Дополнительная образовательная программа Пешеходный туризм


Дополнительная общеобразовательная программа
«ПЕШЕХОДНЫЙ ТУРИЗМ»
Возраст обучающихся – 10-18 лет
Срок реализации - 2 года
Автор: Куроптева Т. А.
педагог дополнительного образования
Феодосия 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Приоритетным направлением российской школы, в соответствии с происходящей модернизацией образования страны, является укрепление здоровья учащихся.
Наиболее комплексным видом воспитания здорового и закаленного человека является туризм.
Программа имеет физкультурно-спортивную направленность, ориентирована на активное приобщение детей и подростков к здоровому образу жизни и носит образовательный характер.
Программа рассчитана на 2 года обучения учащихся в возрасте 10–18 лет.
Актуальность программы заключается в том, что туристские походы и экскурсии очень привлекательны для детей, так, как в них есть возможность постоянного совершенствования спортивного мастерства, и изучения природного, культурного и исторического наследия Родного Края. Программа носит образовательно-развивающий характер. Содержание программы направлено на создание условий для укрепления и сохранения физического и психического здоровья учащихся.
Педагогическая целесообразность представленной программы выражается в предоставлении возможности детям постичь искусство путешествия, приложить свои силы в интереснейших спортивных состязаниях, найти новых друзей, больше узнать о своей Родине.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: формирование активной жизненной позиции учащихся на основе интереса к природному, историческому, культурному наследию своего края, пробуждение патриотизма, популяризация здорового образа жизни, овладение навыками безопасности жизнедеятельности.
Задачи программы:
1. Обучить школьников основам жизнедеятельности в полевых условиях, оптимальному поведению в природе, работе с туристским снаряжением.
2. Помочь ребёнку развиваться через социально-активное взаимодействие с людьми путём участия в соревнованиях по туристской технике и участию в походах разного уровня сложности.
3. Обучить школьников ориентированию на местности и по карте.
4. Укреплять здоровье и физическую выносливость, тренировать внимательность, поисковую активность и любознательность.
5. Создать условия для развития мотивации личности к активной жизненной позиции.
6. Способствовать воспитанию мировоззрения и развить навыки экологически грамотного поведения в природе, прививать экологическую этику и эстетику.
7. Создать условия для реализации индивидуальных способностей учащихся.
8. Развивать наблюдательность и внимание.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА
Система подачи учащимся знаний заключена в стратегии практического обучения, предусматривает проведение занятий разных направлений и форм, способствует усилению творческой самореализации учащихся, развитию личности, владеющей основами знаний в области естественных наук, способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Основными формами организации занятий, используемые в ходе реализации образовательной программы по туризму, являются: рассказ, беседа, лекция, семинар, работа с книгой, описательными и картографическими материалами, космическими снимками, туристским снаряжением и оборудованием, поиск необходимой информации в Интернете, просмотр фото-, видео и киноматериалов, тестирование, тренировка, экскурсия, наблюдения, экологическая акция, соревнование, туристский поход, туристский слёт, туристская научно-исследовательская экспедиция.
При этом используются различные формы обучения: индивидуальная, групповая и коллективная.
Первый этап обучения (1 год) предназначен для первого знакомства детей с туризмом, с его основами, с природой Феодосийского региона, с азами спортивного ориентирования. Уровень предназначен для получения базовых знаний: для ознакомления с видами и способами применения снаряжения, умениями по установке палаток, быстрых и безопасных способах разведения костра.
На первом уровне предлагается принять участие в походах на 1 - 2 дня, соревнованиях по пешеходному туризму и спортивному ориентированию на уровне школы или Центра дополнительного образования.
Первый уровень обучения является самым продуктивным эмоциональным и деятельностным.
Второй уровень обучения (2 год) рассчитан на более подготовленных детей, обладающих навыками первого уровня. На этом этапе дети должны уметь пользоваться компасом и картой, и свободно проходить дистанции первого класса по пешеходному туризму.
На этом этапе обучения дети учатся преодолевать сложные туристские препятствия, участвуют в походах на 1-3 дня. Так же дети изучают особенности дистанций второго и третьего классов, и принимают участие в соревнованиях соответствующего уровня. Рекомендуется участие в республиканских и региональных туристских слётах.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ЗАВЕРШИВШИХ 1-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ
Итоговым результатом первого этапа обучения могут быть: призовые места и грамоты в соревнованиях муниципального значения, а также выполнение нормативов "Юный турист России".
