Бородинское сражение в произведениях М.Лермонтова Бородино и Записки кавалерист-девицы Н.Дуровой: сравнительно-сопоставительная характеристика


Урок литературы в 6 классе по теме
«Бородинское сражение в произведении М.Ю.Лермонтова «Бородино» и в «Записках кавалерист-девицы» Н.А.Дуровой: сравнительно-сопоставительная характеристика»
Целевая установка учителя: разработка урока с использованием базовых приёмов познавательной деятельности: сравнения, сериации и классификации»
АННОТАЦИЯ
Разработка урока выстроена на приеме сравнения двух текстов, которые различны по жанровому своеобразию, но объединены общностью темы: в том и другом случае авторы текстов описывают Бородинское сражение. Благодаря использованию учителем базовых приемов познавательной деятельности, выстраиванию учебной деятельности на основе сравнения, учитель добивается достижения целей урока и предполагаемых результатов. На основе продуктивного, смыслового чтения учащиеся приобретают предметные знания, которые в дальнейшем будут способствовать успешности ученика: это знания о жанровой специфике произведений, понимание закономерной зависимости текста от целевой установки автора; умение анализировать, интерпретировать прочитанный текст. В то же время в ходе учебной деятельности учащиеся достигают метапредметных результатов: умение ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности; способность к осуществлению логических операций на основе сравнения; умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками; владение основами самоконтроля, а также в ходе учебной деятельности формируется коммуникативную компетентность учащихся.
1 этап. Вводная часть.
Мотивация к учебной деятельности.
Учитель:
- Отечественная война 1812 года. Бородино. 200 лет со дня Бородинского сражения. Посмотрите иллюстрации Бородинского сражения (слайды). Портреты двух писателей (слайды).
- Чьи портреты? - Что вы знаете о них?
Ответы учеников:
- Это портреты М.Ю.Лермонтова и Н.А.Дуровой.
Выступление первого ученика (индивидуальное задание).
Рассказ о жизни и творческой судьбе Н.Дуровой.
Надежда Дурова – участница Бородинского сражения, ординарец М.Кутузова, первая женщина-офицер, кавалер Георгиевского креста, ее брат был городничим в нашем городе, писательница. Она вошла в историю России как первая русская женщина–офицер, участница Бородинского сражения и заграничных походов. Во - первых, она была участницей трёх наполеоновских войн: в 1807 году — в Пруссии, в 1812 году — в России, в 1813-1814 годах — в Польше и Германии. Во- вторых, она без перерыва прослужила в армии почти 10 лет: с марта 1807 года по март 1816 года. В - третьих, прошла по всем ступеням служебной лестницы: весной 1807 года — рядовой, осенью 1807 года — унтер-офицер, в декабре того же года произведена в офицерский чин корнета, в июне 1812 года — поручик, в марте 1816 года при отставке — штабс-ротмистр. После выхода в отставку Надежда Дурова прожила несколько лет в Петербурге, потом вернулась в Сарапул. Пост городничего там занимал её брат Василий Андреевич Дуров. Александр I принял историческое решение: позволил женщине служить в армии, произвел в офицере, наградил за подвиг. Александр I наградил Надежду Дурову Знаком отличия военного ордена — серебряным Георгиевским крестом. В ответ на её просьбу о продолжении военной службы император разрешил ей остаться служить, приказал носить фамилию Александров, и потребовал сохранения тайны. Под именем корнета Александрова зачислена в Мариупольский гусарский полк. Позднее корнет Александров был переведён в Литовский уланский полк подпоручиком. В рядах этого полка Надежда Дурова участвовала в Отечественной войне 1812 года, была назначена ординарцем главнокомандующего русской армии фельдмаршала М.И. Кутузова.
Выступление второго ученика (индивидуальное задание).
М.Лермонтов – это поэт…
(Монологическая речь учащихся)
Учитель:
- Я вам предлагаю фрагменты (два текста) разных авторов.
