Программа элективного курса Секреты выбора профессии для 9 класса 2016-2017 уч.год.


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №7» с углубленным изучением отдельных предметов Городского округа Стрежевой
Утверждено: Согласовано:
Директор МОУ «СОШ № 7» Зам. Директора по УВР
Портнова Г.П. Осинская Н.Н.
______________________ ______________________
«___»______________2016 г. «___»______________2016 г.
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС
«Секреты выбора профессии»
Направление «Коррекционная деятельность»
для 9 класса
Составитель:
Коломиец Ю.Г.
Педагог-психолог
Высшей категории
2016-2017 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс………………………………………………………………………………...…...........3
Пояснительная запискаАктуальностьПрактическая значимостьСвязь с уже существующими по данному направлению программами
Вид программыЦель и задачи программы…………………………………………………………...…………3
Отличительные особенности программы…………………………………………….….……4
Базовые теоретические идеи.
Ключевые понятия
Этапы реализации, их обоснование и связь
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа………………….4
Возраст детей и их психологические особенности
Особенности набора
Число обучающихся по годам обучения
Режим занятий: общее количество часов в год, число часов
и занятий в неделю, периодичность занятий
Прогнозируемые результаты и способы их проверки
Уровень результатов работы по программе……………………………………………….….5
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей…………………...……5
Особенности содержания программы…………………………………………………………5

Ресурсное обеспечение программы…………………………………………………………....6
Кадровое
Материально-техническое.
Краткий перечень оборудования, инструментов, материаловФинансовоеИнформационно-методическое (пособия, методическая
литература и т.п., интернет)
Литература для преподавателя………………………………………………………………...6
Литература для учащихся………………………………………………………………...……6
Учебно-тематический план………………………………………………………………….....7
Приложение 1: «Анкета самоопределения»…………………………………………………..9
Приложение 2: Анкета готовности к профессиональному самоопределение «Путь в профессию»……………………………………………………………………………………10
Приложение 3: Определение тревожности………………………………………………….12
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность
С 2006/2007 учебного года начался период перехода на профильное обучение в старших классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации и соответственно с 2005/2006 учебного года – введение предпрофильной подготовки в 9 классах. На сегодняшний день по данным социологических исследований каждый третий подросток покидает школу, не имея представления о том, кем он будет работать, второй после окончания ВУЗа работает не по специальности. В частности это относится и к детям с ОВЗ, которые достаточно легкомысленно относятся к своему профессиональному будущему.
Практическая значимость
Элективный курс «Секреты выбора профессии» помогает учащимся 9 классов определиться с выбором будущей профессии посредством самодиагностики своих профессиональных способностей, склонностей, ценностей, личностных особенностей. На основе полученных знаний обучающиеся на уроках проводят самоанализ собственной профпригодности к той или иной сфере профессиональной деятельности. Посредством современных методик и технологий учатся строить, планировать и прогнозировать траекторию своего личного профессионального плана. Полученные знания позволяют сформировать осознанное и адекватное представление о себе как о субъекте будущей трудовой деятельности. Все перечисленное формирует у старшеклассников высокий уровень готовность к профессиональному самоопределению, которое в свою очередь обеспечивает уверенность в себе и своих силах.
Связь с уже существующими по данному направлению программами
Программа представляет собой углубленный модуль курса «Основы социализации личности». Помимо этого, элективный курс «Секреты выбора профессии» (как психологический) тесно связан с такими школьными предметами как история, обществознание, биологией, литературой и русским языком.
Вид программыПрограмма является коррекционно-развивающей и общеобразовательной, поскольку дети получают навыки профессионального самоопределения, а также базовые психологические знания о профессиональных способностях, склонностях, ценностях и т.д., которые помогают успешному планированию своей профессиональной карьеры.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Цели курса:
1) Формирование психолого-педагогический условий для осознанного и адекватного выбора будущей траектории профиля обучения.
2) Актуализация процесса личностного и профессионального самоопределения, включающего в себя получение знаний о себе как о субъекте выбирающего профессию и мире профессий.
Задачи курса:
Повышение психологической компетентности обучающихся за счет развития уровня профессионального самосознания, определения профессиональной позиции в жизни.
Формирования адекватного оценивания себя и своих способностей и склонностей к той или иной профессии.
