Рабочая программа курса по выбору Решение текстовых задач на проценты 8 класс



Рабочая программа
курса по выбору по математике
для учащихся 8-х классов
«Решение текстовых задач на проценты»
Программа составлена учителем математики Максимовой Н.М. на основе
опубликованной программы элективного курса по математике в «Сборнике элективных курсов 8-9 класс. Выпуск 1»
Авторы: В. Н. Студенецкая, Л.С. Сагателова , издательство «Учитель» г.Волгоград, год издания 2007г.
Срок реализации программы 0,5 года; 17 часов (1 раз в неделю)
МОСКВА
2015г.
Программа курса по выбору по алгебре
«Решение текстовых задач на проценты»
( 1 час неделю, 17 часов в год)
Данная программа ориентирована на учащихся 8-х классов и реализуется на основе программ МО РФ для общеобразовательных школ.
Пояснительная записка
Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Проценты» на первом этапе основной школы, когда учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут получить полноценные представления о процентах, об их роли в повседневной жизни. На последующих этапах обучения повторного обращения к этой теме не предусматривается. Во многих школьных учебниках можно встретить задачи на проценты, однако в них отсутствует компактное и четкое изложение соответствующей теории вопроса. Текстовые задачи включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, в КИМы и ЕГЭ, в конкурсные экзамены. Однако практика показывает, что задачи на проценты вызывают затруднения у обучающихся и очень многие окончившие школу не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни. Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимы каждому человеку. Прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни.
Курс «Решение текстовых задач на проценты» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства, ориентирует учащихся на обучение по естественно – научному и социально – экономическому профилю. Материал курса способствует не только выработке умений и закреплению навыков процентных вычислений, а также познавательной и социальной активности.
Цели курса:
1. Cформировать понимание необходимости знаний процентных вычислений для решения большого круга задач, показать широту применения процентных расчетов в реальной жизни;
2. Способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем.
Задачи курса:
1.Cформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности;
2. Решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;
3. Привить учащимся основы экономической грамотности;
4. Помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
5.Подготовка к ГИА и ЕГЭ.
Основные формы организации учебных занятий:
1.Лекции (изложение теоретического материала);
2.Практические занятия (отработка ЗУН);
3.Индивидуальная, парная работа, групповая работа;
4.Самостоятельная работа со справочным материалом и дополнительной литературой;
5.Создание презентаций.
Формы итогового контроля:
1.Самостоятельные работы (призваны обеспечить контроль усвоения небольших разделов тем);
2.Индивидуальные собеседования по темам программы;
3.Дифференцированные задания;
4.Тематические тесты;
5.Презентации;
6. Итоговая контрольная работа.
В результате курса учащиеся должны:
1. Понимать содержательный смысл термина «процент» как специального способа выражения доли величины; 2.Уметь соотносить процент с соответствующей дробью (особенно в некоторых специальных случаях: 50 % — 1/2; 20 % — 1/5; 25%—1/4ит.д.); 3.Знать широту применения процентных вычислений в жизни, решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов; 4.Производить прикидку и оценку результатов вычислений;
5. При вычислениях сочетать устные и письменные приемы, применять калькулятор, использовать приемы, упрощающие вычисления.
Поурочное планирование курса по выбору :

п / пНаименование темы Всего
часов В том числе Формы контроля
Лекция
Практика Прове-рочн.работ
Пре-зен-таци(применение на уроке) Тесты Конт-
роль-ные работы
1-2
Проценты:
-история возникновения;
-решение основных задач на проценты (нахождение процента от числа, числа по его проценту, процентного отношения чисел) 2
0,25 1,25 0,5
3-5 Процентные вычисления в жизненных ситуациях:
-введение базовых понятий экономики (процент прибыли, стоимость товара, вычисление ставок процентов в банках; процентный прирост; определение начальных вкладов, распродажа, тарифы, штрафы) 4 0,5 2,5 1 +
6-8 Задачи на смеси, сплавы, растворы
(Усвоение учащимися понятий концентрации вещества, процентного раствора. Формирование умения работать с законом сохранения массы) 3 0,5 1,5 1 + 9-11 Задачи на проценты, встречающиеся в ГИА
2
1 1 12-14 Сложные проценты
3 0,5 2 0,5 15 Задачи с литературным содержанием
(Различные истории, связанные с процентными вычислениями, встречаются в ряде художественных произведений, в исторических документах и преданиях)
1
1 16 Деловая игра « Проценты в моей жизни»
1 1 17
Итоговая контрольная работа 1 1
ИТОГО… 17 1,75 8,25 2 2 2 1
Вариант итоговой контрольной работы:
Задача 1( Растворы) Сколько граммов воды надо добавить к 50г раствора, содержащего 8 % соли, чтобы получить 5% раствора Сколько граммов воды надо добавить к 50г раствора, содержащего 8 % соли, чтобы получить 5% раствора?
Задача 2 (Cплавы) Имеется два куска сплава олова и свинца ,содержащие 60% и 40% олова. По сколько грамм от каждого куска надо взять, чтобы получить 600г сплава, содержащего 45% олова?
Задача 3 (Тарифы) В газете сообщается, что с 10 июня согласно новым тарифам стоимость отправления почтовой открытки составит 3р 15 коп вместо 2р 27коп. Cоответствует ли рост цен на услуги почтовой связи росту цен на товары в этом году, который составляет 14,5%?
Задача 4 (Штрафы) Занятия ребенка в музыкальной школе родители оплачивают в сбербанке, внося ежемесячно 250 рублей. Оплата должна производиться до 15 числа каждого месяца, после чего каждый просроченный день начисляется пеня в размере 4% от суммы оплаты занятий за месяц. Сколько придется заплатить родителям, если они просрочат оплату на неделю?
Литература для учителя:
Никольский С.Н., Потапов М.К., Решетников Н.Н. Алгебра в 7 классе: методические материалы. – М.: Просвещение, 2012.
Водинчар М.И., Лайкова Г.А., Рябова Ю.К., Решение задач на смеси, растворы и сплавы методом уравнений// Математика в школе. -2001- №4.
Канашева Н.А. О решении задач на проценты // Математика в школе. - №5. – 2007.
Рязановский А.Р. Задачи на части и проценты//Математика в школе. №1 – 2008 год
Симонов А.С. Проценты и банковские расчеты // Математика в школе. – 2005. - №3.
Симонов А.С. Сегодняшняя стоимость завтрашних платежей// Математика в школе. – 2007. - №4.
Соломатин О.Д. Старинный способ решения задач на сплавы и смеси // Математика в школе – 1997 - №1
Математика. 8-9 классы: сборник элективных курсов. Вып. 1 / авт. – сост. В. Н. Студенецкая,
Литература для учащихся:
Виленкин Н.Л., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика 6 . – М.: Дрофа, 2012.
Денищева Л.О., Бойченко Е.М., Глазков Ю.А. и др. Готовимся к единому государственному экзамену. Математика. – М.: Дрофа, 2003.
Егерев В.К. и др. Сборник задач по математике для поступления во втузы/ под редакцией М.И.Сканави.- М.: Высшая школа,1998.
Кузнецова Л., В.Бунимович Е. А., Пигарев Б. П., Суворова С. Б. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. 9 кл. - М.: Дрофа, 2002.