- Как вы думаете, кто авторы? Что можете сказать о текстах? Какова тема текстов?
1. Первый текст / Выразительное чтение учителем
Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И все на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.
Вам не видать таких сражений!
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел…
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…
2. Второй текст / Выразительное чтение учеником / Конкретизация даты записи текста.
24 августа.
На рассвете грозно загрохотала вестовая пушка. Гул ее несся, катился и переливался…Все пришло в движение…
26 августа.
Адский день! Я едва не оглохла от дикого, неумолимого рева обеих артиллерий… Ружейные пули, которые свистали, визжали, шикали, и, как град, осыпали нас
Ответы учеников:
- Первый текст принадлежит М.Ю.Лермонтову, это «Бородино», а второй - Н.А.Дуровой, это «Записки кавалерист девицы».
2 этап. Формулирование темы урока, постановка цели.
Учитель:
- Два писателя, два текста.
- Какова наша учебная задача?
- Попытайтесь сформулировать тему урока и цели.
Варианты ответов учащихся:
- Рассмотреть, как описывают Бородинское сражение М.Ю.Лермонтов и Н.А.Дурова.
- Сравнить описание сражения в произведении М.Ю.Лермонтова «Бородино» и в «Записках кавалерист-девицы».
- Провести исследование (два текста): как описывается сражение авторами.
- Почему описание разное? Важно ли знать описание Бородинского сражения в прозе?
3 этап. Учебная деятельность
3.1. Определение «шаров» исследования.
Учитель:
- С чего начнем? - Что вызывает затруднения?
- Попытайтесь определить последовательность действий.
(План действий - регулятивные УУД)
Ответы учеников:
- Внимательно прочесть оба текста.
- Выделить опорные слова и словосочетания в текстах.
- Сравнить описание боя.
- Составить таблицу (опорные слова, поэма «Бородино», «Записки кавалерист-девицы»), сделать записи в тетради.
Учитель:
- Определим опорные слова.
- Назовите слова, словосочетания (Планирование-регулятивные УУД)
Ученики:
1.Вражеские войска (французы).
2.День. Характеристика дня.
3.Начало боя. Поле сражения. Французы.
4.Пули.
5.Артиллерия. Звуки.
4 этап. Самостоятельная работа учащихся.
(Работа в парах. Коммуникативные УУД)
Работа с текстами.
(Смысловое чтение. Самостоятельный поиск информации Извлечение необходимой информации из прочитанных текстов. Познавательные УУД)
Элемент исследования.
- Заполнение таблицы в тетрадях по литературе.
5 этап. Контроль. Самопроверка по эталону.
Учитель:
Языковые средства в текстах.
- Назовите эпитеты, сравнения, метафоры.
- Обратим внимание на ключевые слова, словосочетания, предложения с описанием боя.
- Сравните свои записи со слайдом презентации.
- У кого такие же слова и словосочетания? Дополните записи.
(Контроль и оценка результатов деятельности, коррекция – регулятивные УУД)
6 этап. Рефлексия учебной деятельности.
Учитель:
- Выполнили ли мы учебную задачу?
- Каково ваше мнение?
-Сформулируйте вывод по данному началу «на основе сравнения поэтического текста М.Ю.Лермонова «Бородино и прозаического текста Н.Дуровой «Записки кавалерист-девицы» я могу сделать вывод о том, что…»
Примерное продолжение рассуждений:
…оба писателя – мастера слова: они в деталях описали Бородинский бой. Сразу представляешь сражение. Мне больше понравилось описание М.Лермонтова (поэтическое произведение), так как…
…описание боя в повести «Записки кавалерист-девицы» - это документальное произведение, для автора важна точность изложения фактов. Это и понятно, ведь Надежда Дурова, мы узнали об этов в самом начале урока, - участница сражения 1812 года.
7 этап. Домашнее задание (письменно).
– Как видится бой вам? На что вы обратили особое внимание?
/ Написать самостоятельно 7-8 предложений в тетради с кратким описанием боя.