Формирование готовности к профессиональному самоопределению (информационному, эмоциональному, волевому).
Развитие навыков построения профессиональной карьеры.
Развитие у обучающихся готовности свободно выбирать тот или иной вариант своего профессионального будущего.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ
Базовые теоретические идеиПрограмма элективного курса «Секреты выбора профессии» основана на идеях таких известных психологов: Климова, Пряжникова, Борейши, Холланда, Йовайши.
Ключевые понятия.
Карьера – это сложное и многообразное явление, которое имеет несколько разновидностей. Принято различать административную (управленческую) и профессиональную карьеру, а также вертикальную и горизонтальную карьеру.
Самоопределение – процесс развития человека.
Профессиональное самоопределение – определение критериев профессионализма.
Успех – ощущение счастья, удачливости, везения, гармонии, спокойствия жизни в целом.
Этапы реализации, их обоснование и связь.
Программа элективного курса «Секреты выбора профессии» состоит из 2-х учебных разделов:
Изучаем свои способности.
Изучаем свою личность.
Учебный раздел «Изучаем свои способности» предназначен для актуализации процесса профессионального самоопределения, развития навыков самопознания, совершенствования и психокоррекции профессионального выбора и готовности к профессиональному самоопределению. Профессиональное самоопределение возможно только на основе глубокого изучения своих интересов, возможностей, качеств характера и т.д. данный раздел оснащен обширным психодиагностическим материалом, который анализируют и с которым работают сами обучающиеся под руководством педагога-психолога.
Раздел «Изучаем свою личность» предназначен для углубленного изучения своих личностных качеств. Все заняти построены с целью оказания психологической помощи в выборе будущей профессии обучающимся и в целом направлены на развитие умения строить жизненную и профессиональную перспективу.
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДЕТЕЙ, КОТОРЫМ АДРЕСОВАНА ПРОГРАММА
Возраст детей, их психологические особенностиПрограмма адресована для учащихся 9-х классов в возрасте от 15 до 16 лет. Потребность в самопознании, самопонимании является особо актуальной для подростков, поскольку в этот период наблюдается кризис рефлексии сопутствующий этому кризису поиск ответов на вопросы о самом себе, жизненном смысле, перспективах собственного развития и самоопределения (личностного, профессионального, социального, семейного и жизненного). В 9 классе возрастает тревожность, связанная с самооценкой. Дети чаще воспринимают относительно нейтральные ситуации как содержащие угрозу их представлениям о себе из-за этого переживают страх, сильное волнение. Главным образом, такое повышение тревожности вызвано особым положением выпускного класса, предстоящими экзаменами, отбором в 10 класс и, возможно, началом нового жизненного пути.
Особенности набора детей на курс
Элективный курс «Секреты выбора профессии» является углублением в области психологических знаний и коррекционно-развивающим. Набор детей осуществляется по желанию, т.е. формируются группы. Курс также рассчитан на детей с ОВЗ.
Число обучающихся по годам обучения.
Максимальное число детей в группе – до 20 человек. Группы набираются каждую четверть.
Режим занятий: общее количество часов в год, число часов и занятий в неделю, периодичность занятий.
Количество занятий в год – 64 часа. Общее количество занятий в четверть – 16 часов. В неделю – 2 часа. Периодичность занятий – 1 раз в неделю. Занятия проводятся каждую пятницу. Время проведения занятий – 40 минут.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ
Обучающиеся владеют:
Навыками построения и планирования профессиональной карьеры.
приемами самопознания и самосовершенствования.
Обучающиеся умеют:
определять свои способности,
соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями профессии к человеку,
строить стратегию своего будущего.
У обучающихся 9 классов сформированы:
представления о своем личностном и профессиорнальном потенциале,
профессиональная стратегия дальнейшего развития.
Результаты обучения проверяются с помощью методов тестирования и анкетирования.
УРОВЕНЬ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ
Уровень результатов работы оценивается с помощью анкетирования и тестирования показателей готовности к профессиональному самоопределению следующим образом:
1 уровень – высокий (высоко сформированы)
2 уровень – средний (достаточно сформированы)
3 уровень – низкий (слабо сформированы)
СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ И ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ
Достигнутые результаты и их динамика проверяются при помощи диагностической методики 2 раза в четверть: в начале и в конце курса. Для сбора и анализа результативности элективного курса используется анкета «Путь в профессию», целью которой является определение готовности к профессиональному самоопределению (информационной, эмоциональной, волевой).
ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ
В ходе работы с обучающимися предусмотрено использование современных психологических методик (диагностические, проективные, развивающие, игровые, арт-терапевтические и т.д.). В процессе преподавания курса используются разнообразные формы организации занятий и методы обучения: комбинированный урок, индивидуальные и групповые беседы, диалог, дискуссия, метод проблемного обучения, профориентационные игры и упражнения, практические занятия, метод конкретных ситуаций. Основное направление курса – это самодиагностика. Детям предлагается углубленная диагностика всех внутренних ресурсов, которые необходимо учитывать при выборе профессии и карьеры: интересов, склонностей, способностей, знаний, познавательной сферы, уровня интеллекта, здоровья, личностных особенностей.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Кадровое
Реализация программы реализуется педагогом-психологом, курирующим начальную школу.
Материально-техническое
Реализация программы осуществляется в обычном кабинете школы с достаточной площадью. Кабинет должен быть оснащен ученическими партами, стульями.
Краткий перечень оборудования, инструментов, материалов.
Для демонстрации обучающих видеофильмов слайдовых презентаций кабинет должен быть оснащен интерактивной доской, проектором, компьютером, музыкальным проигрывателем. Дидактическим и раздаточным материалом, тетрадями для записей, бумагой формата А4, ватманами, канцелярскими принадлежностями.
Финансовое
Финансовое обеспечение реализуется администрацией школы, но часть материалов (методические пособия, книги, канцелярию на практике психолог приобретает на собственные средства).
Информационно-методическое
Выход в интернет, современные, разработанные УМК – учебно-методические комплекты, включающие в себя: рабочие тетради, методические пособия, дидактический материал.

Литература для преподавателя.
Арефьев. И.П. Технология. Профориентация: Тесты.- М,2005.
Борейша В.Б. Курс «Планирование карьеры», «Альфаплан 2015». Комплект материалов для преподавателя.
Леонтьев Д. А., Шелобанова Е. В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего. //Вопр. психол. № 1, 2001. стр.57 – 66.
Методические материалы для психолога-профконсультанта. Под общей редакцией О.И. Шендель, Томск.-2004.
Психологическое сопровождение выбора профессию научно-методическое пособие. Под редакцией Л.М. Митиной, М.-2003г.
Резапкина Г.В. Экспресс-диагностика интересов и склонностей учащихся 6-7 классов/Журнал «Школьный психолог», ноябрь 2011, №16, издательство «Первое сентября».
Резапкина Г.В. Экспресс-диагностика профессиональных интересов и склонностей учащихся 8-9 классов, 2011.
Резапкина Г.В. Профессия и карьера. Сценарий тренинга профессионального самоопределения для учащихся 8-9 классов/газета «Школьный психолог», 2009, №02, издательство 2Первое сентября»
Экспресс - игры по профориентации. Вып.1: Сборник развивающих и активизирующих игр и упражнений по профориентации. – ТОЦРОМиППН. – Томск, 2004.
Литература для учащихся
Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника.- М.: Генезис, 2016.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«СЕКРЕТЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ» 9 КЛАСС
№ Тема урока Кол-во часов Дата (сроки) Используемый ресурс/содержание Перечень универсальных учебных действий УУД
Раздел 1. Изучаем свои способности (8 час).
1 Ошибки в выборе профиля, профессии и карьеры.
Мои внутренние ресурсы.
1 час сентПервичная диагностика
1) «Анкета самоопределения».
2) Анкета «Путь в профессию»
3) Определение уровня тревожности.
Обсуждение результатов. Актуализация процесса профессионального самоопределения (Л)
2 Мои мыслительные способности. 1 час сентКраткий интеллектуальный тест «КОТ» (модификация Н.В. Бузина). Осознание своего интеллектуального потенциала (Л)
3 Мои профильные знания 1 час сентТест «Эрудит». Осознание своего уровня знаний по профильным предметам (Л)4 Мой интеллектуальный потенциал. 1 час сентТест интеллектуального потенциала П. Ржичан или Равен Изучение своего невербального интеллекта (П)
Осознание своего интеллектуального потенциала (Л)
5 Мой тип мышления. 1 час сентТест «Тип мышления».