Итоговым результатом второго этапа обучения может быть получение разрядов по пешеходному туризму и туристической техники, участие в республиканских туристических слётах, выполнение нормативов "Турист России".
Техника безопасности
Должны знать:
основы безопасности при проведении занятий в учебном классе, спортивном зале, на местности;
меры предосторожности при обращении с огнем;
причины возникновения пожаров;
Должны уметь:
оказывать первую помощь пострадавшим.
Правила соревнований
Должны знать:
виды соревнований по спортивному туризму;
положение о соревнованиях;
виды стартов;
правила допусков к соревнованиям;
обязанности участников соревнований;
права участников;
Должны уметь:
соблюдать права и обязанности участников соревнований;
производить различные виды жеребьевки (личная, командная, групповая);
составлять заявку на участие в соревнованиях по спортивному туризму.
Краеведение
Должны знать:
географическое положение территории края; геологическое прошлое рельеф, полезные ископаемые, климат, основные реки и водоемы;
растительный и животный мир, заповедные места;
Должны уметь:
рассказать о географическом положении края;
посетить экскурсионные объекты города.
Врачебный контроль, самоконтроль
Должны знать:
меры личной гигиены в полевых условиях;
причины утомления;
Должны уметь:
вести дневник самоконтроля.
Основы туристской подготовки
Должны знать:
виды спортивных соревнований по туризму;
способы преодоления препятствий;
систему штрафов для каждого этапа;
понятия: страховка и само страховка;
способы крепления веревки на опоре;
правила укладки рюкзака;
принципы составления меню для походов и соревнований;
туристские узлы и их применение.
Должны уметь:
маркировать веревку для транспортировки;
правильно пользоваться индивидуальной страховочной системой;
блокировать страховочную систему;
пользоваться усами само страховки;
по назначению использовать основные и вспомогательные веревки;
пользоваться карабинами;
организовывать командную страховку;
укладывать рюкзак и палатку;
готовить пищу в полевых условиях.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(1 год обучения)
Общий раздел
История развития туризма. Виды туризма. (1 час)
Этапы развития туризма. Традиции, современное состояние и основные направления развития отечественного и зарубежного туризма. Достижения выдающихся путешественников, краеведов, спортсменов.
Виды туризма, и их особенности.
Туристические возможности родного края. (6 часов)
Интересные объекты природы, истории, архитектуры, археологии.
Природа, история, культура родного края (17 часов)
Основные сведение о природных условиях Крымского полуострова: климат, реки и озера, растительность и животный мир, почвы, заповедники.
Охрана природы, Закон об охране природы. Роль туристов в охране природы, природный кодекс туриста.
Экскурсии по природным, историческим и культурным объектам Родного края.
2. Начальная туристическая подготовка
2.1. Гигиена туриста. Первая доврачебная помощь (10 часов)
Личная гигиена. Требования к одежде, обуви, головному убору. Уход за ногами и обувью во время похода. Гигиенические требования к постели и посуде, гигиена питания и водно-солевой режим.
Аптечка, ее состав, ознакомление с лекарствами и безопасность при приеме, замена лекарств, подбор аптечки от уровня и продолжительности похода. Выявление причин и устранение простых недугов: головная боль, кашель и т.д.
Оказание первой доврачебной помощи при различных травмах.
Профилактика заболеваний и травм во время путешествия.
Клещи, меры профилактики и безопасности.
2.2. Психологическая подготовка к участию в походе (2 часа)
Психологические особенности развития личности в юношеском возрасте. Психологические аспекты отношения учащихся к природе. Познавательные и личные качества кружковцев в условиях похода и подготовки к нему. Проведение тестов, которые определяют творческие способности и индивидуальные личные черты характера кружковцев. Формирование дееспособного, дружного коллектива.
2.3. Правила безопасности в походе, подготовка похода (7 часов)
Проведение инструктажа по техники безопасности. Объективные и субъективные причины несчастных случаев. Меры предосторожности при преодолении естественных препятствий на маршруте. Правила поведения туристов в лесу, на воде, на заболоченной местности, на склонах, во время грозы, в населенных пунктах. Обязанности направляющего и замыкающего. Использование правильной оценки своих сил и умений.
