Конспект урока по литературному чтению Красота спасет мир

Перекрестова Галина Ивановна
МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов
с. Тербуны Липецкой области
Литературное чтение 4 класс
Тема: «Красота спасет мир»
Цель урока: формирование умения понимания авторского замысла сказки С. Козлова «Как Ежик с Медвежонком протирали звезды»
Задачи урока:
Активизировать чувственное восприятие художественного слова, способствовать образному восприятию текстов. Обогащать словарный запас, формировать читательскую компетенцию.
Способствовать развитию воображения, связной речи, художественного литературного вкуса, навыков формулирования выводов, умения анализировать; развивать речь, дикцию, артикуляционной аппарат; работать над выразительным чтением;
Воспитывать интерес к детской литературе и любовь к родине через красоту природы.
Планируемые результаты:
1. Личностные результаты учащихся:
o Позитивное творческое отношение к действительности.
o Уметь выражать и отстаивать свою позицию.
o Вырабатывать привычку рефлексии.
2. Метапредметные:
o Развивать чувство прекрасного.
o Вырабатывать умения слушать и говорить.
3. Предметные:
o Совершенствовать навык чтения.
o Учиться основам литературного анализа произведений разного жанра.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, звездочки, чистые листы.
Методы и приёмы: беседа, «Кластер», выборочное чтение, словесное рисование, чтение «по цепочке», с остановками, синквейн.
Продолжительность урока – 45 минут.





















Этап урока
Содержание
Фомирование УУД

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть!

Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание выявлять новое.
Коммуникативные:
- формирование умения слушать и слышать.

II. Релаксация. (звучит музыка)

- Ребята, закройте глаза и представьте, что в вашем сердце зажглась маленькая звездочка. А теперь откройте их, приложите руки к груди. Мысленно направьте к звездочке лучик, который несет любовь. Вы чувствуете, как звездочка увеличилась!? Направляем к ней лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Вы чувствуете, какой большой и яркой стала ваша звездочка. Пусть она несет это тепло всем, заряжает вас энергией, будит воображение. Вот с таким настроением мы и начнем наш урок литературного чтения.



III. Введение в тему. Постановка целей и задач урока.
1 . Определение темы урока.






















































2. Речевая разминка.


- Давайте попробуем определить тему нашего урока.
- Посмотрите вокруг. Как прекрасен мир, который нас окружает! Как можно одним словом назвать всё красивое прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. (КРАСОТА). Это и будет первым словом в теме нашего урока.
Следующее слово - это имя существительное, которое обозначает весь земной шар, а так же людей, его населяющих. (МИР)
КРАСОТА МИР.
А связаны эти слова между собой глаголом, значение которого «избавить от чего-то опасного, страшного» (СПАСТИ)
КРАСОТА СПАСЁТ МИР
- Как вы понимаете это выражение?

- Что представляете, когда слышите слово «красота»?
- А какая красота для вас важнее?
Эпиграфом к нашему уроку станут слова Михаила Спарта
·ковича Пляцковского.

«Живет повсюду красота,
Живет не где-нибудь, а рядом,
Всегда открыта нашим взглядам,
Всегда доступна и чиста.
Живет повсюду красота»
М. Пляцковский
- Вернемся к теме нашего урока. А действительно ли красота может спасти мир?
- Давайте мы с вами сейчас поставим вопросительный знак. А в конце урока попробуем ответить на данный вопрос.
- Произнесите тему нашего урока, делая логическое ударение каждый раз на выделенном слове.
Красота спасет мир?
Красота спасет мир?
Красота спасет мир?

- Сегодня нам предстоит необычный урок.
- Что бы вы хотели узнать, чему научиться на уроке?


- Действительно, это все задачи нашего урока, а еще каждый из вас на уроке будет сочинять, слушать, создавать своё. Все вместе мы будем творить!


Познавательные: самостоятельное формулирование темы урока
Личностные:
- развитие познавательных интересов учебных мотивов;
Коммуникативные:
- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.
Регулятивные:
- постановка учебной задачи
































Регулятивные:
- ориентация в учебном задании;
-умение читатьс различной интонацией;
- постановка целей, определение задач.
Познавательные:
- строить рассуждения.
Коммуникативные:
-высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других.




Ш. Стадия вызова.
1.Работа в парах.




































































































Сведения об авторе. «КЛАСТЕР» (работа в группах
- Вот и первое творческое задание. Работаем в парах.
На ваших партах карточки. Определите, в какие литературные произведения они нас приглашают?

