Рабочая программа по русскому языку 7 класс ( к учебнику Е.А.Быстровой).


Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету РУССКИЙ ЯЗЫК является частью основной образовательной программы основного общего образования и разработана на основе следующих документов:
Федерального компонента государственного образования, утверждённого приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»;
Авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений (5-9 классы), автор: Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, издательство «Русское слово», Москва, 2012 г. Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту;
Учебного плана ОШ № 13г. Севастополя на 2014-2015 учебный год;
Учебного плана ГБОУ СОШ №13 на 2015-2016 учебный год.
Положения ГБОУ СОШ №13 о рабочих программах.
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Русское слово – учебник» 2014
Программа курса «Русский язык» к учебникам под редакцией Е.А.Быстровой для 5-9 классов общеобразовательных учреждений / под редакцией Е.А.Быстровой, Л.В.Кибиревой/ М.: ООО «Русское слово - учебник» 2012 ( базовый уровень).
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ОУ
Рабочая программа и календарно – тематическое планирование разработаны на основе авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений (5-9 классы), автор: Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева. Согласно годовому учебному плану ГБОУ СОШ №13 на 2015-2016 учебный год я запланировала 136 часов ( 4 часа в неделю; 34 учебные недели)
Данная программа может быть использована для организации обучения на дому детей, нуждающихся в длительном лечении или детей инвалидов по образовательным программам ООО.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Учащиеся должны знать определение основных изученных в 7 классе языковых явлений и речеведческих понятий, пунктуационных правил, правила речевого этикета. Изучение предмета в 7 классе имеет синтаксическую и пунктуационную направленность. Начинается систематическое изучение синтаксиса.
К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
знать/понимать– изученные разделы науки о языке;– смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения; функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; – признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);– основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные);– нормы речевого этикета;уметь– объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;– определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю;– анализировать структуру и языковые особенности текста;– опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- адекватно понимать информацию устного сообщения;
- читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, конспект, план);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
- свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
- соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).

Содержание учебного курса русский язык
Речь и речевое общение
Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.
Речевая деятельность
Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Культура чтения, аудирования, говорения и письма.
Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой
другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).
Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических
высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлеченной из различных источников.
Текст
Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста.
Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-
стилистического членения текста.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.
Структура текста. План и тезисы как виды информационной переработки текста.
Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуации и условий общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания. Составление плана текста, тезисов.
Функциональные разновидности языка
1.Функциональныеразновидности языка: разговорный язык; функциональные стили:
научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.
Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), публицистического (выступление, интервью), официально-делового (расписка, доверенность, заявление) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа).Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление, повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.
Общие сведения о языке
1. Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.
Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского(церковнославянского) языка в развитии русского языка.
Русский языккак развивающеесяявление.
Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон.
Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка.
Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики.Выдающиеся отечественные лингвисты.
2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли
русского языка в жизни общества и государства, в современном мире.
Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном.
Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.
Фонетика и орфоэпия
1.Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков вречевомпотоке. Элементыфонетической транскрипции. Слог. Ударение. Орфоэпиякакраздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. 2.Орфоэпический словарь. Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов. Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности. Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.
Графика Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’]. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, SMS-сообщениях.
Морфемика и словообразование Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Корень.Однокоренные слова. Чередование гласныхи согласных вкорнях слов. Варианты морфем. Возможностьисторическихизменений в структуре слова.Понятиеоб этимологии. Этимологический словарь.
Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов. Словообразовательный и морфемный словари. Основные выразительные средства словообразования. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования. Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов. Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания. Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.
Лексикология и фразеология 1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. Тематические группы слов. Толковые словари русского языка. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка. Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов. Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика. Стилистические пласты лексики. Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари. Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения её активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности.
Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Проведение лексического разбора слов.
Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование её в различных видах деятельности.
Морфология
1. Морфология как раздел грамматики.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском
языке. Самостоятельные(знаменательные)части речи. Общееграмматическоезначение,
морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия.Место причастия,
деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи.
Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению.
Междометия и звукоподражательные слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Словари грамматических трудностей.
2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.
Синтаксис
1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи всловосочетании.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого.
Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой структуры, полные и неполные.
Виды односоставных предложений.
Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции.
Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные
(сложносочинённые, сложноподчинённые) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
2. Проведение синтаксическогоразбора словосочетанийи предложенийразных видов.
Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и
выразительности употребления синтаксических конструкций. Использование синонимических конструкций для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи.
Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация
1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.
Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь. Слитные, дефисные и раздельные написания.
Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов.
Орфографические словари и справочники. Пунктуация как система правил правописания.
Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения.
Знаки препинания в простом неосложнённом предложении. Знаки препинания в простом осложнённом предложении.
Знаки препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом,
бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге.
Сочетание знаков препинания.
2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический,
морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.
Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.
Язык и культура
Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения, объяснение их значений с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.). Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Содержание учебного предмета
«РУССКИЙ ЯЗЫК» 7 КЛАСС
Основное содержание курса «Русский язык», подлежащее усвоению Основные виды деятельности, которыми должен овладеть обучающийся Количество часов
Русский язык в современном мире (1)
Осознать роль русского языка в жизни общества, государства, в мире 1
РЕЧЬ 8
Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста. Структура текста. Простой и сложный план текста. Абзац. Средства связи предложений и частей текста. Чтение как вид деятельности. Функциональные стили: научный, публицистический. Их особенности. Знать признаки текста. Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений в тексте; смысловые, лексические и грамматические средства предложений текста и частей текста; выделять микротемы текста, делить его на абзацы; знать композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин¸ средняя часть, концовка) Овладеть различными видами чтения. Осуществлять изучающее, поисковое чтение текста.
Создавать и редактировать собственные тексты различного типа, стиля, жанра с учетом требований к построению связного текста.
Устанавливать принадлежность текста к определенному типу речи, функциональной разновидности языка.
Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смыловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи.
Делить текст на смысловые части, осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), схемы, таблицы и т.п.
Различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы.
Сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определенной функциональной разновидности языка и использованных языковых средств.
Создавать письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи.
Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.)
Оценивать чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковой принадлежности.
Исправлять речевые недостатки, редактировать текст.
Выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 – 6 КЛАССАХ 13
Фонетика. Орфоэпия.
Морфемика. Словообразование.
Лексика и фразеология.
Морфология. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное, наречие.Синтаксис и пунктуация. МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. ( причастие, деепричастие) 37
ПРИЧАСТИЕ.
Место причастия в системе частей речи. Причастие, его грамматические признаки. Действительные и страдательные причастия. Причастия настоящего и прошедшего времени. Образование причастий. Полные и краткие формы страдательных причастий.
