедей собой.
Листья желтые осыпаются,
Я руками с земли их беру…
Сказка осени продолжается,
Листья тихо кружат на ветру
(«Осенние мотивы»)
Снова снег кружит не спеша,
Тихо, сказочно и бесшумно.
До чего ж зима хороша!
Как её передать красоту мне?
(«Тихо падал снег..»)Опять весна,опять капель,
Опять весенние заботы.
В свои права вошел апрель
И дружно взялся за работу.
(«Апрельский стих»)
Регулятивные:
Контроль, оценка,коррекцияПознавательные
классификация , умние структуировать занаия,умение осознанно и произвольно строить речевые высказыванияКоммуникативные:
работа в парах, игровой момент,
5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Подготовка к ОГЭ Подготовка к ОГЭ: (Слайд 19,20,21)
Упр.146 по заданию
Сборник под ред. И.П.ЦыбулькоЗадание №7 варианты 3-6
Тестовые индивидуальные работы (из открытого банка ОГЭ) Выбирают сами вариант.
Работают самостоятельно в тетрадях.
Проверяют, делают вывод. Самоопределение (Л)
Выполнение действий по алгоритму (П)
Коррекция Р)
6. Закрепление материала
(Слайд 22) Разминка «Веришь ли ты?»
Учитель: Ребята, ваша задача – определить, верное или ложное содержится в высказывании, объяснить свою точку зрения. Если верное высказывание, поднимите зеленую карточку, если неверное – желтую.Веришь ли ты, что…
Учитель: Верите ли вы, что управление — это вид подчинительной связи, где зависимое слово находится при главном в форме косвенного падежа. Задаются падежные вопросы.
Ученики: Да.
Учитель: Верите ли вы, что сочетание «длинная шея» – примыкание?
Ученики: Нет, это согласование.
Учитель: Верите ли вы, что синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение?
Ученики: Да.
Учитель: Верите ли вы, что в именных словосочетаниях главное слово может быть выражено одной из именных частей речи – существительным, прилагательным, числительным, местоимением.
Ученики: Да.
Учитель: Верите ли вы, что грамматическая основа предложения не является словосочетанием?
Ученики: Да.
Учитель: Верите ли вы, что сочетание «Вода журчит» - управление.
Ученики: Нет, грамматическая основа предложения.
Учитель: Верите ли вы, что согласование — вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже?
Ученики: Да.
Вспоминают пройденный материал.
Заканчивают предложение (по заданному началу).
Работают в группах, придумывая слова и составляя предложения по схеме.
В данный момент свободно передвигаются по классу и общаются в группах. Постановка и формулирование проблемы (П)
Составление предложений по схеме (П)
Способность действовать с учётом позиций других (К)
7. Рефлексия(Слайд24) Сегодня я узнал…
Было трудно…
Было интересно…
Я выполнял задания…
Теперь я могу…
Я научился…
У меня получилось…
Мне захотелось…
Я похвалил бы себя за…
Какую бы оценку я бы себе поставил?
Составляют внутреннюю речь.
Используют клише для рефлексии.
Оценивают свою работу. Рефлексия способов и условий действий (П)
Контроль и оценка результатов деятельности (П)
Самооценка (Л)
Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л)
8.Д.з
(Слайд 23). . Дифференцированное творческое домашнее задание: рассмотрите картины И.Левитана (упр.136) . Для слабых учащихся – задание: составить по репродукциям словосочетания и определить их виды.
Для остальных учащихся – задание: по репродукциям составить текст, из предложений выделить словосочетания и определить их вид.
Записывают задание в дневник.
Подают дневники для оценки учителю. Дифференцированные задания (П., Л)
Список использованных источников:
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru/Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Е.А.: http://www.saharina.ru/Список литературы:Быстрова Е.А.Русский язык. 8 класс. Учебник. В 2-х частях. Часть 2. ФГОС