Подготовка похода: последовательность подготовки похода: определение цели, разработка маршрута, изучение района, комплектация группы, подбор снаряжения, составление сметы, комплектование медицинской аптечки, отработка приемов и способов преодоления различных естественных препятствий. Страховка и самостраховка.
2.4. Личное и групповое снаряжение (9 часов)
Подбор и подготовка личного, группового и специального снаряжения туристов. Главное требование к предметам снаряжения: легкость, прочность, масса, удобство в использовании и переноске. Перечень основных предметов личного и группового снаряжения.
Укладка рюкзака. Типичные ошибки при укладке рюкзака.
Туристическая палатка, виды палаток. Устройства, правила установки палатки, уход и хранение палатки. Игры и упражнения, направленные на закрепления данной темы.
2.5. Питание в походе (6 часов)
Режим питания в туристическом походе. Зависимость меню и режима питания от сложности похода. Химический состав и калорийность продуктов питания. Примерный перечень продуктов питания в походе. Упаковки, транспортировки и хранение продуктов. Водно-солевой режим. Приготовление пищи в условиях похода, использование даров природы.
2.6. Туристический бивак (11 часов)
Что такое привал и бивак в походе. Основные требование к месту привала и бивака. Планировка бивака. График дежурства на биваке.
Типы костров и их назначение. Костровое оборудование, выбор и заготовка топлива. Сушка обуви и одежды. Общественно полезная работа на дневках.
Свертывание бивака. Противопожарные меры.
Разведение костров разных типов, противопожарные меры при тушении их. Практические занятия.
2.7. Основы техники и тактики пешеходного туризма (30 часов)
Основные типы узлов. Назначение узлов. Способы вязки туристических узлов (прямой, проводник, восьмерка, встречный, схватывающих, академический, булинь, и др.).
Вязание грудной обвязки, беседки. Тренировка на время и скорость. Виды страховок. Приемы страховок. Способы использования альпенштока или шеста при переправе в брод.
Выработки первоначальных навыков, преодоление водных преград по параллельным веревкам, бревну, вброд, навесной переправе, преодоление заболоченных участков по кочкам, шестам, спуска, подъема, траверса по склону с использованием перил, преодоление канавы, ручья, рва.
Движение по песку, болоту, по склонам (трава, осыпь, снег).
2.8. Топография и основы ориентирования на местности(20 часов)
Понятие топографической карты, ее значение для туристов.
Масштаб. Виды масштабов. Масштабы топографических карт.
Понятие о топографических знаках. Постепенное изучение топознаков. Сочетание знаков.
Рельеф. Способы изображения рельефа на картах, формы рельефа, условные знаки форм рельефа. Отметки высот. Абсолютная и относительная высоты.
Основные направления на стороны горизонта: С, В, Ю, З.
Определение азимута. Компас. Типы компасов. Правила обращения с компасом.
Ориентирование с помощью карты в походе, движение по азимуту в походе. Ориентирование по местным предметам. Действие в случае потери ориентировки.
Практическое ориентирование.
2.9. Проведение туристических походов (32 часа)
Раздел предусматривает проведение 4 однодневных походов (и во время осенних и весенних каникул).
2.10. Участие в соревнованиях (18 часов)
Раздел предусматривает участие в соревнованиях по техники пешеходного туризма разного уровня.
2.11. Подведение итогов походов и выступлений на соревнованиях (5 часов)
Обсуждение итогов похода. Составление отчета о походе. Приведение в порядок личное и групповое снаряжение. Изготовление фотогазеты.
Анализ выступления команды на соревнованиях.
3. Общая физическая подготовка
3.1. Общая физическая подготовка туриста (32 часа)
Физическая и морально-волевая подготовка туриста. Значение всесторонней физической подготовки. Общие основы спортивной тренировки.
Беседа о вредном влиянии курения и спиртного на здоровье и работоспособность.
Цель и содержание общеразвивающих упражнений. Группы мышц, несущих основную нагрузку в походе. Маршевая подготовка. Техника бега.
3.2. Специальная физическая подготовка туриста (8 часов)
Специальная физическая подготовка как разновидность физического воспитания, специализированного к особенностям туризма. Основные качества туриста: выносливость, сила, скорость, прыгучесть, гибкость.