Синтаксическая функция причастия. Причастный оборот.
Правописание н, нн в причастиях и отглагольных прилагательных.
Слитное и раздельное написание не с причастиями. Употребление причастий в речи. Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки причастия, определять его синтаксическую функцию.
Распознавать грамматические признаки глагола и прилагательного у причастия; действительные и страдательные причастия, полные и краткие формы страдательных причастий; приводить соответствующие примеры.
Выполнять морфологический разбор причастия.
Правильно употреблять причастия с определяемыми словами; соблюдать видовременную соотнесенность причастий с формой глагола-сказуемого; правильный порядок слов в предложениях с причастными оборотами и в причастном обороте.
Освоить содержание изученных правил и применять их на письме. 25
ДЕЕПРИЧАСТИЕ.
Место деепричастия в системе частей речи. Деепричастие, его грамматические признаки. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Образование деепричастий. Синтаксическая функция деепричастия. Деепричастный оборот.
Употребление деепричастий в речи. Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки деепричастия, определять его синтаксическую функцию.
Распознавать грамматические признаки глагола и наречия у деепричастия; деепричастия совершенного и несовершенного вида.
Выполнять морфологический разбор деепричастия.
Правильно употреблять предложения с деепричастным оборотом. 12
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. МЕЖДОМЕТИЯ. 50
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. Общая характеристика служебных частей речи; их отличия от самостоятельных частей речи. Различать предлог, союз, частицу. 1
ПРЕДЛОГ.
Предлог как часть речи. Разряды предлогов. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги.
Правописание предлогов.
Употребление предлогов в речи. Производить морфологический анализ предлога.
Распознавать предлоги разных разрядов, отличать производные предлоги от слов самостоятельных частей речи.
Наблюдать за употреблением предлогов с одним или несколькими падежами.
Правильно употреблять предлоги с нужным падежом, существительные с предлогами благодаря, согласно, вопреки и др.
Освоить правила правописания предлогов и применять их на письме. 12
СОЮЗ.
Союз как часть речи. Союзы сочинительные и подчинительные, их разряды. Союзы простые и составные.
Правописание союзов.
Употребление союзов в речи. Производить морфологический разбор союза.
Распознавать союзы разных разрядов по значению и по строению.
Конструировать предложения по заданной схеме с использованием указанных союзов.
Употреблять в речи союзы в соответствии с их значением и стилистическими особенностями.
Соблюдать правила правописания союзов. 17
ЧАСТИЦА.
Частица как часть речи. Разряды частиц по значению и употреблению.
Правописание частиц.
Употребление частиц в речи. Производить морфологический анализ частицы.
Распознавать частицы разных разрядов по значению, употреблению и строению.
Определять, какому слову или какой части текста частицы придают смысловые оттенки.
Правильно употреблять частицы для выражения отношения к действительности и передачи различных смысловых оттенков.
Соблюдать правила правописания частиц. 15
МЕЖДОМЕТИЯ И ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА.
Междометие как особый разряд слов. Основные функции междометий. Семантические разряды междометий.
Звукоподражательные слова. Определять грамматические особенности междометий.
Распознавать междометия разных семантических разрядов.
Правильно и уместно употреблять междометия для выражения эмоций, этикетных формул, команд, приказов.
Наблюдать за использованием междометий звукоподражательных слов в разговорной речи и языке художественной литературы. 5
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО25
Резервные уроки 2
Всего 136
Тематический план
№ Тема, раздел Кол-во часов Формы контроля
1 Русский язык в современном мире. 1 2 Речь 8 Входная контрольная работа. ( диктант)
Проверочная работа по теме «Речь»
3 Повторение изученного в 5-6 классах 13 Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-6 классах»;
Контрольное изложение.
4 Причастие
25 Контрольный словарный диктант №1.
Контрольное сочинение по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу».
Контрольный словарный диктант №2.
Контрольный диктант по теме «Причастие».
5 Деепричастие
12 Контрольный словарный диктант №3.
Контрольный тест по теме «Причастие. Деепричастие».
Контрольный диктант по теме «Деепричастие».
6 Служебные части речи 1 7 Предлог 12 Контрольный словарный диктант №4.
Контрольный диктант по теме «Предлог».
Союз 17 Контрольное изложение ( сжатое).
Контрольный диктант по теме «Союз».
Частица 15 Контрольный диктант по теме «Частицы».
8 Междометия и звукоподражательные слова 5 Контрольный словарный диктант №5.
9 Повторение и систематизация пройденного в 7 классе 25 Контрольное сочинение – рассуждение «Мой родной край».
Итоговая контрольная работа по теме «Повторение изученного в 7 классе». ( диктант)
Резервные уроки 2 Итого: 136 Формы и средства контроля.
Формами контроля знаний, выявляющими подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащихся, письменные работы типа диктант с грамматическим заданием, тесты, изложения с творческим заданием, сочинения различных жанров,
беседа по вопросам, комплексный анализ текста, творческие работы, публичные выступления, урок-игра, итоговая контрольная работа.
Темы проектов, исследовательских работ,
социальных/учебных практик учащихся
№ п/п Тема проектов, исследовательских работ, социальных/учебных практик Сроки реализации
1 Информационно-исследовательский проект «Программа сохранения нашего языка» по теме «Речь» (1 группа) 17.05
2 Социальный проект «Роль социальной рекламы в жизни общества.» (2 группа) 20.05
23.05
3 Социальный проект «Создание социальной рекламы, посвященной защите и спасению бездомных животных» по теме «Речь» (3 группа) 24.05
Календарно-тематический план (7-А класс)
по русскому языку (34 рабочие недели; 4 ч в неделю, всего 136 ч)
Составлен на основе Авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений (5-9 классы), автор: Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, издательство «Русское слово», Москва, 2012 г. Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту.

