Работа с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

А.А.Алексеев учитель физической культуры
МОУ СОШ № 4 г. Орск, Россия

Специальная медицинская группа.
В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся общеобразовательных учреждений в зависимости от состояния здоровья делятся на три группы: основную, подготовительную, и специальную медицинскую. Занятия в этих группах отличаются учебными программами, объёмом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала. Обучающиеся имеющие удовлетворительное состояние здоровья, относятся к основной медицинской группе. Обучающиеся с недостаточным физическим развитием и низкой физической подготовленностью, или имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, относятся к подготовительной медицинской группе. Этой категории обучающихся разрешается заниматься физической культурой по программе для основной группы с учётом некоторых ограничений в объёме интенсивности физических нагрузок (в том числе временных).
Обучающиеся, которые на основании медицинского заключения о состоянии их здоровья, не могут заниматься физической культурой по программе для основной группы, относятся к специальной медицинской группе.
Основные задачи физического воспитания учащихся отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе: укрепления здоровья, ликвидация или стойкая компенсация нарушений, вызванных заболеванием; улучшение показателей физического развития; освоение жизненно важных умений и навыков и качеств; постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок, расширение диапазона функциональных возможностей физиологических систем организма; закаливание и повышение сопротивляемости защитных сил организма; формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой; воспитание сознательного и активного отношения к ценности здоровья и здоровому образу жизни; овладение комплексами упражнений, благоприятно воздействующими на состояние организма обучающегося с учётом имеющегося у него заболевания; обучение правилам подбора, выполнения и самостоятельного формирование комплекса упражнений утренней гигиенической гимнастики с учётом рекомендаций врача и педагога; обучение способам самоконтроля при выполнении физических нагрузок различного характера; соблюдение правил личной гигиены, рационального режима труда и отдыха, полноценного и рационального питания.
Заболевания
Противопоказания и ограничения
Рекомендации

Сердечно-сосудистая система(неактивная форма ревматизма, функциональные изменения и др.)
Упражнения, выполнение которых связано с задержкой дыхания, напряжением мышц брюшного пресса и ускорения темпа движений




.
Обще развивающие упражнения, охватывающие все мышечные группы, в исходном положении лёжа, стоя. Ходьба дозированный бег в медленном темпе.

Органы дыхания (хронический бронхит, воспаление лёгких, бронхиальная астма и др.)
Упражнения вызывающие задержку дыхания и чрезмерное напряжение мышц брюшного пресса.




Дыхательные упражнения, тренировка полного дыхания и особенно удлинённого выдоха.

Заболевания почек (нефрит, пиелонефрит, нефроптоз).
Недопустимы упражнения с высокой частотой движений, интенсивностью нагрузки и скоростной направленностью, переохлаждение тела.
При проведении общеразвивающих упражнений особое внимание уделяется укреплению мышц передней стенке живота. При занятиях плаванием ( по специальному разрешению врача) ограничивается время пребывания в воде (5 10 мин. Первый год обучения, 10 -15 мин. Второй и последующие год обучения)

Нарушения нервной системы
Упражнения вызывающие нервное напряжение (упражнения в равновесии на
повышенной опоре), ограничивается время игр и т.д.
Дыхательные упражнения, водные процедуры, аэробные упражнения.

Органы зрения
Исключаются прыжки с разбега, кувырки, упражнения с статическим напряжением мышц, стойки на руках и голове.
Упражнения на пространственную ориентацию, точность движений, динамическое равновесие, гимнастика для глаз.


15