Рабочая программа Пешеходный туризм

«Согласованно»
Зам. директора по УВР
МБОУ ДОД «ЦДЮТиЭ «Юлдаш»» ЕМР РТ
___________Закирова Л.В.
от «___» __________2015 г.

«Утверждаю»
Директор МБОУ ДОД
«ЦДЮТиЭ «Юлдаш»» ЕМР РТ
_______Рахматуллин К.Г.
Приказ №
от «___» __________2015 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
объединения, курса, дисциплины (модуля)


МБУ ДО «ЦДЮТиЭ «Юлдаш»» ЕМР РТ
наименование ОУ
Бекмансурова Надежда Валентиновна
Ф.И.О., категория
по объединению «Пешеходный туризм» 2 год обучения
предмет, класс, и т.п.




Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ________
от «___» _________ 2015 г.
2015-2016 учебный год
Учебно-тематическое планирование

по объединению «Пешеходный туризм» 2 год обучения
предмет

Классы _8 Б СОШ №1
Педагог Бекмансурова Надежда Валентиновна
Количество часов:
Всего 144 часов; в неделю 4 часа
Промежуточная аттестация 2 часа в форме участия в соревнованиях, дата проведения: 14.05.2016.
Планирование составлено на основании образовательной программы «Пешеходный туризм»

Дополнительная литература:

Константинов Ю. С. Детско-юношеский туризм. Учебно-методическое пособие. – М. ФЦДЮТиК, 2006 г.
Самарина И. А. Основы туристско-экологической деятельности учащихся. – М., 2007 г.
Курилов В. И. Туризм. – М.: Просвещение, 1988 г.
Штюрмер Ю. А. Охрана природы и туризм. М., Физкультура и спорт, 1974.
Бардин К. В. Азбука туризма. М., Просвещение, 1981.
Попчиковский В. И. Организация и проведение туристских походов. - М.: Профиздат, 1987.
Работа кружка юных туристов в школе: Методические рекомендации. М.: Турист, 1989.
Туризм в школе. – М.: Физкультура и спорт, 1983.
Правила организации и проведения туристских соревнований учащихся РФ. – М.: ЦДЮТур МО РФ, 1995.







Пояснительная записка.

Пешеходный туризм – самый массовый и самый доступный вид туризма. На плановые и самодеятельные пешеходные маршруты по стране ежегодно выходят миллионы людей.
Самодеятельный туристский поход сочетает активный здоровый отдых, познание освоение окружающего мира, что ставит его в ряд наиболее эффективных методов воспитания подрастающего поколения.
Цель программы – формирование всесторонне развитой личности средствами туризма и краеведения, создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровление, мотивационного творческого развития и профессионального самоопределения личности.
Основная цель программы «Пешеходный туризм» - помочь ребёнку сделать выбор, более чётко определиться в своих симпатиях, увлечениях, определить свои силы и возможности.
Данная программа предусматривает решение следующих основных задач:
приобретение умений и навыков в работе с картой и компасом;
приобретение специальных знаний по вопросам туризма и ориентирования, доврачебной медпомощи;
обеспечение выживания в экстремальных условиях, знакомство с проблемами экологии и охраны природы;
формирование жизненной самостоятельности и волевых качеств;
физическое совершенствование школьников – развитие силы, выносливости, координации движений в соответствии с их возрастными и физическими возможностями;
выполнение спортивных разрядов по туризму и ориентированию, участие в соревнованиях и походах;
Комплектовать состав кружка первого года обучения следует из ребят 11-15 лет (уч-ся 5-8 классов). Заниматься в кружке могут мальчики и девочки, не имеющие медицинских противопоказаний к занятиям туризмом.
Для реализации программы могут использоваться разнообразные формы работы: проведение соревнований по туризму, ориентированию, топографии, краеведческо-экскурсионных мероприятий. Проведение походов, начиная от однодневных, и далее – до сложных спортивных маршрутов.
По завершении освоения программы «Пешеходный туризм» 2-го года обучения учащиеся должны уметь:
составлять план путешествия и разрабатывать маршрут;
фиксировать наблюдения в походе;
проводить простейшие исследования
передвигаться по дорогам и тропам в составе группы;
преодолевать несложные естественные препятствия;
ориентироваться по карте и компасу по спортивному ориентированию;
оказывать элементарную медпомощь.