Умение определять свой ведущий тип мышления и соотносить с профессиональным выбором (Л)
6 Мои профессиональные интересы. 1 час сентМетодика «Профиль» (модификация методики «Карта интересов» Голомштока) Уточнение своих профессиональных интересов (Л)
7 Мои профессиональные склонности.
1 час сентОпросник профессиональных склонностей «ОПС».
Методика «Или-или» Е.А. Климова Осознание профессиональных склонностей (Л)
8 Обобщающий урок 1 час сентОбсуждение результатов самодиагностики Осознание своих способностей (Л)
Раздел 2. Изучаем свою личность (8 час).
9 Мои личностные особенности. 1 час октЛичностный опросник Г.Айзенка (модификация)
Осознание своих личностных особенностей (Л)
10 Мои мотивы и потребности. 1 час октМетодика «Определение мотивации» Е. ГоловахиОсознание своих мотивов и потребностей (Л)
11 Моя самооценка и уровень притязаний. 1 час октУпражнение «Какой Я?». Тест «Уровень притязаний». Осознание своего «Я» и притязаний (Л)
12 Мой социальный интеллект. 1 час октОпросник «Социальный интеллект» (модификация методики Холла) Осознание своего уровня саморегуляции, эмпатии (Л)
13 Моя агрессия и поведение в конфликте. 1 час октТест эмоций (модификация теста Басса-Дарки).
Тест «Поведение в конфликте». Осознание своего поведения, эмоциональных реакций (Л)
14 Пути получения профессии 1 час октИндивидуальная работа - тестирование в профориентационной системе «PROFI»
Умение корректировать свой выбор (Р), осознание противоречий профессионального самоопределения (Л)
15 Мой личный профессиональный план. 1 час октМетодика «ЛПП» ПряжниковаЗащита проектов «Мой личный профессиональный план» Осознание своей личной профессиональной стратегии (Л)
Умение аргументировать свой профессиональный выбор (К)
16 Итоговое занятие. Зачет. 1 час октИтоговая диагностика
1) «Анкета самоопределения».
2) Анкета «Путь в профессию»
3) Определение уровня тревожности.
Обсуждение результатов. Осознание своих внутренних изменений (Л)
Приложение 1: «Анкета самоопределения»
1. Если вы уже выбрали профессию, напишите, какую.
2. Что повлияло на ваш выбор (для тех, кто уже выбрал, – не более трех вариантов):
1) высокая зарплата;
2) престижно;
3) мне это интересно;
4) посоветовали родители;
5) возможность трудоустройства.
3. Если не выбрали, то почему (для тех, кто еще не выбрал):
1) плохо знаю мир профессий;
2) плохо знаю свои возможности;
3) не могу выбрать из разных вариантов;
4) не знаю, как выбирать профессию;
5) еще не задумывался об этом.
4. Что вы знаете о своей будущей профессии (для тех, кто уже выбрал профессию, –не более трех вариантов):
1) предмет, содержание, условия труда;
2) профессионально важные качества;
3) где можно получить эту профессию;
4) спрос на профессию на рынке труда;
5) все вышеперечисленное;
6) ничего.
5. Знаешь ли ты средний размер заработной платы в своем регионе? Когда ты
будешь работать, то планируешь зарабатывать (один вариант):
1) примерно столько;
2) в два раза больше;
3) в три раза больше;
4) в десять раз больше;
5) не думаю об этом.
6. В будущем я, скорее всего, предпочту (один вариант):
1) небольшой, но стабильный доход;
2) много работать и много получать;
3) мало работать и мало получать;
4) возможность высокой прибыли с риском все потерять;
5) не думаю об этом.
7. При достижении моих профессиональных целей важнее всего (не более трехвариантов):
1) деньги;
2) связи;
3) трудолюбие;
4) способности;
5) образование;
6) случай.
8. Желательный для тебя профиль обучения.
1) физико-математический
2) инженерно-технологический
3) естественно-научный4) общественно-научный
5) социально-гуманитарный
6) филологический
7) не знаю
9. Желательный для тебя способ получения профессии:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее профессиональное образование;
3) обучение на рабочем месте, курсы;
4) обучение не требуется.
Приложение 2: Анкета готовности к профессиональному самоопределению
«Путь в профессию».