Бег по пересеченной местности. Бег «вниз», «вверх». Преодоление заболоченной местности. Прыжки через яму с водой, ров, ручей. Прыжки по кочкам. Упражнения на равновесие. Переправа по бревну.
Тематический план (1 – год обучения)
№ п\п Наименование темы Количество часов
Всего Теория Практика
Общий раздел История развития туризма. Виды туризма 1 1 1.2. Туристические возможности родного края 6 4 2
1.3. Природа, история, культура родного края (экскурсии) 17 2 15
Начальная туристская подготовка 2.1. Гигиена туриста. Первая доврачебная помощь. 10 8 2
2.2. Психологическая подготовка к участию в походе 2 1 1
2.3. Правила безопасности в походе, подготовка похода 7 4 3
2.4. Личное и групповое снаряжение 9 2 7
2.5. Питание в походе 6 2 4
2.6. Туристический бивак11 8 3
2.7. Основы техники и тактики пешеходного туризма 30 6 24
2.8. Топография и основы ориентирования на местности 20 4 16
2.9. Проведение туристических походов 32 - 32
2.10. Участие в соревнованиях 18 - 18
2.11. Подведение итогов походов и выступлений на соревнованиях 5 1 4
Общая физическая подготовка 3.0 Общая физическая подготовка туриста 32 2 30
3.1. Специальная физическая подготовка туриста 10 2 8
Всего: 216 31 185
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(2 год обучения)
1. Общий раздел
Итоги летнего периода. План работы на новый учебный год (1час)
Беседа об итогах летнего периода – обмен мнениями. Обсуждение плана работы на новый учебный год.
Природа, история, культура родного края (экскурсии) (20 часов)
Дальнейшее укрепление знаний о своем родном крае, географическое положение и туристические возможности своего края и за его пределами.
Население и культура, места боевой и трудовой славы, посещение исторические и культурные памятники, музеи, интересные уголки края.
2. Организация и подготовка походов и соревнований
2.1. Гигиена туриста и первая доврачебная помощь (14 часов)
Повторение гигиенических правил туриста изученных на первом году занятий.
Питьевой режим в походе. Способы обеззараживания воды. Правила использования химических средств защиты от кровососущих.
Индивидуальный пакет туриста. Первая медицинская помощь при ожогах, обморожениях, головных болях, желудочных, простудных заболеваниях и т.д.
Меры предупреждения перечисленных травм и заболеваний. Отработка навыков при кровотечениях. Что такое кровотечение. Виды.
Оказание помощи при переломах. Перелом. Виды переломов.
Умение накладывать повязку: на ногу, руку, голову и т.п.
Способы транспортировки пострадавшего.
2.2.Зеленая аптека: знание и умение отличать в гербарии, на рисунках, в походе лекарственные и опасные растения региона, отличать и избегать опасные и ядовитые грибы.
3. Туристическая подготовка
3.1. Привалы и биваки (14 часов)
Требование к месту бивака: наличие питьевой воды, дров, изолированность от посторонних, безопасность при ухудшении погодных условий. Эстетическое требование к месту бивака. Гигиенические требование к месту бивака.
Место для подготовки палаток, использование палаток и полипеноуритановых ковриков. Оборудование походной постели.
Выбор места для костра. Костры и их типы. Оборудование, инвентарь для костра и приготовление пищи. Безопасность при работе с топором и пилой. Поведение туристов у костра, сушка одежды и обуви. Яма для отходов. Организация и способы мытья посуды.
Практические работы: выбор места и разведение костра, техника безопасности при проведении бивачных работ. Правила безопасности при купании. Проведение групповых соревнований по навыкам туристического быта.
3.2. Значение и организация питания в походе (6 часов)
Весовые и калорийные нормы дневного рациона. Составление меню из количества продуктов на каждый прием пищи. Правила раскладки продуктов по рюкзакам. Хранение и учет продуктов в пути. Обязанности дежурных по кухне. Меры безопасности и гигиенические требования при приготовлении пищи на костре.
3.3. Личное и групповое снаряжение (10 часов)
Одежда, обувь туриста для в однодневном и многодневном походе, оборудование рюкзака (подгонка лямок). Прочие предметы личного снаряжения. Как готовить личное снаряжение к походу. Упаковка снаряжения.