Учебно – тематическое планирование



тема занятия
кол-во часов
Тип занятия
Планируемые результаты освоения темы
Даты проведения






план
факт

Раздел 1 "Виды туризма и их особенности" 

1
Вводное занятие. Виды туризма.
2
теоретическое
 
4.09.2015
 

Раздел 2 "Родной край. Охрана природы" 

2
История и охрана родного края.
2
теоретическое
Должны знать:
- историю и географию родного края.
Должны уметь:
- использовать карту Елабужского района.
5.09.2015
 

3
Знакомство с картой Елабужского района.
2
практическое

11.09.2015
 

4
Географические особенности Елабужкого района
2
теоретическое

12.09.2015
 

5
Краеведческая викторина «Что? Где? Когда?»
2
практическое

18.09.2015
 

Раздел 3 «Организация и проведение походов»

6
Правила организации и проведения туристских походов на территории РФ
2
теоретическое
Должны знать:
- порядок организации и проведение ПВД.
- составлять план путешествия и разрабатывать маршрут.
- правила проведения туристских слётов и соревнований. ТБ при разжигании костров.
Должны уметь:
- передвигаться по дорогам и тропам в составе группы.
- организовать походный быт, составлять раскладку продуктов для ПВД.
- преодолевать несложные естественные препятствия.
- распределять обязанности при проведение туристских походов и занятий. 
 
19.09.2015
 

7
Туристский слет
2
практическое

25.09.2015
 

8
Разработка и изучение маршрута.
2
практическое

26.09.2015
 

9
Подбор группы, распределение обязанностей
2
практическое

2.10.2015
 

10
Разработка маршрутов и план-графика учебно-тренировочных походов
2
теоретическое

3.10.2015
 

11
Экскурсия в музей природы Национального парка «Нижняя Кама»
2
практическое

9.10.2015
 

12
Подготовка снаряжения. Контрольные сборы.
2
практическое

10.10.2015
 

13
Фестиваль здорового образа жизни
2
практическое

16.10.2015
 

14
Организация туристского быта. Привалы и ночлеги.
2
теоретическое

17.10.2015
 

15
Техника и тактика движения в походе. Преодоление препятствий.
2
практическое

23.10.2015
 

16
Виды костров, назначение.
2
практическое

24.10.2015
 

17
Подготовка маршрутной документации
2
теоретическое

30.10.2015
 

18
Техника безопасности в туристских походах
2
теоретическое

31.10.2015
 

19
Поход выходного дня
2
практическое

6.11.2015
 

Раздел 4 «Туристское снаряжение»

20
Снаряжение для пешего похода: личное, групповое, специальное
2
практическое
Должны знать:
- требования к выбору места для организации бивака
- применение туристских узлов
Должны уметь:
- составлять список личного и группового снаряжения в зависимости от сезона.
- осуществлять простейший ремонт туристского снаряжения.
- устанавливать основные типы палаток, укладывать рюкзак.
- убирать место привалов и биваков.
- вязать узлы, одевать страховочные системы.
 
 
 
7.11.2015
 

21
Однодневный поход
2
практическое

13.11.2015
 

22
Ремонтный набор для походов.
2
теоретическое

14.11.2015
 

23
Туристские узлы. Их применение.
2
 

13.11.2015
 

24
Вязка узлов. Страховочные системы.
2
практическое

20.11.2015
 

25
Укладка рюкзака. Установка палатки.
2
практическое

21.11.2015
 

26
Однодневный поход
2
практическое

27.11.2015
 

Раздел 5 «Топографическая подготовка» 

27
Знакомство с топографическими знаками и картой
2
теоретическое
Должны знать:
- топографические знаки
- условные знаки спортивных карт
- понятие «топографическая карта», «масштаб», «горизонталь», «крутизна склона».

Должны уметь:
- читать масштаб карты, расшифровывать основные топографические знаки.


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
28.11.2015
 

28
Соревнования "Сам себе спасатель. Знатоки узлов"
2
практическое 

4.12.2015
 

29
Масштаб и его виды
2
теоретическое

5.12.2015
 

30
Измерение расстояний по карте
2
теоретическое

11.12.2015
 

31
Топографические знаки. Работа с картой.
2
теоретическое

12.12.2014
 

32
Новогодняя елка
2
практическое

1812.2015
 

33
Топографическая карта
2
практическое

19.12.2015
 

34
Условные знаки спортивных карт
2
практическое

25.12.2015
 

35
Однодневный лыжный поход
2
практическое

26.12.2015
 

36
Зарисовка топографических знаков или местных ориентиров во время движения
2
практическое