урока
Наименование тем уроков
Дата проведения
Примечания
по плану по факту I полугодие 1четверть Введение. Русский язык в современном мире. 01.09 01.09 Речь. Текст. Тема широкая и узкая. 01.09 01.09 Речь. Простой и сложный план. 04.09 04.09 Речь. Чтение – основной вид речевой деятельности. Умеем ли мы читать? 07.09 07.09 Речь. Типы и стили речи. Письмо по памяти. 08.09 08.09 Речь. Научно-учебный и научно-популярный стили речи. 08.09 08.09 Речь. Публицистический стиль речи. Подготовка к домашнему сочинению о книге 11.09 11.09 Речь. Обобщение и систематизация материала по теме «Речь». 14.09 14.09 Речь. Проверочная работа по теме «Речь» 15.09 15.09 10. Повторение. Фонетика. Орфоэпия. Анализ проверочных работ по теме «Речь» 15.09 15.09 11. Развитие речи. Обучающее изложение «Советы о ведении диалога» (стр.61) 18.09 18.09 12. Повторение. Морфемика. Словообразование.Тест. 21.09 21.09 13. Повторение. Лексика и фразеология. 22.09 22.09 14. Повторение. Морфология. Части речи. Имя существительное. 22.09 22.09 15. Повторение. Имя прилагательное. Глагол. 25.09 25.09 16. Повторение. Местоимение. Имя числительное. Наречие. 28.09 28.09 17. Повторение. Синтаксис и пунктуация. Тест. 29.09 29.09 18. Обобщение по теме «Повторение изученного в 5 – 6 классах». 29.09 29.09 19. Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5 – 6 классах» 02.10 02.10 20. Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками. 05.10 05.10 21. Развитие речи. Подготовка к контрольному изложению по тексту А.Яшина.. (стр.101-102) 06.10 06.10 22. Развитие речи. Написание контрольного изложения. 06.10 06.10 23. Причастие. Место причастия в системе частей речи. 09.10 09.10 24. Признаки глагола у причастия. Признаки прилагательного у причастия. Контрольный словарный диктант. 12.10 12.10 25. Склонение причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий. 13.10 13.10 26. Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте. Тест 13.10 13.10 27. Действительные и страдательные причастия. Тест. 16.10 16.10 28. Образование действительных причастий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах действительных причастий. 19.10 19.10 29. Развитие речи. Микротема. Микротекст. Подготовка к контрольному сочинению по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу» 20.10 20.10 30. Развитие речи. Написание контрольного сочинения. 20.10 20.10 31. Образование страдательных причастий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий. 23.10 23.10 32. Образование действительных причастий прошедшего времени. Правописание глагольного суффикса в действительных причастиях. 26.10 26.10 33. Образование страдательных причастий прошедшего времени. Тест. 27.10 27.10 34. Гласные перед –НН- в страдательных причастиях прошедшего времени. 27.10 27.10 35. Гласные Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. 30.10 30.10 II четверть 36. Развитие речи. Сочинение-рассуждение по исходному тексу 09.11 09.11 37. Полные и краткие причастия. Тест 10.11 10.11 38. Морфологический разбор причастия. 10.11 10.11 39. Причастия и отглагольные прилагательные. Письмо по памяти 13.11 13.11 40. Правописание Н-НН в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных. 16.11 16.11 41. Правописание Н-НН в суффиксах омонимичных причастий и других частей речи. 17.11 17.11 42. Написание НЕ- с причастиями. Слитное и раздельное написание НЕ- с причастиями. 17.11 17.11 43. Употребление причастий в речи. Контрольный словарный диктант 20.11 20.11 44. Систематизация и обобщение изученного по теме «Причастие». Подготовка к контрольному диктанту. 20.11 20.11 45. Контрольный диктант по теме «Причастие» с языковым анализом текста. 24.11 24.11 46. Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению «Кем быть?» 24.11 24.11 47. Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками. 27.11 27.11 48. Деепричастие. Место деепричастия в системе частей речи. Признаки глагола и наречия у деепричастия 30.11 30.11 49 Написание НЕ- с деепричастиями. 01.12 01.12 50 Деепричастный оборот. 01.12 01.12 51 Знаки препинания при деепричастном обороте и одиночных деепричастиях. 04.12 04.12 52 Деепричастия несовершенного и совершенного вида. Тест. 07.12 07.12 53 Образование деепричастий несовершенного и совершенного вида. Контрольный словарный диктант 08.12 08.12 54 Морфологический разбор деепричастия. 08.12 08.12 55 Контрольный тест по теме «Причастие. Деепричастие» 11.12 11.12 56 Употребление деепричастий в речи. Систематизация и обобщение изученного по теме. 14.12 14.12 57 Развитие речи. Подготовка к сжатому изложению по отрывку из повести А.Грина «Алые паруса» 15.12 15.12 58 Развитие речи. Написание сжатого изложения. 15.12 15.12 59 Контрольный диктант по теме «Деепричастие» с языковым анализом текста. 18.12 18.12 60 Служебные части речи. Междометия. 21.12 21.12 61 Предлог как служебная часть речи. Значения предлогов. 22.12 22.12 62 Разряды предлогов. Простые и составные предлоги. Письмо по памяти 22.12 22.12 63 Производные и непроизводные предлоги. 25.12 25.12 II полугодие III четверть 64 Основные различия производных и непроизводных предлогов. 11.01 11.01 65 Отличие производных предлогов от самостоятельных частей речи. 12.01 12.01 66 Морфологический разбор предлога. 12.01 12.01 67 Развитие речи. Сочинение-рассуждение «Что значит беречь себя для учения?» 15.01 15.01 68 Слитное и раздельное написание предлогов. Слитное и раздельное написание производных предлогов. 18.01 18.01 69 Употребление предлогов в речи. Контрольный словарный диктант 19.01 19.01 70 Систематизация и обобщение изученного по теме «Предлог». Подготовка к контрольному диктанту. 19.01 19.01 71 Контрольный диктант по теме «Предлог». 22.01 22.01 72 Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками. 25.01 25.01 73 Союз как служебная часть речи. Простые и составные союзы. 26.01 26.01 74 Союзы сочинительные и подчинительные. 26.01 26.01 75 Сочинительные союзы. Разряды сочинительных союзов. 29.01 29.01 76 Знаки препинания в простых предложениях с сочинительными союзами. 01.02 01.02 77 Знаки препинания в сложных предложениях с сочинительными союзами. 02.02 02.02 78 Подчинительные союзы. Значение и разряды подчинительных союзов. 02.02 02.02 79 Знаки препинания в сложных предложениях с подчинительными союзами. 05.02 05.02 80 Морфологический разбор союза. 08.02 08.02 81 Слитное и раздельное написание союзов. 09.02 09.02 82 Слитное написание союзов ЗАТО. ТОЖЕ. ТАКЖЕ. ЧТОБЫ. 09.02 09.02 83 Союзы и омонимичные слова других частей речи. Союзы и союзные слова. 