Групповое снаряжение – особенности снаряжения для многодневных походов в малонаселенной местности. Типы палаток. Как подготовит палатку и переноска палаток .Сушка и проветривание в пути. Обязанности старосты (ответственность за хозяйственное оборудование (запас спичек, ножей и т.д.))
Особенности снаряжения для зимнего похода.
Специальное снаряжение группы для краеведческих работ.
3.4. Техника и тактика пешеходного туризма (30 часов)
Понятие техники и тактики пешеходного туризма. Причины аварийности и их профилактика. Основные причины возникновения экстренных ситуаций в походе.
Техника – характеристика естественных препятствий: лесные, кустарниковые заросли, чаща, буреломы, разнообразные склоны (осыпь, снег, лед), скалы, заболоченные участки, водные преграды и т.п. Техника движения в различных условиях. Основные правила движения по скалам.
Техника преодоления естественных препятствий на заранее полностью оборудованных трассах и самостоятельным наведение средств преодоления. Страхования и самострахования участников, принцип безаварийности в туризме.
Выработка навыков преодоления естественных препятствий:
Переправа через реку в брод с использованием перил (самонаведение).
Переправа через реку, овраг по бревну (с самонаведением, без укладки бревна).
Крутонаклонная переправа.
Траверс склона (готовый и с самонаведением).
Спуск и подъем на местности и легким скалам.
Преодоление болота по жердям.
Вязка узлов (на время).
Тактика - Проработка вопросов тактики в подготовительный период.
Психологическая подготовка группы к участию в походах и соревнованиях. Действие группы в экстремальных условиях.
Ритм движения, расстояния переходов.
Изменение направляющих и замыкающих. Ходовой распорядок дня.
Участие в соревнованиях по пешеходному туризму.
3.5. Участие в соревнованиях (18 часов)
Раздел предусматривает участие в соревнованиях по технике туризма разного уровня
3.6. Проведение туристических походов (32часа)
Раздел предусматривает проведение походов как однодневных так и много дневных (во время весенних и осенних каникул).
3.7. Топография и ориентирование на местности (22 часа)
Обзор материала пройденного в первый год занятий.
Что какое рельеф? Способы изображения рельефа на карте. Что такое горизонталь, сечение? Определение крутизны склона.
Топографические условные знаки. Масштабы карты.
Проведение ориентирования на местности. Участие в соревнованиях по ориентированию.
3.8. Подготовка похода (5 часов)
Однодневные и многодневные походы. Последовательность подготовки похода – определение цели, разработка маршрута, изучение района путешествия, комплектация группы, подбор снаряжения, приобретение продуктов питания, комплектование медицинской аптечки, составление сметы. Распределение обязанностей в группе. Медицинский осмотр. Оформление маршрутных документов.
4.Общая и специальная физическая подготовка
4.1. Общая и специальная физическая подготовка (38 часов)
Значение физической подготовки для туриста. Значение закаливания организма. Утренняя зарядка. Специальные упражнения для дыхания, силовой выносливости, скорости, равновесия. Упражнения для мышц рук, шеи, плечевого пояса, туловища и ног.
Особое значение - укрепления мышц спины и ног. Упражнения на расслабление.
Систематичность тренировок. Силовая и маршевая подготовка. Бег на выносливость. Кроссы, марш-броски с грузом и без груза по пересеченной местности.
Тематический план (второй год обучения)
№ п\п Наименование темы. Количество часов
Теория Практика Всего
Общий раздел 1.1. Итоги летнего периода. План работы на новый учебный год. 1 1
1.2. Природа, история, культура родного края (экскурсии) 2 18 20
Организация и подготовка походов и соревнований 2.1. Гигиена туриста и первая доврачебная помощь 4 10 14
2.2. Зеленая аптека 2 4 6
3.Туристическая подготовка 3.1 Привалы и биваки 2 12 14
3.2. Значение и организация питания в походе 2 4 6
3.3. Личное и групповое снаряжение 3 7 10
3.4 Техника и тактика пешеходного туризма 4 26 30
3.5. Участие в соревнованиях 18 18
3.6. Проведение туристических подходов 32 32
3.7. Топография и ориентирование на местности 6 16 22
З.8 Подготовка похода 1 4 5
4.Общая физическая подготовка 4.1 Общая и специальная физическая подготовка 6 32 38
Итого: 33 183 216
Список литературы:
Алешин В.М. Карта в спортивном ориентировании. – М.: ФиС, 1983. – 152 с.