8.01.2016
 

37
Топографический диктант и его разбор
2
теоретическое

9.01.2016
 

38
Пользование числовым и линейным масштабами
2
теоретическое

15.01.2016
 

39
Зарисовка плана пришкольного участка с помощью топографических знаков
2
практическое

16.01.2016
 

40
Курвиметр
2
теоретическое

22.01.2016
 

41
Соревнования "Первая помощь", "Сам себе спасатель"
2
практическое

23.01.2016
 

Раздел 6 «Ориентирование в походе» 

 42
Ориентирование в походе. Стороны горизонта.
2
практическое

Должны знать:
- основные способы измерения расстояния по карте
- основные действия в случае потери ориентировки

Должны уметь:
- ориентироваться по карте и компасу
- определять расстояние на карте
- определять стороны горизонта по компасу
- правильно пользоваться компасом
 - определять азимут по карте и на местности.
 
 
 
 
 
29.01.2016
 

43
Однодневный лыжный поход
2
практическое

30.01.2016
 

44
Устройство и использование компаса
2
теоретическое

5.02.2016
 

45
Работа с компасом и картой
2
практическое

6.02.2016
 

46
Азимут. Определение азимута по карте и на местности
2
практическое

12.02.2016
 

47
Подготовка к соревнованиям по спасательным работам.
2
практическое

13.02.2016
 

48
Соревнования по спасательным работам, посвящённые Дню защитника Отечества.
2
практическое

19.02.2016
 

Раздел 7 «Первая доврачебная помощь. Гигиена туриста» 

49
Содержание походной аптечки
2
практическое


Должны знать:
- общее представление о самоконтроле и доврачебной
медпомощи.
- характерные спортивные травмы
и их предупреждение.
- состав медицинской аптечки группы.
- основы первой доврачебной помощи пострадавшему.
- способы и приёмы первой помощи при переломах костей, кровотечениях.
- правила наложения простых повязок, шин.
- опасные ядовитые растения.
Должны уметь:
- правильно применять приёмы транспортировки пострадавшего.
 
 
 
 
20.02.2016
 

50

Гигиена туриста в походе
2
практическое

26.02.2016
 


51
Подготовка к соревнованиям по спасательным работам

2

практическое


27.02.2016
 
 






4.03.2016


52
Соревнования "Спасательные работы в техногенных условиях" 3 этап
2
практическое




53
Однодневный поход
2
практическое

5.03.2016
 

54
Оказание первой медицинской помощи при ожогах и обморожениях
2
практическое

11.03.2016
 

55
Оказание первой помощи при кровотечениях
2
практическое

12.03.2016
 

56
Характерные заболевания и травмы в пешем походе
2
теоретическое

18.03.2016
 

57
Способы транспортировки пострадавшего
2
практическое

19.03.2016
 

58
Оказание помощи пострадавшему при различных травмах. Переноска пострадавшего
2
практическое

25.03.2016
 

59
Медицинская помощь. Конкурс: «Лучший санитар».
2
теоретическое

26.03.2016
 

Раздел 8 «Питание в походе» 

60
Фестиваль здорового образа жизни
2
практическое 

Должны знать:
- противопожарные меры в туристском походе.
- правила движения в походе, техника преодоления естественных препятствий в походе второй степени сложности

Должны уметь:
- составлять список меню продуктов для походов.
- разжигать костры по назначению в зависимости от походных условий 
 
 
 
 
 
 
 
1.04.2016
 

61
Питание в походе. Значение, нормы, учет
2
теоретическое

2.04.2016
 

62
Преодоление препятствий
2
практическое 

8.04.2016
 

63
Питание в походе
2
теоретическое

9.04.2016
 

64
Общая физическая подготовка
2
практическое

15.04.2016
 

65
Составление походного меню. Приготовление пищи
2
практическое

16.04.2016
 

66
Преодоление препятствий
2
практическое

22.04.2016
 

67
Открытое первенство по тур многоборью
2
практическое

23.04.2016
 

68
Однодневный поход
2
практическое

29.04.2016
 

69
Подготовка к походам выходного дня
2
теоретическое

30.04.2016
 

70
Подготовка к туристскому слёту
2
практическое

6.05.2016


71
Промежуточная аттестация в форме участия в туристском слете учащихся.

2
практическое

14.05.2016


72
Однодневный поход
2
практическое

21.05.2016


ИТОГО: 144 часов
















13PAGE \* MERGEFORMAT14815