«Вылезли греться на солнышке паучки, проснулись задремавшие лягушки. Заяц сел посреди поляны на пенёк и поднял уши. А Ёжик с Медвежонком просто не знали, что им делать.
-Пойдём, наберём веточек, - сказал Медвежонок.- Голых ветвей. А на некоторых - один или два листика. Знаешь как красиво!
-А что с ними делать?
- Поставим в дом. Только немного, понимаешь?- сказал Медвежонок.- Если много - будут просто кусты, а если чуть- чуть
-Пойдём, - согласился Ёжик.»
(С. Козлов «Красота»)

« Только сказала последнее слово, показался Иван – царевич. Подала она ему золотое колечко и говорит:
- Ах, Иван – царевич! Что давно не приходил? Морской царь на тебя гневается. Вот дорога, что ведет в подводное царство: ступай по ней смело! Там и меня найдешь; ведь я дочь морского царя, Василиса Премудрая»
(рнс «Морской царь и Василиса Премудрая»)

« Над рекой поднялся туман, и грустная белая лошадь утонула в нем по грудь, и теперь казалось - большая белая утка плывет в тумане и,
отфыркиваясь, опускает в него голову.
Ежик сидел на горке под сосной и смотрел на освещенную лунным светом долину, затопленную туманом.
Красиво было так, что он время от времени вздрагивал: не снится ли ему
все это?»
( «Ежик в тумане» С. Козлов»)

- К какому литературному жанру относятся эти произведения?
- Что вы можете сказать о сказках с точки зрения классификации сказок? - Назовите, из какой народной сказки взят отрывок. Какие основные черты народной сказке вы знаете?

(Народная сказка: повторы эпизодов, коммулятивная цепочка, элемент дороги)

- Назовите авторские сказки.
- Какие основные черты авторской сказки вы знаете?

(Авторская сказка: смена настроения героев, переживания, рассуждения, разрешение проблемы, сказочная ситуация переплетается с реальной жизнью.)

- Кто автор сказок, отрывки из которых вы прочитали?
- А выяснить, что вы о нем знаете, нам поможет кластер.
1 группа
Автобиография
2 группа Карьера 3 группа Творчество

Для 1 группы:
Сергей Григорьевич Козлов родился 22 августа 1939 года в Москве. С детских лет сочинял стихи и рассказы. В 1965 году окончил Литературный институт.
Сергея Козлова похоронили 12 января 2010 года на Троекуровском кладбище в Москве.

Для 2 группы:
Но до того как стать профессиональным писателем, Сергей Козлов был рабочим в типографии, работал токарем, учителем пения, кочегаром на паровозе, ездил в геологические экспедиции, был экскурсоводом в пушкинском музее-заповеднике Михайловское.

Для 3 группы:
Сказки «Ежик в тумане», «Красота», «Черный омут»
Первая книжка “Как солнце разбилось” появилась в печати в 1962 году. В 1970 году вышли в свет книжки-картинки для малышей “На нашем дворе”, “Прочти и раскрась”, “Удивительная речка”.
Проверка работы в группах.
– Как вы думаете, кто же автор произведения, с которым мы сегодня познакомимся? - Правильно, ребята! Сегодня мы познакомимся с его новой сказкой «Как Ежик и Медвежонок звезды протирали».


Познавательные:
- выбор наиболее эффективных способов решения заданий; установление причинно-следственных связей; поиск и выделение необходимой информации
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания;
- знание основных моральных норм работы в паре и группе (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);
Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение слушать и слышать друг друга













































































Познавательные:
- осуществлять анализ и синтез;
- строить рассуждения
Коммуникативные:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- владеть монологической и диалогической формами речи;
- умение слушать и слышать друг друга



IV. Восприятие темы.
1.Первичное восприятие сказки

































2.Стадия осмысления. Работа в группах












































3. Работа над произведением.



















Чтение по цепочке.












Работа с пословицами


а) Просмотр мультфильма.
- По сказкам Сергея Григорьевича снято много мультфильмов. Сейчас мы с вами посмотрим мультфильм по произведению «Как Ежик с Медвежонком звезды протирали». А вы, ребята, попробуйте определить, каким образом мог родиться замысел этой истории у автора?
Просмотр мультфильма
- Понравилась ли вам сказка, ребята? Чем? Поделитесь впечатлениями?
- Как вы думаете, так каким же образом мог родиться замысел?