12.02 12.02 84 Употребление союзов в речи. Тест. 15.02 15.02 85 Развитие речи. Подготовка к контрольному сжатому изложению по тексту А. Дорохова 16.02 16.02 86 Развитие речи. Написание контрольного сжатого изложения по тексту А. Дорохова. (с.229-230) 16.02 16.02 87 Систематизация и обобщение изученного по теме «Союз». Подготовка к контрольной работе. 19.02 19.02 88 Контрольный диктант по теме «Союз» с языковым анализом текста 20.02 20.02 89 Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками. 26.02 26.02 90 Частица как служебная часть речи. 29.02 29.02 91 Разряды частиц. 01.03 01.03 92 Формообразующие частицы. 01.03 01.03 93 Смысловые частицы. Повторение. Фонетика, орфография. 04.03 04.03 94 Дефисное написание частиц. Повторение. Словообразование и орфография. 11.03 11.03 95 Значение частиц НЕ и НИ. Повторение. Повторение. Основные способы словообразования. 14.03 14.03 96 Различение на письме частицы НЕ и приставки НЕ-. Повторение. Чередование гласных в корнях слов 15.03 15.03 97 Правописание НЕ с разными частями речи. Повторение. Буквы Ы-И- после приставок. 15.03 15.03 98 Различение на письме частицы НИ, приставки НИ-, союза НИ-НИ. Повторение. Гласные в приставках пре- и при- 16.03 16.03 IV четверть
99 Морфологический разбор частицы. Тест. 28.03 28.03 100 Употребление частиц в речи. Повторение. Соединительные гласные в сложных словах 29.03 29.03 101 Систематизация и обобщение изученного по теме «Частицы». Подготовка к контрольному диктанту. 29.03 29.03 102 Контрольный диктант по теме «Частицы». 01.04 01.04 103 Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками. 04.04 04.04 104 Развитие речи. Сочинение-рассказ о самом важном, запомнившемся дне из школьной жизни. 05.04 05.04 105 Междометие как особый разряд слов. Разряды междометий. Повторение. Словообразовательный разбор. 05.04 05.04 106 Знаки препинания при междометиях. Контрольный словарный диктант (стр.232,254,265) 08.04 08.04 107 Простые, сложные, составные междометия. Производные и непроизводные междометия. Повторение. 11.04 11.04 108 Звукоподражательные слова. Повторение. Культура речи. 12.04 12.04 109 Развитие речи. Лингвистическая сказка, герои которой – междометия. Подготовка к домашнему сочинению. 12.04 12.04 110 Повторение изученного в 7 классе. Причастие. Образование и правописание. 15.04 15.04 111 Знаки препинания при причастном обороте. 18.04 18.04 112 Развитие речи. Текст. Типы и стили речи. Комплексный анализ текста (стр.268-269). 19.04 19.04 113 Деепричастие. Образование и правописание деепричастий. 19.04 19.04 114 Знаки препинания при деепричастном обороте и одиночных деепричастиях. 21.04 21.04 115 Развитие речи. Контрольное сочинение-описание или сочинение-рассуждение «Мой родной край» 22.04 22.04 116 Предлог. Слитное и раздельное написание производных предлогов. 25.04 25.04 117 Союз. Слитное и раздельное написание предлогов и союзов. 25.04 25.04 118 Частица. Правописание частиц НЕ и НИ. 26.04 26.04 119 Частица. Правописание частиц НЕ и НИ. 26.04 26.04 120 Правописание НЕ с разными частями речи. 27.04 27.04 121 Правописание НЕ с разными частями речи. 29.04 29.04 122 Междометия. 04.05 04.05 123 Звукоподражательные слова. 06.05 06.05 124 Правописание междометий и звукоподражательных слов. 10.05 10.05 125 Обобщение и систематизация материала по теме «Повторение изученного в 7 классе». 10.05 10.05 126 Обобщение и систематизация материала по теме «Повторение изученного в 7 классе». Подготовка к контрольной работе. 11.05 11.05 127 Итоговая контрольная работа по теме «Повторение изученного в 7 классе». 13.05 13.05 128 Анализ контрольной работы. 16.05 16.05 129 Защита проектов «Программа сохранения нашего языка» (стр.43) (1 группа) 17.05 17.05 130 Защита проектов «Программа сохранения нашего языка» (стр.43) (1 группа) 17.05 17.05 131 Защита проектов «Роль социальной рекламы в жизни общества.» (стр.49-50) (2 группа) 20.05 20.05 132 Защита проектов «Роль социальной рекламы в жизни общества.» (стр.49-50) (2 группа) 23.05 23.05 133 Защита проектов «Создание социальной рекламы, посвященной защите бездомных животных» 24.05 24.05 134 Итоговый урок 24.05 24.05 135 Резервный урок 136 Резервный урок Приложение Контрольный диктант №1 Входная контрольная работа по русскому языку в 7 классе
Диктант
1) В отсветах вечерней зари виднеется зубчатый частокол елей. 2) Сгущаются сумерки, и все исчезает во мраке ночи.
3) Но вот выглядывает месяц и мягким светом загоняет потемки в лесную чащу, серебряным сиянием заливает небольшую поляну. 4) Ничто не нарушает тишины.5) Вдруг хрустнул снег под чьими-то тяжелыми ногами.6) Это вышагивает дымчато-серый лось. 7) Преспокойно пробирается к осинке и пастью хватает пахучую хвою, отфыркивается.
8) Прискакал беляк, пристроился под невысокой, но ветвистой елкой. 9) Осинка помешала лосю, он махнул головой, и с треском обломилась ветка. 10) Зайчик оживился, грациозно приподнялся на задних лапках. 11) Аппетитная веточка притягивает его. 12) Зайцы всегда подбирают за лосями побеги осин.13) Лось стоит среди блестящих от лунного света снегов, жует хвою, а рядом зайчонок грызет лосиный подарок. 14) Горечь осинки косому слаще сахара.(116 слов)
(По Д. Зуеву)
Грамматическое задание
1 вариант
Из предложений 1-4 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
Из предложений 4-6 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «Если в форме 1-го лица единственного числа настоящего или простого будущего времени глагол оканчивается на -ЫВАЮ/-ИВАЮ, то в неопределённой форме и в прошедшем времени пишется суффикс -ИВА-/-ЫВА».
Из предложений 5-8 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется значением - «приближение».
Из предложений 12-14 выпишите слово, в котором количество Н определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных с основой на Н, пишется НН».
Из предложений 13-14 выпишите прилагательное в сравнительной степени.
Из предложений 5-8 выпишите неопределённое местоимение.
Выпишите грамматическую основу предложения 4.
Укажите количество грамматических основ предложения 3. Ответ запишите цифрой.
2 вариант
Из предложений 9-12 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
Из предложений 7-9 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «Если в форме 1-го лица единственного числа настоящего или простого будущего времени глагол оканчивается на -ЫВАЮ/-ИВАЮ, то в неопределённой форме и в прошедшем времени пишется суффикс -ИВА-/-ЫВА».
Из предложений 8-12 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется значением - «неполнота действия».