Дорогой друг! Выбор профиля обучения по профессии – дело не простое. Необходимо разобраться в своих способностях и склонностях, познакомиться с интересующими профессиями, научиться отстаивать свою точку зрения. Нам важно знать, как ты осуществляешь свой выбор. Предлагаем тебе ответить на вопросы.
Информационная готовность (знание мира профессий)
Знаешь ли ты, какие профессии востребованы сегодня на рынке труда?
Да, знаю.
Могу перечислить эти профессии______________________________________
Какие профессии тебя интересуют______________________________________
Знаю, но очень мало.
Практически ничего не знаю.
Можешь ли ты сейчас определить, к какому типу относится интересующая тебя профессия?
Профессия предполагает работу:
с людьми
с техникой
знаками, формулами, языками
с живой природой
с искусством, творчеством
Затрудняюсь ответить
Никогда не думал об этом
Что ты знаешь о предполагаемой профессии?
У меня достаточно глубокие знания:
Требования к данной профессииТребования к уровню образованияВиды работ, выполняемые специалистом на данном рабочем месте
Знаю только внешнюю сторону профессии:
Условия работыУровень оплаты трудаПрактически ничего не знаю о профессии
Какими источниками о профессиях ты пользуешься?
Мои источники информации достаточно обширны:
Справочники, энциклопедии, буклеты
Периодические издания: газеты, журналы
Интернет
Профессиограммы
Беседы со специалистами, работающими по той или иной профессии
Консультации психолога, профконсультанта
Я получаю нужную мне информацию от людей из моего окружения:
Беседы с родителями, родственниками
Беседы с друзьями, знакомыми
Беседы с учителями
Никакими источниками информации я не пользуюсь
Волевая готовность (самостоятельность выбора профиля, уровень действования и планирования)
В сегодняшней ситуации про себя могу сказать:
Да, я могу принять решение о том, какой профиль обучения выбрать, и могу обосновать свой выбор.
Я могу принять такое решение только при чье-либо поддержке, но обосновать свой выбор не могу. Мне достаточно сложно принять такое решение и тем более обосновать его.
С каким утверждением ты полностью согласен:
Мой выбор сферы деятельности достаточно хорошо спланирован, продуманы все шаги к достижению цели и запасные варианты выбора и я с легкостью могу их перечислить: 1)________2)________3)______ Запасные варианты:______________
Мой выбор сферы деятельности спланирован, но не все мои шаги (действия) хорошо продуманы, нет запасных вариантов выбора
У меня нет четкого плана выбора сферы деятельности
Знаешь ли ты, что такое «портфолио»?
Да, знаю. Могу перечислить основные требования к его составлению___________
Знаю лишь в общих чертах
Не знаю
Можешь ли ты защитить свой планируемый профиль перед приемной комиссией?
Да, смогу
Вряд ли смогу
Нет, не смогу
Эмоциональная готовность (социальное самочувствие в ситуации выбора)
Выбери одно утверждение, с которым ты полностью согласен:
Я испытываю положительные эмоции, когда начинаю представлять свое профессиональное будущее.
Иногда у меня возникает чувство тревоги, когда я представляю свое профессиональное будущее.
Когда я пытаюсь представить свое профессиональное будущее, меня охватывают отрицательные эмоции (страх, раздражение, тоска и т.п.).
Знание себя (соответствие)
Задумываешься ли ты, к овладению какой профессией у тебя есть способности?
Да, я думаю об этом
Лишь, тогда, когда заходит об этом разговор
Нет, никогда не задумывался
Как ты считаешь, насколько твои качества, способности соответствуют предполагаемой профессии?
Полностью соответствует
Скорее соответствуют
Не знаю
Выбери одно утверждение, с которым ты полностью согласен:
Я достаточно хорошо знаю свои недостатки и достоинства и, исходя из них, я выбрал свой профиль
Я не всегда учитываю свои особенности
Я считаю, что необязательно учитывать свои особенности при выборе профессии
Выбери одно утверждение, с которым ты полностью согласен:
При выборе профиля нужно учитывать как свой талант, так и востребованность будущей профессии
Я считаю, что очень важно выбрать профиль, который поможет выбрать профессии которые тебе близки
При выборе профессии нужно ориентироваться только на престижность данной профессии, и ее востребованность
Обработка и интерпретация данных мониторинга готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.
