Урок в 9 классе Комплексный анализ текста (подготовка к ЕГЭ)


Комплексный анализ текста
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Форма урока: урок-обобщение с элементами исследования
Обучающие цели:
организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний по теме «Текст» в рамках подготовки к ЕГЭ:
- повторить признаки текста;
- уметь находить изобразительные средства языка;
- уметь проводить комплексный анализ текста
Цели, ориентированные на развитие личности учащегося:
- создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её
Воспитательные цели:
воспитывать такие нравственные категории, как терпимость, понятия внутренней и внешней красоты человека
Оборудование урока: компьютер, мультимедийная установка и экран.
Ход урока:
Организационный момент
Учитель: Наш урок я бы хотела начать с известного высказывания Антона Павловича Чехова: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». (Слайд №1)
Как вы понимаете слова писателя?
Предполагаемый ответ: Человек должен следить не только за своей внешностью, но и за своими мыслями и поступками.
Учитель: С каким понятием соотносятся слова «лицо, одежда»? А слова «душа, мысли»?
Предполагаемый ответ: Лицо, одежда – внешний облик человека, душа, мысли – его внутренний мир.
Учитель: А как вы относитесь к внешней некрасивости человека, непохожести на других? Возможно, ответ на этот вопрос мы найдём в предложенном тексте. Работая над ним, мы также должны обобщить знания по теории текста, провести его анализ.
3. Работа с предложениями текста. (Слайд №2)
1)Есть такой набор тестов, по которым определяют, скажем,
настоящего мужчину.
2) Мы её не понимаем, а поэтому не любим.
3) Особенно в юности.
4) Порой мы бываем жестоки к непохожести.
5) Но есть ведь и другие тесты, по которым определяют настоящего
человека.
Учитель: Перед вами ряд предложений. Можно ли их назвать текстом? Почему?
Предполагаемый ответ: Нет, так как нет логической последовательности в построении.
Учитель: Расположите эти предложения так, чтобы получился текст.
Предполагаемый ответ: (Слайд №3)
1) Порой мы бываем жестоки к непохожести.
2) Особенно в юности
3) Мы её не понимаем, а поэтому не любим.
4) Есть такой набор тестов, по которым определяют, скажем,
настоящего мужчину.
5) Но есть ведь и другие тесты, по которым определяют настоящего
человека.
Работа с вновь созданным текстом:
Учитель: Докажите, что это текст.
Предполагаемый ответ: Предложения, входящие в данный текст, связаны между собой по смыслу и структуре, расположены в определённой последовательности, которая отражает логику повествования. Наблюдается смысловое единство, членимость текста.
Учитель: Какие средства связи вы наблюдаете в предложениях?
Предполагаемый ответ: Морфологические – местоимение (её), видовременные формы глаголов (настоящее время, несовершенный вид), противительный союз (но), частица (ведь).
Лексические – лексический повтор (настоящего), контекстные антонимы (такой – другой).
Синтаксические – парцелляция (расчленённая конструкция) в предложении 2, синтаксический параллелизм в предложениях 4 и 5.
Учитель: Какой ещё приём использует автор в предложениях 4 и 5?
Предполагаемый ответ: Антитеза – противопоставление, усиливается противительным союзом но.
Учитель: Определите способ связи между предложениями.
Предполагаемый ответ: В тексте используется как параллельная, так и последовательная связь.
В результате выполнения предложенных заданий учащиеся повторили следующие вопросы:
Что такое текст, его признаки
Способы и средства связи предложений в тексте
Выразительные средства языка
Эти знания необходимы учащимся при выполнении тестовых заданий в форме ЕГЭ (А-6,7,А-8,А-30, В-7,В-8).
Далее учитель предлагает познакомиться с продолжением текста и приглашает к размышлению о нравственных проблемах, поднятых в нём.
Учитель: Познакомьтесь с продолжением текста. ( Текст на слайде №4 читает учитель. )
(1) Порой мы бываем жестоки к непохожести. (2) Особенно в юности.
(3) Мы её не понимаем, а поэтому не любим. (4) Есть такой набор
тестов, по которым определяют, скажем, настоящего мужчину. (5)
Но есть ведь и другие тесты, по которым определяют настоящего
человека.
