Рабочая программа кружка по обувному делу


Краснодарский край Усть-Лабинский район ст-ца ТенгинскаяГосударственное бюджетное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат
ст-цы ТенгинскойУТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от «30» ___08____ 2016г. протокол №1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка
«КАБЛУЧОК»
на 2016-2017 учебный год
Классы: 5,6,7,8
Срок реализации: 1 год
Количество часов: всего158,5часов; в неделю 4 часа
Составил: педагог ДО Шарков Роман Петрович
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе учебных пособий «Обувное дело» Лаврова М.С., Мошков А.П, для учащихся 4-5 классов, издательств«Просвещение»
«Обувное дело» Лаврова М.С., Мошков А.П, для учащихся 6-8 классов, издательство «Просвещение», Москва; «Технология изготовления обуви» Коваленко П.И. Ростов-на-Дону:Феникс; К.И Левигурович «Ремонт обуви».

Актуальность программы как программы дополнительного образования заключается в развитии творческих способностей ребёнка, возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду – приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
Таким образом, творчество – создание на основе того, чего ещё не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точки зрения на окружающую действительность. Наибольших показателей для развития творческих способностей и умений можно достигнуть за счёт проведения кружковой работы.
Занятия кружка позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: ребята знакомятся с различными видами обуви, материалами, техникой изготовления, инструментами и приспособлениями, закрепляют практические знания, идёт ознакомление с видами профессий в обувном производстве. Уже на первых этапах обучающиеся пробуют себя в роли мастера по ремонту обуви, знакомятся с производством, осваивают навыки при изготовлении простейших видов обуви. Обучающиеся фантазируют, выражают своё мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус. Материал программы предусматривает теоретические и практические занятия. Особое место уделяется отработки практических навыков и умений школьников с использованием машиноведения (точильный станок, ручная и электрическая швейная машина, строительный фен). В процессе занятий уделяется особое внимание вопросам техники безопасности. Коллективность выполнения отдельных изделий развивает у школьников чувство взаимопомощи и ответственности за общее дело.
Работа кружка направлена на трудовое, эстетическое, нравственное воспитание школьников. Кружок «Каблучок» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Новизна курса состоит в последовательном развитии осмысления учащимися ценностей трудовой деятельности гражданина современного общества, в создании условий для жизненного самоопределения.
Цель программы кружка «Каблучок»
Способствовать развитию у обучающихся положительных качеств личности: трудолюбия, настойчивости, терпеливости, умения работать в коллективе.
Основные задачи программы
Образвательные:
-обеспечить учащихся дополнительными знаниями по трудовому обучению;
-возродить интерес у подростков к профессии, связанной с обувным производством;
- научить обучающихся правилам работы с инструментами.
Развивающие:
-развитие творческих способностей школьников, сплочённого коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки;
- развивать познавательную деятельность детей;
-развивать мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные:
-воспитание любви и уважения к своему труду и к труду взрослого человека;
-формировании личности с широким творческим кругозором, воспитание общей культуры, привитие обучаемым нравственных норм поведения.
-воспитывать эстетический вкус и, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд;
-воспитывать чувство товарищества, чувство личной ответственности.
Для занятий в кружке объединяются обучающиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: ремонту и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Программа рассчитана на детей среднего школьного возраста 11-14 лет. Нижняя граница возраста объясняется трудоёмкостью выполнения, а также необходимостью начальной теоретической подготовки. Границы возраста могут варьироваться с учётом индивидуальных особенностей детей.
Наполняемость группы 5-6 человек. Она обусловлена тем, что обучающиеся занятия носят как индивидуальный, так и групповой (пары или подгруппы) характер. При этом неизбежными являются занятия в смешанной группе, предполагающей разный возраст и разную степень индивидуальной подготовки учеников.
Обучающиеся изучают предмет, развивают свои таланты, приобретают навыки позитивного общения. В кружке организовано воспитание и образование детей в разновозрастной группе. Ведущий вид деятельности – практический. Внеурочная деятельность направлена на воспитание толерантности обучающихся, уважение достоинства человека с разными возможностями, развитие коммуникативных умений, культуры поведения, развитие творческих задатков и способностей обучающихся.
Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ ученических работ. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания, разбираются характерные ошибки.
Перечень знаний и умений, формируемых у обучающихся
Обучающиеся должны знать:
- принципы работы, назначение и устройство основных инструментов обувщика (шилья, сапожный нож и молоток, затяжные клещи, ножницы и др.), электроинструментов (строительный фен и электрическая плитка);
- свойства материалов (резина, кожзаменители, кожа, древесина, пластмасса);
- традиционные и новейшие технологии ремонта и изготовления обуви;
- изготовление и пошив тапочек, сандалей, чешек;
- овладение навыками работы с обувными инструментами, полная и частичная смена деталей;
Обучающиеся должны уметь:
- рационально организовывать своё рабочее место, соблюдать правила техники безопасности;
- изготовлять простые изделия с учётом предъявляемых требований;
- составлять и выполнять технологическую последовательность изготовления изделия;
- выполнять технологические операции и осуществлять подбор материалов, заготовок, фурнитуры инструмента и приспособлений;
- выполнять мелкий, средний и крупный ремонт обуви;
- осуществлять анализ экономической деятельности, проявлять предпринимательскую инициативу.
Возраст детей данной программы дополнительного образования 11-14 лет
Срок реализации: 1 год
Режим занятий: понедельник и четверг по 1,5 часа; среда 1 час ( три раза в неделю)
Продолжительность занятий: от 1 часа до 1,5 часов
Формы занятий: индивидуальная, групповая и коллективная.
Ожидаемые результаты: овладение навыками работы с инструментами, выполнение ремонта обуви, полная и частичная смена деталей, развитие трудовых умений и навыков.
Способы проверки: демонстрация изделий на выставке.
Содержание программы
Детям предлагаются приёмы работы и изготовления простейших изделий, доступных объектов труда.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности и направлено на овладение школьниками необходимыми приёмами ручной работы с разными материалами (резина, пластмасса, древесина, ткани, кожа и т.д.), изготовление изделий, различных ремонтов обуви для школы и дома.
Инструктаж по технике безопасности проводится на каждом занятии. Быстрая, интересная вступительная часть занятия, затем распределение заданий. Трудные задания требуют значительного умственного напряжения и мышечной ловкости; ребёнок должен попробовать преодолеть себя, учится быть взрослым, мастером.
В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на свой опыт и подготовленность оучающихся и условий работы в данной из групп.

Материально – техническая база
Оборудование мастерской (обувное дело)
1. Заточной станок 1 шт 2. Колонковая швейная машина с ручным приводом 1 шт 3. Ручной пресс 1шт

Материально-техническое обеспечение кружковой деятельности:
1.«Обувное дело» Лаврова М.С., Мошков А.П, для учащихся 4-5
классов, издательство «Просвещение»
2. «Обувное дело» Лаврова М.С., Мошков А.П, для учащихся 6-8
классов, издательство «Просвещение», Москва
3.«Технология изготовления обуви» Коваленко П; Ростов-на-Дону:
Феникс
4.К.И Левигурович «Ремонт обуви».