Перед обработкой данных все ответы переводятся в баллы:
Вариант a - 2 балла, вариант b – 1 балл, вариант c – 0 баллов
Параметр готовности № вопросов Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
1.Информационная
1-4 7-8 баллов 4-6 баллов 0-3 баллов
2.Волевая 5-8 7-8 баллов 4-6 баллов 0-3 баллов
3.Эмоциональная 9 2 балла 1 балл 0 баллов
4.Соответствие способностей и выбираемого профиля 10-13 7-8 баллов 4-6 баллов 0-3 баллов
5.Общий уровень готовности к профилю 1-13 20-26 13-19 0-12
Приложение 3: Определение уровня тревожности
Методика направлена на выявление уровня тревожности, связанной с учебной
деятельностью и отношениями со сверстниками и взрослыми. Методика состоит из 20
утверждений, выявляющих уровень тревожности.
Инструкция. Прочитайте утверждения и ответьте «да» или «нет».
1. У меня бывают головные боли после напряженной работы.
2. Перед важными уроками мне снятся тревожные сны.
3. В школе я чувствую себя неуютно.
4. Мне трудно сосредоточить внимание на объяснении учителя.
5. Если преподаватель отступает от темы урока, меня это сбивает.
6. Меня тревожат мысли о предстоящем зачете или экзамене.
7. Иногда мне кажется, что я почти ничего не знаю о предмете.
8. Если у меня что-то не получается, я опускаю руки.
9. Я часто не успеваю усвоить учебный материал на уроке.
10. Я болезненно реагирую на критические замечания.
11. Неожиданный вопрос приводит меня в замешательство.
12. Мне часто трудно сосредоточиться на задании или предмете.
13. Я боюсь отвечать, даже если хорошо знаю предмет.
14. Иногда мне кажется, что я не смогу усвоить весь учебный материал.
15. Мне больше нравятся письменные ответы, чем устные ответы у доски.
16. Меня тревожат возможные неудачи в учебе.
17. Когда я волнуюсь, я краснею и заикаюсь.
18. Я часто ссорюсь с друзьями из-за пустяков и потом жалею об этом.
19. Психологический климат в классе влияет на мое состояние.
20. После спора или ссоры с друзьями я долго не могу успокоиться.
Обработка результатов
Подсчитайте количество положительных ответов:
0–6 – низкий уровень тревожности. Вас не слишком беспокоят ваши отношения слюдьми и ваши успехи или неуспехи в школе. Возможно, все в вашей жизни складывается так хорошо, что вас даже не беспокоят эти вопросы. Или природа наградила вас
темпераментом, который позволяет невозмутимо воспринимать укусы и удары судьбы.
Вам можно позавидовать. Главное, чтобы ваша эмоциональная броня не мешала вам
общаться с людьми. Третий вариант – проблемы есть, но вы делаете вид, что их нет.
Люди с низкой тревожностью в экстремальных ситуациях выглядят не лучшим образом. Слишком спокойные и самоуверенные, они оказываются в нужный момент неподготовленными. Обычно у них низкая мотивация достижений. Им также необходимо учиться
управлять своим психическим состоянием, чтобы в ситуациях экзамена или соревнований,
которые для всех являются стрессовыми, показать все, на что способны.
7–13 – средний уровень тревожности. Умеренный уровень тревожности оказывает на человека стимулирующее действие. Однако вам следует учитывать, что ваше
внутренне состояние неустойчиво и зависит от влияния внешних факторов – успех или
неуспеха в делах, отношений с близкими людьми, здоровья.
14–20 – высокий уровень тревожности. Вероятно, вы часто испытываете нервноеперенапряжение. Обратите внимание на режим дня, займитесь спортом, пересмотрите
свои привычки. Определите, что для вас сейчас самое главное, и на время отложите
второстепенные дела. Не сравнивайте себя с другими! Возможно, у вас более тонкая и
чувствительная нервная система, чем у других людей. Учитывайте это при планировании своей работы. Не стремитесь к общению с большим числом людей.
Люди с высокой тревожностью беспричинно волнуются по поводу предстоящих
событий. Волнение и неуверенность мешают им достичь успеха. Людям с высокой тревожностью полезно научиться управлять своим психическим состоянием