- А вы любите наблюдать за звёздами? Почему?
- А вы замечали, что звёзды на небе не всегда сверкают ярко, иногда они светят тускло, а бывают ночи, когда звёзд на небе не видно совсем. Вы не задумывались над тем, почему так бывает?

- А какое сказочное объяснение даёт этому автор? А звёзды падают, потому что иногда.

- Сейчас мы с вами будем работать с текстом по группам.
1 группа – читаете и отмечаете непонятные и трудные для чтения слова.
2 группа – найдите и отметьте во время чтения отрывок к иллюстрации сказки.
3 группа – работаете по сюжету сказки (вопросы на карточке)
1) Где происходят события?
2) С чего всё начинается?
3)
3. Проверка работы групп.
Вопрос к 1 группе
-Какие трудные слова вам встретились?
КРОПОТЛИВО
Словарная работа.
«Кропотливо»- усердно. «Кропотливый» – старательный до мелочей и медлительный.

- Задание ко всем - подберите синонимы, родственные слова.
(Усердно, старательно, детально; трудолюбивый, вникающий в мелочи)

Вопрос ко 2 группе
-Зачитайте из текста отрывок, который подходит к иллюстрации учебника.
- Вы согласны, как группа определила отрывок к данной иллюстрации?
3 группа
Ответы на вопросы Физкультминутка для глаз.

- Знаете, ребята, сказка, которую мы с вами читаем, сказка непростая. Это сказка – притча. Вам знакомо это слово?
При
·тча короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость)

- Чтобы понять иносказательный смысл сказки «Как Ёжик с Медвежонком протирали звёзды», понять авторский замысел, сказку необходимо внимательно прочитать вновь.

- Вы хотите прочитать сказку ещё раз? В каком темпе вы будете читать сказку? Почему?

- А с какими интонациями? Почему?

- Как же вы понимаете иносказательный смысл сказки?



Соберите и выберите, какая пословица подойдет к сказке.
Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
Благородно только то, что бескорыстно.
Доброе дело без награды не остается.

Физкультминутка
– Давайте и мы попробуем также поработать, как Ёжик. Представим, что в одной руке у нас тряпочка, а в другой веник. Веник берём в правую руку и осторожно обстукиваем звёзды, чтобы случайно не сбить звезду с неба. А теперь берём тряпочку и протираем бережно звёздочку до блеска очень тщательно. Звёзды высоко – тянемся за звёздами. Молодцы!


Регулятивные:
- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.
Познавательные:
- выдвижение гипотез, их обсуждение,
- смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прослушанного текста
Личностные:
- ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;
- умение выделить нравственный аспект поведения;
- готовность к сотрудничеству;
Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
владение монологической и диалогической формами речи;
-сотрудничество с детьми; высказывание своего мнения, обсуждение





Познавательные:
- смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста
- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска
Регулятивные:
- составление последовательности действий.
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Личностные:
- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;
- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли







Познавательные:
- пользоваться разными видами чтения;
- осуществлять анализ и синтез;
-строить рассуждения.






















Регулятивные:
- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей
Коммуникативные:
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.



VI. Анализ произведения. Выборочное чтение.


































































Сравнительная характеристика Медвежонка и Ежика (работа на интерактивной доске).













2.Упражнение на формирование умения строить сравнительную характеристику героя.














3.Обобщение
- Скажите, ребята, каким вы представляете Ёжика, какой он? Откуда это видно? Докажите словами из текста.


- Что больше всего волнует Ёжика?


- Как сам он об этом говорит? (2 абзац)

- Как Ёжик делает своё дело? Подтвердите примерами из текста.

– Подберите слово, которое охарактеризовало бы работу Ёжика.

– А как протирает звезды Медвежонок? Найдите подтверждение своих слов в тексте.
- В жизни так случается: даже если очень стараешься, но не всегда получается, так как хочется. Вы со мной согласны?

– Подберите слово, характеризующее работу Медвежонка.
- Но останавливали Медвежонка неудачи?

- Плохо ли то, что у Медвежонка иногда падали звезды?

– Каким выражением можно заменить слова “протирали звёзды”?

– Зачем они ухаживали за звёздами?
– Что об этом говорит сам Медвежонок.


– Почему они считают, что это необходимо делать?

- Для кого старались Ежик с Медвежонком?
- Они ждали награду за свою работу?