Из предложений 12-14 выпишите слово, в котором количество Н определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов -АН, -ЯН, -ИН пишется одна Н».
Из предложений 3-5 выпишите отрицательное местоимение.
Из предложений 4-5 выпишите качественное прилагательное.
Выпишите грамматическую основу предложения 8.
Укажите количество грамматических основ предложения 9. Ответ запишите цифрой.
Контрольный диктант №1
Повторение изученного в 5-6 классах Сквозь заросли что-то засияло жестяным блеском. Ваня приподнялся, заглянул через невысокие кусты и увидел блистающую на солнце поверхность небольшого искусственного озерца. Мальчик обогнул кусты и оказался на берегу. Кто-то выложил его ноздреватым камнем. В трещинах росли причудливые цветы и спускались прямо к воде. В ней на фоне торфяного зеленоватого дна проглядывали тускло- желтые караси.
Ванина собачонка взгромоздилась на камень и стала лакать воду. Караси не испугались. Они будто хотели обнюхать собачью морду. Это было необыкновенное зрелище!
Мальчик присел и опустил руку в воду. Теплая вода заколебалась, и караси исчезли. Только лучик солнца продолжал отражаться в воде. Вдруг к пальцам Вани прикоснулось что-то холодное и скользкое. Он сжал кулак и почувствовал, что у него в руке бьется, дрожит рыбина.
(117 слов)
Грамматическое задание
1. Выполните морфологический разбор слов: блеском, к воде.
2. Выпишите из текста слова с непроизносимыми согласными: солнце, почувствовал.
3. Выполните синтаксический разбор 2 предложения.
Контрольный диктант №3 ( 7 класс) Причастие Шумевший за окнами осенний дождь вдруг стих, и в воздухе закружились редкие мохнатые снежинки. Они долго плясали в лучах ночных фонарей, затем мягко укладывались на пожухлую траву, блестящую от воды, на чёрную землю, не успевшую замёрзнуть.
Не прошло и часа, как природа преобразилась до неузнаваемости. Пушистое белоснежное покрывало, накрывшее всё пространство вокруг, превратило пеньки, кусты и скамейки в сказочных незнакомцев. Легковые машины, одетые в тёплые тулупы, уткнув тупые носы в сугробы, мирно задремали. Деревья, недавно потерявшие свои жёлтые одежды, получили новый пушистый наряд. Их ветви под тяжестью дорогих мехов наклонились к земле. Ночное небо, озарённое снизу ровным белым светом, заблестело нарядными звёздами. В мире воцарилась особенная тишина, иногда нарушаемая мягким шелестом машин, проезжающих по заснеженной дороге.
Природа тихо радовалась своему обновлению, причиной которого стал первый снег.
(126 слов)
Грамматическое задание
Выделите в тексте причастия и причастные обороты с определяемыми словами.
Контрольный диктант №4 ( 7 класс) Деепричастие Последнюю ночь перед уходом в подземелье Володя спал в доме дяди Гриценко.
Несколько раз ночью мать подходила к его постели, поправляла одеяло на мальчиках, зажимая себе рот, боясь застонать, заплакать от томившей ее тревоги.
Засквозили первые проблески рассвета, и дядя Гриценко, затопав босыми ногами по хате, поднял штору, пуская в комнату холодную муть начавшегося утра. Растолкав крепко спавших ребят, он сказал: «Хлопцы, пора!»
Мальчики, зевая, одевались. Они умылись студеной водой, согнавшей с них дремоту. Сосредоточенно сопя, жевали они холодные лепешки, оставшиеся с вечера, и запивали их горячим чаем.
Прощались в темноте. Утренний ветер, поднимавшийся с моря, нес с собой гарь. У входа в каменоломню часовой не пропустил их, не проверив пароля. Перед ними был черный колодец, казавшийся бездонным. Из невидимых недр шел какой-то запах, слышались голоса. по Л. Кассилю и М. Поляновскому 127 слов Грамматические задания.
Произвести синтаксический разбор предложения.
1в. Они умылись студеной водой, согнавшей с них дремоту. 2в. У входа в каменоломню часовой не пропустил их, не проверив пароля.
Произвести морфологический разбор слова.
1в. Растолкав 2в. Не проверив
Произвести морфемный разбор.
1в. Бездонным. 2в. Невидимых Контрольный диктант №5
Союз Из-под куста черемухи выпорхнула коричневая птичка, в которой я тотчас узнал соловья. Я не обратил бы на него внимания, если бы птичка вдруг не запела. Передо мной был первоклассный певец.
Теперь надо было бежать к Петру Алексеевичу, чтобы сообщить ему о находке. Мой спутник знал, что я уже начинал разбираться в соловьином пении. Поэтому он сразу отправился за мной. Скоро мы были на месте. Петр Алексеевич тоже был восхищен пением моего соловья.--Редкостная птица!-говорил он, глядя с улыбкой на мое расплывающееся от счастья лицо.
Мы решили сначала поймать моего соловья, а потом уж вернуться к тому, которого он облюбовал себе.
Ночью мы сидели перед костром, подбрасывая в огонь веточки сушняка. Вдруг совсем рядом с нами раздалась соловьиная трель. Какая удача! Соловей запел уже в первый день неволи!
Грамматическое задание:1.Во всем тексте найти и надписать союзы.
2.Выписать из текста один сочинительный и один подчинительный союз.
Контрольный диктант №6(7 класс) Частицы Эту дорогу я знаю наизусть, как любимое стихотворение, которое никогда не заучивал, но которое само запомнилось на всю жизнь. Я мог бы идти по ней зажмурившись. Если бы по тротуарам не спешили пешеходы, а по мостовой не мчались автомашины и троллейбусы...
Иногда по утрам я выхожу из дому вместе с ребятами, которые в ранние часы бегут той самой дорогой. Мне кажется, что вот-вот сейчас из окна высунется мама и крикнет мне вдогонку с четвертого этажа: «Ты забыл на столе свой завтрак!» Но теперь я уже редко что-нибудь забываю, а если бы и забыл, не очень-то прилично было бы догонять меня криком с четвертого этажа: ведь я уже давно не школьник.
Помню, однажды мы с моим лучшим другом Валериком сосчитали зачем-то количество шагов от дома до школы. Теперь я делаю меньше шагов: ноги у меня стали длиннее. Но путь продолжается дольше, потому что я уже не могу, как раньше, мчаться сломя голову.
Задания:1.Выпишите по три-пять примеров слов всех служебных частей речи.
2.Укажите разряды выписанных частиц.