Аппенянский А.И. Физическая тренировка в туризме: Методические рекомендации. – М.: ЦРИБ «Турист», 1988. – 77 с.
Бардин К. Азбука туризма. – М.: Просвещение, 1981.
Барышева Ю.А. Формирование эколого-краеведческих знаний в начальной школе. – М.: ЦДЮТур РФ, 1997. – 104 с.
Варламов В.Г. Физическая подготовка туристов-пешеходников: Методические рекомендации. – М.: ЦРИБ «Турист», 1979. – 48 с.
Велитченко В.К. Физкультура без травм: Б-ка учителя физ. Культуры. – М.: Просвещение, 1993. – 128 с.
Ганиченко Л.Г. Котелок над костром. – М.: Издательский дом «Вокруг света», 1994. – 46 с.
Елаховский С.Б. Бег к невидимой цели. М.: ФиС, 1973. – 143 с.
Иванов Е.И. Судейство соревнований по спортивному ориентированию.- М.: ФиС, 1978. – 111 с.
Иванов Е.И. Начальная подготовка ориентировщика. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 159 с.
Константинов Ю.С. Туристские слеты и соревнования учащихся. – М.: ЦДЮТК МО РФ, 2000 – 126 с.
Куликов В.М. Походная туристская игротека (Сб. 2). – М.: ЦДЮТур РФ, 1994. – 60 с.
Куликов В.М., Ротштейн Л.М. Школа туристских вожаков. – М.: ЦДЮТур РФ, 1997. – 104 с.
Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. Учебное пособие.- М.: ЦДЮТур МО РФ, 1997. – 72 с.
Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.А. Полевые туристские лагеря. Учебно-методическое пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 160 с.
Маслов А.Г. Организация работы и финансирование туристско-краеведческих объединений учащихся. – М.: ЦДЮТур МО РФ, 1998. – 56 с.
Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности». Методическое пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.- 150 с.
Лесгафт П.Ф. Избранные труды. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 359 с.
Лукоянов П. И. Безопасность в лыжных походах и чрезвычайных ситуациях зимних условий. – М.: ЦДЮТур РФ, 1998. – 140 с.
Михайлов Б.А., Федотова А.А., Федотов Ю.Н. Физическая подготовка туристов: Метод. рекомендации. – М.: ЦРИБ «Турист», 1985. –36 с.
Нурмимаа Вайно. Спортивное ориентирование /Сокр. пер. с фин. Р.И. Сюкияйнена. – М.: ФСО, 1997. – 147 с.
Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. 6 класс. А.Г. Маслов, В.В. Марков, В.Н. Латчук, М.И. Кузнецов. М.: Издательский дом «Дрофа», 1999. – 190 с.
Панфилов А.М. Организация и проведение полевой школьной экспедиции: Вопросы безопасности. – М.: ЦДЮТур РФ, 1997. – 56 с.
Пруха Карел. Военизированные игры на местности /Пер. с чеш. С.И. Грачева. – М.: ДОСААФ, 1979. – 176 с.
Сборник официальных документов по детско-юношескому туризму, краеведению и летнему отдыху детей /Сост. Ю.С. Константинов. – М.: ЦДЮТур РФ, 1995. – 88 с.
Сергеев И.С., Сергеев В.И. Краеведческая работа в школе. – М.: Просвещение, 1974. – 80 с.
Туризм и спортивное ориентирование. Учебник для институтов и техникумов физической культуры /Сост. В. И. Ганопольский. – М.: Физическая культура и спорт, 1987. – 240 с.
Фесенко Т.Е. Книга молодого ориентировщика. – М.: ЦДЮТур РФ, 1997. – 72 с.
Шальков Ю.Л. Здоровье туриста (Туризм для всех). – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 144 с.
Штюрмер Ю. А. Профилактика туристского травматизма: Метод. рекомендации: «Как не стать жертвой несчастного случая». – М.: 1992. – 96 с
Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. – 2-е перераб., доп. изд. – М.: ФиС, 1983. – 144 с.
Энциклопедия туриста / Гл. ред. Е.И. Тамм. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – 607 с.