- Сможем ли мы с вами в сказке найти портреты героев, дает ли автор оценку тому делу, которым они занимаются?
- Благодаря чему автору удается передать свое отношение к героям сказки?

- Давайте выясним особенности характера каждого персонажа.
- Медвежонок, он какой?
- А Ёжик?

Разговорчивый
Впечатлительный
Внимательный
Злой
Ответственный
Эмоциональный
Рассудительный
Старательный
Невнимательный
Усердный
Трудолюбивый
Смелый

- Даю конструкцию. Оформите мысль, сопоставляя героев.

- Если в Ежике автор подчеркивает , то в Медвежонке
(аккуратность, кропотливость, романтичность, обязательность)

- Хотя Медвежонок и неуклюж, но.
(он очень старательный, но он хочет, чтобы звезды светили для всех)

- Да, каждый делает свою работу по – разному. Ведь все мы разные. Но важно сознавать необходимость своей работы.

- Чем красивы эти герои?


Регулятивные:

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями
Коммуникативные:
-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владение монологической и диалогической формами речи;
- умение слушать и слышать друг друга


















Регулятивные:
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
Познавательные:
-осуществлять анализ и синтез;
-строить рассуждения.

Личностные:
- умение формулировать свое собственное мнение.
Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владение монологической и диалогической формами речи;
- умение слушать и слышать друг друга








Стадия рефлексии.
1. Работа в группах.

-Ребята, а вам знакома такая форма работы, как синквейн? В переводе с французского слово «синквейн» обозначает стихотворение из пяти строк – 5 вдохновений, 5 удач.
В начале ХХ века форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси, опиравшаяся на японские миниатюры –хокку.
   Синквейн пишется по определенным правилам. Вспомним их.
-1 строка – одно существительное (тема)
-2 строка – два прилагательных, определяющих признаки этого существительного, описывающих ваше представление о нём.
-3 строка – три глагола, называющих действия, которые производит существительное.
-4 строка – фраза (предложение) из 4 слов, передающая ваше отношение к существительному.
-5 строка – синоним к существительному или ваша ассоциация к этому слову (1-2 слова).
-Рифма не нужна.
- А вдохновит вас замечательная музыка.
1 группа – Медвежонок
2 группа – Ежик
3 группа – красота
Зачитываются синквейны.


Регулятивные:
- составление последовательности действий.
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
Познавательные:
- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска
Личностные:
- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;
- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества со сверстниками;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- умение слушать и слышать друг друга


Итог урока
- Как вы думаете, мы можем ответить на вопрос, который поставили в начале урока? Красота спасет мир?

- Можно ли в слова «протирать звёзды» вложить не буквальный, не прямой, а иносказательный смысл?

- Вот какую важную мысль доказывает в произведении автор.


- Что подразумевал автор, когда задумывал такой сюжет?

- А вы, хоть изредка, «протираете звёзды»? Как?

- Все мы осознаём необходимость бережного отношения к окружающему миру, к окружающим людям, все наши незаметные, крошечные усилия в этом направлении имеют огромную ценность: они позволяют сохранить нашу землю и тот душевный климат, который укрепляет веру людей в добро, во взаимопомощь, делает нашу жизнь радостной, осмысленной.

– Перед вами лежат звездочки, напишите на них кратко, какое доброе дело вы совершили, от которого вам и окружающим людям стало радостно.

- Поднимите звездочки вверх. Вот сколько хороших дел вы можете сделать. Значит, в наших силах изменить мир, сделать его лучше.

А звёздочки пусть останутся вам на память и напоминают о том, как это важно иногда «протирать звёзды».

3) - А сейчас попробуйте оценить свою деятельность на уроке. На слайде предложены фразы, которые надо закончить.
1. сегодня я узнал
2. было интересно
3. было трудно
4. я понял, что
5. у меня получилось
6. меня удивило
7. мне захотелось


Регулятивные:
Выделение и осознание учащимися того, что освоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного
Познавательные:
- выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;
- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования;
Личностные:
- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;
Коммуникативные:
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении

Д/з:

*Выразить свои мысли о прочитанном рисунком или мини - сочинением;
*Выразительно читать сказку;
* Придумать свое продолжение сказки.

- Наш урок я хочу закончить словами:

Живет повсюду красота,
Сердца нам радуя и грея.
И всех нас делает добрее
Она, наверно, неспроста.
Живет на свете красота!





15