Контрольный диктант №7( 7 класс)Повторение изученного в 5 - 7 классах Чёрная лисица 
  В наших лесах зимой неожиданно появилась редкая гостья - чёрная лисица. Ничей мех не ценится так дорого, как мех этого необыкновенного зверя. Охотники не стали стрелять ни белок, ни даже соболей и начали охотиться за одной этой лисицей.
  Но лисица была такая хитрая, что никого к себе не подпускала на выстрел и не шла ни в одну ловушку. Как ни старались все охотники поймать её, у них ничего не вышло.
  А чёрная лисица делала так: охотник идёт за ней, а она не подпускает его, даст круг, выйдет на его след и ходит за ним по лесу. Вследствие этого они и не могли её поймать. Но один молодой зверолов понял эту её хитрость. Никому ничего не сказав, он расставил по круговой тропинке капканы, запорошив их снегом, чтобы ниоткуда не видно было. Затем, спрятав в кустах самострелы, через тропу провёл веревочки, которые стрелу спускают,
   Он ходит, и чёрная лисица от него не отстаёт. Кружил зверолов в продолжение целого дня,  да так закружился, что и не вспомнил про одну свою верёвочку, и нечаянно задел её ногой. Стрела попала ему под колено. Эту зиму он больше не охотился. А чёрная лисица впоследствии  исчезла.
(173 слова)
Грамматическое задание:
Разберите слова по составу: охотиться, лисица, перешагивает.
Подчеркните грамматические основы в предложениях 3 абзаца.
Подробное изложение по прослушанному тексту ( №1) текст А. Яшина (стр. 101-102)(7 класс) ЖуравлиЗадание. Напишите подробное изложение от третьего лица, стараясь передать эмоциональное отношение автора к исчезающим птицам.
Журавли - это совсем особые птицы. У них удивительное чувство собственного достоинства, чувство равенства с человеком. Журавли не только "умны", они красивы. Красивы особой законченной грацией, изяществом, свободой и своеобразием движений, нежной, "продуманной" гаммой окраски. У журавлей удивительный голос - грустный и вместе с тем торжественный, жизнеутверждающий, мелодичный - будто серебряный. Возможно, потому журавли и вызывают у людей особую любовь.
Но еще одно - и печальное обстоятельство выделяет журавлей из всех птиц: никто из диких животных не находится сейчас в таком критическом положении, как журавли. Почти половина всех видов журавлей нашей планеты включена в Красную книгу Международного союза охраны природы и природных ресурсов как исчезающие виды. И нет сомнения, что полное исчезновение журавлей на нашей планете - только вопрос времени. Для одних видов потребуются несколько десятилетий, для других - считанные годы, но все они обречены. Если, конечно, человек не придет им на помощь. А ведь кое-где еще до сих пор охотятся на журавлей! Мне непонятна психология охотников на журавлей, я не могу понять и почувствовать: какую радость приносит выстрел по журавлю? Не говоря уже о том, что мясо журавлей волокнисто, жестко и сухо, почти несъедобно. Нет, я придерживаюсь точки зрения японцев, индийцев и наших русских крестьян: убить журавля - большой грех.
Контрольное сжатое изложение по тексту А.Дорохова ( с.229-230) ( №2) Задание. Написать сжатое изложение по тексту.
Темы контрольных сочинений (7 класс) 1. Контрольное сочинение по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом бору» (№1). 2. Контрольное сочинение –рассуждение «Мой родной край» (№2).
Проверочная работа по теме «Речь»
Вариант 1.
1. Определите, какому стилю речи соответствуют указанные понятия.
А. Непринужденность, неподготовленность, эмоциональность –
Б. Соответствие строгой форме, сжатость, стандартность –
В. Смысловая точность, объективность изложения, последовательность изложения, использование терминов –
Г. Логичность, оценочность, призывность, эмоциональность –
Д. Образность с целью эстетического воздействия на читателя, экспрессивность, возможность использования средств других стилей речи –
2. Выберите правильное определение
А.Текст – это произведение речи, состоящее из предложений, расположенных в определенной последовательности и объединенных общим смыслом и структурой.
Б. Текст – это предложения, объединенные общей темой.
В. Текст – это произведение речи, состоящее из нескольких абзацев, объединенных единым смысловым типом речи повествованием.
3.  Выберите правильное определение.
А. Научный стиль – это стиль газет, журналов, который призван быстро откликаться на события, происходящие в обществе.
Б. Научный стиль – эти стиль научных статей, докладов, монографий, учебников и т.д., который определяется их содержанием и целями – по возможности точно и полно объяснить факты окружающей нас действительности.
В. Научный стиль – это стиль художественных произведений, научно-фантастических романов и рассказов, позволяющих заглянуть в будущее.
4.  Какой пласт лексики используется во всех функциональных стилях?
А. общеупотребительная лексика
Б. разговорная лексика
В. терминологическая лексика
5.  Какой стиль речи используется на собраниях и митингах?
А. официально-деловой
Б. разговорный
В. Публицистический
6. Какой стиль речи используется в СМИ?
А. публицистический
Б. разговорный
В. научный
7. Какое это средство выразительности: «передо мной явилась ты, как мимолетное виденье»?
А.  метафора
Б.  сравнение
В.  олицетворение
8.  Определите, к какому стилю принадлежит данный текст, докажите это.
        Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того листья налились и пропитались солнцем, что к осени они стали золотыми. Зашумел в лесу золотой дождь. Капля по листику щелкнет, и сорвется лист. Синицы на ветке завозятся, и брызнут листья по сторонам. Ветер налетит, и закружится пестрый смерч. По колено в листьях деревья стоят. Листья шуршат, скребутся, лопочут, скачут и качаются на паутинках.                                                              
Вариант 2.
1. Определите, какому стилю речи соответствуют указанные понятия.
А. Непринужденность, неподготовленность, эмоциональность –
Б. Соответствие строгой форме, сжатость, стандартность –
В. Смысловая точность, объективность изложения, последовательность изложения, использование терминов –
Г. Логичность, оценочность, призывность, эмоциональность –
Д. Образность с целью эстетического воздействия на читателя, экспрессивность, возможность использования средств других стилей речи –
2.  Выберите правильное определение.
А. Стилистка – это наука, изучающая различные стили языка, а также нормы и способы их употребления в условиях языкового общения.
Б.  Стилистка – это наука, изучающая словарный состав языка.
В.  Стилистка – это наука о текстах произведений художественной литературы, устанавливающая подлинность того или иного текста 
3. Выберите правильное определение.
А. Публицистический стиль – это стиль художественных произведений, романов, повестей, рассказов, которые воздействуют на общественное мнение.
Б. Публицистический стиль – это стиль научных статей, докладов, монографий, которые точно и полно объясняют закономерности развития природы и общества.