(6) Это ведь только в плохом фильме: если герой не поражает
красотой, отвагой и белозубостью, значит, он отрицательный. (7) А
«косая сажень», открытый взгляд и широкая улыбка несут в себе
исключительно положительный заряд.
(8) В жизни как раз не всё совпадает. (9) И то, что кажется
красотой, на деле может обернуться уродством. (10) И то, что
выдаётся за обаяние, при ближайшем рассмотрении может
оказаться эластичной, податливой маской, которая, в зависимости
от обстоятельств, то растягивается в улыбку, то собирается в
кулак.
Беседа по тексту.
Учитель: Что значит быть непохожим: это плохо или хорошо?
Предполагаемый ответ: Мы все разные, и это естественно. Если человек не такой, как я, это вовсе не значит, что он плохой. В нашем классе обучаются дети разных национальностей, вероисповеданий. Нужно уважать культуру и обычаи каждого народа.
Учитель: В русском языке появилось новое слово толерантность. Оно означает терпимость. Поэтому давайте научимся быть толерантными людьми, терпимыми друг к другу.
В предложениях 4 и 5 встречаются словосочетания «настоящий мужчина» и «настоящий человек». Какое понятие, на ваш взгляд, шире и в чём разница? Какими качествами должен обладать настоящий мужчина?
Предполагаемые ответы: Понятие «настоящий человек» шире, чем «настоящий мужчина», потому что настоящий человек должен обладать не только качествами настоящего мужчины (мужественность, сила, смелость), но и нравственными общечеловеческими качествами (доброта, сострадание, толерантность).
Учитель: Так каким же необходимо быть, чтобы вас назвали настоящим человеком?
Предполагаемый ответ: Настоящий человек должен быть не только сильным и мужественным, но и добрым и сострадательным.
Далее учитель предлагает продолжить комплексную работу с текстом, выполнив тестовые задания.
Задания к тексту.
Определите речевую ситуацию, стиль и тип речи.
Предполагаемый ответ: Запись на доске речевой ситуации.(1-много, официальная обстановка, сообщение+воздействие) Делается вывод, что данная речевая ситуация свойственна публицистическому стилю речи. Тип речи – рассуждение, так как первое предложение содержит тезис, т.е. утверждение, которое нужно доказать. Во второй части даётся обоснование высказанной мысли: приводятся аргументы и примеры.
2. В каком слове есть звук А (Слайд №5)
выдаётся
широкая
определяют
красотой
Предполагаемый ответ: В слове «определяют», так как звук «Я» находится под ударением.
Найдите грамматическую основу предложения № 1.
Предполагаемый ответ: мы бываем жестоки, сказуемое составное именное.
Определите способ образования слова белозубость.
Предполагаемый ответ: Способ образования суффиксальный от слова белозубый
В предложениях 8-10 найдите прилагательное в превосходной степени.
Предполагаемый ответ: ближайшем, это прилагательное стоит в простой превосходной степени, образовано при помощи суффикса –айш-.
В результате выполнения предложенных заданий учащиеся закрепили знания по фонетике, словообразованию (В-1), морфологии (А-10, В-2), синтаксису – нахождение грамматической основы (А-9), стилистике речи (А-30).
Какая пословица отражает микротему второго абзаца? (Слайд №6)
Не место красит человека, а человек место.
Мал золотник, да дорог.
Не всё золото, что блестит.
Муравей невелик, а горы сворачивает.
Предполагаемый ответ: Не всё золото, что блестит.
Учитель: Как вы понимаете эту пословицу?
Предполагаемый ответ: Не всегда внешне привлекательный человек красив душой. И наоборот.
Учитель: Да, к сожалению, внешняя красота человека не всегда гармонирует с внутренней. Вспоминаются слова И. Шевелёва: «При красоте тела невольно веришь в красоту души. При красоте души не замечаешь физического несовершенства». (Слайд №7)
Итог урока: Скажите, есть ли связь между словами А.П. Чехова и И. Шевелёва. (Слайд №8)
Предполагаемый ответ: Да, оба гуманиста говорят о внутренней и внешней красоте человека, о необходимости гармонии между этими двумя нравственными категориями.
Домашнее задание.
Напишите сочинение-рассуждение на тему «В человеке должно быть всё прекрасно…»
Данная работа способствует развитию мыслительной и творческой деятельности учащихся при выполнении части С ЕГЭ.