В. Публицистический стиль – это стиль общественно-политической литературы, периодической печати, ораторской речи. Он призван воздействовать на массы, призывать их к действию, сообщать информацию.
4. Для какого стиля речи важнейшая функция – не передача информации, а общение?
А.  научный
Б.  разговорный
В.  публицистический
5. К какому стилю речи относятся эти жанры речи: законы, приказы, заявления?
А.  официально-деловой
Б.  разговорный
В.  публицистический
6. Какому стилю речи присуща призывность?
А. разговорный
Б.  публицистический
В.  официально-деловой
7. Какое это средство выразительности: «Веселый ветер»?
А.  сравнение
Б.  метафора
В.  эпитет
8. Определите, к какому стилю принадлежит данный текст, докажите это.
    Из-за леса наползала туча. Она росла, поднималась серо-синей тяжелой стеной, без просветов, без трещинки, и медленно и неотвратимо пожирало синеву неба. Вот туча краем накатилась на солнце. Её кромка на мгновение сверкнула расплавленным свинцом. Но солнце не могло растопить всю тучу и бесследно исчезло в её свинцовой утробе. Луг потемнел, будто в сумерки. Налетел вихрь, подхватил гусиные перья, закружив, унёс вверх. Первые капли дождя полоснули по лопухам кувшинок. Сразу всё вокруг зашумело, трава заходила сизыми волнами, лозняк вывернуло наизнанку. Туча прорвалась и обрушилась холодным косым ливнем.
Контрольный тест по теме «Причастие. Деепричастие»
Вариант 1
1. Какие словосочетания содержат действительные причастия?
а) крашеный пол;
б) раздающийся вдали;
в) развешанное белье;
г) остуженный чай;
д) дремлющий у телевизора.
2. Какие предложения содержат страдательные причастия?
а) Я перепробовал все существующие способы борьбы с болезнью.
б) Приводимые факты нуждаются в проверке.
в) Деревья, волнуемые ветром, словно о чем-то шептались.
г) Развеваемые ветром семена унесло далеко от родного дерева.
д) Неутихающая боль не давала покоя.
3. Укажите действительное причастие настоящего времени:
а) сломленный;
б) видимый;
в) зависящий;
г) мгновенный.
4. Отметьте слова, в которых пишется -н-:
а) реше...ый;
б) нехоже. ..ый;
в) купле...ыйг) ветре...ый.
5. Отметьте причастия, в которых пишется суффикс -ащ ящ-\
а) тяжело дыш.. .щий;
б) круж.. .щиеся листья;
в) стел.. .щиеся травы;
г) та.. .щий весной снег.
6. Укажите деепричастие несовершенного вида:
а)работая, б)увидев, в)простившись, г)прыгнув.
7. В каком случае НЕ пишется слитно:
а)(не)глядя, б)(не)хотел,  в)(не)заметив, г) (не)доумевая8.  Поставьте знаки препинания. В каком предложении запятая  не нужна?
а) Оставив вещи мы вышли на улицу.
б) Санька бежал к реке сломя голову.
в) В темноте почти ничего не видя отряд пробирался по горной дороге.
г)  Сенька  шел прихрамывая.
 
9.Расставьте знаки препинания, подчеркните причастные и деепричастные обороты:
а) Осенний ветер нагоняя тучи открыл в кустах звериные лазы.
б) На обложке книги нарисована бегущая по волнам шхуна.
в) Между небом и землей замирая звенели трели жаворонков.
г) Горы еще не освещенные солнцем выделялись на посветлевшем небе.
10. Синтаксический разбор:
Стройные березки покрытые золотой листвой  слегка шелестели и  покачиваясь сверкали на солнце.
Вариант 2
1. Какие словосочетания содержат действительные причастия?
а) освежающий ветер;
б) высушенная трава;
в) волнующееся море;
г) покрашенный потолок;
д) решающий задачу.
2. Какие словосочетания содержат страдательные причастия?
а) стелющийся кустарник;
б) раздаваемые задания;
в) обучающая игра;
г) разбитое окно;
д) горящие глаза.
3. Укажите действительное причастие настоящего времени:
а) пролитый;
б) стремящийся;
в) зависимый;
г) начавший.
4. Отметьте слова, в которых пишется -нн-:
а) глиня...ый;
б) деревя...ый;
в) связа...ый ;
г) копчё...ый.
5. Отметьте причастия, в которых пишется суффикс -ащ ящ-\
а) бор.. .щиеся за свои права;
б) ветер, гон.. .щий пыль;
в) плохо слыш.. .щий человек;
г) ма.. .щийся от безделья.
6. Укажите деепричастие совершенного вида:
 а)продумывая, б) отдохнув, в)засыпая, г)беспокоясь.
7. В каком случае НЕ пишется раздельно:
а)  (не)навидел,  б)(не)взлюбив,  в)(не)долетел,  г)(не)здоровилось
8. Поставьте знаки препинания. В каком предложении запятая  не нужна?
а) Оставив вещи мы вышли на улицу.
б) Санька бежал к реке сломя голову.
в) В темноте почти ничего не видя отряд пробирался по горной дороге.
г)  Сенька  шел прихрамывая.
9. Расставьте знаки препинания, подчеркните причастные и деепричастные обороты:
а) Максим вернувшись домой долго не мог уснуть.
б) Люба проснулась и напевая стала собираться в дорогу.
в) Мальчики утомленные долгим путем шли молча.
г) Покрытое бледно-розовыми облачками небо было прекрасно.
10. Синтаксический разбор:
Стройные березки покрытые золотой листвой  слегка шелестели и  покачиваясь сверкали на солнце.
Слова́рные дикта́нты для 7 кла́сса:
Дикта́нт № 1.
Давным-давно́, видимо-неви́димо, волей-нево́лей, точь-в-то́чь, бок о бок, мало-пома́лу, нима́ло, ника́к, ниско́лько, ничу́ть, почтальо́н, возраже́ние, квита́нция, по́длинный, обнажи́ть, вдре́безги, галере́я, сосредото́ченно, эпиде́мия, ожере́лье, неукроти́мо, по́длинный, Росси́я, ри́нуться, как бу́дто, ка́к-нибудь, устреми́ться, комбина́ция, диста́нция, жела́нный, ма́сленые блины́, ма́сляные кра́ски, бассе́йн, ме́дленный, внима́тельный, свяще́нный, неча́янный, аккура́тный, неви́данный, неслы́ханный, нежда́нный, незва́ный, нега́данный, жёваный, ко́ваный, ра́неный бое́ц, дви́жимый, порази́тельный, прекрати́ть, прете́нзия, будьте внима́тельны, прису́тствовать, иску́сство, иску́сный, изобрази́ть, отрази́ть, обнажи́ть, кали́тка.
Дикта́нт № 2. Паде́жные оконча́ния прича́стий.
О коле́блющемся на ве́тру фла́ге; па́дающего клено́вого листка́; пахну́вшим се́ном; у волну́ющегося озера; вдоль задыми́вшейся от тума́на речо́нки; у расстила́вшегося лесно́го боло́та; бью́щими из-по́д земли ключа́ми; вы́тянувшихся к небу стволо́в берёз; в бушу́ющем мо́ре; прозвуча́вшего в лесу́ вы́стрела; шёл скользя́щим ша́гом; пла́вающей у берега пти́цы; разросшегося куста́; об улета́ющих на зи́му пти́цах; в дви́жущемся предме́те; несу́щимся вниз пото́ком; расчи́щенной доро́жкой; в то́нущей дымке; в потемне́вшей от приближа́ющейся ту́чи ро́ще.
Дикта́нт № 3. Правописа́ние су́ффиксов прича́стий.
Уви́дите сте́лющийся над речо́нкой тума́н; зави́симое от обстоя́тельств реше́ние; трево́жащая вас мысль; неща́дно жа́лящие комары́; пры́снет, бу́дто се́ющий че́рез си́то дождь; грохо́чущий водопа́д; дви́жимые чу́вством стра́ха; ле́чащийся тра́вами; роко́чущие раска́ты гро́ма; едва́ брезжущий рассве́т; пла́чущего малыша́; выра́щиваемые расте́ния; пле́щущейся волны; те́рпящий бе́дствие кора́бль; колеблемые ве́тром листья; наде́ющийся на по́мощь; та́ющие на щека́х снежи́нки; клоко́чущего вдали́ водопа́да; о стро́ящемся до́ме.
Дикта́нт № 4. Гла́сные в прича́стиях проше́дшего вре́мени перед су́ффиксами -НН- (-Н-), -ВШ-.
Слы́шавший шо́рох; ненави́девший ложь; оби́девший малыша́; ма́явшийся от жары́; удосто́ивший чести; раста́явший снег; разве́явший семена; посе́явший страх; рассе́явший сомне́ния; почу́явший зверя; раскле́ивший афи́ши; вы́каченная бочка; вы́качанная нефть; разве́шанные карти́ны; разве́шенная мука; разме́шанные кра́ски; заме́шанный в преступле́нии; заме́шенное те́сто; пра́вивший коня́ми; уви́девший карти́ну; се́явший рожь; отта́явшая земля́; встре́тивший друзе́й; постро́ивший дом; ужа́лившая ребёнка; ла́явшая соба́ка; зави́севший от обстоя́тельств; завяза́вший у́зел; отча́явшийся челове́к.
Дикта́нт № 5. Написа́ние -Н- и -НН- в прича́стиях и отглаго́льных прилага́тельных.
Несолёный суп; свежеморо́женая ры́ба; свежезаморо́женный суда́к; ку́пленные кни́ги; што́паные носки; се́яная мука; рва́ный рука́в; пу́таный отве́т; лакиро́ванные ту́фли; легкора́неный солда́т; солда́т, ра́ненный в ру́ку; жа́ренные в ма́сле; тка́ная ска́терть; запу́танные ни́тки; кра́шеный пол; кра́шенный кра́ской пол; нескошенный луг; пи́санная ма́сляной кра́ской; золочёные оре́хи; сти́раное белье; мно́го раз сти́ранное белье; пи́саная краса́вица; ма́сленый блин; письмо́ напи́сано, прочи́тано, отпра́влено; прочи́танная кни́га; заме́ченные оши́бки; гружённые кирпичо́м; ма́занный ма́слом хлеб; тканный золотом костю́м.
Дикта́нт №6.
Галере́я, комбина́ция, экспре́сс, утрамбова́ть, аккура́тный, рационализа́тор, жёваный, нежда́нный, свяще́нный, прекрати́ть, ме́дленный, порази́тельный, кавале́рия, силуэ́т, выровненный, прете́нзия, как бу́дто, обнажи́ть, неви́данный, ры́царский, пресс, неча́янный, ко́ваный, дви́жимый, прекрати́ть, диста́нция, бассе́йн, по́длинный, и́стинный, жела́нный, ка́к-нибудь, сере́бряный, приключе́ние, неслы́ханный, искази́ть, великоду́шный, возвы́шенный, обнажи́ть, ресни́ца, продолгова́тый, вели́чественный, ца́рственный, отрази́ть, возника́ть, будьте, преодоле́ть, черноволо́сый, бирюзо́вый, прису́тствовать, парашю́т, кали́тка, препя́тствие, где́-то, иску́сство, срази́ть.
Дикта́нт №7. Бу́квы Е и И в приста́вках НЕ- и НИ- отрица́тельных наре́чийНе́когда сходи́ть в теа́тр; ниотку́да нет по́мощи; не́откуда ждать весте́й; не́где останови́ться; нигде́ не́ было све́та; ничу́ть не боя́лся; ника́к не дойти́; нигде́ не встре́тили; никогда́ ниотку́да не получа́ть пи́сем; ниотку́да ничего́ не слы́шно; ниско́лько не удиви́лся; никогда́ никому́ ни в чём не отка́зывал; никогда́ ни на кого́ не обижа́лся; ничу́ть не растеря́вшись; не́куда сходи́ть; нипочём не забы́ть; лежа́ть ничко́м.
Дикта́нт №8. Дефи́с ме́жду частя́ми слова в наре́чиях.
По стари́нному обы́чаю; варе́нье сва́рено по стари́нному реце́пту; воспи́тана по-стари́нному; по-но́вому подойти́ к пробле́ме; шли по но́вому мосту́; по-ра́зному подошли́ к реше́нию вопро́са; они́ пошли́ по ра́зному расписа́нию; подойти́ вплотну́ю к берегу; заверну́ть в пло́тную бума́гу; впусту́ю тра́тить вре́мя; вошли́ в пусту́ю ко́мнату; по но́вому летосчислению; шли по ви́димому на снегу сле́ду; по-ви́димому, уехал; поговори́ть по-дру́жески; поступи́л по-това́рищески; говори́ть по-англи́йски; получи́лось по-на́шему; связа́ть крепко-на́крепко; выть по-во́лчьи; встре́титься когда́-нибудь; сде́лать кое-ка́к; брёл еле-е́ле; повтори́ть точь-в-то́чь; уехать куда́-нибудь; убра́ться подобру-поздоро́ву; дви́гались мало-пома́лу; тепло́ по-весе́ннему; раздался отку́да-то; кое-где́.